Картотека пальчиковых игр и упражнений
Оценка 4.8

Картотека пальчиковых игр и упражнений

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
14.03.2021
Картотека  пальчиковых  игр  и  упражнений
Картотека пальчиковых игр и упражнений
Картотека пальчиковых игр.docx

 

Картотека  пальчиковых  игр  и  упражнений

 

Игра «Бусы для мамы»

Цель: Формировать умение подбирать по цвету предмет (какого цвета шнурок,

такого же цвета должны быть и бусинки (трубочки, развивать умение чередовать

бусинки нескольких цветов; совершенствовать координацию движений пальцев, 

развивать глазомер.

Материал: Шнурки основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый), деревянные бусины (покрашенные в основные цвета красный, желтый, синий, зеленый) или нарезанные коктейльные трубочки.

Ход игры:

Детям предлагается сделать бусы.

Подобрать бусины или трубочки по цвету шнурка.

Чередовать бусы двух цветов (красный - желтый, зеленый - синий и т. д.) по желанию детей.

Дети произвольно выбирают шнурки, бусины (трубочки, при этом, по просьбе воспитателя, называют цвет шнурка, бус.

 

«Волшебный мешочек»

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек.

Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам

узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

 

ИГРЫ С БУСИНКАМИ.

Оборудование: бусинки, ниточки

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку

с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

5. «Бусинки в домиках». Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т. д.

 

ИГРЫ СО ШНУРКАМИ.

1. «Через ручеёк». Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

«прошагать» по лесенке из шнурка;

2. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный,

сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3. Различные шнуровки.

Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

 

 

4. «Узелки на память». Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом

из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.

5. «Дорожка». Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и

предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.

6. «Круг».  Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами,

буквой О, колечком, обручем и т. п.

7. «Непослушный шнурок». Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами

ребёнка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим

и т. д.

ПУГОВИЦЫ.

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

3. "Путаница"

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью.

4. «Башенки». Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

 

ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

4. Дорожка и забор из палочек. Из счетных палочек помогите ребенку выложить

забор или дорожку.

5. Большие и маленькие палочки. Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе,

начиная с самой маленькой палочки.

 

РАБОТА С МОЗАИКОЙ.

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

1. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец.

2. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

3. "Дорожка". Покажите ребёнку игрушку животного (например, зайчика) из

киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

4. "Снег или дождь". Предложите ребенку изобразить дождь или снег (в зависимости

от времени года на данный момент). Ребенку нужно выложить в произвольном порядке

на основе синие элементы мозаики.

5. "Звёздочки на небе ". Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите ребёнку, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звёздочки:

расположить в произвольном порядке жёлтые детали мозаики, из зелёных выложить ёлочки.

6.«Утром», когда взойдет солнышко, звёздочки можно убрать и выложить солнышко

с лучами.

 

 

5. "Цветочки на поляне". Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, жёлтых и зелёных деталей мозаики. А затем можно вместе

с ребенком собрать цветочки.

6. "Грибы в лесу". Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся

в лес по грибы. Предложите ребенку распределить по лесу как можно больше грибов

и ёлочек. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.

 

КОМПЛЕКС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПАЛЬЧИКОВОГО МАССАЖА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук.

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей:        (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей,        (указательный палец)

Пеликанов, журавлей,           (средний палец)

Бегемотов, соболей,               (безымянный палец)

Голубей и глухарей                (мизинец)

                               Меняем  руку

И клестов, и снегирей.           (большой палец)

Любят горного козла,            (указательный палец)

Обезьянку и осла,                  (средний палец)

Дикобраза и ежа,                   (безымянный палец)

Черепаху и ужа.                     (мизинец)

 

2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев.

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) 

во-ро-бей (безымянный) 

пе-ли-кан (средний) 

со-ло-вей (указательный) 

пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

 

3. Массаж (самомассаж) прижимающий.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

   Правая рука

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

  Левая рука

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

 

 

 

4. Потягивание за кончики пальцев

         Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний)

Большую репку. (указательный)

 

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний)

Где же кошка? (безымянный)

Мышка-крошка? (мизинец)

 

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

 

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают, и он с силой падает вниз.

 

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

 

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

 

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

 

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

 

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

 

7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз,

                    нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 

8. Самомассаж  шестигранными  карандашами

Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

 

9. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

 

Круглую рожицу, а не косую             1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую              1-й – 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки     1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки        1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже,        1-й -2-й

Только умишком и он не обижен.        1-й – 3-й

Даже такое порою бывает:                     1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает!  1-й – 5-й

 

10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ В СТИХАХ.

 

            Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".

 Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

 

Мышка

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

 

 

 

 

      Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его.

При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

 

           Кораблик

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу,

верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

В конце этой игры можно спросить у ребёнка:

-Что за моряки были на кораблике?

Ответ:  мышки.

 

        Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, – 

Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму,

(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

 

           Апельсин

Мы делили апельсин.

(Рука сжата в кулачок.  Крутим кулачком вправо-влево)

Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для ежа,

(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик)

Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть)

Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком)

В домик прячемся - сюда!

 

                 Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик.

(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

Он становится большой.

(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)

Вдруг шар лопнул,

воздух вышел -

(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

 

     Летела сова

(Машем руками)

Летела сова,

Весёлая голова.

Летела-летела,

(Кладём руки на голову)

На головку села.

Села, посидела,

Головой повертела

(Снова машем руками)

И опять полетела.

 

Белка

(В самом начале кулачёк сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

 

        Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)

Поросенок Пятачок

Отлежал себе бочок!

(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)

Встал на ножки, потянулся!

(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)

А потом присел, нагнулся!

 (Встали, прыжки на месте. Руки на поясе, ходьба на месте)

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)

А потом опять прилёг,

Но уже на левый бок!

 

           


 

Скачано с www.znanio.ru

Картотека пальчиковых игр и упражнений

Картотека пальчиковых игр и упражнений

Узелки на память». Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки

Узелки на память». Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки

Цветочки на поляне". Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, жёлтых и зелёных деталей мозаики

Цветочки на поляне". Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, жёлтых и зелёных деталей мозаики

Потягивание за кончики пальцев

Потягивание за кончики пальцев

Самомассаж бусинками Катание бусинки между большим и другими пальцами

Самомассаж бусинками Катание бусинки между большим и другими пальцами

Друзья - садоводы Палец толстый и большой

Друзья - садоводы Палец толстый и большой

Апельсин Мы делили апельсин

Апельсин Мы делили апельсин

Пятачок (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)

Пятачок (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2021