Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.6
Игры +1
doc
дефектология
Детсад
11.10.2018
Работу по формированию фонематических функций условно можно разделить на несколько этапов:
1. Узнавание и различение неречевых звуков, развитие слухового внимания.
2. Различение слов, близких по звуковому составу.
3.Различение звуков, фраз, одинаковых слов по силе, высоте и тембру голоса.
4. Дифференциация слогов и фонем.
5. Развитие навыков звукового анализа.
Звуковой анализ делится на элементарный и сложный.
Элементарный звуковой анализ это:
- выделение (узнавание) отдельных звуков на фоне слова;
- выделение первого ударного гласного;
- определение звука по качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)
Сложный звуковой анализ:
- вычленение первого или последнего звука из слова;
- определение места звука в слове;
- определение последовательности звуков в слове, их количество
6. Обучение правильному слогоделению.
Деление слов на слоги – сложная задача для ребенка. Можно использовать игровой прием «Позови слово». Для этого слово надо произнести так, как мы делаем, когда зовем кого – то: ма-ма, ко-шка, му-ха.Работу по формированию фонематических функций условно можно разделить на несколько этапов:
1. Узнавание и различение неречевых звуков, развитие слухового внимания.
2. Различение слов, близких по звуковому составу.
3.Различение звуков, фраз, одинаковых слов по силе, высоте и тембру голоса.
4. Дифференциация слогов и фонем.
5. Развитие навыков звукового анализа.
Звуковой анализ делится на элементарный и сложный.
Элементарный звуковой анализ это:
- выделение (узнавание) отдельных звуков на фоне слова;
- выделение первого ударного гласного;
- определение звука по качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)
Сложный звуковой анализ:
- вычленение первого или последнего звука из слова;
- определение места звука в слове;
- определение последовательности звуков в слове, их количество
6. Обучение правильному слогоделению.
Деление слов на слоги – сложная задача для ребенка. Можно использовать игровой прием «Позови слово». Для этого слово надо произнести так, как мы делаем, когда зовем кого – то: ма-ма, ко-шка, му-ха.
игры на рвзвтие речи.doc
Игра «Отгадай, на чем играют»
Задача: обратить внимание детей на разные «голоса» музыкальных
инструментов, научить отличать их друг от друга.
Оборудование: детские музыкальные инструменты: гармошка,
металлофон, детские пианино, барабан, погремушки, деревянные
ложки, бубен, дудочка, колокольчик.
Описание. Можно играть вдвоем со взрослым или с группой детей.
Предварительно взрослый показывает детям инструменты, дает им
их рассмотреть и прослушать, как они звучат.
В дальнейшем взрослый ставит между собой и детьми ширму,
производит за ней звуки различными инструментами, а дети
прослушивают их и отгадывают.
Задача:
Игра «Узнай настроение»
выразительность
развить
речи,
мимику,
подражательность, зрительное и слуховое внимание.
Описание. Каждый ребенок водит по очереди изображает человека
с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого,
удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произ
нося короткие слова с необходимой интонацией: айайай; охохох; ой
ойой; ээх; огого, уух и т. д.
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и
интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать
настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или
придумать) причину такого его настроения.
Игра «Узнай, что звучит»
Задача: научить детей отличать друг от друга звуки, издаваемые
обиходными, окружающими их предметами.
Оборудование: деревянные и металлические ложки, молоток, мяч,
бумага, книга, пустой стакан, стакан с водой, ключи, погремушка,
колокольчик.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей.
Дети вместе со взрослым рассматривают различные звучащие
предметы, разложенные на столе. Играющие садятся спиной к
взрослому, который издает звуки различными знакомыми предметами,
а дети должны отгадать звук и ответить полным предложением.
Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т. д.
кругу.
Задача: развить остроту слуха.
Описание. Игра проводится с группой из 45 детей. Дети сидят по
Ведущий обычным голосом просит выполнить какоелибо задание
или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его
выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет
имя другого ребенка. В ходе игры внимательным детям можно давать
фишки в качестве приза.
Задача:
научить ребенка выполнять задание по словесной
Игра «Слушай и выполняй»
Оборудование: различные игрушки и предметы,
окружающие
инструкции взрослого.
ребенка.
Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять
куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и
не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует
свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно
расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания
слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный
(зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу
и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел
красный мяч и положил его на стол (около стола)».
Игра «Хлопни в ладоши»
Задача: тренировать детей в порядковом счете до 10, выполнять
действия по словесной инструкции взрослого.
Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Дети стоят
(или сидят) напротив взрослого. Он говорит им, что будет считать до
10 и как только он произнесет число десять (или другое условленное
число), все должны сделать один хлопок. На другие числа хлопать не
надо. Ребенок (или дети) вместе со взрослым считают от 1 до 10,
приготавливая ладони и приближая их друг к другу, но не хлопая ими.
34 счета игра проводится правильно. Затем взрослый начинает
«путаться»: при произнесении любого из чисел (но не 10 или
условленного числа) быстро приближает ладони, как будто хочет
хлопнуть. Дети, которые последовали примеру взрослого и хлопнули,
выбывают из игры.
Игра «Прислушайся»
Задача:
Игра «Живые звуки»
наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.
Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять
слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.),
затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.).
При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый):
один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А]),
другой согласного (например [М]). Играющие встают рядом на
небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго
протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко
проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «по
дружились», получился слог AM. После того как дети усвоят
образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся
составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами:
«согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.
Игра «Хлопни, как услышишь звук»
Задача: научить детей выделять среди других заданный звук.
Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится
четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.
Описание. Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул,
если услышит какойлибо определенный звук.
Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем
слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда
прозвучит заданный звук. Например, выделяется звук [А].
Звуки: О, У, Н, А, У, Ы, О, А, М, А, Т, О, А и т. д.
Слоги: ОН, АК, AT, УХ, ПА, НЫ, УТ, НА и т. д.
Слова: Африка, кот, аист, остров, осень, автор, иду, Аня, утро и т. д.
Игра «Назови последний звук в слове»
Задача: научить детей выделять конечный звук в слове, сначала
согласный, затем гласный.
Описание. Взрослый называет простые по звуковому составу слова,
выделяя голосом и интонацией последний звук.
Если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с
силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова, если
гласный специально долго протянуть его в конце слова.
Например, кот последний звук [т], дом [м], рыба [а], ведро
[о], шары [ы], мальчики [и] и т. д.
гласный (так как его можно долго протянуть и ребенку проще его
услышать), затем согласный.
Описание. Взрослый называет простые по звуковому составу слова,
выделяя голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается
на гласный звук, то он должен быть под ударением и специально долго
тянуться. Если первый звук согласный, взрослый должен произнести
его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова.
Например: аист звук [а], утка звук [у], муха звук [м], Оля звук
[о], нос звук [н] и т. д. Поначалу допускается называние целого
слога «му», «но», из которых затем с помощью взрослого выделяется
краткий звук [м], [н].
Игра «Придумай слово на звук»
Задача: развить фонематический слух детей, умение отличать
начальный звук слова от других и соотносить его с таким же звуком в
других словах, расширить словарный запас детей.
Оборудование:
картинки с предметами, название которых
начинается на ударный гласный или согласный звук, доступный
ребенку для произношения.
Описание. Игра может проводиться с ребенком только после
предварительной работы, когда он может хорошо определять
начальный звук в слове.
Сначала взрослый показывает ребенку картинки с 23 изученными
звуками в начале слова. Звуки и слова с ними должны быть простыми
и доступными ребенку для понимания и повторения.
После того как все слова на картинках названы, карточки убираются, а
ребенок должен вспомнить картинки и назвать (или придумать) слова,
например на звук [О]: Оля, осень, осы, овощи, окунь, окна, обруч; или на
звук [К]: кот, конь, кофта, кубик, кукла, конфета и т. д.
Игра «Постучим»
Задача: развить слуховое внимание, умение передавать заданный
ритмический рисунок, совершенствовать навыки порядкового счета.
Оборудование: барабан или бубен.
Описание. Взрослый задает ритм, стуча по барабану или бубну,
ребенок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и
количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув
заданное количество раз.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача: научить детей выделять начальный звук в слове, сначала
Задача: закрепить правильное произношение отдельных трудных
для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный
Игра «Закончи слово» звук в конец слова и произнести слово полностью.
Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в
конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся
слова.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, а
затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук.
Ребенок должен догадаться с помощью картинки, что это за слово, и
повторить его полностью.
По мере тренировки взрослый может произносить слова без
картинок, давая ребенку задание добавлять в конце какойто
определенный звук (или прямой слог) и назвать слово целиком»
Например: эти слова нужно закончить звуком [к] ма(к), со(к),
жу(к), лу(к), ра(к), моря(к), рыба(к), вол(к), ба(к) или слогом ка:
бан(ка), соба(ка), игол(ка), май(ка), ромаш(ка) и т. д.
Игра «Где находится звук?»
Задача: научить детей определять местоположение звука в слове: в
начале, в середине или конце слова.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что каждое, даже короткое
слово делится на 3 части: начало, середину и конец.
Соответственно любой звук, входящий в состав заданного слова,
может находиться в начале (когда все остальные звуки идут за ним), в
середине (когда другие звуки стоят перед ним и после него), в конце
(когда остальные звуки стоят перед заданным звуком).
Далее взрослый предлагает ребенку прослушать слова, в которых
есть какойлибо определенный звук, произнося их медленно и
выделяя длительностью и ударением звук, который надо услышать.
На начальном этапе детям для прослушивания предлагаются слова
с гласными звуками, так как их можно длительно протянуть, чтобы
дети их услышали, или согласные звуки, которые ребенок может сам
правильно произнести: [М], [Н], [П], [Т], [К], [Ф],[Г],[Х],[Д]идр.
Если дается задание услышать, где стоит звонкий согласный звук,
то подбираются слова, в которых он находится в начале или середине
слова, так как в конце слова звонкие звуки оглушаются и пре
вращаются в парный глухой звук: [гк], [дт], [бп], [вф], [жш], [зс].
Например, дается задание определить местоположение гласного
звука [О]: Оля (начало), окно (конец, на начале слова не заостряется
внимание ребенка,так как вместо [окно] мы говорим [акно]); осень (на
чало), ведро (конец), ложка (середина). Или местоположение
согласного звука [ш] (при условии правильного его произношения):
шапка, камыш, карандаш, шина.
Игра «Повтори за мной»
Задача:
тренировать детей в запоминании и повторении
последовательно расположенных слогов, слов, устранить пропуски и
перестановки слогов в словах.
Описание. На начальном этапе взрослый произносит 2 слога и
просит ребенка повторить их. Если ребенок хорошо справляется с этим
заданием, количество слогов увеличивают до 34, а затем предлагают
повторить по порядку ряд слов.
Слоги могут быть любые: прямые (первым стоит согласный, вторым
гласный звук), обратные (первым стоит гласный, вторым согласный
звук), закрытые (гласный находится между согласными), но звонкие
звуки в них не должны стоять в обратном порядке (слоги типа АД, ОВ,
УЗ и т. д.)
Слова должны состоять из 23 слогов и иметь похожую структуру.
Например, слоги: [МАМОМУ],
[БАБОБЫ], [МОМУМЫ],
[БУБЫБО], [АМОМУМ]; слова: мешок пушок петушок, сок
лесок песок носок, лама— мама дама.
Если ребенок делает ошибку при повторении, взрослый
произносит ряд слогов (слов) несколько раз, тренируя слуховое
внимание ребенка.
Игра «Живые — неживые»
Задача:
закрепить у детей понятие об одушевленных и
неодушевленных предметах, о вопросах, на которые они отвечают.
Оборудование: I вариант — одушевленные и неодушевленные
предметы, окружающие детей.
// вариант мяч.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей.
I вариант. Взрослый рассказывает детям: «Посмотрите вокруг:
как много около нас предметов. Одни из них могут двигаться,
говорить, есть и совершать многие другие действия. Это
одушевленные или живые предметы, они отвечают на вопрос
«Кто?». Другие предметы неподвижные, никаких действий они сами
не совершают. Это неодушевленные или неживые предметы, они
отвечают на вопрос «Что?». Далее взрослый называет слова, а дети
должны ответить, к живым или неживым предметам они относятся.
Например: стол, комната, дом,
машина неживые предметы;
попугай, мальчик, рыбки, заяц живые.
Для более полного усвоения материала проводится наглядное
сравнение живой девочки и неживой куклы, птицы и самолета.
II вариант. Играющие договариваются, что, услышав названия
живых предметов, ловят мяч, а не живых не ловят (можно придумать
и другое действие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют
соответствующие действия. Игра «Отхлопаем слова»
Задача:
познакомить детей с принципами деления слов в
зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении
слов на слоги с помощью хлопков.
Описание. Взрослый произносит слово по слогам и одновременно с
этим хлопает на каждый слог. Затем ребенок пробует сделать это
самостоятельно.
При необходимости взрослый может взять руки ребенка в свои и
выполнить задание вместе с ним. После этого ребенок должен сказать,
сколько слогов он насчитал.
Необходимо помнить, что количество слогов в словах зависит
от количества в нем гласных звуков: сколько гласных, столько и
слогов.
Например, рыба, арбуз, красная, обезьяна.
Если в середине слова встречается стечение двух или нескольких
согласных звуков, то деление слога проходит между ними: кошка,
мартышка, экскаватор.
На начальном этапе ребенку следует предлагать для отхлопывания
слова из 2 прямых слогов, без стечения, далее переходить к одно и
трехсложным словам и словам со стечением согласных.
Если ребенок путается при счете своих хлопков на слух, сначала
вместо этого можно использовать выкладывание на каждый слог
квадратиков (кружочков или других элементов), а затем сосчитать,
сколько их.
Игра «Кто — что»
Задача:
закрепить у детей понятие об одушевленных и
неодушевленных предметах, различать вопросы, на которые они
отвечают.
Оборудование: картинки с одушевленными и неодушевленными
предметами, знакомыми ребенку.
Описание.
Взрослый начинает формировать ряды картинок с
одушевленными и неодушевленными предметами, затем ребенок
продолжает раскладывать картинки самостоятельно.
При
необходимости взрослый помогает ребенку, задавая нужный вопрос:
Кто это?
Речевые
игры
Игра «Съедобные — несъедобные»
Задача: расширить словарный запас детей, тренировать их
слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Описание. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с
группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый стоит в центре, бросает
одному из них мяч и называет любое слово. Тот, кому предназначался
мяч, должен решить: поймать его (значит, съесть) или нет.
Ребенку не разрешается долго думать, следует отвечать и
действовать быстро, не задумываясь. Если ребенок допустил ошибку и
поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из
игры на 12 круга.
Это кукла.
Она живая?
Нет.
Игра «Найди и назови пару»
Задача: научить детей правильно употреблять существительные в
единственном и множественном числе.
Оборудование: пары картинок с предметами в единственном и
множественном числе.
Описание. Взрослый показывает и называет картинку с предметом в
единственном числе, а ребенок находит и называет те же предметы во
множественном числе. Например, «У меня один стол», говорит
взрослый. «А у меня много столов», отвечает ребенок.
Взрослый следит,
чтобы ребенок правильно употреблял
окончания в словах во множественном числе.
Задача: научить детей различать существительные мужского и
Игра «Разложи правильно»
женского рода.
Оборудование: предметные картинки со знакомыми ребенку
предметами мужского и женского рода, фишки.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей.
Взрослый начинает формировать кучки, объясняя детям, что в одну из
них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «он»,
в другую словом «она». Затем дети делают разбор картинок
самостоятельно, получая за правильный ответ фишку. В конце игры
производится подсчет фишек и определяется победитель. Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия.
Игра «К чему относится?»
Оборудование: мяч.
Описание. Дети стоят в кругу. Взрослый называет какойлибо
предмет и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч взрослому и
назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.
Например, лук овощ, яблоко фрукт, брюки одежда, тарелка
посуда, ботинок обувь, поезд транспорт, телевизор бытовой прибор
и т. д.
Игра «Шары»
Задача: закрепить в речи детей употребление простых предлогов
НА, С, СО, В, ИЗ.
Оборудование: стихотворение, шары разных цветов.
Описание.
Взрослый предлагает ребенку прослушать
стихотворение о шарах и постараться запомнить их местоположение.
Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и
попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места
в комнате.
Для увлекательной игры
Надуваю я шары,
Буду с ними я играть,
Сколько их давай считать!
Белый лег на шкаф поспать,
Со шкафа теперь его не достать.
Зеленый шар попал на кровать,
С кровати его очень просто нам взять.
Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в
углу отдыхал, Его мы возьмем из угла.
На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько
шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем.
Игра «Какое слово лишнее?»
Задача: научить детей на слух выделять из ряда лишний предмет.
Описание. Взрослый медленно и четко называет ряд слов, а ребенок
должен запомнить и назвать слово, которое не подходит к остальным, а
затем обосновать свой ответ. Например, огурец, лук, яблоко, перец
лишнее яблоко, так как это фрукт, а огурец, лук, перец это овощи.
ребенком.
Задача: усовершенствовать грамматический строй речи детей,
научить их подбирать подходящие действия к предметам и предметы к
действиям.
Описание. Играть можно как с группой детей, так и с одним
/ вариант. Взрослый называет детям словопредмет и предлагает им
хлопками выбрать из ряда подходящие для него действия. Например,
кошка мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет,
разговаривает, лазает и т. д.
После подбора подходящих действий к нескольким предметам
взрослый называет действие и предлагает таким же образом выбрать
подходящие ему предметы.
Например, летает утка, самолет, корова, автобус, ворона, ракета,
медведь, вертолет и т. д.
II вариант.
По мере тренировки ребенок сам придумывает
подходящие действия к заданному взрослым словупредмету или
предмет к словудействию.
Задача:
Игра «Расставим картинки по порядку»
развить логичность мышления, умение располагать
картинки последовательно в зависимости от их признаков.
Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года,
предметные картинки с изображением членов семьи, серии картин,
связанных единым сюжетом.
Описание. Взрослый дает задание ребенку:
/ вариант. Разложить времена года друг за другом по порядку.
// вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого
После того как все картинки разложены, взрослый начинает
задавать ребенку вопросы: Кто здесь самый младший? Сколько дочек
у мамы? Покажи старшего (среднего) брата. Кто старше: бабушка или
мама (дедушка или папа)? Сколько всего детей в семье?
младшего.
Игра «Что подходит?»
Игра «Доскажи словечко» Задача: научить детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя
пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.
Оборудование: стихотворные загадки, доступные для понимания
названия соков от названий овощей и фруктов, развить связную
речь детей.
Оборудование: предметные картинки с изображением отдельных
овощей и фруктов.
Описание. Взрослый дает ребенку образец речи на примере
какоголибо овоща или фрукта.
Например, «Я приготовлю из яблок яблочный сок». Далее ребенок
Взрослый при
пробует образовывать слова самостоятельно.
необходимости помогает ему правильно образовать слово.
Игра «Чьи это вещи?»
Задача:
тренировать детей в образовании и употреблении
притяжательных прилагательных с суффиксом ИН, которые
отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
Оборудование: отдельные предметные картинки с изображением
членов семьи, предметов обихода, одежды, обуви (газета, очки, диван,
клубок, платье, кукла, фартук, портфель, мяч, костюм, шахматы,
букварь, тапочки и т. д.), сюжетная картина с изображением семьи.
Описание. Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину
и называет членов семьи. Затем к картинкам, изображающим
отдельных членов семьи, он подбирает те предметы, которые к
каждому относятся, сопровождая свои действия объяснением.
Например, бабушкины очки, папина газета, мамин плащ и т.д.
Задача:
Игра «Отгадай предмет по признакам»
упражнять детей в понимании смысла слов и
предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о
признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к
признакам.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов
для каждого ряда признаков.
Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и
называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для
каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например, красивая, заботливая, любимая, единственная мама;
сильный, строгий, высокий папа; пушистая, рыжая, хитрая лиса;
деревянный, квадратный, обеденный стол и т. д.
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без
использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее
яркие, характерные именно для этого предмета словапризнаки.
ребенка в этом возрасте.
Описание.
Взрослый четко проговаривает загадку, выделяя
голосом и интонацией слово, к которому ребенок должен подобрать
рифмуотгадку.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, ах, краса, А зовут
ее... (лиса)
С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые.
..(снежинки).
Игра «Угадай на ощупь»
Задача: научить детей узнавать предметы, не видя их, а ощупывая,
расширить словарный запас детей, совершенствовать навыки
согласования существительных и местоимений с прилагательными.
Оборудование: игрушки, игрушечная мебель, посуда, фрукты и
овощи, по 23 предмета.
Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой
детей. Взрослый показывает детям все предметы, выбранные им для
игры. Затем водящему завязывают глаза и дают ощупать какойнибудь
предмет, угадать и назвать его.
Ребенок отвечает полным ответом, например: «Это огурец, он
овальный, твердый, зеленый», «Это мяч, он круглый, красный,
резиновый, упругий» к г. д.
Игра «Что из чего сделано?»
научить детей использовать в речи относительные
Задача:
прилагательные.
Оборудование: обобщающая карточка, где изображен материал, из
которого сделаны предметы: дерево, стекло, железо, резина и т. д., на
другой карточке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и
т. д.
Описание. Взрослый показывает, как раскладывать карточки в
соответствующие группы, затем ребенок пробует делать это
самостоятельно.
Если игра проводится с группой детей, то каждому играющему
раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки
делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети
получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.
Задача: научить детей образовывать новые слова,
Игра «Приготовим сок»
например,
Задача:
Игра «С какого дерева лист?»
тренировать детей в образовании и употреблении относительных прилагательных (названий листьев и веток) от
существительных (названий деревьев).
Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев и
отдельно их листьев.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком ряд картинок с
изображением деревьев и называет их. Затем отдает ребенку смешанные
между собой картинки с изображением листьев, которые он должен
подобрать к соответствующему дереву, пользуясь подсказками в углу
карточек или помощью взрослого.
Когда все листья разложены, ребенок должен правильно их
назвать, образуя слова прилагательные от существительных
названий деревьев. Например, лист дуба дубовый, ветка сосны
сосновая и т. д.
Игра «Ты Вы»
Задача: научить детей использовать в речи глаголы повелительного
наклонения с местоимениями «ты», «вы».
Оборудование: кукла, предметы ее одежды, игрушечные мебель и
столовые приборы (скатерть, посуда, салфетки, плита).
Описание. I вариант. Взрослый держит на руках куклу и, чтобы ее
одеть, просит у ребенка ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай
ее туфли, шляпу» и т. д. Ребенок, отдавая взрослому нужную вещь,
должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или: «Возьмите
шляпу». Если ребенок, обращаясь к взрослому, не называет его
на «вы», то взрослый должен показать ему образец речи. Затем по
мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями.
// вариант. Вместо куклы и ее вещей используются игрушечные
предметы мебели и посуды. Взрослый так же, как и в I варианте, просит
у ребенка какойнибудь предмет, а ребенок отдает его ему, правильно
употребляя глаголы.
Например, «Дай мне игрушечный стол» «Возьмите стол»; «Дай мне
скатерть» «Берите (стелите) скатерть»; «Дай мне тарелки и ложки»
«Накрывайте на стол тарелки и ложки» и т. д.
Игра «Выполни действие»
Задача: научить детей понимать и использовать в речи глаголы
антонимы в повелительном наклонении.
Описание.
Взрослый отдает ребенку подряд противоположные
команды с игрушками, предметами одежды или мебели, а ребенок их
выполняет. Например, «Возьми мяч» «Подойди к столу» «Положи
мяч под стол» «Отойди от стола» «Надень куртку» «Прыгни 3
раза» «Сними куртку» и т. д.
По мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями или
играют двое детей без участия взрослого.
Игра «Выполни — выполните»
Задача: научить детей различать и употреблять в речи глаголы
повелительного наклонения в единственном и множественном числе.
Описание. Игру лучше проводить с небольшой группой детей.
Играющие расходятся на две стороны: справа остается один ребенок,
слева двоетрое детей. Взрослый отдает игрокам команды, используя
повелительное наклонение в единственном и множественном
числе, т. е. команда предназначается одному или нескольким детям.
На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением,
называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети,
ребята» двоихтроих. Например, «Сережа, сядь» «Дети, сядьте»;
«Сережа, подойди к столу» «Дети, подойдите ко мне».
По мере тренировки обращения опускаются, и взрослый
отдает команды, используя только глаголы: «Подпрыгни принесите
куклу принеси
книгу подпрыгните закрой дверь» и т. д.
Одинаковые команды не должны следовать друг за другом, чтобы дети
не привыкали к их чередованию.
Игра «Сейчас — раньше»
Задача:
научить детей изменять глаголы единственного и
множественного числа в зависимости от настоящего и прошедшего
времени.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и
птиц, игрушки.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку с животными,
называет их, затем вместе с ним придумывает для них действия.
Взрослый направляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о
времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас спит, а
раньше спала», «Собака сейчас лает, а раньше лаяла» и т. д. Игра «Сосчитай и подбери»
Задача: тренировать детей в прямом количественном счете до 10 и
обратно,научить различать изображения цифр, соотносить определенное
количество предметов с соответствующими ему цифрами, со
вершенствовать навыки согласования существительных с
числительными.
Оборудование: пары картинок или пазлов, на одной из которых
число, на другой предметы (животные, одежда, посуда и т. д.),
соответствующие этому числу и связанные с ним цветом,
расположением элементов.
количество
предметов для каждого из чисел, считая их или обращая внимание на
окраску.
Ребенок подбирает соответствующее
Описание.
Например, пять зебр цифра 5, она тоже полосатая.
Игра «Утро, день, вечер»
Задача: закрепить в речи детей слова наречия времени.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены
ситуации из жизни детей в разное время дня.
Описание.
Взрослый перемешивает сюжетные картинки и
предлагает ребенку разложить их в 3 ряда: утро, день, вечер. Например,
в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, как девочка или
мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, переоделись,
позавтракали; «День» как они занимаются, рисуют, читают книгу,
гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый
начинает задавать ребенку вопросы:
«Когда девочка проснулась?»,
«Когда она гуляла?»,
«Когда девочка ужинает?».
Игра «Что было вчера —
что происходит сегодня
— что будет завтра»
Задача: закрепить в речи детей слова наречия времени.
Оборудование: мяч.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети
стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из детей, начиная фразу.
Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки, смотрели кино... А
ребенок должен вернуть взрослому мяч и продолжить фразу. Затем
переходят к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.
Примеры фраз для договаривания: «Мы сегодня идем гулять в
парк», «Вчера мне мама читала сказку», «Завтра мы с родителями
пойдем в кино».
Игра «Покажи полоску»
Задача: научить детей отличать понятия «слово» и «предложение».
Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.
Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку полоски и
объясняет, что короткая обозначает слово, а длинная предложение. В
каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять
из нескольких коротких полосок. Затем взрослый по очереди называет
слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую
полоску.
Например, кукла, мальчик, утро короткие полоски.
Наступило лето. Мальчик катает машину длинные полоски.
II вариант. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку
посчитать, сколько слов в предложении и составить его схему из
коротких полосок.
Например:
Собака лает 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика 3
короткие полоски. Маша читает интересную книгу 4 короткие
полоски.
Игра «Я — Ты — Мы»
Задача: научить детей изменять глаголы по лицам.
Оборудование: игрушки, предметы обихода.
Описание. Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин и
раскладывает на столе различные предметы: игрушки, кукольную
посуду, одежду, муляжи или настоящие фрукты и овощи и т. д.
Ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и
отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» «Я купил яблоки»
или «Я купила платье для куклы». Потом взрослый и ребенок
подходят к столу и вместе выбирают предмет, после чего ребенок
произносит: «Мы купили плюшевого мишку».
По мере тренировки дети могут играть без взрослого, по очереди
выполняя роли продавца и покупателя. Игра «Посчитай слова»
Задача: закрепить у детей понятие «слово», тренировать их в
умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в
предложении.
Оборудование: книга, кукла, машина, стол, яблоко и другие
предметы, заготовленные взрослым предложения сначала из двух,
затем из трех и четырехпяти слов.
Описание. Взрослый показывает детям предметы и объясняет им,
что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы
имеют свои названия. Затем он просит ребенка еще раз назвать пока
занные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого
взрослый просит повторить первое слово, затем второе, третье и т. д. и
придумать самим по одному два слова.
Если дети хорошо справляются с этим заданием, то взрослый
предлагает им посчитать, из скольких слов состоит предложение.
Проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или
отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово какихлибо
элементов (квадратов, кругов, треугольников), чтобы затем их
сосчитать.
Игра «Перепутаница»
Задача:
научить детей понимать смысл предложения,
преобразовывать деформированную фразу.
Оборудование: заготовленные взрослым неправильные фразы.
Описание.
Взрослый читает ребенку предложение, предлагая
вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано.
Ребенок должен заметить ошибку и изменить предложение, чтобы
оно звучало правильно.
Примеры, деформированных фраз:
Мяч ловит Катю.
Аня встал и пошел умываться.
Дима проснулась рано утром.
Заяц догоняет лису.
Дети гуляет в парке.
Маша любят рисовать.
Рыба ловит рыбака.
Картина рисует мальчика.
Газета читает папу.
На рынке мама купила одна помидор, один луковица и две арбуза.
Задача: научить детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него,
Игра «Почему и потому»
используя союз «потому что...».
Оборудование: сюжетные картинки, с помощью которых будут
Описание. Взрослый показывает картинки и по ним задает ребенку
задаваться вопросы.
вопросы.
Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач
слушает девочку? Почему люди открыли зонты? и т. д. Ребенок
отвечает на вопросы, используя союз «потому что», а затем пробует
задавать взрослому свои вопросы с союзом «почему».
Для большей наглядности можно прочитать ребенку сказку Н.
Рыбакова «Про Потому и Почему».
Игра «Договори слово в предложении»
Задача: тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу
слова, научить их правильно согласовывать существительные и
глаголы.
Оборудование: предметные картинки с изображением недостающего
слова для каждого из предложений.
Описание.
Взрослый начинает произносить предложение и
предлагает ребенку его закончить с помощью показанной картинки.
Затем ребенок должен повторить все предложение целиком.
Например. В вазе на столе стоят... (цветы). На лугу порхают яркие...
(бабочки). На заборе кукарекает... (петух). По дороге едут и гудят...
(машины).
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без
использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так,
чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.