Картотека сказок по финансовой грамотности

  • docx
  • 27.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель. Формирование у детей представлений о рациональности выбора материала. Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича. Вопросы к детям: - О чем спорили поросята? - Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево? - Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом? - Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге? - Как можно назвать слово «материал» по-другому?
Иконка файла материала Сказки по финансовой грамотности.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 373 « Скворушка»

Подготовила :

Воспитатель высшей категории

Трудолюбова Оксана Викторовна 

Картотека сказок  по финансовой грамотности

 

«Три поросенка»

Вариант 1.

Цель. Формирование у детей представлений о рациональности выбора материала.

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

- О чем спорили поросята?

- Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

- Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

- Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?

- Как можно назвать слово «материал» по-другому?

Вариант 2. Цель. Расширение представлений детей о рациональном использовании денег.

Содержание:

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, и были очень довольны.

Вопросы к детям:

- Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

- Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?

- Что такое расход?

- Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

- Какое слово запишем в экономический словарик?

Вариант 3.

Цель. Формирование понимания источников денежных накоплений; развитие умения экономить.

Содержание:

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям:

- Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

- Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?

- Что такое денежное накопление (сбережение? Когда оно появляется?

- Какое слово запишем в экономический словарик?

«Выгодное дело»

Братья Гримм

Цели: Знакомство с разными способами получения дохода; развитие смекалки, умения предвидеть результат.

Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову за семь марок. Получил деньги и пошел домой. Проходя мимо пруда, он стал спорить с лягушками, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города встретил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во дворце рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин солдата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто пятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришли к королю за деньгами. Вместо денег они получили розги. А крестьянин остался с деньгами.

Материал: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: деньги, обмен товарами.

Вопросы:

- Для чего крестьянин продал корову?

- Прав ли был крестьянин, требуя у мясника деньги за мясо?

- Почему он бросил деньги в пруд?

- Сколько сотен уступил крестьянину солдат?

- Выгодно ли крестьянин поделился и обменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем?

Социально-нравственные качества: глупость, смекалка, сообразительность.

Вопросы:

- В какой стране живут герои сказки?

- Почему король решил дать денег крестьянину?

- Почему солдат и торговец получили от короля розги?

- Почему крестьянин остался с деньгами?

Вывод: крестьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. Вот и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообразительности он получил деньги от короля и торговца.

«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»

В. И. Даль

Цели: расширение представлений о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитание чувства справедливости.

Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.

Материал: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: выгода, убыток.

Вопросы:

- Для чего мышь схитрила?

- Почему воробей обратился к царю?

- Каким образом царь разрешил проблему воробья?

- Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?

Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.

Вопросы:

- Почему воробей обвинил мышь?

- Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?

Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.

«Терем-теремок»

(русская народная сказка)

Цели: Формирование понимания необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Материал: кукольный театр «Теремок».

Словарная работа: труд, разделение труда, польза, выгода.

Вопросы:

- Какими видами труда занимались жители теремка?

- Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?

- Как был восстановлен теремок?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Вопросы:

- Как жилось зверям в теремке?

- Почему они помогали друг другу?

- Для чего нужно разделение труда?

- Есть ли разделение труда в твоей семье?

- Как вели хозяйство жители теремка?

Обсудите пословицы: «Всяк человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».

«Телефон»

К. И. Чуковский

Цели: расширение представлений о разнообразии потребностей; привитие доброго отношения к живому миру.

Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы.

Материал: магнитная доска с материалом к сказке.

Словарная работа: потребности и возможности.

Вопросы:

- Почему Чуковскому звонили звери и птицы?

- Какие потребности были у зверей?

- Почему носорог просил помочь бегемоту?

- Какие из всех потребностей были самыми главными?

Социально-нравственное качество: доброта.

Вопрос:

- Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?

Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).

«Мужик и медведь»

(русская народная сказка)

Цели: Формирование представления о характере труда сельского жителя; развитие умения предвидеть результат труда, смекалку.

Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Материал: теневой театр «Мужик и медведь».

Словарная работа: труд, выгода, товар, договор (уговор, прибыль.

Вопросы:

- Чем занимался мужик в поле?

- Каким образом он поделил урожай?

- Зачем мужик повез репу в город?

- Почему мужик посеял на следующий год рожь?

- Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.

Вопросы:

- Как мужик сохранил урожай?

- Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

- Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

«Петушок и бобовое зернышко»

(русская народная сказка)

Цель: Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним.

Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.

Материал: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: труд, продукт, сырье, материал.

Вопросы:

- Почему курочка попросила у хозяйки маслица?

- Как герои сказки помогли петушку?

- Каким образом получился продукт их труда?

- Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?

Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.

Вопросы:

- Почему все герои сказки помогали петушку?

- Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

- Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».

Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.

«Федорино горе»

К. Чуковский

Цель: расширение представлений о домашнем труде, формирование понимания необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательного отношения к лени, неопрятности.

Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялись кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»

Материал: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: труд, результат труда.

Вопросы:

- Почему домашняя утварь убежала от Федоры?

- Каким образом Федора их вернула?

- Как Федору отблагодарили за труд?

- Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.

Вопросы:

- Почему от Федоры убежала домашняя утварь?

- Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?

- Почему беглецы вернулись к Федоре?

- Кого называют бережливым, трудолюбивым?

Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.

«Хаврошечка»

(русская народная сказка)

Цель: формирование положительного отношения к людям, качественно выполняющим любую работу.

Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.

Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.

Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».

Словарная работа: труд, обязанности.

Вопросы:

- Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?

-Какую работу она выполняла по дому?

- Чем были заняты хозяйские дочери?

- Каким образом коровка помогала Хаврошечке?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.

Вопросы:

- Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?

- Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?

- Как восторжествовала справедливость?

Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.

Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».

«Как старик корову продавал»

С. Михалков

Цель: формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Материал: Кукольный театр по сказке.

Словарная работа: реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

- Почему старик целый день не мог продать корову?

- Как старик представлял свой товар?

- Каким образом паренек привлек покупателей?

- Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?

- Почему мужик передумал продавать корову?

- Что такое реклама? Где вы видели рекламу?

- Для чего нужна реклама?

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

Вопросы:

- Какими качествами обладал паренек?

- Почему паренек помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

«Муха-Цокотуха»

К. И. Чуковский

Цели: формирование представления о рациональной трате денег при совершении покупок, развитие умения рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитание чувства сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.

Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара.

Материал: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: покупка, выгода, базар.

Вопросы:

- Почему Муха-Цокотуха купила самовар?

- Почему Комар спас Муху?

Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.

Вопросы:

- Для чего Муха пригласила гостей?

- Почему Комар не испугался Паука?

Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.

«Как коза избушку построила»

(русская народная сказка)

Цели: знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.

Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.

Материал: магнитная доска с материалом к сказке.

Словарная работа: потребности, возможности.

Вопросы:

- Почему коза решила строить дом?

- Какой потребностью это было вызвано?

- Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи?

- Почему деревья отказали козе?

- Какая опасность угрожала козлятам?

- Почему коза принимала советы деревьев?

- Где коза построила дом?

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.

Вопрос:

-Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?

Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.

«Три поросенка»

(английская сказка)

Цели: формирование представлений о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов); привитие уважения и хозяйского подхода к использованию природных ресурсов.

Краткое содержание. Жили-были на свете три поросенка. Звали поросят Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Наф-Наф был самый умный поросенок. Он предложил братьям к зиме построить дом, но братья ленились, им не хотелось заниматься работой. Наф-Наф стал строить дом из камня, надежный, прочный. Поставил тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не смог к нему забраться. Наконец и братья занялись работой. Ниф-Ниф решил, что проще и быстрее построить дом из соломы. Уже к вечеру его хижина была готова. Нуф-Нуф решил построить свой дом из веток и тонких прутьев. Оба брата быстро закончили работу, и пошли гулять в лес. Волк увидел их и решил съесть. Каждый поросенок побежал к своему домику.

Соломенный домик Ниф-Нифа волк снес как пушинку. Домик Нуф-Нуфа простоял дольше, но тоже развалился. Братья прибежали к каменному домику Наф-Нафа. Как ни старался волк разрушить каменный дом, он стоял, как крепость. Волку пришлось уйти в лес. С тех пор братья стали жить вместе под одной крышей.

Материал: кукольный театр «Три поросенка».

Словарная работа: труд, качество, рациональное использование ресурсов.

Вопросы:

- Почему поросята начали строить дома?

- Из какого материала поросята строили дома?

- Какой дом оказался самым прочным? Почему?

- Кто из них позаботился о своей безопасности?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень.

Вопросы:

- Почему Наф-Наф начал строить дом один?

- Чем были заняты поросята – отдыхом или работой?

- Как трудились Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?

Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.

Список литературы

1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. М., 1997.

2. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1993.

3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб. : «Детство-пресс», 2002.

4. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 1999.

5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2002.

6. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.