Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

  • Карточки-задания
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 24.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста. Игры изменяются с возрастом детей в зависимостиот детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают, а находят свое проявление в будующем в общественном поведении человека Как говорил К.Д. Ушинский - Игра - основной и главный вид деятельностиребенка, перетерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития.
Иконка файла материала ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ.doc
Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста Цель:   Развивать   ритмичный   слух,   внимание,   импровизацию   по   тексту «Заинька» песни. Ход игры: Дети в месте с воспитателем становятся в круг. Воспитатель поет песню и показывает детям движения. Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг. Поскорей выйди в круг, Поскорей выйди в круг. Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда­сюда ты пройдись, Туда­сюда ты пройдись. Заинька, вымой лапки, Серенький, вымой лапки, Леву­праву вымой лапки, Леву­праву вымой лапки. Заинька, пригладь шерстку, Серенький, пригладь шерстку, Справа, слева, пригладь шерстку, Справа, слева, пригладь шерстку. Заинька, причешись, Серенький причешись, Да получше причешись. Да получше причешись. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, 1Ну­ка, топни раз, другой, Топни­ка, милый мой! Во   время   первого   куплета  “заинька”   стоит   со   всеми   в  кругу,   а   потом выходит   на   середину,   в   центр   круга.   На   слова   “Заинька,   ты   пройдись!”   он прохаживается   вдоль   хоровода.   Далее   зайка   изображает   то,   о   чем   поется   в песне: моет ручки, лицо, приглаживает шерстку, причесывается. Все остальные повторяют   то,   что   делает   зайка.   В   конце   игры   все   вместе   пляшут.   Потом выбирается другой “зайка” и игра продолжается. «Именины» Дети стоят в кругу, именинник в центре круга. Дети, припевая, идут по кругу, взявшись за руки. Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше) Вот такой нижины! (дети приседают, опускают руки как можно ниже) Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире) Вот такой ужины! (дети сходятся к центру) Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай! (дети стоят на месте и хлопают в ладоши) Я люблю, признаться, всех, а Катю больше всех. (именинник с выбранным ребенком танцует, а дети стоят в кругу и хлопают) «Вышла курочка гулять» Взрослый берет роль курочки, а дети­ цыплята. Все движения взрослый исполняет вместе с детьми. 2Дети встают за взрослым. Идут друг за другом, высоко поднимают ноги, руки   спрятаны   за   спиной,  ладошки   сложены   в  виде   хвостика.  На   последних словах останавливаются и встают в круг. Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать, А за ней ребятки ­ Желтые цыплятки! Участники игры грозят пальчиком. Выполняют движения,  соответствующие тексту. Ко­ко­ко, ко­ко­ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите! Присели, постукивают пальчиком по коленкам. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце! Встали и снова пошли за мамой курочкой. Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать, А за ней ребятки ­ Желтые цыплятки! «Помощники» Муз. Шутенко Дети идут по кругу, взявшись за руки. 1. Мамочка, мамочка, мы тебе поможем: Всё скорее уберём и на место сложим. 3Дети выполняют движения, соответствующие тексту. Мы платочки мыли, весело стирали, Вот как мы сегодня маме помогаем! Дети идут по кругу, взявшись за руки. Мамочка, мамочка, мы тебе поможем: Всё скорее уберём и на место сложим. Дети стоят в круге и выполняют движения, соответствующие тексту. Веник в руки брали, быстро подметали. Вот как мы сегодня маме помогали. Дети идут по кругу, взявшись за руки. Мамочка, мамочка, мы тебе поможем: Всё скорее уберём и на место сложим. Дети стоят в круге и выполняют движения, соответствующие тексту. Здесь стоят цветочки, мы их поливаем ­ Вот как мы сегодня маме помогаем! «Карусели» Дети встают в круг, берутся за руки и начинают кататься на "карусели". Еле­еле­еле­еле ("Карусель медленно движется в правую сторону.) Завертелись карусели. А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряются.) Все бегом­бегом­бегом! Побежали, побежали, ("Карусель" меняет направление движения.) Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите (Темп движения постепенно замедляется,  "карусель") Карусель ос­та­но­ви­те. (останавливается, и дети кланяются друг другу.) Раз­два, раз­два, 4Вот и кончена игра. Мишка по лесу идет И корзиночки несет «Мишка» (дети идут вперевалочку по кругу) Ходит мишка по тропинке, ищет ягодку малинку. (смотрят по сторонам, прикладывая ладонь к глазам) Любит мишка сладко есть (гладят ладошкой живот) Ой, как много ягод здесь! Ну­ка, ягодка­малинка (манят рукой) Полезай скорей в корзинку. (собирают ягоды) Мишка годы собрал (показывают руки и покачиваются вправо­влево) И от счастья зарычал: «Р­р­р! Да­да­да!» (рычат и кивают головой) Очень ягодка вкусна (кружатся и кланяются на последние слова) Хоровод «По малину» По малину в сад пойдем, взявшись за руки, идут по кругу. В сад пойдем, в сад пойдем Плясовую заведем, заведем, заведем. 5Припев: Солнышко на дворе, поднимают руки вверх «фонарики» А в саду тропинка опускают руки и мягко водят кистями вправо­влево. Сладкая ты моя, хлопают в ладоши. Ягодка­малинка! Ты малинка, не в роток, грозят указательным пальцем Не в роток, не в роток, ­ Насыпайся в кузовок, «собирают ягоды» В кузовок, в кузовок! Припев. Как малины наберем, Наберем, наберем, «собирают ягоды» Пирогов мы напечем, «пекут пирожки» Напечем, напечем. Припев. Пирогов мы напечем, Напечем, напечем, «пекут пирожки» Всех соседей позовем, манят руками, как бы подзывая к себе Позовем, позовем. Припев. 6«Вот матрешечки гуляли» Вот матрешечки гуляли В лесу ягоды искали (идут по кругу) Так, так и вот так, В лесу ягоды искали (собирают ягоды) Под кусточком посидели, Вкусны ягодки поели, Так, так и вот так, Вкусны ягодки поели. (садятся на пол и едят ягоды с ладошки) Как матрешечки устали, Под кусточком задремали Так, так и вот так, Под кусточком задремали. (закрывают глазки и кладут ладошки под щечку) А потом они плясали, Свои ножки выставляли (выставляют ножки на пятку) Так, так и вот так Свои ножки выставляли (кружатся, топая ногами) Только слышат вдруг подружки Прямо у лесной опушки Побежали по дорожке Чьи­то серенькие ножки. Эй, матрешка, берегись! 7Оказалось, это – мышь! (приседают, закрывают лицо руками­ «прячутся») «Репка» Муз. Т. Попатенко Слова А. Кузнецова Дети   берутся   за   руки   и   становятся   в   круг.   Один   ребенок­репка­ присаживается   в   центре   круга.   Все   поют   песню,   одновременно   выполняя соответствующие движения, которые подсказаны содержанием песни. Дети выполняют движения, как будто копают землю лопатой. Сами землю, землю мы копали, Сами грядку, грядку насыпали. Мы сажали, мы сажали репку, Мы сажали, мы сажали репку. Из воображаемого лукошка дети «берут зернышки» и «разбрасывают их, затем  поливают землю из лейки. На слова «мы растили» берутся за руки и идут по  кругу. Сами зерна, зерна мы бросали, Сами всходы, всходы поливали. Мы растили, мы растили репку, Мы растили, мы растили репку. Дети стоят в круге, репка начинает постепенно подниматься, как будто  вырастает. Вот поспела, вот поспела репка. Стала сочной, стала сладкой крепкой. Вкусной стала, вкусной стала репка. Вкусной стала, вкусной стала репка. Дети берутся за руки и идут вокруг репки. 8Ребенок, изображающий репку, стоя в центре круга, медленно кружиться в  противоположном направлении. Всех мы в гости, в гости приглашаем, Сладкой репкой, репкой угощаем. Угощаем, угощаем репкой. Угощаем, угощаем репкой. Дети стоят в кругу, имитируют движения согласно тексту. «Два веселых гуся» Жили у бабуси Два весёлых гуся, Один ­ серый, другой ­ белый, Два весёлых гуся. Один ­ серый, другой ­ белый, Два весёлых гуся! Мыли гуси лапки В луже у канавки, Один ­ серый, другой ­ белый, Спрятались в канавке. Один ­ серый, другой ­ белый, Спрятались в канавке! Вот кричит бабуся: "Ой, пропали гуси! Один ­ серый, другой ­ белый, Гуси мои, гуси! Один ­ серый, другой ­ белый, Гуси мои, гуси!" Выходили гуси, 9Кланялись бабусе, Один ­ серый, другой ­ белый, Кланялись бабусе. Один ­ серый, другой ­ белый, Кланялись бабусе! "Мы на луг ходили" слова В. Кукловской, перевод с украинского Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко. Любого ребеночка сажают в середину зала (спящий зайчик, а остальные детки становятся вокруг него. «Спящий зайчик» садится на корточки и всем своим видом показывает, что он уже полчаса как спит. (Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.) Мы на луг ходили, хоровод водили. Вот так, на лугу хоровод водили Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу) Мяту собирали Вот так, на лугу мяту собирали Задремал на кочке (Имитируют «спящего зайчика») Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.) Вот так задремал зайка в холодочке Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке.) В дудочку дудели: ду­ду ду­ду­ду В дудочку дудели Зайку мы будили 10(Показывают игру на барабане.) В барабаны били: Бум­бум тра­та­та В барабаны били Ну­ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в такт музыки.) Ну­ка одевайся Вот так не ленись (Хлопают в ладоши в такт музыки.) Ну­ка просыпайся. (Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик  прыгает.) Мы с тобой попляшем (Свободный танец, прыжки) В хороводе нашем Вот так, мы с тобой Весело попляшем "Раздувайся пузырь" Делаем круг, говорим, что это пузырь. Сходимся к центру круга ­  маленький пузырик. А теперь надо опять надуть большой пузырь. Дети ставят  кулачки друг на друга (это трубочки) и дуют "фффффффф", потом делают шаг  назад. После того, как отошли немного, берутся за руки, постепенно расширяют круг  со словами: "Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой! Оставайся такой, Да не лопайся!" Вот какой большой пузырь! Не лопнет? Взрослый может хлопнуть в ладоши:  "Хлоп! Лопнул пузырь!" Дети хлопают в ладоши, опять сбегаются к центру и  11начинают сначала. Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту «Колпачок» игры. Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту: Колпачок, колпачок тоненькие ножки, красные сапожки Мы тебя кормили, мы тебя поили на ноги поставили, танцевать заставили. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образуют большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует. «На лугу» Муз. И. Кишко. Слова Н. Мельниковой. Дети ходят по кругу, взявшись за руки А мы спозаранку выйдем на полянку. Там цветы проснулись, к солнцу потянулись. Дети стоят в кругу, показывают движения. 12Припев: Так­так, так­так, к солнцу потянулись. Так­так, так­так, к солнцу потянулись. Дети идут по кругу, взявшись за руки. Мы цветов нарвали, и сплели веночки, Вместе на лужочке. Дети стоят в круге и танцуют. Припев: Так­так, так­так, вместе на лужочке, Так­так, так­так, вместе на лужочке. «Как на нашем на лугу» Как на нашем на лугу Пляшет Олечка в кругу, А мы песенку поем и в ладоши громко бьем. Оля, Оля веселей! Своих ножек не жалей. Поклониться не забудь, выбирай кого­нибудь. Как на нашем на лугу Заплясали все в кругу. Мы все пляшем и поем и в ладоши громко бьем. Дети стоят в кругу. В середине круга находиться ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь» он кланяется кому­нибудь, и тот выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. «Зайка» Зайка, зайка, что с тобой ты совсем сидишь больной, встань, попрыгай, попляши, твои ножки хороши Движения:   Дети   и   воспитатель   становятся   в   круг.   Воспитатель   и   дети 13ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту. «У медведя во бору» Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что   собирают   грибы­ягоды   и   кладут   их   в   лукошко,   подходят   к   "медведю", напевая (приговаривая): У медведя во бору Грибы, ягоды беру. Медведь сидит, На нас глядит. Медведь не спит И на нас рычит! Лукошко   опрокинулось   (дети   жестом   показывают,   как   опрокинулось лукошко), Медведь за нами кинулся! Дети   разбегаются,   "медведь"   их   ловит.   Первый   пойманный   становится "медведем «Гуси­лебеди» Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси­лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк   под   горой.   Хозяин   выпускает   гусей   в   поле   погулять,   зеленой   травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями: Гуси­гуси! Га­га­га. Есть хотите? Да, да, да. Гуси­лебеди! Домой! Серый волк под горой! Что он там делает? Рябчиков щиплет. Ну, бегите же домой! Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, 14самый ловкий и быстрый, становится волком. Правила   игры.   Гуси   должны   «лететь»   по   всей   площадке.   Волк   может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!» (по стихотворению А. Барто) «Снег, снег кружится…» Цель:научить соотносить собственные действия с действиями участников  игры. Ход игры Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю,  кружится когда подует ветерок. Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая  вся улица!» Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в  кружок! вертелись, как снежок». Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают.  Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В­в­в­в!м(«В­в­в!»­ произносят дети).Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны». Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей повторяется 3­4 раза. «Ходит Ваня» Цель:   учить   стоять   в   кругу, доброжелательное отношения друг к другу.   подпевать   песни,   воспитывать Ход   игры:   Дети   и   воспитатель   становятся   в   круг   Воспитатель,  и   дети ходят по кругу и приговаривают слова: Ходит Ваня, ходит Ваня, Посреди кружочка Ищет Ваня, ищет Ваня, Для себя дружочка Нашел Ваня. Нашел Ваня Для себя дружочка Один   ребенок   находится   в   кругу   и   выбирает   себе   дружочка   на   слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя   в   кругу,   они   танцую,   а   остальные   дети   хлопают   в   ладоши.   Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается. «Зайцы и волк» 15Цель:   приучать   детей   внимательно   слушать   воспитателя,   выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место. Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом,   находится   «волк».   «Зайцы»   выбегают   на   полянку,   прыгают,   щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» ­ «зайцы» убегают и прячутся   за   кусты,   деревья.   «Волк»   пытается   их   догнать.   В   игре   можно использовать стихотворный текст: Зайки скачут: скок, скок, скок – На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идёт ли волк? «Кружок» Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с  нарастанием темпа. Ход игры: Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить  за ним движения: Мы сперва пойдем направо А затем пойдем налево А потом в кружок сойдемся И присядем на немножко А теперь назад вернемся И на месте покружимся И похлопаем в ладоши. А теперь в кружок все вместе. (Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе) 16