Знания только тогда знания, когда они приобретаются
усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.
Л.Н.Толстой
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками:
Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Побуждение
детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки
эвристических и проблемных вопросов.
- «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и
желтовато-коричневого?»
-«Почему у птиц клювы разной формы?
-«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Примеры проблемных задач.
1.Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
2. .Жили два друга Саша и Миша. Они часто ходили в гости друг к другу. Но на улице идет сильный дождь.
3.На столе стоят чашки и бокалы. Как узнать, что одних предметов больше, чем других?
4.Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
5. Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?
Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
- неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность, или алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:
постановка проблемы;
актуализация знаний;
выдвижение гипотез, предположений;
проверка решения;
введение в систему знаний.
1.Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды. Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же эта вода?».
Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. (Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку).
2. Как принести воду в решете? Для этого воспитатель организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его.
Любая проблемная ситуация - это непривычная для ребенка обстановка. Поиск оптимального способа решения задачи зависит от творческого потенциала воспитателя. Проблемное обучение предполагает организацию через игру творческой и исследовательской деятельности дошкольников. Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости. Созданная воспитателем проблемная ситуация - это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления.
выводы:
Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память.
Стремясь поддержать у детей интерес к любой новой теме, мы создаем, соответственно, проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, ставить цели, делать выводы, приучаем их не бояться допускать ошибки и не повторять их впредь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.