Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Оценка 4.6

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Оценка 4.6
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
25.08.2019
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка. Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры. Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
1. Картотека дид игр по развитию речи.docx
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе 1. «Кто как разговаривает?»  Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.  Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея   шипит   Комар   пищит   Собака   лает   Волк   воет   Утка   крякает   Свинья   хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д. 2. «Кто где живёт?» Цель:   закрепление   знания   детей   о   жилищах   животных,   насекомых.   Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».   Ход: Бросая мяч  поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт  вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?­Белка. Кто живёт   в   скворечнике?­Скворцы.   Кто   живёт   в   гнезде?­Птицы.   Кто   живёт   в   будке?­ Собака. Кто живёт в улье?­Пчёлы Кто живёт в норе?­Лиса. Кто живёт в логове?­Волк. Кто   живёт   в   берлоге?­Медведь.   Вариант   2.   педагог:­Дети:   Где   живёт   медведь?­В берлоге. Где живёт волк?­В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».  3. «Подскажи словечко»  Цель: развитие мышления, быстроты реакции.  Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? 4. «Кто как передвигается?» Цель:   обогащение   глагольного   словаря   детей,   развитие   мышления,   внимания, воображения, ловкости.  Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое­либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:­Дети: Собака­стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)  5. «Горячий – холодный» Цель:   закрепление   в  представлении   и  словаре   ребёнка   противоположных   признаков предметов или слов­антонимов.  Ход:   педагог,   бросая   мяч   ребёнку,   произносит   одно   прилагательное,   а   ребёнок, возвращая   мяч   ,   называет   другое   –   с   противоположным   значением.   педагог:­Дети: Горячий­холодный Хороший­плохой Умный­глупый Весёлый­грустный Острый­тупой Гладкий­шероховатый 6. «Что происходит в природе?»  Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.  Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный   вопрос   ответить.   Игру   желательно   проводить   по   темам.   Пример:   Тема «Весна» педагог: ­Дети: Солнце – что делает? ­ Светит, греет. Ручьи – что делают? ­Бегут, журчат. Снег – что делает? ­ Темнеет, тает. Птицы – что делают? ­ Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? ­Звенит, капает. Медведь – что делает­ Просыпается, вылезает из берлоги.   7. «Кто может совершать эти действия?»  Цель:   активизация   глагольного   словаря   детей,   развитие   воображения,   памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч,   называет   существительное,   подходящее   к   названному   глаголу.педагог:­   Дети: Идёт­человек,   животное,   поезд,   пароход,   дождь…   Бежит­ручей,   время,   животное, человек, дорога… Летит­птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт­рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек… 8. «Из чего сделано?»   Цель:   закрепление   в   речи   детей   употребления   относительных   прилагательных   и способов их образования.  Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: ­Дети: Рукавички из меха­меховые Таз из меди­ медный Ваза из хрусталя­хрустальная Рукавички из шерсти­шерстяные 9. «Разложи по полочкам» Цель: ориентировка в пространстве.  Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.  10.«Кто кем был?»  Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.   Ход:   педагог,  бросая   мяч   кому­либо   из   детей,  называет   предмет   или   животное,  а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки   –   кожей   Яблоня   –   семечкой   Дом   –   кирпичём   Лягушка   –   головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком  11.«Какой овощ?» Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.   Ход:   педагог   нарезает   овощи,   дети   их   нюхают   и   пробуют   на   вкус.   Педагог   даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый» 12.«Что звучит?» Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.  Ход:   педагог   за   ширмой   играет   на   различных   музыкальных   инструментах   (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит. 13.«Что бывает осенью?»  Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.   Ход:   на   столе   лежат   вперемешку   картинки   с   изображением   различных   сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.  14.«Чего не стало?» Цель: развитие внимания и наблюдательности.  Ход:   педагог   на   столе   выкладывает   4   овоща:   «Дети,   посмотрите   внимательно,   что лежит   на   столе.   Это   лук,   огурец,   помидор,   перец.   Посмотрите   внимательно   и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.  15.«Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.   Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок,   возвращая   мяч,   называет   существительное,   подходящее   к   данному прилагательному.   педагог:­Дети:   Красный   ­мак,   огонь,   флаг   Оранжевый   ­апельсин, морковь, заря Жёлтый ­цыплёнок, солнце, репа Зелёный­огурец, трава, лес Голубой ­небо,   лёд,   незабудки   Синий­   колокольчик,   море,   небо   Фиолетовый   ­слива,   сирень, сумерки  16.«Чья голова?»   Цель:   расширение   словаря   детей   за   счёт   употребления   притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья  17.«Четвёртый лишний» Цель:   закрепление   умения   детей   выделять   общий   признак   в   словах,   развивать способность к обобщению.  Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. 18.«Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.   Ход:   педагог   бросает  мяч   детям,  называя  имена   существительные  в  единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята 19.«Подбери признаки»  Цель: активизация глагольного словаря.  Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда. 20.«Животные и их детёныши»  Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.  Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое­либо животное, а ребёнок, возвращая мяч,   называет   детёныша   этого   животного.   Слова   скомпонованы   в   три   группы   по способу   их   образования.   Третья   группа   требует   запоминания   названий   детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.  21.«Что бывает круглым?»   Цель:   расширение   словаря   детей   за   счёт   прилагательных,   развитие   воображения, памяти, ловкости.  Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) 22.«Подбери словечко» Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д. 23.«Обобщающие понятия» Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.  Вариант   1.  Ход:   педагог   называет   обобщающее   понятие   и   бросает   мяч   поочерёдно каждому   ребёнку.   Ребёнок,   возвращая   мяч,   должен   назвать   относящиеся   к   тому обобщающему   понятию   предметы.   педагог:­Дети:   Овощи   –   картофель,   капуста, помидор, огурец, редиска . Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор­Овощи.  24.«Хорошо – плохо» Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.  Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо  в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.  25.«Близко­далеко»  Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.  Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая) 26.«Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно­ ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.  Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая   мяч,   называет   второе   слово   (шарик).   Слова   можно   сгруппировать   по сходству   окончаний.   Стол­столик,   ключ­ключик.   Шапка­шапочка,   белка­белочка. Книга­книжечка,   ложка­ложечка.   Голова­головка,   картина­картинка.   Мыло­мыльце, зеркало­зеркальце. Кукла­куколка, свёкла­свёколка. Коса­косичка, вода­водичка. Жук­ жучок, дуб­дубок. Вишня­вишенка, башня­башенка. Платье­платьице, кресло­креслице. 27.«Весёлый счет» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.  Ход:   педагог   бросает   мяч   ребёнку   и   произносит   сочетание   существительного   с числительным   «один»,   а   ребёнок,   возвращая   мяч,   в   ответ   называет   это   же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один  стол –  пять столов Один  слон –  пять слонов Один журавль –  пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок. 28.«Угадай, кто позвал?» Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.  Ход:   водящий   поворачивается   спиной   к   детям   и   по   звукокомплексу   «пи­пи» определяет,   кто   его   позвал.   Зовёт   водящего   тот   ребёнок,   на   которого   указывает педагог.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2019