Картотека прогулок в старшей группе на декабрь
Оценка 4.7

Картотека прогулок в старшей группе на декабрь

Оценка 4.7
docx
24.11.2023
Картотека прогулок в старшей группе на декабрь
Картотека прогулок в старшей группе на декабрь.docx

Картотека прогулок в старшей группе на декабрь

        

Компонент прогулки

Содержание

Прогулка № 1

Тема «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цель

·         Сформировать представление об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

·         учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы:

·         За каким месяцем идет декабрь?

·         К какому времени года относится ноябрь?

·         Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

·         Зачем засыпают корни деревьев снегом?

·         Как одеваются люди зимой и осенью? Есть ли изменения в вашей одежде? 

«Год кончает – зиму начинает» – так говорят о декабре, последнем месяце года и первом – зимы. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звезд. Древнерусское название декабря: лютень, студень – за лютую морозную пору, за длительную стужу. Это самый скромный месяц года, поглощенный тьмой и морозами.
Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. На теплынь отзываются сирени, зеленея верхушками набухших почек. Но зима не отступает, и валят пушистые снега, трещат морозы

Проектно-исследовательская деятельность 

Найти признаки зимы на территории детского сада

Художественное слово

Приметы декабря: 

·         декабрь-стужайло: на всю зиму студит;

·         декабрь узоры на окнах расписывает.

Пословицы и поговорки: 

·         декабрь – шапка зимы;

·         декабрь – канун новогодья;

·         декабрь старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.

Стихотворение
Как на речке изумрудные мосты,
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметенном студеном декабре
Семь погод все куролесят на дворе.
Серебристой бородой мороз оброс,
Щиплет щеки, пальцы, уши, лоб и нос.
Не захнычу, все стерплю, не закричу –
В новый год на новых санках прикачу.

Загадки: 
1. Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.
(Декабрь.)
2. Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнет перинки – над миром пушинки?
(Зима.)

Трудовая деятельность

Сооружение снежных валов, расчистка дорожки к участку. Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место

Подвижная игра

1.      «Попади в обруч», «Парный бег». Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

2.      «Ледяная карусель». Цель: закреплять навык катания друг друга на санках.

3.      «Выложи сам». Цель: выкладывание рисунка по замыслу из пластмассовых пробок

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Угадай кто?». Цель: уточнить представление о зимующих птицах

Самостоятельная деятельность

Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателя. Цель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности, полученные ранее

Выносной материал

Лопатки, венички, цветные кружки, формочки, печатки

Прогулка № 2

Тема «Наблюдение за птицами зимой»

Цель

·         Сформировать представление о жизни птиц зимой;

·         воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы:

·         Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

·         Почему они прилетают к жилью человека?

·         Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

·         Почему зимующих птиц надо подкармливать?

·         Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

·         Какой корм они охотнее поедают?

·         Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

·         Есть ли кормушка возле вашего дома?

Проектно-исследовательская деятельность 

Найти место, куда чаще прилетают птицы, почему? 

Художественное слово

Приметы декабря:

·         солнце в декабре светит, но не греет;

·         декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозами рвет;

·         декабрь – месяц больших волчьих стай.

Пословицы и поговорки:

·         год декабрем кончается, а зима зачинается;

·         невелик мороз, да краснеет нос;

·         у зимы рот велик;

·         в зимний холод всякий молод.

Стихотворение
В декабре, в декабре все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки, елку из лесу принес.

Загадки:
1. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, круглолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
(Зима и зимние месяцы.)
2. Что ни день по одежке отдает нам Сережка.
А с последней расстался – сам куда-то девался.
(Отрывной календарь.)

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек, утепление стволов деревьев снегом. Предложить детям придумать, как можно выполнить два поручения одновременно, распределить обязанности. Цель: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе

Подвижная игра

1.      Прыжки на одной ноге. Цель: воспитывать чувство равновесия.

2.      Игра в снежки. Цель: закреплять навыки в метании предметов.

3.      «Мы веселые ребята». Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.

4.      «Парный бег». Цель: продолжать учить бегать парами

Индивидуальная работа

Упражнения на скольжение. Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам

Самостоятельная деятельность 

Самостоятельные игры со снегом. Цель: воспитывать дружеские отношения во время игр

Выносной материал 

Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки

Прогулка № 3

Тема «Наблюдение за огородом»

Цель

·         Знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;

·         воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Ход наблюдения

Наблюдение за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная (использовать снегомер). Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль дороги.
Вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью. Сказать, что зимой деревья отдыхают, чтобы набраться силы к будущей весне, и погружаются в глубокий покой. Чем отличаются деревья от кустарников? (Назвать три–четыре отличия.)

Проектно-исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность:

·         измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода;

·         определить, в каком состоянии находится почва в зимний период

Художественное слово

Приметы декабря:

·         солнце в декабре светит, но не греет;

·         декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозами рвет;

·         декабрь – месяц больших волчьих стай.

Пословицы и поговорки:

·         год декабрем кончается, а зима зачинается;

·         невелик мороз, да краснеет нос;

·         у зимы рот велик;

·         в зимний холод всякий молод.

Стихотворение
Снеговик ты, снеговик!
С детства к холоду привык.
Ты надел кастрюлю ловко,
Из углей твои глаза,
Нос твой – красная морковка –
Твоя гордость и краса!
Снеговик ты, снеговик!
С детства к холоду привык!

Загадки: 
1. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
(Снег.)
2. Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.
(Мороз.)
3. Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Зимой.)

Трудовая деятельность

Постройка фигур из снега на участке. Цель: учить строить из снега фигуры, воспитывать дружеские отношения

Подвижная игра

1.      «Воробушки». Цель: активизация звука «ч» в звукоподражании, развитие ловкости.

2.      «Совушка». Цель: учить выполнять движения по сигналу.

3.      «Мы веселые ребята». Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.

4.      «Парный бег». Цель: продолжать учить бегать парами

Индивидуальная работа

«Что сначала, что потом?». Цель: развивать логическое мышление, фантазию, продолжать учить отвечать полным предложением

Самостоятельная работа

Самостоятельная деятельность, игры с выносным материалом

Выносной материал

Лопатки, венички, носилки, формочки для снега, матрешка

Прогулка № 4

Тема «Наблюдение за снегом и льдом»

Цель

·         Сформировать реалистическое понимание неживой природы;

·         закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед)

Ход наблюдения

Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. «В один стакан кладем лед, в другой — снег. Какой лед (снег) по цвету, на ощупь? Назовите их свойства. Из чего состоят снег и лед? Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом»

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт «лед-силач». Цель: налить воду в бутылку и поставить в сугроб, в конце прогулки рассмотреть бутылку, она треснула – объем льда всегда больше, чем объем воды, из которой он получился; учить делать вывод

Художественное слово

Приметы декабря:

·         декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней;

·         в конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают;

·         если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю.

Пословицы и поговорки:

·         зимний денек – с воробьиный скок;

·         зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет;

·         зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Стихотворение
Ой ты, зимушка-краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела,
Нас кататься позвала.

Загадки:
1. Кто мостит на реке мосток без топора, без гвоздей и досок?
(Мороз.)
2. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
(Снег.)
3. Наступили холода, обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Зимой.)

Трудовая деятельность

Постройка гаража для машины, домика для куклы. Цель: носить снег в определенное место, работать сообща, не мешая друг другу

Подвижная игра

1.      «Ловкая пара». Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

2.      «Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

3.      «Мороз – Красный нос». Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку.

4.      Рисование «Художник по снегу». Цель: краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него, либо обрызгать уже готовые фигурки, либо просто нарисовать картину прямо на снегу

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель. Цель: развивать координацию движений

Самостоятельная работа

Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель: учить играть сообща

Выносной материал

Лопатки, венички, носилки, формочки для снега, матрешка, карандаши

Прогулка № 5

Тема «Наблюдение за небом»

Цель

·         Развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков;

·         уточнить знания об осадках;

·         развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения;

·         прививать интерес к природе;

·         активизировать память и внимание

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы:

·         Какое сегодня небо?

·         Каким может быть небо в разную погоду и время года?

·         Может ли цвет неба влиять на настроение?

·         Есть ли на небе тучи?

·         Что с ними случится, если подует ветер?

Опытно-экспериментальная деятельность 

Исследовательская деятельность «Разноцветное небо». Цель: доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла

Художественное слово

Приметы:

·         декабрь – шапка зимы;

·         декабрь – канун новогодья;

·         декабрь старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.

Поговорки и пословицы:

·         декабрь-стужайло на всю зиму студит;

·         декабрь узоры на окнах расписывает;

·         наметут сугробов декабрьские метели.

Загадка
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий!
(Небо.)

Стихотворение
Шатер огромный над землей,
Так часто цвет меняет свой.
Бывает синий, голубой,
Бывает серый и седой.
Бывает черный, звездный,
Бывает очень грозный.
Он посылает дождь и снег,
К нему стремится человек,
Он радугой порой играет.
И нет ему конца и края

Трудовая деятельность

Трудовые поручения: уборка снега на участке. Цель: предложить детям осмотреться и сказать, где снег необходим (на газонах, у корней деревьев, потому что здесь он защищает растения от мороза), а где он мешает и его необходимо убрать (на лавочках, в игровых постройках, на дорожках). Организовать уборку снега, учить подбирать необходимый инвентарь

Подвижная игра

1.      «Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?». Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку (усложнение — включить преодоление препятствий).

2.      «Пустое место». Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

3.      Подвижные игры с бегом на ориентировку в пространстве «Догони меня». Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

4.      «Охотник и зайцы». Цель: учить метать мяч в подвижную цель

Индивидуальная работа

«Попади в цель». Цель: развивать меткость, глазомер

Самостоятельная деятельность

Самостоятельные игры со снегом. Цель: воспитывать дружеские отношения во время игр

Выносной материал

Лопатки, скребки, метелки

Прогулка № 6

Тема «Зимушка-зима»

Цель

·         Систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней;

·         продолжать знакомить со свойствами снега, с сезонными явлениями – снегопадом

Ход наблюдения

«Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники? Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, мягкий белый снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.) А сейчас давайте придумаем рассказ о красоте зимнего леса. Вы должны рассказать о погоде, о снеге, о красоте деревьев и о том, какое настроение вызывает у вас прогулка по зимнему лесу»

Опытно-экспериментальная деятельность

Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

·         на поверхности сугроба;

·         зарыть неглубоко в снег;

·         зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников)

Художественное слово

Приметы:

·         снегирь под окном зимой чирикает – к оттепели;

·         прячущиеся в хворосте воробьи предвещают морозы или метель;

·         курица на одной ноге стоит – к стуже;

·         сухая и холодная зима — к сухому и жаркому лету;

·         декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный;

·         много снега зимой – много хлеба;

·         снежная зима — к затяжной весне и дождливому лету.

Поговорки и пословицы:

·         декабрь спрашивает строго: «Что летом припас?»;

·         декабрь год кончает, а зиму начинает;

·         декабрь — месяц лютый, за грудки берет и спрашивает: «Хорошо одет? Хорошо ль обут?»

Загадки: 
1. Кто поляны белит белым,
Шьет пуховые перины
И на стенах пишет мелом,
Разукрасил все витрины?
(Зима.)
2. Мы в чулан поставим
Летние игрушки –
И достанем сани,
Варежки и клюшки!
Я смотрел на календарь:
Все – зима! Пришел...
(Декабрь.)
3. Из трех зимних братьев
Он первым явился.
Морозом и снегом
Успел поделиться!
(Декабрь.)

Стихотворение
Зиму всю на крыше рос
Ледяной длиннющий нос.
Он глядел с карниза вниз
И готовил всем сюрприз.
Зазвенит в апреле
Музыкой капели:
«Динь! Динь! Динь! Динь! Динь! Динь!»
Превращаясь в лужи синь,
Тает красотулечка
Льдиночка-сосулечка

Трудовая деятельность

Сгребание снега в лунки деревьев, кустарников. Цель: учить проявлять заботливое отношение к растениям, воспитывать трудолюбие

Подвижная игра

1.      «Два мороза». Цель: упражнять в беге, закреплять умение соблюдать правила игры.

2.      «Ловкая пара». Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах. Цель: упражнять в ходьбе по лыжне, развивать ловкость, выносливость

Самостоятельная деятельность

Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель: учить накладывать снег в форму

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, лопатки, рули, флажки, обручи

Прогулка № 7

Тема «Наблюдение за зимним небом»

Цель

·         Обратить внимание на красоту зимнего неба, воспитывать любовь к природе, развивать любознательность, творческое воображение;

·         развивать наблюдательность, навыки связной речи

Ход наблюдения

«Обратите внимание на красоту зимнего неба. Когда нет осадков и небо не покрыто снеговыми тучами, оно имеет красивый синий оттенок, по небу плывут кружева белых облаков. Небо кажется
высоким из-за чистоты морозного воздуха. Снег, падая, захватил с собой из воздуха частички пыли и грязи, и воздух становится чище, его хочется вдыхать снова и снова».
Воспитатель задает детям вопросы:

·         Как долго лежит первый снег? (Два–три дня.)

·         Какой он на ощупь? (Мокрый.)

·         Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт «Таяние снега». Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку, принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей, что вода грязная. Вывод делают дети: снег под действием тепла тает, превращаясь в воду

Художественное слово

Приметы: 

·         вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду;

·         снегирь зимой поет – на снег, на вьюгу.

Поговорки и пословицы: 

·         в декабре зима стелет белые холсты, мороз через реки наводит мосты.

Загадки:
1. «Году конец и начало зиме!» –
Такую загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
Метель на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в...
(Декабре.)
2. С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло!
(Снежинки.)

Стихотворение
Утром ранним я проснулся,
С наслажденьем потянулся,
Подошел к окну — и вдруг! —
Первый снег летит вокруг!
Вот так чудо! Вот так сказка!
Вспомнил я свои салазки.
С гор катанье, крики, визги,
От снежков разбитых брызги...
Только стал снежок редеть,
Перестал совсем лететь,
На земле в конец увял,
Прослезился и... пропал

Трудовая деятельность

Сбор снега на участке для построек на групповом участке. Предложить детям решить, где целесообразнее взять снег для построек с тем, чтобы одновременно очистить что-либо, используемое детьми и другими людьми (дорожки, лавочки, домики, постройки на игровой площадке). Цель: совершенствовать трудовые умения, удовлетворять потребность приносить пользу

Подвижная игра

1.      «Мы веселые ребята». Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя.

2.      «Волк во рву». Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

3.      «Выше ноги от земли». Цель: упражнять детей в прыжках в высоту

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Дополни предложение». Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная активность. Цель: поддерживать игры, в которых совершенствуются движения – ходьба, бег, бросание, катание

Выносной материал

Лопатки, куклы, одетые по погоде, метлы, скребки, санки, ведра

Прогулка № 8

Тема «Наблюдение за пешеходной дорожкой»

Цель

·         Сформировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения в зимний период;

·         воспитывать наблюдательность и внимание

Ход наблюдения

Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.
Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы

Художественное слово

Загадки:
1. Если ты не на машине,
А идешь пешком вперед,
Значит, помни, что отныне
Не водитель ты, а…
(Пешеход.)
2. Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю —
Правила я выполняю.
(Пешеход.) 

Стихотворение
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Глубокий – подземный,
Как зебра – наземный.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!

Трудовая деятельность

Пополнить кормушки салом для синичек. Цель: привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым

Подвижная игра

1.      «Мороз – Красный нос». Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

2.      «Мы веселые ребята». Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.

3.      «Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса». Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Цель: развивать логическое мышление, фантазию, продолжать учить отвечать полным предложением

Самостоятельная деятельность

Самостоятельные игры со снегом. Цель: воспитывать дружеские отношения во время игр

Выносной материал

Лопатки, ведра, формочки для снега, печатки, куклы, одетые по сезону, санки

Прогулка № 9

Тема «Защитные свойства снега»

Цель

·         Развивать познавательные интересы;

·         воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность

Ход наблюдения

Обсудите защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдайте за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. «Почему появились воронки? Потрогайте темную и светлую одежду и убедитесь, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравните появление воронок у березы и у клена. Что такое наст? Когда он появляется и почему? Для чего надо собирать снег вокруг деревьев? (Снег, как одеяло, защищает корни растений от морозов.)»

Художественное слово

Приметы:

·         если в морозный день с ночи теплее – к долгой стуже;

·         если зимой тепло – летом холодно;

·         если зимой частые туманы и много инея, будет хороший урожай;

·         если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко.

Поговорки и пословицы:

·         снежок подпал – и следок застлал;

·         снега нет – и следа нет;

·         не то снег, что метет, а то, что сверху идет;

·         снег земле-кормилице – теплый кожух.

Стихотворение
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою,
Все его одело.

Загадки:

1.      Подморозило вчера, налетела мошкара,
И от этой мошкары стали белыми дворы.
Тает он в руке, дружок,
Первый, ласковый...
(Снежок.)

2.      Как будто белой скатертью
Он крышу застелил.
В серебряные платьица
Деревья нарядил.
(Снег.)

Опытно-экспериментальная деятельность 

Опыт «Защитные свойства снега». Цель: познакомить со свойствами снега.
Ход опыта. Поместите баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег. Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Выводы: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению

Трудовая деятельность

Сооружение построек из снега. Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место

Подвижная игра

1.      «Птички полетели». Цель: учить действовать по сигналу.

2.      «Дед Мороз». Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

3.      «Птички и птенчики». Цель: продолжать учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?». Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная активность. Цель: воспитывать у детей желание выполнять физические упражнения на прогулке

Выносной материал

Лопатки, формочки для снега, санки, карандаш для рисования на снегу

Прогулка № 10

Тема «Наблюдение за трудом дворника» 

Цель

·         Продолжать наблюдения за работой дворника;

·         способствовать обогащению словаря;

·         воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

·         прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде

Ход наблюдения

Вопросы воспитателя к детям:

·         Что делает дворник зимой на территории детского сада?

·         Какие орудия труда он использует для работы?

·         Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз? 

·         Нужна ли работа дворника людям и природе?

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследовательская деятельность. Цель: найти самые высокие и самые низкие сугробы

Художественное слово

Поговорки и пословицы:

·         если декабрь будет холодный, с ветрами и метелями, то летом будет хороший урожай;

·         если за неделю до Нового года будет хорошая погода, то и на Новый год, и на Рождество тоже распогодится.

Стихотворение
Чтоб вокруг красиво было,
Дворник подметает двор.
Без шампуня и без мыла
Убирает грязь и сор.
Когда детям спать охота,
Когда сладко спится нам,
Дворник трудную работу
Выполняет по утрам.

Загадки: 
1. Он с утра пораньше встанет,
Лопату в руки возьмет,
Тротуар почистит
И весь двор уберет.
(Дворник.)
2. Он проснется на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметет
И песком посыплет лед.
(Дворник.) 
3. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(Лопата.)

Трудовая деятельность

Помощь дворнику. Цель: развивать стремление трудиться вместе с взрослыми, воспитывать трудолюбие

Подвижная игра

1.      «Два мороза». Цель: учить четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

2.      «Мышеловка». Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.

3.      «Бездомный заяц». Цель: учить детей действовать по сигналу, упражнять в беге, ориентировке в пространстве.

4.      «Мы веселые ребята». Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Соседи». Цель: упражнять в назывании дней недели, месяцев года, времен года, цифр до 10.
(Соседи осени – зима, лето. Соседи понедельника – воскресенье, вторник.)

Самостоятельная деятельность

Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателя. Цель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности, полученные ранее

Выносной материал

Лопатки, эмблемы для подвижной игры, ленточки, санки для кукол, клеенки для катания с горки, формочки

Прогулка № 11

Тема «Наблюдение за оттепелью»

Цель

·         Продолжать знакомство с природными явлениями;

·         уточнить представления о свойствах снега;

·         развивать познавательный интерес;

·         воспитывать желание общаться с воспитателем

Ход наблюдения

«Обратите внимание на сосульки во время оттепели. Подумайте, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз и вода снова замерзла – превратилась в сосульку.) Рассмотрите сосульку. (Твердая, хрупкая, прозрачная.)
Сосульки появляются на южной стороне домов. Снег тает, образуется вода, которая потом снова замерзает, но уже превращаясь в лед. Возьмите сосульку в руки, потрогайте. Какая она? (Холодная, гладкая, скользкая, твердая.) Так и хочется ее попробовать на вкус, но этого делать нельзя, так как, во-первых, она грязная, так как стекала с крыши, во-вторых, холодная, можно застудить горло и заболеть»

Художественное слово

Стихотворение
Мы... зимы-то еще не наелись,
Как уже весна на подходе...
Ну вот только... зимнюю одежду одели,
Тут же... солнышко стало греть в небосводе...

Загадки: 
1. Почему зимой капель?
Потому что...
(Оттепель.)
2. Снег колючий по земле
Гонит ветер в...
(Декабре.) 

Трудовая деятельность

Трудовые поручения: дать детям метлы, подмести веранду, дорожки. Цель: приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых

Подвижная игра

1.      «Кто дальше бросит мешочек?». Цель: упражнять в метании, развивать силу рук, воспитывать желание выполнять физические упражнения.

2.      «У медведя в бору». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

3.      «Ловишки». Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Назови, что находится впереди, сзади от тебя». Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве от себя

Самостоятельная деятельность

Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель: учить играть сообща

Выносной материал

Лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши

Прогулка № 12 

Тема «Наблюдение за ветром (метелью)»

Цель

·         Сформировать представление об одном из признаков зимы — метели;

·         учить определять направление ветра

Ход наблюдения

Предложить детям пройти на крытую веранду и понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место. Предложить им прислушиваться к завыванию ветра. Обратить внимание детей, что он поднимает снег в воздух, кружит с места на место, наметает из него сугробы. Это метет метель. «Где вам в такую погоду хочется находиться: на улице или в помещении? А как же животные и птицы переносят такой ветер и холод? (Они в метель и непогоду стараются спрятаться в укрытие.) Попробуйте найти птиц на улице. (Их не видно.)»

Художественное слово

Стихотворение
Дуют ветры в декабре,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле,
Легкая поземка.
Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит хороводы,
То, как в вальсе, закружит.

Загадки: 
1. Кто это, воя, без крыльев летает и без метелки следы заметает? Лепит сугробы из снежного теста, передвигает их с места на место?
(Метель.)
2. Гнет к земле деревья, тучи нагоняет,
Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.
И в реке, и в море волны поднимает.
Кто о нем загадку, дети, отгадает?
(Ветер.)
3. Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, людей с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь его.
(Ветер.)

Трудовая деятельность

Сгребание снега в общую кучу для постройки горки. Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место

Подвижная игра

1.      Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: упражнять детей в ловкости, прыжках.

2.      «У оленя дом большой», «Пузырь». Цель: упражнять выполнять движения в соответствии с текстом.

3.      Подвижная игра «Устроим снегопад». Цель: развивать двигательную активность.

4.      Подвижная игра «Зайка серенький скакал». Цель: учить прыгать на двух ногах.

5.      Подвижная игра «Снежинки кружатся». Цель: развивать равновесие, вызывать чувство радости, удовольствия

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Времена года». Цель: объяснить детям, что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз)

Самостоятельная деятельность

Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель: учить играть сообща

Выносной материал

Лопатки, ведерки, формочки, печатки

Прогулка № 13

Тема «Наблюдение за деревьями и кустарниками»

Цель

·         Сформировать знания о жизни растений зимой;

·         воспитывать бережное отношение к природе

Ход наблюдения

Воспитатель с детьми рассматривают деревья и кустарники. «На зиму деревья и кустарники сбрасывают листву, но они не умирают, а просто отдыхают. Сокодвижение и рост замедляются. Веточки особенно уязвимы, они хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать. А вы знаете, почему деревья не промерзают? У них есть защита: все лето деревья откладывают под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. Можно ли узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев? Зимой деревья обнажены и хорошо видны их ствол и ветви». Предложить детям сравнить стволы у разных деревьев, определить различия в коре, толщине, форме, высоте.

Воспитатель задает детям вопросы:

·         Какие деревья и кустарники вы знаете?

·         Как мы помогаем деревьям перенести холодную зиму?

·         Почему они не промерзают?

·         Чем деревья отличаются от кустарников?

·         Как называют деревья, которые сбрасывают листья?

·         Какую пользу приносят деревья и кустарники?

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследовательская деятельность. Найти березу, клен, тополь. Сравнить стволы, прикоснуться к ним, выявить отличия

Художественное слово

Поговорки и пословицы:

·         декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст;

·         декабрь-стужайло на всю зиму землю выстужает.

Стихотворение
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пурге по колени, буранами гнутся,
Вершинами машут. Сдают? Не сдаются!

Загадки:
1. Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево зимой.)
2. В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
(Береза.) 
3. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью красные кораллы надела.
В сенокос горька, а зимой сладка.
Что это за ягода?
(Рябина.)

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место для построек. Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями

Подвижная игра

1.      «Найди свой цвет». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

2.      «Птички и птенчики». Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Внимательные ушки». Цель: закрепить знания о частях одежды (воспитатель называет одежду и части одежды, ребенок хлопает, когда услышит часть одежды)

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал

Лопатки, ведерки, санки

Прогулка № 14

Тема «Наблюдение за ветром»

Цель

·         Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас, познавательные интересы;

·         продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра:

·         воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы:

·         Дует ли ветер?

·         Холодный он или теплый?

·         Как можно узнать, что дует ветер?

·         В какую сторону он дует?

Опытно-экспериментальная деятельность 

Опыт. Словить ветер с помощью полиэтиленового пакета.
Вывод: воздух прозрачный, его невозможно поймать, но можно ощутить 

Художественное слово

Приметы:

·         облака движутся против ветра – к метели;

·         облака движутся с севера на юг – к ясной погоде;

·         если ночью был иней, днем снег не выпадет;

·         первый прочный снег падает с ночи.

Поговорки и пословицы:

·         декабрь старый год кончает;

·         декабрь новому году новым счастьем дорожку стелет;

·         декабрь-стужайло на всю зиму землю студит;

·         декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Стихотворение
С бугорка на бугорок
Ловко прыгал ветерок.
По дорожке он бежал,
В сугроб весело упал.
Только вовсе не намок
Этот ловкий ветерок.
Нарисую ветер тихий, нежный,
Нарисую грозовой и снежный,
И такой, что с травами играет,
И такой, что волны поднимает.

Загадки: 
1. Скорость есть, а ножек нет,
Как он движется — секрет,
В поле травы шевелит,
Своей силой удивит!
(Ветер.)
2. Его нельзя увидеть.
Откуда он берется?
Но сильные порывы
Гнут ветви у березы.
(Ветер.) 

Трудовая деятельность

Трудовые поручения. Цели:

·         учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки;

·         учить доводить начатое дело до конца;

·         учить работать сообща, не мешать друг другу;

·         развивать двигательную активность;

·         воспитывать трудолюбие

Подвижная игра

1.      «Великаны — карлики». Цель: учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами.

2.      «Ловишки». Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

3.      «Догони самолет». Цель: учить быстро бежать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад. 

4.      Русская народная игра «Богатыри». Цель: развивать быстроту движений

Индивидуальная работа

«С вала на вал». Цель: учить прыгать с вала на вал, развивать равновесие

Самостоятельная деятельность

Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель: учить играть сообща

Выносной материал

Лопатки, метелки, формочки для снега, клеенки для катания с горки

Прогулка № 15 

Тема «Наблюдение за прохожими»

Цель

·         Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие;

·         сформировать представление о сезонной одежде;

·         развивать наблюдательность

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за прохожими, детьми других групп, рассмотреть их внешний вид, организует беседу:

·         Какое сейчас время года? 

·         Какая сегодня погода?

·         Какую вы знаете зимнюю одежду?

·         Из чего она сшита, связана? Почему?

·         Для чего нужны рукавички? Какие бывают рукавички?

·         Для чего нужен шарф?

·         Для чего нужна шапка? Какие бывают шапки? 

·         Можно ли ходить без шапки зимой? Почему?

Воспитатель обращает внимание детей на прохожих, во что они одеты. Почему они идут быстро, пряча свои носы в воротники пальто? 

Проектно-исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность. Предложить детям найти одежду одного цвета

Художественное слово

Приметы:

·         мы в дом ель, а она с собой — метель;

·         сухой декабрь — значит, быть сухими весне и лету.

Поговорки и пословицы:

·         в декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты;

·         снегири прилетели в декабре – зима будет морозной.

Стихотворение
Прекрасная зима,
На улице морозно.
Оденусь поскорей
И потеплей как можно!
Надену рукавички,
Мне их связала мама.
И шапку меховую
Я натяну упрямо.
Все озеро во льду,
Деревья серебрятся,
И все вокруг в снегу.
А я пойду кататься.

Загадки: 
1. Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их...
(Рукавички.)
2. Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф.)
3. Их видно повсюду,
Их видно из окон,
По улице движутся длинным потоком.
Они перевозят различные грузы,
И люди в них ездят.
За эту работу мы их полюбили.
Они называются...
(Автомобили.)

Трудовая деятельность

Очистить друг другу одежду. Цель: воспитывать желание помогать друг другу

Подвижная игра

1.      «Совушка». Цель: учить выполнять движения по сигналу.

2.      «Не оставайся на снегу». Цель: упражнять детей в ловкости, прыжках.

3.      «Попади в коробку». Цель: тренировать меткость бросков.

4.      «Черное и белое». Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель: угадать транспорт по описанию

Самостоятельная деятельность

Самостоятельные игры со снегом. Цель: воспитывать дружеские отношения во время игр

Выносной материал

Лопатки, формочки для снега, санки, печатки, карандаши

 


 

Картотека прогулок в старшей группе на декабрь

Картотека прогулок в старшей группе на декабрь

Тряхнет перинки – над миром пушинки? (Зима

Тряхнет перинки – над миром пушинки? (Зима

Белокоса, круглолица. Как махнула рукавом –

Белокоса, круглолица. Как махнула рукавом –

Ты надел кастрюлю ловко, Из углей твои глаза,

Ты надел кастрюлю ловко, Из углей твои глаза,

Пословицы и поговорки: · зимний денек – с воробьиный скок; · зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет; · зимой съел бы грибок,…

Пословицы и поговорки: · зимний денек – с воробьиный скок; · зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет; · зимой съел бы грибок,…

Каким может быть небо в разную погоду и время года? ·

Каким может быть небо в разную погоду и время года? ·

Выносной материалЛопатки, скребки, метелки

Выносной материалЛопатки, скребки, метелки

Я смотрел на календарь: Все – зима!

Я смотрел на календарь: Все – зима!

Вывод делают дети: снег под действием тепла тает, превращаясь в воду

Вывод делают дети: снег под действием тепла тает, превращаясь в воду

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность

Выносной материалЛопатки, ведра, формочки для снега, печатки, куклы, одетые по сезону, санки

Выносной материалЛопатки, ведра, формочки для снега, печатки, куклы, одетые по сезону, санки

Трудовая деятельностьСооружение построек из снега

Трудовая деятельностьСооружение построек из снега

Дворник.) 2. Он проснется на заре,

Дворник.) 2. Он проснется на заре,

Ну вот только... зимнюю одежду одели,

Ну вот только... зимнюю одежду одели,

Пыль с дороги темной нам в лицо бросает

Пыль с дороги темной нам в лицо бросает

Опытно-экспериментальная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность

Самостоятельная деятельностьСамостоятельные игры с выносным материалом

Самостоятельная деятельностьСамостоятельные игры с выносным материалом

Художественное слово Приметы: · мы в дом ель, а она с собой — метель; · сухой декабрь — значит, быть сухими весне и лету

Художественное слово Приметы: · мы в дом ель, а она с собой — метель; · сухой декабрь — значит, быть сухими весне и лету
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023