Картотека игровых логоритмических упражнений
Игровое упражнение «Простая песенка».
Цель: Автоматизация звука в слогах. Содержание: Пропойте любую знакомую мелодию песни без слов на слог «са» или «ша» (в зависимости от того над каким звуком в данный момент идет работа), «за», «ла», «кря» (песенка утят), «жу» (песенка жуков) и т.д.
Игровое упражнение на развитие речевого дыхания.
Цель: Развитие речевого дыхания Содержание: Посоревнуйтесь с ребенком, кто сможет просчитать до 10 на одном дыхании, назвать времена года, на одном дыхании, назвать имена всех членов семьи на одном дыхании.
Игровые упражнения для автоматизации свистящих звуков.
Цель: Автоматизация свистящих звуков в стихах Содержание: Взрослый сначала демонстрирует упражнение целиком, затем ребенок действует отраженно. В дальнейшем возможно использование упражнений в самостоятельной деятельности.
Песенка
Возможно петь на мелодию «Во саду ли, в огороде»
Мы сидим на лесенке |
Подпереть кулачком правой руки щеку, локоть правой руки упирается в левую руку |
И поем мы песенки |
Соединяют, разъединяют большой палец и собранные вместе указательный, средний, безымянный, мизинец |
Все поют, и я пою |
Руки развести в стороны, сложить на груди |
Песню звонкую свою |
Соединяют, разъединяют большой палец и собранные вместе указательный, средний, безымянный, мизинец |
Вместе с мамой
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде»
Вместе с мамой я встаю |
Руки вытянуть вверх |
Сам постель свою стелю |
Руки согнуты в локтях, под прямым углом, описывают дугу слева направо и обратно
|
Умываюсь, одеваюсь |
Имитируют умывание. Обнимают себя руками, скрещенными на груди
|
С мамой в детский сад иду |
Идут на месте |
Заяц белый
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде»
Заяц белый, заяц белый |
Ладони приставить к голове, как уши |
Ты куда за лыком бегал? |
Руки согнуть в локтях, бежать на месте
|
Заяц белый отвечал:
|
Ладони приставить к голове.
|
-Я не бегал, я скакал. |
Бег на месте, прыжки на месте.
|
Цыплята
Из колодца принесла |
Руками описывают большой круг
|
Курица водицы |
Соединяют ладони
|
И цыплята прибежали |
Бег на месте
|
Чтоб воды напиться. |
(после слов) Соединяют ладони. Имитируют, что пьют воду.
|
Игровые упражнения для автоматизации шипящих звуков.
Цель: Автоматизация шипящих звуков в стихах
Содержание: Взрослый сначала демонстрирует упражнение целиком, затем ребенок действует отраженно. В дальнейшем возможно использование упражнений в самостоятельной деятельности.
Букашки
Две букашки на опушке |
Машут руками, согнутыми в локтях, как крыльями |
Отдыхают на подушке |
Соединяют ладони, прикладывают к щеке |
Медвежата и ежата
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени»
Не знали медвежата |
Шагают на месте, переваливаясь |
Что колются ежата |
Сжимают, разжимают кулачки |
И давай с ежатами |
Хлопают по коленочкам |
Играть как с медвежатами |
Хлопают в ладоши |
Вдруг медвежата в слезы: |
Трут кулачками глаза |
- От ёжиков - занозы! |
Подносят указательный палец правой руки к ладошке левой руки и наоборот |
Ежики-то, молодцы |
Гладят себя по голове |
Принесли скорей щипцы |
Соединяют ладошки лодочкой |
И давай колючки вынимать по штучке |
Указательный и большой палец подносят к ладошке соединяя вместе, как щипцы. |
Медвежонок
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени»
Неуклюжий медвежонок |
Шагают на месте, как медведи |
Ежедневно ужин ждет
|
Подпирают кулачком правой руки щеку, локоть правой руки опирается на левую руку |
Ведь на ужин медвежонок |
Соединяют ладошки вместе
|
Получает сладкий мед |
Гладят живот |
Поезд
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу Я стучу, стучу, стучу Я лечу, лечу, лечу,
|
Топающим идем по кругу, руки согнуты в локтях вдоль тела
|
Опоздать я не хочу |
Покачиваем головой |
Игровые упражнения для автоматизации сонорных звуков.
Цель: Автоматизация сонорных свистящих звуков в стихах.
Содержание: Взрослый сначала демонстрирует упражнение целиком,
затем ребенок действует отраженно. В дальнейшем возможно использование
упражнений в самостоятельной деятельности.
Три щетки
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде»
Этой щеткой чищу зубы
|
Имитация чистки зубов |
Этой щеткой башмаки
|
Наклон вниз. Имитация чистки башмаков. (после произнесения слов)
|
Этой щеткой чищу вещи
|
Наклоны в стороны, руки скользят вдоль туловища (после роизнесения слов) |
Все три щетки мне нужны |
Руки вверх
|
На велосипеде
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде»
Мы с Мариною соседи |
Повернуть туловище влево, вправо |
Едем на велосипеде Вместе крутим мы педали
|
Круговые движения согнутыми руками
|
И нисколько не устали |
Грозят указательным пальцем |
Замок
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде»
На двери висит замок
|
Пальцы сцепить в замок, на уровни груди |
Кто его открыть бы смог
|
Выпрямляем сцепленные руки вперед и опять сгибаем в локтях
|
Постучали
|
Постучать сцепленными руками по коленочкам
|
Покрутили |
Покрутить сцепленными руками |
Потянули и открыли |
Расцепить пальцы
|
Медведь в берлоге
У лесной дороги Спал медведь в берлоге
|
Присесть на корточки, колени обхватить руками, голову прижать к коленям
|
Кто-то мимо проходил
|
Встать на ноги. Шаги на месте |
И медведя разбудил |
Потрясти кистью руки, имитируя колокольчик |
Зарычал медведь в берлоге
|
Сделать свирепое лицо. Руки с растопыренными пальцами поднять вверх
|
Уноси скорее ноги. |
Бег на месте
|
Грибы
Возможно петь на мелодию «Ах, вы сени».
Утром дети в лес пошли |
Идут высоко поднимая колени
|
И в лесу грибы нашли |
Правую руку, ребром приставить ко лбу. Поворот вправо, влево.
|
Наклонялись, собирали |
Наклон вправо, влево
|
Литература.
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса
у детей /Е. С. Алмазова /под общей ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс,
2005. – 192 с.
2. Артемов, В. А. Речевая интонация //Экспериментальная фонетика.
Вып. 3. – Минск: Высшая школа, 1971. – С. 196-214.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей /Е. Ф. Архипова. – М.:
АСТ: Астрель, 2007. – 331 с
4. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.