Закономерности доречевого развития ребенка в возрасте до 1 года
Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Как известно, он характеризуется стремительным развитием ребёнка: от практически полной беспомощности при рождении до первых шагов, слов и понимания простых фраз всего лишь через год.
Этот период является хоть и подготовительным, но очень важным в развитии детской речи. Его разделяют на четыре этапа:
I этап – от рождения до 3 месяцев – характеризуется развитием эмоционально крика ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более разнообразным и отражает оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. К двум месяцам в крике и плаче ребёнка можно услышать различные интонации голоса. Основой для такого развития является слух. С раннего возраста нормально развивающийся ребенок должен проявлять внимание к резким звукам. После месяца он начинает прислушиваться к более тихим шумам. Слуховое внимание к речи у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. На втором месяце жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. Многие родители отмечают, что своей выразительной мимикой, интонированным криком и разнообразными звуками, ребёнок как бы выражает своё состояние. В три месяца малыш ищет взглядом источник звука, реагирует на него (улыбкой или плачем), если ребёнок пребывает в хорошем расположении духа, сыт, доволен, то возникает «комплекс оживления» - все мы помним, как ребёнок начинает сучить ножками, улыбаться и гулить, когда с ним разговаривают. При этом голос матери для него – самый важный источник звука в этом возрасте, он с удовольствием слушает её и начинает реагировать на интонацию.
II этап (3-6 месяцев) - время появления гуления и лепета; Звуки гуления, издаваемые малышом не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. В этом возрасте дети хорошо усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто слышат от родителей. Гуление становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности.
В первые 4-5 месяцев жизни, под контролем слуха, ребенок часто повторяет звуки, которые слышит: щелчки, хлопки, стук; придумывает «свои» звуки, напоминающие покашливание, шуршание, урчание. Нередко такие «неречевые» звуки сочетаются со звуками речи. Ребёнок учится управлять движениями губ и языка, «добавлять» громкость или тихость.
III этап (6-10 месяцев) - начало развития понимания речи и активного лепета. Поток «речи» малыша распадается на отрезки, состоящие из нескольких, обычно одинаковых, слогов – это и называется лепетом. Малыш как бы играет процессом произнесения, путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. После семи месяцев ребёнок активно накапливает новые звуки лепета, он учится более тонким движениям артикуляции. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса. Многие родители отмечают, что если ругать малыша ласковым певучим голосом, то он будет смеяться и радоваться, как будто его хвалят. Это связано с тем, что при понимании речи, ребёнок наибольшее значение уделяет интонации и ритму.
IV этап (10-12 месяцев) - время появления первых слов, связанных с ближайшим окружением ребёнка. Родители, эмоционально общаясь с малышом, обращают внимание на различные предметы и называют их. Ребенок усваивает эти названия и, используя уже доступные ему лепетные слоги, говорит первые лепетные слова, по звучанию все более напоминающие слова родного языка. Наряду с этим, малыш продолжает экспериментировать с произнесением цепочек различных слогов, слоги в таких цепочках могут отличаться по длительности, громкости и высоте.
Итак, к концу первого года жизни ребенок не только различает часто употребляемые слова, но и учится произносить первые слова, в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов: баба, папа, мама, ляля и др. На этом заканчивается доречевой период и дальше идет период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.