Пояснительная записка. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут: мячи, эспандеры, прищепки, зубные щётки, бигуди, платочки, счётные палочки, резиночки для волос и т.д. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Бусинки» Рассыпались все бусинки Надо их помочь собрать, Что же будем помогать! Покрупнее в серединку. Она красива – точно льдинка. Все цвета уже мы знаем – Бусы быстро нанизаем. Не ленимся, так и знай! Люся! Бусы надевай!
|
Нанизывание бусинок на леску
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Чётки» Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю.
|
Перебирать чётки двумя руками, начиная от середины.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Игра с горошком» Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: - Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай.
|
Катать горошинки между указательным и средним пальцами.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
«Дорожка» Я взяла горошка Выложить дорожку, Выложить горошинки виде Чтобы бегали по ней дорожки и ходить по ней. Зайчик или кошка.
«Горошки» С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. Дети берут по одной горошине и И полны мои ладошки- держат в ладошке. Руки держат все горошки.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Горошины» Катись, горошина, за окошко, Катись, горошинка, к нам в лукошко. Ты катись, горошинка, по столу, Развлекай, горошинка, детвору
|
Кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
Покатаю я в руках Шарики-горошки Станьте ловкими скорей Пальчики ладошки.
Пальчик, пальчик Мой хороший Ты прижми к столу горошек Покрути и покатай И другому передай
|
Кладет горошины на ладошку и катает другой ладошкой.
Кладет горошину на стол и катает ее по столу каждым пальцем по очереди. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Прищепки» Сильно кусает Котенок-глупыш! Он думает, что это Не палец, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
|
Бельевой прищепкой дети прищепляют на каждый слог ногтевые фаланги начиная от большого пальца к мизинцу. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Гусёнок» Вот проснулся, Встал гусёнок, Пальцы щиплет он спросонок: – Дай, хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне.
|
Бельевой прищепкой дети прищепляют на каждый слог ногтевые фаланги начиная от большого пальца к мизинцу |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Крапива» Посмотрите: притаилась И пушистой притворилась! Мы тебя, крапива, знаем, Никогда срывать не станем!
|
Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Собаки» Две собаки лают, Друг друга не кусают. Только голос подают. Видно, зубы берегут.
|
В обеих руках прищепки друг против друга. Открываем и закрываем прищепки. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Пельменница» Пальцы, как пчёлы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли мёда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны? |
Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. `Ходить` можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно |
Пальчиковые игры с предметами. |
«Решётка» Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, В зоопарке мы бродили, по этим клеткам, стараясь делать К каждой клетке подходили, шаги на каждый ударный слог. И смотрели всех подряд: `Ходить` можно поочередно то Медвежат, волчат, бобрят`. одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Моя семья» Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестра, Бабушка, дедушка и я, Вот и вся моя семья.
|
(Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам решётки, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной рукой, двумя руками. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Сыр» Раз,два,три,четыре - Сосчитаем дыры в сыре! Если в сыре много дыр, Значит вкусным будет сыр! Если в нём одна дыра - Значит вкусным был вчера. В.Левин |
(Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам решётки, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Колючий мячик» Гладь мои ладони еж, Ты колючий, ну и что ж. Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. «Колючий мячик» Мячик мой не отдыхает На ладошке он гуляет. Вперёд-назад его качу, Вправо-влево как хочу.
|
Водим мячик по кругу между ладоней |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
|
«Колючий мячик» Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда.
|
Дети крепко сжимают мячики поочередно одной и другой рукой. |
|
Пальчиковые игры с предметами. |
||
«Ролик» Трудно ролик мне вести прямо по дорожке. Так и хочется ему, Спрятаться в ладошке! «Самокат» Самокат, самокат Самокату очень рад! Сам качу, сам качу, Самокат куда хочу! |
Дети катают бигуди между ладошками. На последней строчке прячут в ладошку. |
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|||
«Паровоз» Загудел паровоз И вагончики повёз: «ЧУ-чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!» |
Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад |
||
Пальчиковые игры с предметами. |
|
||
«Щётка» У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник. «Помощники» Щёткой пол на кухне Дружно подметаем. Вот как мы сегодня Маме помогаем.
|
Дети катают круглую щётку между ладошек. |
|
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
||
«Щётка зубная» Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики. «Зубная щётка» Плывёт зубная щётка, Как по морю лодка. Как по речке пароход, По пальчикам она идёт!
|
Растирать зубной щёткой подушечки пальцев, а потом подниматься к основанию. |
|
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|||
«Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.
|
Перебирать по кругу два грецких ореха, зажав их в ладони.
|
||
Пальчиковые игры с предметами. |
|
||
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно. - Три ореха я возьму, между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать! - Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех. - Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает. |
Перебирать по кругу два грецких ореха, зажав их в ладони.
|
|
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|||
«Помощница» Я мамуле помогаю, Я крупу перебираю: Гречка – рис, Гречка – рис, Будет мамочке сюрприз.
|
Разбирать отдельно разные крупы.
|
||
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Помощник» Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу.
|
Разбирать отдельно разные крупы.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Эспандер» Кисти рук я развиваю, Эспандер в руках сжимаю. Раз, два – правой жму, Три, четыре – левой жму. Поработал так немножко Всё – горячая ладошка.
Сжать кольцо поможет нам Сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, А головушка-умнее! |
Одновременное сжимание кистевых эспандеров в правой и левой кистях рук.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Друзья» Я в друзьях души не чаю, Я друзей своих встречаю. Каждый руку мне пожмёт, Каждый мне привет пошлёт |
Одновременное сжимание кистевых эспандеров в правой и левой кистях рук.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Платок» У меня живет проглот – Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюшко, как у бегемота!
|
Взять небольшой носовой платок за уголок и показать ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Можно одновременно комкать и 2 платка (маленькие).
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Платок» Кошка мышку цап-царап Подержала, подержала, Отпустила. Мышка побежала, побежала. Хвостиком завиляла, завиляла. до свиданья, мышка! До свиданья! |
Пальцы обеих рук собирают платочек. Дети кладут платочек, расправляют. Двигают мизинцем, как хвостиком. Машут платочком над головой. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Скрепки» Наши скрепки непростые, Сказочные и цветные. По одной скорей бери Да по образцу скорей клади. И получится машина, Солнышко, салют, картина, Шарик, эскимо, звезда, Мячик, рыба, поезда. |
Дети раскладывают по образцу скрепки. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
|
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Травка» На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали «С добрым утром!»-им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. |
Упражнение выполняется с ковриком «Травка». Движения соответственно тексту.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник |
Кладём ладошки на коврик и двигаем вверх-вниз. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Крышки» Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы. Мы любим забавы холодной зимы.
|
Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|||
«Прогулка» Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули. И пошли по переулку |
Одеть на указательный и средний пальцы крышки и «шагать». |
||
На веселую прогулку. |
|
||
Пальцы словно балеринки, |
|
||
Но одетые в ботинки. |
|||
Каждый пальчик будто ножка, Только шаркает немножко.
|
|||
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Деревянный массажёр» Наши детские ладошки Покатаем мы немножко. Обе вверх, вниз спусти И легонько, не дави! Кожа чувствует шипы, А ты двигай, не спеши. А теперь поочерёдно: Правой вверх, а левой вниз. Это нужно для массажа, Это вовсе не каприз. Шипы без дела не сидели. Ладошки наши разогрели. |
Одновременные движения ладонями по массажёру вверхвниз. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|||
|
|
||
Пальчиковые игры с предметами. |
|
||
«Колодец» А из нашего колодца Никогда вода не льётся. Нет ни кранов и ни труб - Мы кладём из брёвен сруб! Очень, очень аккуратно Мы кладём и, вероятно,- Со стараньем возведён - В мире лучшим будет он!
|
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
|
|
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|||
«Гром» В небесах грохочет гром! Знаешь как грохочет он? - бом-бом, бом-бом! На ветру листва шумит. Знаешь как листва шумит? -шух-шух, шух-шух. А по крыше дождь стучит. Знаешь, как же он стучит? -кап-кап, кап-кап. Малыша качает мать. Не будем палками стучать Малыш наш очень хочет спать.
|
Стучим громко по столу палочками.
Движение палочек друг о дружку.
Одиночный стук по парте.
Ручки складываем под щёку. |
||
Пальчиковые игры с предметами. |
|
||
«Палочка с лентами» Платья яркие надели На качели-карусели. Завертели тели-тели Мы цветные карусели.
|
Крутим быстро-быстро палочку между ладоней.
|
|
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Волчок» — Жу-жу-жу, жу-жужу кого хочешь закружу! Жу-жу-жу, жу-жу-жу — я с ребятами дружу! — Жу-жу-жу! – жужжит юла. –До чего же я дошла! Я уж слишком завертелась, Мне вертеться расхотелось!
|
Раскручиваем пальчиками волчок |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Шнурок» Вот сегодняшний урок У меня в руке шнурок. Змейкой извивается вперёд ползти пытается
На глазах слезинки -ведь свои ботинки Шнуровать не может маленький Сережа. Ты не плачь Сережа, пальчики шнуровка развивает ловко. |
Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Косички» Для своей сестрички я плету косички Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны. |
Плетём косички |
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Компьютер» По клавиатуре пальчики Прыгают, как зайчики. Пальцы, буквы нажимая, Развиваются, играя. |
Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.
|
Пальчиковые игры с предметами. |
|
«Камушки» - В руки камушки возьму, Их в ладошках я потру. Камушки-малютки, А польза – не на шутку! - Камушек-очаровашка, На нем яркая рубашка. По ладошке прокатился, Для массажа пригодился. |
Выполнение самомассажа биологически активных точек минералами необходимо сопровождать проговариванием стихотворений.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.