Картотека дидактических игр по развитию речи

  • Игры
  • docx
  • 18.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры замечательный способ обучения и закрепления умения работать со словами. звуками.Игры используются для изучения звукового анализа слов, развития речевого аппарата,памяти, мышления , воображения, внимания.Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Иконка файла материала картотека дид игр по развитию речи.docx
Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить  составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают  себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны  буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции  педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по  комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По  сигналу педагога дети останавливаются на листочках и  цветочках, произнося по очереди слоги со своими  звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой  «А», ребенок произносит слог «Жа».              «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .  «Угадай слово» Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом  отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным  количеством слогов. За правильный ответ ребенок  получает фишку.   «Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений,  объединенных тематически, воспитывать речевое  внимание. Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети  называют последнее слово и с ним же придумывают новое  предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга  лежит на столе. «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)». Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова,  упражнять в различении гласных и согласных звуков,  активизировать словарь.Ход: Педагог предлагает детямвспомнить слова, у которых второй звук гласный или  согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот  ряд, который больше придумал слов. Цель: Совершенствовать навык звукового анализа,  закреплять умение детей определять количество звуков в  слове. «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в  слове, производит фонематический анализ и синтез слова,  развивать слуховую и зрительную память, а также  зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово  например «слон». Обращают внимание на первые звуки  слов – названий предметов. Ребенок сначала находит  кубик, на одной из граней которого изображен предмет,  чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии  которого первый звук ­ [л], [о], [н].  «Веселый поезд» Материал: У каждого ребенка в руках предметная  картинка – билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает  определить количество звуков в его слове и положить  картинку в нужный вагон, соответствующий количеству  звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков). «Нужные знаки» Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать  дикцию, закреплять способы обозначения предложений. Ход: Воспитатель называет предложение. Дети  определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в  соответствии с этим поднимают карточку с нужным  знаком. «Найди братца» Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в  один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые  звуки слов были братцами первых звуков слов первого  ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку,  первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые  звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд. «Красный – белый» Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять  любой звук из слова и определять его место в слове. Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки. Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети  услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если  заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ']. «Кто как разговаривает?» Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты  реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя  животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то  или иное животное подаёт голос: Корова  мычит Тигр  рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто  рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и  т.д. «Кто где живёт?»   Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детейграмматической формы предложного падежа с  предлогом  «в». Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог  задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? ­Белка. Кто живёт в скворечнике? ­Скворцы. Кто живёт в гнезде? ­Птицы. Кто живёт в будке?­Собака. Кто живёт в улье? ­Пчёлы Кто живёт в  норе? ­Лиса. Кто живёт в логове? ­Волк. Кто живёт в берлоге? ­Медведь. Вариант 2. педагог: ­Дети: Где живёт медведь? ­В берлоге. Где живёт волк ?­В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией  предложения. Детям предлагается дать полный ответ:  «Медведь живёт в берлоге».    «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку,  спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?  «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов,  согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а  ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос  ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: ­Дети:Солнце – что делает? ­Светит, греет. Ручьи – что делают? ­Бегут, журчат. Снег – что делает? ­Темнеет, тает. Птицы – что делают? ­Прилетают, вьют гнёзда, поёт  песни. Капель – что делает? ­Звенит, капает. Медведь – что делает? ­Просыпается, вылезает из  берлоги. «Кто как передвигается?»  Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие  мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет  какое­либо животное, а ребёнок, возвращая мяч,  произносит глагол, который можно отнести к названному  животному. педагог: ­Дети: Собака ­стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит  (кошка, мышка…)  «Горячий – холодный»  Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов­ антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно  прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет  другое – с противоположным значением. педагог: ­Дети: Горячий ­холодный Хороший ­плохой Умный ­глупый Весёлый ­грустный Острый ­тупой Гладкий ­шероховатый «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов,  согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а  ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос  ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Педагог :­Дети: Солнце – что делает? ­Светит, греет. Ручьи – что делают? ­Бегут, журчат. Снег – что делает? ­Темнеет, тает. Птицы – что делают? ­Прилетают, вьют гнёзда, поёт  песни.Капель – что делает? ­Звенит, капает. Медведь – что делает? ­Просыпается, вылезает из  берлоги.  «Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а  ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,  подходящее к названному глаголу. педагог:­ Дети: Идёт ­человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит ­ручей, время, животное, человек, дорога… Летит ­птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт­рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…  «Из чего сделано?»  Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из  кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». педагог: ­Дети: Рукавички из меха ­меховые Таз из меди ­медный Ваза из хрусталя ­хрустальная Рукавички из шерсти ­шерстяные «Кто кем был?»  Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому­либо из детей, называет  предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч  логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше  названный объект: Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф –  доской Корова – телёнком                                            Велосипед –  железом Дуд – жёлудем                                                    Рубашка –  тканью Рыба – икринкой                                               Ботинки –  кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком                                 Сильный –  слабым Бабочка – гусеницей                                         Взрослый –  ребёнком«Что звучит?»  Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки).  Дети должны отгадать что звучит. «Что бывает осенью?» Цель: учить временам года, их последовательности и   основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с  изображением различных сезонных явлений (идёт снег,  цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и  т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только  осенние явления и называет их.   «Лови да бросай – цвета называй»   Цель: подбор существительных к прилагательному,  обозначающему цвет. Закрепление названий основных  цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет  прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая  мяч, называет существительное, подходящее к данному  прилагательному. педагог:­ Дети: Красный ­мак, огонь, флаг Оранжевый ­апельсин, морковь, заря Жёлтый ­цыплёнок, солнце, репа Зелёный­огурец, трава, лес Голубой  ­небо, лёд, незабудки Синий­ колокольчик, море, небо Фиолетовый ­слива, сирень, сумерки  «Чья голова?»  Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны  голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает:  «…воронья». Например: У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная« Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий  признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова  и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов  окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена  существительные в единственном числе. Дети бросают  мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы             стул – стулья Гора – горы               лист – листья Дом – дома                носок – носки Глаз – глаза              кусок – куски День – дни                прыжок – прыжки Сон – сны                  гусёнок – гусята Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята    «Подбери признаки»   Цель: активизация глагольного словаря. Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?»  Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к  заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют  прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые  гнёзда.  «Животные и их детёныши»   Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое­либо  животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша  этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их  образования. Третья группа требует запоминания  названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона –  слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы –  лисёнок.Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда –  верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у  свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы –  цыплёнок, у собаки – щенок.  «Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт  прилагательных, развитие воображения, памяти,  ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок,  поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна,  вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента,  шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек,  столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка,  проволока…)