муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 комбинированного вида» городского округа Краснотурьинск
КАРТОТЕКА
Составила: Есаулкова Е.А.
воспитатель
Цель: узнать, какая бывает бумага.
Материалы: цветная бумага, газета, альбомный лист, тетрадный лист, салфетка бумажная, картон. Бархатная бумага.
Описание.
*Рассмотрим листы цветной бумаги, определим, какого они цвета.
*Погладим ладошкой бумагу. Какая она на ощупь?
*Пощупаем картон, альбомный лист, тетрадный лист, газету. Какая из толстая, а какая тонкая?
Вывод: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, толстая и тонкая.
Цель: познакомить с основными свойствами бумаги.
Материалы: газета, тетрадный листок, кусок ткани.
Описание.
Из чего сделана бумага? Сравним бумагу с тканью.
Все ли они скручиваются, легко ли рвутся и долго не принимают прежнюю форму, если их смять?
Скрутим газету, тетрадный лист и кусок ткани. Затем их сомнем и разорвем. Вывод: газета и тетрадный лист легко рвутся, сминаются, скручиваются совсем не принимают прежнюю форму. Ткань трудно рвется, легко скручивается, сминается и быстро принимает прежнюю форму.
Цель: сравнить, какой лист бумаги сгибается легче, а какой труднее.
Материалы: альбомный лист, лист цветной бумаги, лист картона, газетный лист.
Описание.
Сложим пополам альбомный лист, лист цветной бумаги, газетный лист и лист картона. Легче складывается пополам газетный лист, труднее – картон. Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее сгибать.
Цель: исследовать, какой звук издает бумага при сминании. Отчего это происходит?
Материалы: 3 тетрадных листа, газетный лист, тетрадный лист, лист цветной бумаги, лист бумаги для выпечки.
Описание.
*Положим перед собой 2 тетрадных листа. Один сомнем медленно, а второй быстро. Во втором случае звук, издаваемый бумагой, был громче.
*Сомнем разные виды бумаги: лист цветной бумаги, тетрадный лист, газетный лист, лист бумаги для выпечки. Лист для выпечки издает самый громкий звук.
Вывод: звук возникает от трения волокон бумаги друг от друга.
Цель: проверить, сколько места занимает бумага в пространстве.
Материалы: коробка из-под обуви, стопка газет (газет должно быть больше, чем их нужно для заполнения коробки), ножницы.
Описание.
*Заполним коробку газетами. Посчитаем, сколько газет поместилось. *Достанем газеты из коробки, скомкаем их и попытаемся снова положить в коробку. Посчитаем, сколько газет в нее входит теперь.
*Достанем скомканную бумагу из коробки. Нарежем ее на маленькие кусочки и снова положим в коробку.
Вывод: скомканная газета и нарезанная на кусочки занимают больше места, чем сложенная. Это получается потому, что между мятыми газетными листами и кусочками газет находится воздух, а в аккуратно лежащих друг на друге газетах его нет.
Цель: выяснить, как пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой.
Материалы: тетрадный лист, кисточка, монета, простой карандаш.
Описание.
*Поводим обратным концом кисточки по бумаге, а потом заштрихуем это место карандашом. Продавленные линии окажутся не закрашенными.
*Проведем мягкой кисточкой по бумаге и заштрихуем это место карандашом. Белых участков не останется.
*Положим на тетрадный лист монету и заштрихуем это место. На бумаге «проявится» рисунок монеты.
Вывод: это происходит потому, что бумага имеет свойство вдавливаться.
Цель: узнать, может ли бумага служить мостом.
Материалы: три бруска, полоска альбомного листа, половинка альбомного листа.
Описание.
*Сделаем из двух брусков и полоски бумаги мост.
*Положим на мост груз – третий брусок. Мост прогнулся.
Вывод: из бумаги нельзя сделать мост.
*Сложим половинку альбомного листа гармошкой.
Вывод: из бумаги можно сделать кулек и переносить сыпучие вещества.
Цель: узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал.
Материал: тетрадный лист, горох или любая крупа, матерчатый носовой платок. Описание.
*Как перенести горох в бумаге? (слушаем варианты). Это вполне возможно, если свернуть бумагу в кулек.
*Сверни тетрадный лист в кулек и насыпь в него горох.
*Сверни носовой платок в кулек и в него насыпь горох. Кулек не получается.
Горох высыпается.
Вывод: из бумаги можно сделать кулек и переносить сыпучие вещества.
Цель: выясним, можно ли удержать книгу с помощью бумаги.
Материалы: книга или блокнот в твердой обложке, альбомный лист, тетрадный лист, газетный лист, бумажная салфетка.
Описание.
* Можно ли одной рукой с помощью листа бумаги удержать книгу?
Вывод: одной рукой с помощью листа бумаги удержать нельзя. Лист прогибается, и книга падает.
*Может ли лист бумаги удержать книгу?
Попробуем это сделать с альбомным листом, с газетным и с бумажной салфеткой.
Вывод: с помощью альбомного, газетного и тетрадного листов можно удержать книгу, если свернуть их в рулон. С помощью бумажной салфетки не удается удержать книгу, так как она мягкая.
Цель: исследовать режущие свойства бумаги.
Материалы: кусок пластилина, полоски альбомного листа и картона, газета, бумажная салфетка.
Описание.
*Скатаем из пластилина колбаску.
*Возьмем полоску альбомного листа, газету, картон, бумажную салфетку и краем бумаги сделаем на пластилиновой полоске надрез. Альбомным листом и картоном можно сделать надрез на пластилине. Вывод: бумагой можно порезаться!
Цель: исследовать прочность бумаги на разрыв.
Материал: два тетрадных листа.
Описание.
*Разорвем тетрадный лист.
*Второй лист бумаги скатаем по диагонали в трубочку и скрутим трубочку по всей длине. Попробуем разорвать бумагу теперь. Не можем разорвать бумагу, скрученную трубочкой.
Вывод: тетрадный лист легко рвется. Лист, скатанный в трубочку, а затем скрученный по всей длине, не рвется.
Цель: узнать, намокает бумага в воде или нет.
Материал: половина альбомного листа, тетрадный лист, газета, салфетка, картон, емкость с водой.
Описание.
*Возьмем альбомный лист, газетный, тетрадный лист и салфетку. Опустим их в емкость с водой. Быстрее всех намокла бумажная салфетка, затем газета, потом тетрадный лист, альбомный лист и картон.
Вывод: бумага намокает в воде. Чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает.
Цель: проверить способна ли бумага удержать воду.
Материал: стакан, вода, картон.
Описание.
*Нальем в стакан воды.
*Сверху положим лист картона.
*Быстро перевернем стакан на стол, придерживая картон рукой.
*Уберем руку.
Вывод: картон удерживает воду, она не проливается.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.