муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 комбинированного вида» города Татарск
Картотека массажа биологически активных зон для детей дошкольного возраста
Выполнила:
Учитель-логопед
Вальтер М.Н.
г. Татарск
Оглавление
Массаж рук «Божья коровка». 5
Массаж ног «Капуста». 5
Массаж лица «Ёжик». 5
Массаж стоп «Баю-баю-баиньки». 6
Массаж биологически активных зон «Тили-тили-тили-бом!». 6
Упражнение «Разминаем пальчики». 7
Самомассаж «Раскрасим петушка». 7
Массаж кистей рук «Мышка». 8
Массаж тела «Лягушата». 8
Массаж лица «Пчела». 9
Массаж спины «Дождь» (французская народная детская песенка) 9
Массаж пальцев «Рукавицы». 10
Массаж носа «Морковь». 10
Массаж пальцев «Дружба». 11
Массаж «Лиса». 11
Массаж биологически активных зон «Наступили холода». 12
Массаж ног «Курочки и петушок». 12
Массаж биологически активных зон «Снеговик». 13
Массаж пальцев «Орешник». 14
Массаж биологически активных зон «Снегири». 14
Массаж биологически активных зон «Обезьяна Чи-чи-чи». 15
Массаж рук «Строим дом». 15
Массаж груди «Мочалочка». 16
Массаж биологически активных зон «Кисонька». 16
Массаж лица «Котята». 17
Массаж носа «Труба». 18
Массаж пальцев «Грачи». 18
Массаж лица и тела «Спинка, спинка». 19
Самомассаж тела «Мочалочка». 19
Массаж «Считалочка для Мышки». 20
Массаж рук «Скворцы». 20
Массаж биологически активных зон «Труба». 21
Массаж пальцев «Умывание». 21
Массаж ступней и пальцев ног «Пальчики на ножках». 21
Массаж биологически активных зон «Сорока». 22
Массаж пальцев «Матрёшки». 23
Массаж биологически активных зон «Пчела». 23
Массаж спины «Спинка-тростинка». 24
Массаж пальцев «Добрый доктор Айболит». 25
Массаж «Лягушата». 25
Массаж шеи «Петушок». 26
Массаж пальцев «Прогулка». 26
Массаж носа «Улитка» по китайской методике. 27
Массаж биологически активных точек «Что делать после дождика?». 27
Массаж лица «Бурундук». 28
Массаж спины «Свинки». 28
Массаж ушей «Чтобы уши не болели». 29
Массаж спины «Комары». 29
Массаж биологически активных точек «Вышел зайчик погулять». 30
Массаж ушей «Тили-бом» по китайской методике. 30
Самомассаж «На крылечке». 31
Массаж биологически активных точек «В январе». 32
Массаж ушей «Муха». 32
Массаж биологически активных зон «Неболей-ка». 33
Массаж пальцев «Малина». 33
Массаж лица «Воробей». 34
Массаж рук «Мыло» по китайской методике. 34
Массаж стоп «Молоточки». 35
Массаж шеи «Лук» по методу китайской медицины.. 35
Массаж головы «Ёжик» по методу китайской медицины.. 36
Массаж спины «Суп». 37
Массаж биологически активных зон «Солнышко». 37
Массаж пальцев «Мебель». 38
Массаж рук «Улитка». 39
Массаж лица «Умывалочка». 39
Массаж пальцев «Я – зверёк». 40
Массаж спины «Паровоз». 40
Божья коровка,
Полети на облачко,
«Пробежать» пальцами правой руки по левой
руке от кисти к плечу.
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом:
«Пробежать» пальцами левой руки
по правой руке от кисти к плечу.
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
Поглаживать правой ладонью левую руку от
кисти к плечу.
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Поглаживать левой ладонью правую руку от
кисти к плечу.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздаётся в доме стук.
Поколачивать кулачками по ногам от лодыжек
вверх по икрам и бёдрам.
Мы капусту нарубили,
Постукивать рёбрами ладоней.
Перетёрли,
Потирать кулачки друг о друга.
Посолили.
Легко постукивать пальчиками.
Жа-жа-жа,
Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу – 7
раз.
Жу-жу-жу,
Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам –
7 раз.
Ужа-ужа-ужа,
Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав
козырёк, и растереть лоб движениями в стороны – вместе.
Жок-жок-жок,
Надень, ёжик, сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.
Баю-баю-баиньки,
Купим сыну валенки.
Потирать стопы.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Разминать пальцы стоп.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Поглаживать стопы.
Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу,
энергично разводить их в стороны и сводить
вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от
переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
Раздвинуть указательный и средний пальцы.
Остальные пальцы
сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед ухом и за ухом.
в соединении с мимической гимнастикой
Разминаем пальчики, раз-два-три!
Разминаем пальчики – ну-ка, посмотри!
Сжимать и разжимать пальцы.
Вот бежит Лисичка, раз-два-три!
Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
Лепим, лепим личико, раз-два-три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Делать плавные движения руками, поочередно
выдвигая вперед руки.
Легко «пробежаться» пальчиками по лицу.
Хитрая Лисичка – вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Придать лицу выражение хитрости.
Вот Лисичка злая, ой-ой-ой!
От нее скорее убегу домой.
Оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь
пальцы, как когти.
У Лисички нашей грустный вид,
Сидит одна Лисичка и грустит.
Изобразить грусть – опустить голову и уголки
рта вниз.
Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Улыбнуться.
Раз и два! Раз и два!
Начинается игра!
Потирать ладони друг о друга.
Крась и крылья и живот,
Крась и грудочку и хвост,
Крась и спинку, крась и ножки,
Гребешок покрась немножко.
Поглаживать ладонями руки, живот, грудь,
поясницу, ноги, голову.
Вот какой стал петушок,
Ярко-красный гребешок!
Поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться
и сделать несколько полуоборотов вправо-влево, влево-вправо.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку. Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» –
Что за шум? Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Это мышка в норке
Хлебные ест корки. Потереть ладони друг о друга.
Лягушата встали, потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом,
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки,
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»
Выполнять движения, соответствующие тексту.
Ла-ла-ла,
На цветке сидит пчела.
Провести пальцами обеих рук по лбу от
середины к вискам – 7 раз.
Ул-ул-ул,
Ветерок подул.
Провести пальцами по щекам сверху вниз – 7
раз.
Ала-ала-ала,
Пчелка крыльями махала.
Кулачками энергично провести по крыльям носа
– 7 раз.
Ила-ила-ила,
Пчелка мед носила.
Растереть лоб ладонями, приставленными к нему
козырьком.
Дети встают друг за другом «паровозиком»
и выполняют движения в соответствии с текстом.
Дождь! Дождь! Надо нам:
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек,
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Дети поворачиваются на 180° и делают массаж
ещё раз.
Вяжет бабушка Лисица –
Всем лисятам рукавицы:
Поочередно потереть большим пальцем подушечки
остальных пальцев.
Для лисёнка Саши,
Для лисички Маши.
Для лисёнка Коли,
Для лисички Оли.
Поочередный массаж пальцев левой руки,
начиная с большого пальца
(при повторении массировать пальцы правой руки).
А маленькие рукавички –
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках – да-да-да!
Не замерзнем никогда!
Потереть ладони друг о друга.
– А у нас есть валенки,
Отвечали Заиньки, –
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь!
Дети «приглашают» Мишеньку примерить валенки.
Вот-вот-вот,
Морковки водят хоровод.
Потереть большими пальцами указательные пальцы.
Ава-ава-ава,
Веселая забава.
Массировать ноздри указательными пальцами
сверху вниз и снизу вверх.
Овь-овь-овь,
Вкусная морковь.
Дети показывают, какая вкусная морковь.
И в полоску блузы
Выбрали арбузы.
Движения руками вверх-вниз, влево-вправо.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. Растирание ладоней.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. Разминание пальцев.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Массирование пальцев сначала на левой руке, потом – на правой руке.
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от
периферии к центру:
от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А потом ладошкой –
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки,
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
Красуясь, выполнять полуобороты корпуса
вправо-влево,
поставив руки на пояс и выпрямив спину.
Ехать в поезде тепло,
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Да-да-да.
Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да.
Превратилась в лед вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее
сверху вниз.
Ду-ду-ду.
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья
носа.
Ду-ду-ду.
Я на лыжах иду. Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды.
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и
энергично растирать лоб движениями в стороны — к середине лба.
Ди-ди-ди,
Хлопки в ладоши.
Ну, заяц, погоди!
Погрозить пальцем.
(под мелодию «Ах вы, сени мои сени»)
Наседка нередко ругала цыплят:
Поглаживание подъема ноги.
«Кончайте клеваться, кому говорят!
Массаж щиколоток.
Кто много клюется, тот мало клюет,
Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки
вверх.
Кто мало клюет, тот плохо растет,
Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.
Кто мало растет, тот болен и худ,
Поглаживание ноги ладонями.
Кто худ и бессилен, того заклюют!»
Поглаживание коленок.
Раз – рука, два – рука,
Вытянуть вперед одну руку, потом – другую.
Лепим мы снеговика.
Имитировать лепку снежков.
Три-четыре, три-четыре,
Нарисуем рот пошире.
Погладить ладонями шею.
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Кулачками растереть крылья носа.
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас!
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть
лоб.
Семь и восемь, семь и восемь
Мы плясать его попросим.
Погладить колени ладошками.
Наклонил орешник ветки –
Поглаживание ладонью правой руки кисти левой
руки.
Дарит всем зверям орешки.
Круговые движения собранными вместе
кончиками пальцев правой руки по ладони левой
руки.
Вот орешек для бельчонка,
Вот орешек для мышонка,
Поочередное массирование каждого пальца левой
руки,
начиная с большого пальца.
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундучку.
И орешек для меня
Приготовил он, друзья!
Потирание ладоней друг о друга.
При повторении также массировать пальцы правой
руки.
Ра-ра-ра,
Погляди-ка, детвора.
Приставить ладони ко лбу «козырьком»
и растирать лоб движениями в стороны к центру.
Ря-ря-ря,
Взошла красная заря.
Раздвинуть указательный и большой пальцы
и растирать точки перед ушами и за ушами.
Ре-ре-ре,
Растет рябина на горе.
Кулачками энергично провести по крыльям носа.
Ри-ри-ри,
Клюют рябину снегири.
Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.
Дети садятся по-турецки.
Обезьянка Чи-чи-чи
Продавала кирпичи.
Провести ладонями по шее от затылочной части
к основанию горла.
Подбежал тут к ней Зайчонок:
– Не продашь ли кирпичонок?
Указательным и средним пальцами провести по
крыльям носа.
– Нет! – сказала Чи-чи-чи, –
Продаю я кирпичи.
Всеми пальцами провести по лбу
от середины к вискам.
Знай, Зайчонок,
Нет слова «кирпичонок»!
Раздвинуть указательный и средний пальцы,
поставить их перед ухом и энергично растереть кожу около ушей.
Целый день тук да тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой
руке от кисти к плечу.
Раздается звонкий стук.
Похлопывание ладонью левой руки по правой
руке от кисти к плечу.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
Поколачивание правым кулачком по левой руке
от кисти к плечу.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Поколачивание левым кулачком по правой руке
от кисти к плечу.
Этот дом для белочек,
Растирание правым кулачком левой руки
круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков,
Растирание левым кулачком правой руки
круговыми движениями.
Этот дом для девочек,
«Пробежаться» пальчиками правой руки по левой
руке от кисти к плечу.
Этот дом для мальчиков.
«Пробежаться» пальцами по правой руке.
Вот какой хороший дом,
Погладить ладонью правой руки левую руку от
кисти к плечу.
Как мы славно заживем,
Погладить ладонью левой руки правую руку от
кисти к плечу.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Скользящие хлопки ладоней друг о друга:
упражнение «Тарелочки».
Дети сжимают пальцы в кулачки и выполняют массаж,
выполняя движения соответственно тексту.
Я мочалочку возьму,
И ключицу разотру.
И кругами, и кругами
Грудь массирую руками.
А потом, а потом –
Будет весело кругом!
Дети проговаривают чистоговорку:
Са-са-са,
Кисонька-краса.
Поглаживание ладонями шеи.
Сы-сы-сы,
Есть у кисоньки усы.
Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.
Исы-исы-исы,
Молоко для кисы.
Провести пальцами по лбу от середины к вискам
– 7 раз.
Иса-иса-иса,
Бантиком играет киса.
Ладонями растирать уши.
Поиграли котята и стали умываться.
Носик, носик! Где ты, носик?
Провести кулачками по крыльям носа – 4 раза.
Лобик, лобик! Где ты, лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины к
вискам – 4 раза.
Щёчка, щёчка! Где ты, щёчка?
Пальцами погладить щеки сверху вниз – 4 раза.
Будет чистенькая дочка,
Погладить ладонями шею.
Будут чистенький сынок,
Растереть ладошками уши.
И котенок-малышок.
Потереть ладони друг о друга.
Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:
– Лапки мыли?
– Мыли!
– Ушки мыли?
– Мыли!
– Хвостик мыли?
– Мыли!
Всё помыли.
И теперь мы чистые,
Котики пушистые.
Дети проговаривают чистоговорку:
Ба-ба-ба,
Заиграла труба.
Большими пальцами потереть указательные
пальцы.
Бу-бу-бу,
Задудели мы в трубу.
Провести пальцами по крыльям носа.
Бе-бе-бе,
Я играю на трубе.
Массировать ноздри указательными пальцами
снизу вверх и сверху вниз.
Мы лепили куличи,
Дети «лепят пирожки».
Прилетели к нам грачи.
Помахать «крыльями»-ладошками.
Первый грач испек пирог,
А второй ему помог.
Поочередно массировать каждый палец, начиная
с большого пальца.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол.
Пятый долго не зевал,
И пирог у них склевал.
Постучать пальцами по коленям.
Раз, два, три, четыре, пять –
Поочередно загибать пальчики.
Выходи грачей считать!
Резко вытянуть руки вперед – ладонями вверх.
Спинка, спинка –
Закинуть руки за шею и помассировать спину.
Потолок.
Пальцами помассировать голову.
Электрический звонок.
Нажать указательным пальцем на кончик носа.
– Хозяин дома?
– Дома!
Указательными пальцами потереть крылья носа.
– Гармонь готова?
– Готова!
Ладонями растереть уши.
– Можно поиграть?
Погладить шею.
– Да!
Ладонями погладить грудь, живот, ноги.
Трём рукой-мочалочкой –
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Поглаживание и растирание ступней, голеней и
бедер
в положении сидя.
Пятки и носочки –
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Ножку до коленочка –
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Мы помоем чистенько –
Вверх и вниз, вверх и вниз.
А бедро разотрём –
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Отдыхать пойдём –
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Дети выполняют движения в соответствии с
текстом.
Раз, два, три, четыре,
Провести руками по шее от затылка к груди – 4
раза.
Сосчитаем дыры в сыре.
Мягко поглаживать шею ладонями сверху вниз.
Если в сыре много дыр,
Указательными пальцами, мягко надавливая,
провести по крыльям носа – 4 раза.
Значит, вкусным будет сыр.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к
вискам – 4 раза.
Если в нем одна дыра,
Раздвинув указательный и безымянный пальцы
«вилочкой»,
растереть точки перед ушами и за ушами.
Значит, вкусным был вчера.
Потереть ладони друг о друга.
Раз и два – звенят капели.
«Пробежаться» пальчиками правой руки по левой
руке от кисти к плечу.
Три-четыре – мы запели.
Погладить ладонью.
Пять и шесть – летят скворцы,
Пошлёпать ладошкой.
К нам летят скворцы-певцы.
Круговые движения кулачком.
Семь и восемь – песни льются.
Поколачивание кулачком.
Девять-десять – все смеются.
Поглаживание ладонью.
При повторном выполнении массажа действия
проводятся другой рукой.
Ба-ба-ба,
На крыше есть труба.
Провести всеми пальцами по лбу от середины к
вискам – 7 раз.
Бу-бу-бу,
Надо чистить трубу.
Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.
Бы-бы-бы,
Валит дым из трубы.
Растереть ладонями уши.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку.
Дети поочередно массируют каждый палец.
Нет, не понемножку – посмелей,
Будет умываться веселей.
Энергично растирают ладони и кисти рук.
Пальчики на ножках –
Как на ладошках.
Дети массируют, «вращают» руками пальчики на
ногах.
Я их смело покручу,
И шагать научу.
Разведу вперед-назад,
И сожму руками.
Один палец тянуть рукой на себя, другой – от себя.
Здравствуйте, пальчики,
Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики,
Игрушки заводные!
Сжимание ладонями пальцев ног.
Дети проговаривают чистоговорку:
Ока-ока-ока,
Где живет сорока?
Потереть ладони друг о друга.
Оки-оки-оки,
Не найти гнездо сороки.
Приставить ладони ребрами ко лбу, как
козырек,
и энергично растирать лоб движениями в стороны –
к середине лба.
Ок-ок-ок,
На, поклюй-ка колосок!
Кулачками провести под крыльями носа.
Ку-ку-ку,
Попить лети ты на реку.
Раздвинуть указательные и средние пальцы
«вилочкой»
и растирать точки перед ушами и за ушами.
Ко-ко-ко,
А река-то далеко!
Мягкими движениями ладоней погладить шею сверху
вниз.
Мы – красавицы Матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Прижимать ладони друг к другу
и совершать ими вращательные движения.
Раз – Матрёна, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять.
Поочередно массировать пальцы, начиная с
большого пальца,
сначала на одной руке, при повторении – на
другой.
Нас не трудно сосчитать:
Сжимать и разжимать пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять!
Поочерёдно загибать пальцы на руке.
Дети проговаривают чистоговорку.
Жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу.
Указательными пальцами провести по крыльям
носа, мягко надавливая.
Жи-жи-жи,
Мне цветок покажи.
Рёбрами ладоней растирать лоб.
Же-же-же,
Василёк растёт в меже.
Ладонями погладить шею движениями сверху
вниз.
Жу-жу-жу,
Про цветы всем расскажу.
Раздвинуть указательный и средний пальцы
и растирать ими точки перед ушами и за ушами.
Дети строятся друг за другом, проверяют осанку,
выпрямляют спинки.
Лягушата встали,
Спинки показали.
Встать, выпрямившись.
Вот прямая спинка,
Спинка-тростинка.
Погладить ладонями спину сверху вниз.
Ладошками стучали,
Спинку выпрямляли.
Постучать ладошками по спине сверху вниз.
Пальчики бежали,
Спинку выпрямляли.
Быстро «пробежаться» пальцами по спине.
Кулачки стучали,
Спинку выпрямляли.
Поколачивание спины кулачками.
Вот какая спинка,
Спинка-тростинка.
Поглаживание спины ладонями мягкими
движениями.
Вот лягушка Маша,
Вот лягушка Женя,
Вот лягушка Ира,
Вот лягушка Сеня.
Дети совершают указательные движения в
направлении друг на друга.
Вместе пляшут и поют,
Вместе весело живут,
Вместе хоровод ведут.
Дети пляшут, водят хоровод.
Дети поочерёдно массируют пальцы сначала на одной руке,
при повторном выполнении упражнения – на другой
руке.
Добрый доктор Айболит –
Он мышонку говорит:
«Правила движения –
Все, без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Мышата и котята».
Лягушата дружно встали,
Свои лапки показали.
Вытянуть согнутые в локтях руки вперед –
пальцы широко раздвинуты.
Спинки прогибаются,
Лягушки улыбаются.
Слегка прогнуться назад.
Лапками похлопали,
Ладошками пошлепали. Хлопки в ладоши.
Шлеп по грудке, по руке,
По бокам и по спине.
Шлепки по груди, левой рукой по правой руке, по бокам и спине.
По другой руке стучали,
И нисколько не устали.
Шлепки по груди, правой рукой по левой руке
от кисти к плечу, по бокам и спине.
Застучали по ногам,
Шлеп-шлеп-шлеп, тарам-пам-пам!
Хлопки по ногам снизу вверх.
А потом, потом, потом –
Кулачком все разотрем.
Растереть кулачками руки, грудь, бока, спину,
ноги.
Ладошками себя погладим,
И дружно с ровной спинкой встанем!
Погладить себя мягкими движениями ладоней.
Встать, хорошо выпрямив спину.
Через поле, через реку
Крикнул Петя: «Кукареку!»
Левой рукой обхватить шею с правой стороны и
погладить её, проводя ладонью к основанию горла. Повторить то же правой рукой.
На высоком берегу
Эхо вторило: «Ку-ку!»
Указательным и большим пальцами оттянуть кожу
на шее и отпустить её.
Раз, два, три, четыре, пять –
Поочередно соединять пальцы, соприкасаясь
подушечками.
Вышли пальцы погулять.
Хлопки в ладоши.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого пальца,
от основания к ногтю по внешней стороне. При повторном выполнении упражнения массажируются пальцы правой руки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
Интенсивно растереть кисти рук.
Погуляли, погуляли,
И домой пришли опять.
Энергично встряхивать кистями рук.
(для повышения иммунитета к заболеваниям
верхних дыхательных путей)
Три часа ползли улитки,
Три часа ползли подружки,
На себе таща избушки.
Дети потирают указательные пальцы друг о
друга, массируют ноздри сначала движением сверху вниз, затем движением снизу
вверх.
Повторять 10 – 20 раз.
Массаж
биологически активных точек «Что делать после дождика?»
– Что делать после дождика?
Большими пальцами рук мягко поглаживать шею
сверху вниз – 3 раза.
– По лужицам скакать!
Сильно раздвинув указательный и средний
пальцы обеих рук, положить средний палец перед ухом, указательный – за ухом и
растереть кожу.
– Что делать после дождика?
Сжав руки в кулаки, возвышениями больших
пальцев растереть
крылья носа – 3 раза.
– Кораблики пускать!
Положить по три пальца каждой руки на
середину лба и массировать, мягко надавливая.
– Что делать после дождика?
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 3
раза.
– На радуге качаться!
Энергично растереть ладони.
– Что делать после дождика?
– Да просто улыбаться!
Вытянуть ладони вперед и улыбнуться.
Щечка, щечка –
Два мешочка,
Поглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра
к вискам.
Три-четыре корешочка.
Надавить пальцами на переносицу, середину
бровей. Совершать вращательные движения по часовой, затем против часовой
стрелки.
Пять брусничек,
С усилием надавливая, провести указательными
пальцами по бровям.
Шесть морошек.
Закрыть глаза и мягко погладить веки.
Семь букашек,
Восемь мошек.
Надавливая на крылья носа, провести пальцами
от переносицы к носовым пазухам.
Лапкой в щечку –
Стук, стук, стук:
Похлопать ладонями по щекам.
– На здоровье, Бурундук!
Вытянуть ладони вперед и покачать головой.
Как на пишущей машинке –
Две хорошенькие свинки
Все по-сту-ки-ва-ют,
Все по-хрю-ки-ва-ют:
Туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Дети встают друг за другом паровозиком
и похлопывают ладонями по спине впереди
стоящего ребенка.
При повторении потешки дети поворачиваются на
180°
и постукивают кулачками по спине впереди стоящего ребенка
В третий раз дети постукивают пальчиками
по спине впереди стоящего ребенка.
И в заключение дети поглаживают ладонями
спину впереди стоящего ребенка.
Чтобы уши не болели,
Разомнем мы их скорее.
Пальцами мягко разминать ушные раковины.
Вот сгибаем, отпускаем,
И опять все повторяем.
Пальцами сгибать ухо и отпускать его.
Козелок мы разомнем,
Большими и указательными пальцами обеих рук
растирать козелок.
По уху пальчиком ведем.
Провести указательными пальцами обеих рук по
краям ушных раковин.
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем.
Ладонями энергично растереть уши.
Дети встают друг за другом.
Мой приятель Валерий Петров
Никогда не кусал комаров,
Растирать спину ладонями.
Комары же об этом не знали,
И Петрова часто кусали.
Легко постукивать пальцами по спине.
«Кусь-кусь-кусь! Кусь-кусь-кусь!
Я Петрова не боюсь!
Легко пощипывать спину.
Буду я его кусать,
Буду я его щипать!
Поколачивать кулачками по спине.
Эй, Валерий, убегай,
Комаров не догоняй!»
Поглаживать ладонями спину.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Приставить ладони ко лбу как козырек – пальцы
выпрямлены
и прижаты друг к другу. Растереть лоб.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Кулачками массировать крылья носа.
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.
Ладонями обеих рук растереть уши.
Тили-тили! Тили-бом!
Загнуть вперед ушные раковины и отпустить их.
Сбил сосну зайчишка лбом.
Оттянуть мочки вниз и в стороны.
Жалко мне зайчишку:
Массажировать козелок.
Носит зайка шишку.
Массажировать вершину завитка.
Поскорее сбегай в лес,
Растереть ладонями уши.
Сделай заиньке компресс!
Поглаживать уши ладошками.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
На крылечке ножками потопали,
Ручками по щечкам похлопали.
Ладошками глаза закрыли,
И пальчики раскрыли.
Дружно присели,
Через пальчики посмотрели.
Пальчики в кулак сжимаем,
Воздух набираем.
Пальчики разжимаем,
Воздух выдыхаем.
Ладошками по грудке постучим,
Погладим и немножко помолчим.
Пошла Маша босиком –
Прямо по дорожке,
А за ней и мы идем,
Поднимая ножки.
Дети маршируют друг за другом.
В январе, в январе,
Много снегу во дворе.
Провести большими пальцами правой и левой рук
по шее легкими движениями сверху-вниз и снизу-вверх.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
Кулачками энергично провести по крыльям носа.
В нашем доме топят печки,
Растереть ребрами ладоней лоб.
В небо дым идет столбом.
Раздвинуть указательный и средний пальцы,
положить средний палец
перед ухом, указательный палец – за ухом, и массировать эти точки.
Муха-горюха
Села на ухо.
Загибать вперед всеми пальцами ушные
раковины,
прижать, отпустить, ощущая в ушах хлопок.
Сидела, сидела,
Никуда не летела.
Кончиками большого и указательного пальцев
потянуть вниз обе мочки ушей 4 раза.
Жужжала, жужжала,
Ухо чесала.
Захватить большим и указательным пальцами
козелок –
сдавливать, поворачивать его во все стороны.
Песню пела: «За-за-за!» –
И по уху поползла.
Всеми пальцами массировать ушную раковину.
Посидела, посидела,
Дальше полетела.
Массажировать противозавиток – хрящевой
выступ,
находящийся позади наружного слухового прохода.
Положить ладонь на голову и закрыть глаза.
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Поглаживать ладонями шею мягкими движениями
сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
Указательными пальцами растирать крылья носа.
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком.
Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и
растирать его.
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Раздвинуть указательный и средний пальцы
и растирать точки перед ушами и за ушами.
Знаем, знаем – да-да-да! –
Нам простуда не страшна!
Потирать ладони друг о друга.
С веток ягоды снимаю,
И в лукошко собираю.
Левая рука согнута в локте и поднята на
уровень лица.
Кисть опущена (пальцы – «ветки»).
Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».
Ягод полное лукошко –
Я попробую немножко.
Сложить ладони «корзинкой».
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Собранными щепотью пальцами правой руки
прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.
Раз, два, три, четыре, пять...
Поочередно массировать каждый палец на одной
руке
(при повторении – на другой руке).
Снова буду собирать.
Хлопки в ладоши.
Сел на ветку воробей,
И качается на ней.
Обеими ладонями провести от бровей до подбородка
и в противоположном направлении (не слишком надавливая).
Раз-два-три-четыре-пять,
Неохота улетать.
Массировать височные впадины большими
пальцами
сначала правой руки, затем левой руки,
совершая вращательные движения.
Каждый день я мыло мою –
Под горячею водою.
Раздвинув пальцы, хлопать в ладоши так,
чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
И в ладонях поутру
Сильно, сильно мыло тру.
Неплотно сжимать в кулак пальцы одной руки
и ударять тыльной стороной одной ладони о середину другой ладони.
Мойся, мыло! Не ленись!
Сжав правую руку ладонью левой руки,
массировать её,
проводя пальцами от локтя до запястья и обратно.
Не выскальзывай! Не злись!
Сжав левую руку ладонью правой руки,
массировать её,
проводя пальцами от локтя до запястья и обратно.
Застучали в мастерской
Молоточки снова,
Починить мы башмачки
Каждому готовы.
Потирать стопы ладонями.
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Всюду слышен перестук.
Разминать пальцы стопы.
Нам в работе нет тоски:
Наши молоточки –
Забивают в каблуки
Тонкие гвоздочки.
Энергично проводить пальцами рук по стопе, от
пальцев к пятке.
Сил, сапожник, не жалей.
Доставай колодки,
И посадим мы на клей
Новые подметки.
Поглаживать стопы.
Зеленеет лук в воде,
Пузырьки – на бороде.
Левой рукой обхватить шею с правой стороны и
потирать её,
проводя ладонью к основанию горла.
Пузыречки, пузырьки –
Шалуны, озорники!
Правой рукой обхватить шею с левой стороны и потирать её,
проводя ладонью к основанию горла.
Каждый этот пузыречек –
Очень бороду щекочет.
Указательным и большим пальцем левой руки
оттягивать кожу на шее и отпускать её (15 раз).
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Указательным и большим пальцем левой руки
оттягивать кожу на шее и отпускать её (15 раз).
Лук трясет бородой, навостряет стрелки.
Большим пальцем левой руки обхватить шею слева,
а остальными пальцами – справа, массировать шею движением вверх и вниз.
Скоро буду молодой – лежать на тарелке.
Большим пальцем правой руки обхватить шею
справа,
а остальными пальцами – слева,
массировать шею движением вверх и вниз.
Массаж головы
«Ёжик» по методу китайской медицины
(для активизации работы головного мозга и
снятия усталости)
На комод забрался ежик,
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причесаны колючки.
Круговой массаж головы. Правая ладонь на лбу,
левая – на затылке.
Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается
к затылку, а левая рука – через левый висок уходит ко лбу.
Ладони и пальцы надавливают на кожу.
И никак не разберешь –
Щетка это или еж?
Массировать круговыми движениями точки у основания головы на затылке.
Дети встают друг за другом, кладут ладони
на спину впереди стоящего ребенка.
Чики-чики-чики-ща!
Вот капустка для борща.
Похлопывать ладонями спину впереди стоящего
ребенка.
Покрошу картошки,
Свеколки, морковки.
Постукивать ребрами ладоней по спине впереди
стоящего ребенка.
Полголовки лучку,
Да зубок чесночку.
Поколачивать кулачками спину впереди стоящего
ребенка.
Чики-чок, чики-чок –
И готов борщичок.
Поглаживать ладонями спину впереди стоящего
ребенка.
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Поднять руки вверх, потянуться, делая руками
«фонарики».
Гладит грудку,
Массировать «дорожку» вдоль
передне-срединного меридиана
по спирали снизу вверх.
Гладит шейку,
Поглаживать шею большими пальцами рук сверху
вниз.
Гладит носик,
Кулачками растирать крылья носа.
Гладит лоб,
Провести пальцами по лбу от его середины к
вискам.
Гладит ушки,
Ладонями растереть уши.
Гладит ручки.
Потереть ладошки друг о друга.
Загорают дети. Вот!
Поднять руки вверх и помахать ими.
Раз, два, три, четыре,
Прикасаться к большому пальцу кончиками
пальцев:
сначала указательного пальца, затем среднего пальца,
потом безымянного пальца и мизинца.
Много мебели в квартире.
Сжимать и разжимать кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом –
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили –
Много мебели в квартире!
Поочерёдно массировать пальцы, начиная с
большого пальца.
Сначала на левой руке, потом на правой руке.
И набили плотно в кадку.
Энергично потереть ладонями друг о друга.
Всё теперь у нас в порядке!
Поглаживать ладошки мягкими движениями.
Домик едет по травинке –
Объезжает все росинки.
Делать растирающие круговые движения кулачком
от кисти к плечу.
То улитка ползёт,
Домик на себе везёт.
«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.
Вот подул ветерок,
Закачался листок.
Поколачивать кулачками.
И опять по травинке –
Медленно ползёт улитка.
Поглаживать руки ладонями. При повторе делать массаж другой руки.
Надо, надо нам помыться.
Дети хлопают в ладоши.
Где тут чистая водица?
Дети показывают руки то вверх ладонями, то
тыльной стороной.
Кран откроем – ш-ш-ш...
Делать вращательное движение кистями рук –
«открывать кран».
Ручки моем – ш-ш-ш...
Потирать ладони друг о друга.
Щечки, шейку мы потрем,
Энергично поглаживать щеки и шею движениями
сверху вниз.
И водичкой обольем.
Мягко поглаживать ладонями лицо ото лба к
подбородку.
Я – зверёк, и ты – зверёк.
Я – мышонок, ты – хорёк.
Ты хитёр, а я умён.
Кто умён,
Тот вышел вон!
Поочередно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого пальца. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» Поколачивание спины
кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Так-так-так! Так-так-так!»
Похлопывание спины ладошками.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.