Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Оценка 4.6
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
25.08.2019
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
1. Картотека дид игр по развитию речи.docx
Картотека
дидактических игр по
речевому развитию в
средней группе 1. «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч,
должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит
Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто
лает?», «Кто кукует?» и т.д.
2. «Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление
употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом
«в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок,
возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?Белка. Кто
живёт в скворечнике?Скворцы. Кто живёт в гнезде?Птицы. Кто живёт в будке?
Собака. Кто живёт в улье?Пчёлы Кто живёт в норе?Лиса. Кто живёт в логове?Волк.
Кто живёт в берлоге?Медведь. Вариант 2. педагог:Дети: Где живёт медведь?В
берлоге. Где живёт волк?В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией
предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
3. «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает,
а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры
вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а
сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы
телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
4. «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,
воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какоелибо животное, а ребёнок,
возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог:Дети: Собакастоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
5. «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков
предметов или словантонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок,
возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:Дети:
Горячийхолодный Хорошийплохой Умныйглупый Весёлыйгрустный Острыйтупой
Гладкийшероховатый 6. «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на
заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема
«Весна» педагог: Дети: Солнце – что делает? Светит, греет. Ручьи – что делают?
Бегут, журчат. Снег – что делает? Темнеет, тает. Птицы – что делают? Прилетают,
вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? Звенит, капает. Медведь – что делает
Просыпается, вылезает из берлоги.
7. «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти,
ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая
мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог: Дети:
Идётчеловек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежитручей, время, животное,
человек, дорога… Летитптица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывётрыба,
кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
8. «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и
способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая
мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: Дети: Рукавички из мехамеховые Таз из меди
медный Ваза из хрусталяхрустальная Рукавички из шерстишерстяные
9. «Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на
нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на
самую верхнюю полку.
10.«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч комулибо из детей, называет предмет или животное, а
ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный
объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова
– телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой
Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком
Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
11.«Какой овощ?» Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт
образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
12.«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен,
колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
13.«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных
явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.).
Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
14.«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что
лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и
запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один
овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
15.«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление
названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а
ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному
прилагательному. педагог:Дети: Красный мак, огонь, флаг Оранжевый апельсин,
морковь, заря Жёлтый цыплёнок, солнце, репа Зелёныйогурец, трава, лес Голубой
небо, лёд, незабудки Синий колокольчик, море, небо Фиолетовый слива, сирень,
сумерки
16.«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных
прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а
ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова –
рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная
У орла – орлиная У верблюда – верблюжья
17.«Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать
способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое
слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква,
лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
18.«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном
числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок –
носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок –
гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
19.«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и
находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с
сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
20.«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков
словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какоелибо животное, а ребёнок, возвращая
мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по
способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок,
у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда –
верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа
3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок,
у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
21.«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения,
памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на
него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна,
вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает
колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) 22.«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела
– пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
23.«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие
внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно
каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому
обобщающему понятию предметы. педагог:Дети: Овощи – картофель, капуста,
помидор, огурец, редиска
. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог:
Дети: Огурец, помидорОвощи.
24.«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи,
воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают,
что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети:
Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего
урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что
я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо –
не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
25.«Близкодалеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети
по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
26.«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно
ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок,
возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по
сходству окончаний. Столстолик, ключключик. Шапкашапочка, белкабелочка.
Книгакнижечка, ложкаложечка. Головаголовка, картинакартинка. Мыломыльце,
зеркалозеркальце. Куклакуколка, свёкласвёколка. Косакосичка, водаводичка. Жук
жучок, дубдубок. Вишнявишенка, башнябашенка. Платьеплатьице, креслокреслице.
27.«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с
числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же
существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять
журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять
шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять
зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.
28.«Угадай, кто позвал?»
Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пипи»
определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает
педагог.
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.