Картотека логопедических игр с камешками "Марблс"

  • pdf
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала картотека лого игр с камешками Марблс для ст дошк возр.pdf

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Лицей № 159»

 

 

 

Картотека логопедических игр с камешками «Марблс» для детей старшего дошкольного возраста

Разработала: 

учитель-логопед

МАОУ «Лицей № 159»  Косенко Е. Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры для развития мелкой моторики

 

Игра «Угадай-ка или найди клад»

Цель: развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков «Марблс» (например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.).

Логопед предлагает детям найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. 

Усложнение задания: Определить, что именно спрятано в камешках на ощупь.

 

 

Игра «Веселые пальчики»  

Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить названия цветов.

Логопед просит из емкости достать камешки: 

-   красные камешки взять большим и указательным пальцем

 -желтые камешки взять большим и средним пальцем

-   зеленые камешки взять большим и безымянным пальцем

-   синие камешки взять большим пальцем и мизинцем

   

 

Массаж камешками «Марблс».

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:  

Камешек в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

 

 

 

Релаксационное упражнение «Муфта»:

Приятное релаксационное воздействие камешков «Марблс»  на рецепторы пальцев.

«Мы насыпали шары и пальцы запустили…

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили!»

 

 

 

 

 

Игры для развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

 

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.

Логопед произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребенок, услышав заданный звук, выкладывает дорожку камешками.

 

 

Игра «Мягкий или твердый?»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.

Ребенок проговаривает слоги, слова за логопедом и селит их в нужный домик, обозначая их камешками «Марблс» (твёрдые - синие, мягкие– зелёные).

 

Игра «Сигнал»

Цель: развитие фонематического слуха.

Логопед произносит слоги, слова со звуками [Л] и [Ль]. Ребенок, когда услышит звук [Л] - зажимает в руке синий камешек, а если [Ль] - зеленый.  

 

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

 

Игра «Зажигаем в окнах свет»

Цель: определять позицию звука в слове. Ребенок называет картинку, определяет позицию звука в слове и закрывает камешком соответствующее окошко в доме. 

 

Игра «Сосчитай, не ошибись» Цель: Закрепление навыков слогового анализа слова.

Ребенок делит слова на слоги с

одновременным выкладыванием камешков.  Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

 

 

  

Игры для формирования лексикограмматического строя речи

 

Игра «Укрась картинку».

Цель: Расширять и активизировать словарь по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «» и т.д.

Называй предмет и выкладывай камешки по цвету.

 

Игра «Помоги гномику»

Цель: совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Помоги гномику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом - ИК. Например: столик, стульчик, домик и т. д.

 

Игра: «Помири друзей»

Цель: Учить различать и употреблять притяжательные местоимения мой и моя.

 Взрослый предлагает детям помирить друзей. Если про предмет можно сказать мой положи камешек в клеточку Мише, а если можно сказать моя, положи камешек в клеточку Маше.

 

Игра «Жадина»

Цель: Учить различать и употреблять притяжательные местоимения мой и моя. Этот ежик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку.

 

Чудесный сундучок

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и словопризнак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д. 

 

 

 

 

 

Игры по подготовке к обучению грамоте

 

Игра «Знакомство с буквой

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы.

Ребёнок выкладывает буквы камешками. На следующих занятиях можно выложить букву по памяти, без использования шаблона. После знакомства с буквой уточните у ребёнка, какие ещё он знает слова, начинающиеся на данный звук. Определите место изучаемого звука в предлагаемой картинке.

 

 

 

 

Игра «Зеркало»

Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно – двигательной координации.

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из камешков Марблс, а неправильное отражение убрать.

 

 

Игра «Строители»

Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно – двигательной координации. Ребенок восстанавливает сломанные буквы.

 

 

Игра «Волшебный сундучок»

Цель: развивать у ребенка тактильную память, способность на ощупь определить букву.

Ребёнок в волшебном сундуке с камешками на ощупь находит букву и отгадывает ее, придумывает слово, начинающееся на эту букву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на этапе автоматизации звуков в слогах, в словах, в чистоговорках

 

Игра-ходилка

Цель: автоматизация звуков [с], [с'], [ш], [ж], [л], [р], [р'].

Помоги белке добраться до орешка. Для этого ты должен правильно назвать картинки (или повторять  слова за мной). С каждым правильно произнесённым словом ты берёшь камешек и выкладываешь дорожку к орешку. Говори красиво, выделяй звук [Л].

 

Игра «Мамина помощница»

Цель: автоматизация звуков [с], [с'], [ш], [ж],

[л], [р], [р'].

Помоги девочке полить цветы на клумбе. Для этого, проложи дорожку из камешков, проговаривая слоги или слова со звуком [с]

(или [с'], [ш], [ж], [л], [р], [р']).

 

Игра «Помоги двум друзьям встретиться»

Цель: Дифференциация звуков (С-Ш, Л-Р) в слогах, словах 

1.                 Ира любит слова, в которых есть звук Р, а Владик в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире, или Владику и помоги друзьям встретиться.

2.                 Света любит слова, в которых есть звук С, а Миша в которых есть звук Ш. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Свете, или Мише и помоги друзьям встретиться.

 

Игра «Лабиринты»

Цель: автоматизация звуков [с], [с'], [ш], [ж], [л], [р], [р']. Передвигай камешек по картинкам, четко проговаривая слова.