Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры замечательный способ обучения и закрепления умения работать со словами. звуками.Игры используются для изучения звукового анализа слов, развития речевого аппарата,памяти, мышления , воображения, внимания.Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Дидактическая игра «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить
составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают
себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные
из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны
буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции
педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по
комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По
сигналу педагога дети останавливаются на листочках и
цветочках, произнося по очереди слоги со своими
звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой
«А», ребенок произносит слог «Жа».
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре:
«Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово.
Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы
должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош
– ка, гла – за) .
«Угадай слово»
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом
отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным
количеством слогов. За правильный ответ ребенок
получает фишку.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений,
объединенных тематически, воспитывать речевое
внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети
называют последнее слово и с ним же придумывают новое
предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга
лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный
(согласный)».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова,
упражнять в различении гласных и согласных звуков,
активизировать словарь.Ход: Педагог предлагает детямвспомнить слова, у которых второй звук гласный или
согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот
ряд, который больше придумал слов.
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа,
закреплять умение детей определять количество звуков в
слове.
«Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в
слове, производит фонематический анализ и синтез слова,
развивать слуховую и зрительную память, а также
зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены
знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово
например «слон». Обращают внимание на первые звуки
слов – названий предметов. Ребенок сначала находит
кубик, на одной из граней которого изображен предмет,
чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях
следующего кубика изображение предмета, в названии
которого первый звук [л], [о], [н].
«Веселый поезд»
Материал: У каждого ребенка в руках предметная
картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает
определить количество звуков в его слове и положить
картинку в нужный вагон, соответствующий количеству
звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
«Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать
дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети
определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в
соответствии с этим поднимают карточку с нужным
знаком.
«Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в
слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в
один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во
втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые
звуки слов были братцами первых звуков слов первого
ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку,
первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые
звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют
картинку под верхний ряд.
«Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять
любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети
услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если
заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты
реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя
животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то
или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто
рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и
т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных,
насекомых. Закрепление употребления в речи детейграмматической формы предложного падежа с
предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог
задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле? Белка.
Кто живёт в скворечнике? Скворцы.
Кто живёт в гнезде? Птицы.
Кто живёт в будке?Собака.
Кто живёт в улье? Пчёлы
Кто живёт в норе? Лиса.
Кто живёт в логове? Волк.
Кто живёт в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
педагог: Дети:
Где живёт медведь? В берлоге.
Где живёт волк ?В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией
предложения. Детям предлагается дать полный ответ:
«Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку,
спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов,
согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а
ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос
ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: Дети:Солнце – что делает? Светит, греет.
Ручьи – что делают? Бегут, журчат.
Снег – что делает? Темнеет, тает.
Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт
песни.
Капель – что делает? Звенит, капает.
Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из
берлоги.
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие
мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет
какоелибо животное, а ребёнок, возвращая мяч,
произносит глагол, который можно отнести к названному
животному.
педагог: Дети:
Собака стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит
(кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка
противоположных признаков предметов или слов
антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно
прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет
другое – с противоположным значением.
педагог: Дети:
Горячий холодный
Хороший плохой
Умный глупый
Весёлый грустный
Острый тупой
Гладкий шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов,
согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а
ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос
ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог :Дети:
Солнце – что делает? Светит, греет.
Ручьи – что делают? Бегут, журчат.
Снег – что делает? Темнеет, тает.
Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт
песни.Капель – что делает? Звенит, капает.
Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из
берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие
воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а
ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,
подходящее к названному глаголу.
педагог: Дети:
Идёт человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывётрыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления
относительных прилагательных и способов их
образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из
кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: Дети:
Рукавички из меха меховые
Таз из меди медный
Ваза из хрусталя хрустальная
Рукавички из шерсти шерстяные
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря,
закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч комулибо из детей, называет
предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч
логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше
названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф –
доской
Корова – телёнком Велосипед –
железом
Дуд – жёлудем Рубашка –
тканью
Рыба – икринкой Ботинки –
кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный –
слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый –
ребёнком«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и
наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных
инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки).
Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и
основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с
изображением различных сезонных явлений (идёт снег,
цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и
т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только
осенние явления и называет их.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному,
обозначающему цвет. Закрепление названий основных
цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет
прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая
мяч, называет существительное, подходящее к данному
прилагательному.
педагог: Дети:
Красный мак, огонь, флаг
Оранжевый апельсин, морковь, заря
Жёлтый цыплёнок, солнце, репа
Зелёныйогурец, трава, лес
Голубой небо, лёд, незабудки
Синий колокольчик, море, небо
Фиолетовый слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления
притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны
голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает:
«…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная« Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий
признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова
и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов
окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена
существительные в единственном числе. Дети бросают
мяч обратно, называя существительные во множественном
числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?»
Дети отвечают на вопрос и находят картинку к
заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют
прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые
гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей
животных, закрепление навыков словообразования,
развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какоелибо
животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша
этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их
образования. Третья группа требует запоминания
названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона –
слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы –
лисёнок.Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда –
верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок,
у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у
свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы –
цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт
прилагательных, развитие воображения, памяти,
ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок,
поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна,
вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента,
шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек,
столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка,
проволока…)