"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
Детсад
02.04.2017
Общение дошкольника со сверстниками – одна из актуальных проблем современного общества. При безусловной важности роли семьи в процессе развития общения у детей дошкольного возраста, необходимо сказать о роли дошкольного учреждения в этом процессе. И служит одним из необходимых условий успешной учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития.
Картотека игр.doc
Картотека игр, направленныx на формирование у
дошкольников навыков позитивного общения со
сверстниками
Общение дошкольника со сверстниками – одна из актуальных проблем
современного общества. При безусловной важности роли семьи в процессе
развития общения у детей дошкольного возраста, необходимо сказать о роли
дошкольного учреждения в этом процессе. В соответствии со ст. 7 Закона РФ
«Об образовании» общеобразовательные программы дошкольного и
начального общего образования должны быть преемственными Выделены
основания преемственности, которые обеспечивают общую готовность детей к
освоению программы I ступени, и являются ориентирами образовательного
процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходными
ориентирами начального общего образования. Наряду с развитием
любознательности, способностей ребенка как способов самостоятельного
решения умственных, художественных и других задач, основанием
преемственности является и развитие коммуникативности – умения общаться
с взрослыми и сверстниками. И служит одним из необходимых условий
успешной учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в
то же время важнейшим направлением социальноличностного развития.
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 34 года.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и
показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если
утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Возраст: 45 лет.
Количество играющих: 3 и более человек.
Необходимые приспособления: стул.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые
люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет
задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имениотчеству, рассказать о
том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом
случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы
могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть
«взрослым».
Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также
вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило
можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока,
затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: 2 команды.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого
на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 3040 см. По условию, по
«мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека,
иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается
свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок
(потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по
«мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за
синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и
дойти до конца.
Обзывалки (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Возраст: 45 лет.
Количество играющих: не менее двух человек.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать другдруга нео
бидными словами, например названиями овощей или фруктов,
при этомобязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —
картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обя
зательно предупредить детей,
что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь этоигра. Завершать игру обязательно хорошим
и словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидныхсловах, о
том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 45 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек. Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громкосчитает до
10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Ког
даведущий заканчивает считать, ребенок,
у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Оста
льные дети делают точно так же.Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим
становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей,
потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другиедети.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это
достаточно трудно для детейдошкольников. Но в игровой форме этому можно научить
(игры, подобные «Море волнуется ...», « ЦаревнаНесмеяна »).
Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков, уме
ния согласовывать свои действия,развитие графических навыков.
Возраст: 67 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу, зате
м связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя докисти. Каждому в
руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут догов
ориться между собой, что они будут рисовать. Времяна рисование — 5
6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можнозавязать глаза, тогда «зрячий
» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки
могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех.
Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по пов
оду необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с деть
ми проводится беседа об их
ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а
что помогало.
Давай поговорим (автор — Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами:
«Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким).
Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение изавязывается беседа.
В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но
нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не
хочет по какимлибо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме
учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда
инициативу на себя должен взять взрослый. Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в
случае трудностей — ниже него.
Клубочек
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и,намотав на пал
ец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чемнибудь (как тебя зовут,
что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отв
ечает на вопрос и задает вопрос, передаваяклубок следующему игроку. Если ребенок затру
дняется с ответом, он возвращаетклубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а
взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она
будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах
малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание
на том, что все люди чемто похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда
веселее, когда есть друзья.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 45 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его
полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны
повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится
ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е.
должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
Поварята (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Возраст: старше 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети
договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый
придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чемнибудь еще. Ведущий
— взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг,
следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном
круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда». Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какиелибо действия с
«продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание,
перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный
массаж.
Газета (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Возраст: 45 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка.
Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают
до тех пор, пока ктото из участников не сможет встать на газету. В
процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда
расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом,
снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для
замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какието травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими
словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они
могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на
газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность
почувствовать поддержку соседа.
Живая картина (авторы — Ю. Шевченко, М. Шевченко)
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут
лишь после того, как водящий угадает название «картины».
Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины»,
акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра
будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным,
агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя.
Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.
Ладонь в ладонь (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах,
преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую
ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи
подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру
можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим
необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой
другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках«волшебная палочка».
Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для
тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи чтонибудь смешное, попрыгай на
скакалке)» или предлагает чтонибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и
место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей
дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому
развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему —
одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Войди в круг — выйди из круга (автор — К. Фопель)
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование
навыков межличностной коммуникации.
Возраст: 67 лет.
Количество играющих: не больше 10 человек.
Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь
друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий
остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает,
толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все
его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему,
если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения
с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться
уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
Зоопарк (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и
жестов, снятие телесных зажимов.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: две команды. Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных
животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют
по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все
животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того
или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какимилибо чертами
характера.
Старенькая бабушка (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной
ловкости.
Возраст: 56 лет.
Количество играющих: 810 человек.
Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.
Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки
(внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят
и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным
движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы
их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице»
тудасюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать
доктору (его роль играет ктото из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести
домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости
оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в
принятии характерной позы.
В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки
(дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
Найди отличие (авторы —Е. Лютова, Г. Монина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 34 года.
Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).
Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому.
Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который
должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они
меняются ролями.
Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по
кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к
хозяину.
В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив
медленном темпе. После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый
предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что
именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.
"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
"Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков коммуникации".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.