КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)
Оценка 4.8

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

Оценка 4.8
Игры
docx
экология
Детсад
13.04.2017
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)
Дидактические игры расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
КАРТОТЕКА ДИД ИГР.docx
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «Познавательное развитие» 1 Содержание: 1. Фотограф 2. Микропоказ 3. Звуки 4. Разноцветные плоды 5. Овощи­худышки и овощи­толстячки 6. Перемешай и соотнеси 7. Совы и вороны 8. Какие все мы разные 9. Повтори 10. Рамочка 11. Слепая курица 12. Найди свое дерево 13. Окна земли 14. Не природная тропа 15. Угадай, кто я 16. Чудесный мешочек 17. На что это похоже 18. Польза­ вред 19. Наоборот 20. Цепочка 21. 4 времени года 22. Мальчик наоборот 23. Тень 24. Что возьмем с собой 25. Найди нужное слово 26. Природа­не природа 27. Насосы 28. Репортаж 29. «Найди, что покажу» 30. «Найди, что назову» 31. «Угадай, что в руке» 32. «Вершки – корешки» 33. «Чудесный мешочек» 2 34. «Угадай, что съел» 35. «Найди, о чём расскажу» 36. «Найди в букете такой же листок»  37. «Найди листок, какой покажу» 38. «Такой листок, лети ко мне!» 39. «Найди листок» 40. «Найди, о чём расскажу» 41. «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб» 42. «Да – нет» 43. «Где спряталась рыбка» 44. Ботаническое лото «Овощи – фрукты» 45. «Опиши, мы отгадаем» 46. «Чего не стало?» 47. «Беги в дом, какой я назову» 48. «Угостим кукол» 49. «Кому на обед?» 50. «Куда спрятался Саша?» 51. «В зимней столовой» 52. «Какая эта птица» 53. «Птички» 54. «Найди такую же и назови», парные картинки животных и растений 55. «Найди, Миша, нашу матрёшку и скажи, за каким растением она спряталась» 56. «Кто как передвигается» 57. «Для чего это нужно?» 58. «Встань к дереву с самым толстым стволом» 59. «От какого растения листья?»  60. «Какой цветок убрали?» 61. «Угадай по описанию» 62. «Угадай, чей хвост» 63. Лото «Кто во что одет» 64. Лото «Кто, где живёт» 65. Лото «Кто как двигается»  66. «Через ручеёк» 3 Карточка №1 «ФОТОГРАФ»  Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.  Первый вариант: «Хорошо ли я фотографирую».    Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой – «фотоаппарат».  «Фотограф» наводит «камеру» на какой­либо объект природы, «фотографирует»  (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать».  Воспитатель задаёт детям вопросы: Что «сфотографировала» «камера»? Что хотел «сфотографировать» «фотограф»? Природный это объект или нет? Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7 Чем этот природный объект ему понравился? Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?    Когда дети научаться замечать что­то особенное, неповторимое, очень красивое в  природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.   Второй вариант: «Мгновенная фотография».    Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза,  потом «фотографирует» (ребёнок – «камера»  мгновенно открывает и закрывает  глаза) .  Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше  фотографировать что­то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок  (много снимков в один день делать не стоит). Карточка №2 «МИКРОПОКАЗ»   Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать  её). Игра проводится в природе. 4 Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети  отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и  одновременно выполняют задания типа: Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути. Найди и убери (если попадутся тебе   по дороге) не природные объекты и  т. д.   Целесообразно, если дети представили себя каким­либо маленьким животным и не  поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое­либо  настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о  чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт?   Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и  фантазирование.    Карточка №3 «ЗВУКИ»   Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе) .   Воспитатель даёт задание:    «Когда слышите какой­либо звук – загните палец и т. д. Когда все  пять  пальцев  будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать  возможность «посчитать звуки».     Воспитатель задаёт детям вопросы типа: Какой звук больше всего понравился? Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий? Издавал ли ветер какой­либо звук?   В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев) . Карточка №4 «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛОДЫ»   Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого.   Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных плодов и  задаёт детям вопросы типа: Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще? Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый? Почему этот плод полезен (вреден? Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?   В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и  разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку. Карточка №5 «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»   Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою  точку зрения.    Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по  желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи  5 так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно  втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа: Какой овощ ты изображаешь? Почему ты выбрал именно этот овощ? Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»? Карточка №6 «ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»   Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать  наблюдательность.    Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья  клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например,  на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание:  найдите каждый свой листок.    Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то  необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят  задание, воспитатель задает вопросы детям типа: Почему ты считаешь, что это твой лист? Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?   В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки  плодов и т. д.) Карточка №7 «СОВЫ И ВОРОНЫ» Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.       Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие  становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их  дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание: «Совы» любят правду, «Вороны» ­ ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы»  должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.     Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания: медведи любят есть тигров у березы весной бывают сережки слоны не умеют плавать дельфин – это животное, а не рыба    дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять)  на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они  так или иначе поступили, а после 2­3 фраз поменять игроков местами. Карточка № 8 «КАКИЕ ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ» Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие  качества любого природного объекта. 6 Воспитатель дает задание:   Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а  посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.    Затем детям дают вопросы: Почему тебе нравится море? Почему ты любишь речку? Почему ты остался посредине? Варианты заданий: зима – лето, ромашка – колокольчик, дождь – снег.   В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится  трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является  целью игры. Карточка №9 «ПОВТОРИ»   Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.    Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое­либо животное (птицу,  насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный  жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый,  называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали  первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.    Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но  подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.    В игре участвуют 5­8 детей, затем можно увеличить количество игроков Карточка №10 «РАМОЧКА»   Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие  детали природных объектов и отмечать их неповторимость.    Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист  сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут  помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку,  кору, только не надо срывать. Воспитатель даёт задание: Составь портрет осени и назови его. Сделай картину сегодняшнего дня. Карточка №11 «СЛЕПАЯ КУРИЦА»   Цель: обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в  природе).    Дети должны встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель  завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу  препятствий» (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под  опущенной веткой и т. д.).  Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он 7 будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает  глаза детям и  предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы  иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время    прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами  попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень. Карточка №12 «НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО» Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать  опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .   Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и  ведет к какому­нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во  время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы: Оно гладкое или нет? Есть ли на нём листья? Высоко ли от земли начинаются ветки?    Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и  предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания  дерева.    В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно. Карточка №13 «ОКНА ЗЕМЛИ» Цель: развивать воображение, фантазию и умение представить себя на месте другого  (проводится в природе).   Дети должны лечь на землю и не шевелиться. Воспитатель слегка забрасывает их  листвой и даёт задание: представьте, что вы кусочки земли, ваши глаза это «окна  земли». Вопросы для размышления: Что видно земле через окна? Что сейчас чувствует земля? Сколько разных травинок растет рядом? Чего бы земля испугалась в данный момент? Как бы она смогла защитить себя? Карточка №14 «НЕ ПРИРОДНАЯ ТРОПА» Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в  природе (проводится в природе).   Воспитатель намечает «тропу» в природе и на ней развешивает и разбрасывает  различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя  должны пройти по «тропе», посчитать, сколько предметов не природного характера  они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый  наблюдательный. 8 Карточка №15 «УГАДАЙ, КТО Я»   Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого­либо  животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но  при этом водящий не должен издавать ни звука.    Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя  животного мира, а ребёнок­ водящий должен отгадать – кого.   Карточка №16 «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»   Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.    Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети  могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в  зависимости от темы занятий.   Первый вариант: «Опиши и угадай».   Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно  описав природный предмет.   Второй вариант: «Спроси и угадай».   Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети  должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы: Это гладкое или нет? Какой оно формы? Сколько у этого предмета углов?    Третий вариант: «Угадаем вместе».    В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с  другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это  такое. Карточка №17 «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»   Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей Для игры необходим разнообразный природный материал, который раздается детям  (лучше использовать кору дерева) .   «На что это похоже? »  дети должны предложить варианты, эатем наиболее  интересные из них зарисовать. Карточка №18 «ПОЛЬЗА – ВРЕД» Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только  необходимые. 1 этап   Первый вариант: «Польза –вред». (тема: живая природа). 9 Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?»,  дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем  задание меняется: «Какой вред от пчелы? »   Второй вариант: «Нравится – не нравится». (тема: не живая природа).   Принцип организации см. вариант 1.   Третий вариант: «Хорошо – плохо».   (тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же. 2 этап    Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества  природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал  хорошим  ­ перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим  птицам негде было бы жить) .    Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на  планете резко изменится и даже может погибнуть.    В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет  полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое. Карточка №19 «НАОБОРОТ» Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе  неповторимое.   Организация игры может быть разная: 1. Используется приём «по кругу» 2. Дети делятся на две команды, которые после 2­3 заданий необходимо менять  составом.   Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что­то: красивые – некрасивые холодное – горячее гладкое – шероховатое      Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с  предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей  отличать природное от не природного.   В случае командной организации детей в игре  побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.    Карточка №20 «ЦЕПОЧКА»   Цель: развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном  материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно­следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать  окружающую действительность.    Воспитатель выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми  беседу по этой теме типа: ­хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены; 10 ­хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо,  потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться; ­хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы  пугливы; ­хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их  обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;   делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы.  Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для  создания цепочки содержание природоведческого характера Карточка №21 «4 ВРЕМЕНИ ГОДА»   Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о  сезонных изменениях в природе.    Воспитатель называет какой­либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно  увидеть летом, зимой, осенью, весной.    Например, ГРИБЫ.    Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.    Осенью – то же самое.    Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если  их выращивают в специально отведенном месте.    Весной  ­  см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки) .   Карточка №22 «МАЛЬЧИК НАОБОРОТ»   Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о  правилах поведения в природе.    Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который всё делает  наоборот, если слышит плохие советы.    Воспитатель даёт детям отрицательные и положительные правила поведения в  природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае,  и объяснить, почему Карточка №23 «ТЕНЬ»   Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной  деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей  (проводится в природе) .    Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень  особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает  что­то хорошее. В противном же случае она говорит: «Не буду, не буду повторять» и  даже объясняет почему. 11 Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй –  его тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять,  нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д.   , а «тень» оценивает его поступки. В  конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень Карточка №24 «ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ»   Цель: расширить понятия детей о различных средах обитания.   Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро). Дети  должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых  человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно. Карточка №25 «НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО»   Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.   1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».    Дети должны подобрать слова на задание воспитателя: ­Какие могут быть листья? ­Какой может быть снег?   2 вариант: «Подбери природный объект под определение».   Воспитатель даёт задание: ­Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море? ­Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?    Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект  природы. Карточка №26 «ПРИРОДА – НЕ ПРИРОДА»   Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и  взаимодействие, показать детям роль человека в приображении природы.     Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов,  созданных руками человека. Дети должны выбрать изображения природных объектов  из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу: ­Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает? ­Что использует человек для создания не природных объектов? ­Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать  природными?   Поэтому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек  с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы. Карточка №27 «НАСОСЫ»   Цель: развивать у детей восприятие запахов.    Для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится  по одному, пропитанного запахом, разных духов. 12 Суть игры в том, что дети – это «зайцы», на них охотится лиса, у которой  свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет – это запах лисы). Зайцы  резвятся на поляне, но их нос должен всё чувствовать и вовремя определить «запах  лисы», чтобы успеть убежать (детям по очереди дают понюхать все три запаха и они  должны выбрать запах лисы). Если ребёнок правильно определил запах, который  предлагался ему ранее, то «заяц» остаётся цел, т. к. смог вовремя почувствовать  приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются «зайцы» ­ долгожители.    Карточка №28 «РЕПОРТАЖ»   Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в  словесной форме (проводится после экскурсии) .   Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы  (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок должен придумать  название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например, как он  называется, какой он, почему понравился и т. д.   Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют  репортажи на любые темы. Используется также задание на дом: ­составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома; ­составить репортаж о любимом животном; составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры. Карточка №29 «НАЙДИ, ЧТО ПОКАЖУ» Дидактическая задача: Найти предмет по сходству. Игровое действие: Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем. Правило: Под салфетку заглядывать нельзя. Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов.  Один для воспитателя накрыть салфеткой. Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных  под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом  подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все  фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.   Карточка №30 «Найди, что назову» Дидактическая задача: Найти предмет по слову – названию. Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов. Правила: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске  названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор,  яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя 13 Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была  их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной  окраски. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку: «найди маленькую морковку». Или:            «найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется,  воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта.  Второй вариант: Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной,  овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме  спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет.    Карточка №31 «Угадай, что в руке» Дидактическая задача: Узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Игровое действие: Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь. Правило: Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь. Ход игры: Ребенок отводит руки за спину. Затем воспитатель отходит и показывает  овощ или фрукт. Если у ребенка в руках за спиной такой же, ребенок должен  подбежать к воспитателю.   Карточка №32 «Вершки – корешки» Дидактическая задача: Закрепить знания о дарах сада и огорода. Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения  руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если  овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.    Карточка №33 «Чудесный мешочек» Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета. Правила: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а  потом показать предмет. Оборудование: Для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по  форме, затем более похожие. Небольшой непрозрачный мешочек. Ход игры: Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что  он будет делать. Затем предлагает ребенку: «найди на ощупь, не глядя в мешочек, что  хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «найди то, что я скажу». Второй вариант Дидактическая задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным  признакам. Ход игры: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь:  форму, ее детали, поверхность, плоскость – и просит: «Найди в мешочке то, что  похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию  ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко  14 отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся по другим признакам.   Карточка №34 «Угадай, что съел» Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов,  стимулировать развитие воображения. Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов. Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а  потом сказать, что это. Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить,  затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для  контроля и сравнения. Ход игры: Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть  глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».   Карточка №35 «Найди, о чём расскажу» Дидактическая задача: Найти   предмет   по   перечисленным признакам. Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то  есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем воспитатель  предлагает кому­либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я  рассказал». Второй вариант Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на  вопросы воспитателя. Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение,  которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им  вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или  травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно­зеленые,  блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.   Карточка №36 «Найди в букете такой же листок» Дидактическая задача: Учить детей находить предмет по сходству. Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем  показывает им какой­нибудь лист, например, кленовый, и предлагает: «Раз, два, три ­  такой листок покажи!». Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют  несколько раз с остальными листиками букета.   Карточка №37 «Найди листок, какой покажу» Дидактическая задача: Найти предметы по сходству; различие их по размеру. Ход игры: Во время прогулки воспитатель показывает детям, какой­ либо лист и  предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем  15 они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных  деревьев (береза, осина, клен). Затем воспитатель поднимает, например кленовый  листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они  полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде  останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.   Карточка №38 «Такой листок, лети ко мне!» Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождение листьев по сходству,  воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей. Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в  руках такой же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой  лист для сравнения.    Карточка №39 «Найди листок» Дидактическая задача: Найти часть по целому. Ход игры: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком  дереве. «А теперь, попробуйте найти такие же на земле\», ­ говорит воспитатель. Раз,  два, три ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.   Карточка №40 «Найди, о чём расскажу» Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы  воспитателя. Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение,  которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им  вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или  травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно­зеленые,  блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.   Карточка №41 «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб» Дидактическая задача: Найти дерево по названию. Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие  отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу?  Раз, два, три к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе,  растущей на участке, где проводится игра. Второй вариант Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного  дерева. Ход игры: Игра организуется, как подвижная. Воспитатель объясняет, что водящий  может ловить тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет  сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые  16 похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево  названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу «Раз, два, три – беги!».   Карточка №42 «Да – нет» Дидактическая задача: Закрепить знания о частях тела котёнка, и какие звуки он  издаёт. Ход игры: Воспитатель просит показать, где у котёнка нос? И т.д. После этого  воспитатель предлагает детям отвечать словами «Да» и «Нет».   Карточка №43 «Где спряталась рыбка» Дидактическая задача: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия  растений, расширять словарный запас. Ход игры: Маленькая рыбка решила «поиграть в прядки». Дети закрывают глаза, и  воспитатель прячет её за растение или предмет. Воспитатель описывает предмет, за  который она спряталась и дети отгадывают.   Карточка №44 Ботаническое лото «Овощи – фрукты» Дидактическая задача: Закреплять умение детей различать и называть овощи, фрукты. Ход игры: Раздаются большие карты. На одной в середине изображён фрукт, на другой  – овощ. Затем поочерёдно достают маленькие карточки с изображением различных  овощей и фруктов. Дети хором называют их и закрывают пустые квадраты на своих  картах маленькими картинками в соответствии с изображением.   Карточка №45 «Опиши, мы отгадаем» Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на  вопросы взрослого. Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я  попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть?  Какого цвета?». Дети подробно отвечают на вопросы. После того, как ребята  расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки. Второй вариант Дидактическая задача: Описать предметы и найти их описанию. Ход игры: Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание  одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят  рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.   Карточка №46«Чего не стало?» Дидактическая задача: Назвать растения по памяти. Ход игры: Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и  закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит 17 детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с  порядком растений на другом столе.    Карточка №47 «Беги в дом, какой я назову» Дидактическая задача: Найти целое по его частям. Ход игры: Воспитатель раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в  поход. Каждый отряд поставил палатку под каким­либо деревом. У вас в руках листья  от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь «Все по  домам!». Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем  деревом, от которого лист».   Второй вариант  Дидактическая задача: Найти целый предмет по части. Ход игры: В парке или в лесу детям раздают листья разных   деревьев.   Все   дети  «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама зайчиха» дает им листья от веток, из  которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу: «Все домой, волк близко!» ­ бегут к себе в домик под определенное дерево. Игру можно продолжить,  если дети будут меняться листьями «переезжать в новый дом».   Карточка №48 «Угостим кукол» Дидактическая задача: Продолжать знакомить со вспомогательными средствами,  имеющими фиксированное назначение. Оборудование: Две куклы, детская мебель и посуда. «Чудесный мешочек», предметы  для выбора (игрушки и натуральные объекты). Ход игры: В мешочек складывают 3–4 небольших предмета. Воспитатель приходит с  куклой и просит детей помочь кукле приготовить угощенье для зверюшек, они тоже  придут в гости. Один ребенок по просьбе куклы достает из мешочка морковку для  зайки, другой – яблоко для ежика, третий – орешек для белки. Каждый раз в мешочке  должно быть 3–4 предмета, так чтобы, кроме нужных, были дополнительные (например, маленький мячик, пластмассовое колечко и др.). Дети, доставшие предметы, держат их  в руках. Воспитатель приносит игрушки зверят. Дети по очереди угощают их, выбирая  при этом, кому дать морковку, орех, яблоко. Зверюшки радуются, благодарят детей. Второй вариант Дидактическая задача: Продолжать учить детей подражать действиям  воспитателя с предметами, обращая внимание на их свойства. Ход игры: В гости к детям приходят две куклы. Они здороваются с детьми, называют  свои имена. Воспитатель предлагает угостить кукол. Ставит на свой стол игрушечную  мебель, сажает кукол, перед ними ставит посуду и кормит одну из них. «Маша ест, а  Галя нет,– объясняет воспитатель.– Кто будет кормить Галю?» Приглашает одного  ребенка, дает ему ложку и медленно показывает действия так, чтобы они были видны  всем детям: «Сначала возьмем ложку. Вот так. (Показывает.) Теперь наберем каши. Вот так. (Показывает.) Поднесем ко рту куклы. Где у куклы рот? (Показывает, медленно  наклоняет игрушку.) Ешь, кукла». Ребенок повторяет все действия за воспитателем.  18 Затем вызывает поочередно еще 2–3 детей. После этого куклы благодарят детей и  уходят.   Карточка №49 «Кому на обед?» Дидактическая задача: Составить   целое из частей. Ход игры: Однажды тетушка Кастрюля решила сварить на обед суп и компот, но  забыла из каких овощей и фруктов что варится. Помоги ей. Дети надевают кулончики  (овощи и фрукты ­ вырезаем овалы и кастрюлю). Ведущий­Кастрюля. Дети по очереди  подходят к кастрюле и рассказывают о себе, а она решает, куда можно добавить этот  продукт.   Карточка №50 «Куда спрятался Саша?» Дидактическая задача: Группировка   растений     по     их строению (деревья,  кустарники). Ход игры: Игра проводится во время экскурсий в лес, парк. Воспитатель говорит  детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто­то один из вас лиса.  Белочки ищут растение, на котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель  помогает детям уточнить, что зайцы живут и прячутся в кустах. Выбирают водящего­  лису, дают ему шапочку маску лисы, всем остальным детям шапочки зайцев, белок. По  сигналу: «Опасность лиса!» белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам.    Карточка №51 «В зимней столовой» Дидактическая задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия.  Развивать умение подражать их повадкам. Ход игры: Рассматриваем картинки с птицами, воспитатель предлагает назвать её и  показать, как она кричит, как летаети прыгает.   Карточка №52 «Какая эта птица» Дидактическая задача: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить  легко произносить звук «Р». Ход игры: Воспитатель, подражая крику какой­либо птицы, спрашивает у детей, кто  так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку.    Карточка №53 «Птички» Дидактическая задача: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и  действия, активизировать речь детей. Ход игры: Воспитатель читает, стихотворение и дети показывают эти движения. Летели две птички, собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились – все люди дивились. 19 Карточка №54 «Найди такую же и назови», парные картинки животных и  растений Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. Развивать умение находить в  предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь:  похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность. Игровое правило: Отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто  не ошибется ни разу. Ход игры: Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10­12  шт.), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого­либо  из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные  картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они  должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку.  Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность  заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но неодинаковые,  например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но однас ручкой, а другая без  ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т.е.  изображенные предметы имеют слабо заметные признаки различия, которые дети не  сразу замечают.   Карточка №55 «Найди, Миша, нашу матрёшку и скажи, за каким растением она  спряталась» Дидактическая задача: Закрепить у детей названия растений, воспитывать  любознательность, находчивость. Ход игры: Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела» поиграть с  ними в «прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет  игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти  матрешку?»спрашивает воспитатель. Сейчас я рассказу вам, куда она спряталась. И  воспитатель говорит, на что похоже растение, за которое «спряталась» матрешка (на  дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность) цветки,  их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. Карточка №56 «Кто как передвигается» Дидактическая задача: Расширить знания о животных, птицах, насекомых обитающих в  нашем крае. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д.  Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться  фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы. Ход игры: Воспитатель называет разных животных, птиц, насекомых, а ребенок  изображает, как они передвигаются (ползает, прыгает).    Карточка №57 «Для чего это нужно?» 20 Дидактическая задача: Отметьте их внешний вид, уточните названия частей тела;  расскажите о том, где они живут. Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с  изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо  и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен  определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя,  показав карточку воспитателю.   Карточка №58 «Встань к дереву с самым толстым стволом» Дидактическая задача: Найти предмет по перечисленным признакам. Ход игры: Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину,  окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он  просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов  воспитателя «Раз, два, три ­ беги!».   Карточка №59 «От какого растения листья?» Дидактическая задача: Найти предмет по описанию. Ход игры: Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, акация и  рябина). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было  интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором  говорят, что ­ либо спрятать.    Карточка №60 «Какой цветок убрали?» Дидактическая задача: Описать предмет и узнать его по описанию. Ход игры: Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель,предлагает кому либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать,  что это за растение. Необходима последовательность описания. На столик  выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает  детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают,  какое растение стояло ещё. Игра проводится 4­5 раз. Можно с каждым разом  увеличивать количество растений на столе.  Карточка №61 «Угадай по описанию» Дидактическая задача: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки  предмета, развивать наблюдательность. Ход игры: На столе пять комнатных растений, на которых видны явные признаки  различия. После словесного описания растения ребёнок находит его среди остальных.   Карточка №62 «Угадай, чей хвост» 21 Дидактическая задача: Развивать способность анализировать, закреплять умение  различать и называть животных. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем  поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и  подобрать для него подходящий хвост.   Карточка №63 Лото «Кто во что одет» Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по  покрову тела(перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользоваться моделями. Ход игры: На столе большие карты с изображением покрова тела животных. Затем  раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Нужно закрыть  пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.   Карточка №64 Лото «Кто, где живёт» Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде  обитания. Формировать навык пользованиямоделями. Ход игры, первый вариант: На столе большие карты с изображением моделей  различных средств обитания животных. Затем раздаются маленькие картинки с  изображением птиц, рыб, зверей, насекомых. Нужно закрыть пустые клетки в  соответствии с моделью на своей карте.   Ход игры, второй вариант: У воспитателя картинки с изображением животных, а у  детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река,  дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного.  Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой,  «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.   Карточка №65 Лото «Кто как двигается» Дидактическая задача: Закрепить умение детей систематизировать животных по  способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования  моделями. Ход игры, первый вариант: На столе большие карты с изображением органов движения  животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей.  Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте.   Ход игры, второй вариант: Воспитатель показывает или называет детям объект живой  природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при  слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» ­  имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» ­ изображают полёт птицы.   22 Карточка №66 «Через ручеёк» Дидактическая задача: Развивать у детей чувство равновесия, внимания. Ход игры: Детям предлагают осторожно пройти по мостику (геометрические тканевые  фигуры) на другой берег и окажутся на лужайке, где резвятся и рвут цветы. По сигналу «Домой!» возвращаются по мостику. 23

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4 – 5 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  (4 – 5 ЛЕТ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2017