Картотека пальчиковой гимнастики включает в себя пальчиковую гимнастику, разработанную по темам недели по программе "От рождения до школы" Веракса для детей старшего дошкольного возраста. Может быть использована педагогами дошкольного образования, воспитателями логопедами, дефектологами и другими в своей профессиональной деятельности. Желаю успехов!Картотека пальчиковой гимнастики
Картотека пальчиковой гимнастики
Осень, грибы
Мой город, моя страна, моя
планета
2
Зимние забавы
5
Весна
8
Человек
11
1
Зима, Новый год
4
Международный женский
день
7
День Победы
10
Наш детский сад
13
Овощи. Фрукты. Сад.
Огород.
16
Семья
3
День защитника Отечества
6
Космос
9
Игрушки
12
Посуда. Продукты питания.
14
Домашние животные и птицы
15
Зимующие птицы.
Животные наших лесов.
Транспорт. ПДД.
Жилище. Бытовые приборы.
Лето. Цветы.
Насекомые.
Мебель.
Одежда. Головные уборы.
Обувь
Животные Севера и Юга.
Профессии.
Лес, деревья, кустарники.
Сказки.
Перелётные птицы.
Осень, грибы
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку
«ГРИБЫ»
Топтоп — пять шагов,
В кузовочке пять грибов.
Мухомор красный —
Гриб опасный.
А второй — лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело
1
( Руки вверх плавные, волнообразные
движения)
(Загибают по одному пальчику на обеих
руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
(Дети «шагают» пальчиками)
(Показали 5 пальцев правой руки.)
(Загибают пальцы на одной руке.)Мой город, моя страна, моя планета 2
«Город. Страна»
«Дом»
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
.
«Дом» изобразить двумя руками, крышу
дома пальцы левой и правой рук
соприкасаются друг с другом.
Ладони разворачиваются параллельно друг
другу
Правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг с
другом, большие пальцы — вверх
(«ворота»).
«Строим дом»
Целый день тук да тук
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем.
Руки сжаты в кулаки, большой палец
поднят вверх, постукивает по
указательным пальцам.
Стучать кулаком о кулак.
Пальцы соединить, показать "крышу".
Сжиматьразжимать пальцы.
Вращать кисти рук.
Семья 3
«Семья»
Как у нас семья
Большая Да веселая
Два у лавки стоят,
Два учиться хотя
Два Степана сметаны объедаются.
Две Дашки у кашки питаются.
Две Ульки в люльке качаются.
(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об
кулачок попеременно)
(Загибают большие пальцы)
(Загибают указательные пальцы)
(Загибают средние пальцы)
(Загибают безымянные пальцы)
(Загибают мизинцы)
(Хлопки на счет. Поочередное загибание
пальцев).
Раздватричетыре!
Кто живет в моей квартире?
Раздватричетырепять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я вот и вся моя
семья!Зима, Новый год 4
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли
«НОВЫЙ ГОД»
«НА ЁЛКЕ»
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, Яблоко, один
Золотистый мандарин.
(Загибать пальчики по одному)
(Имитировать лепку комков)
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
(Вести указательным пальцем правой руки
по ладони левой руки)
(Класть ладошки на стол то одной, то
другой стороной)
(Отряхивать ладошки)
. (Производить движения воображаемой
ложкой, положить руки под щеку)
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
(Ритмичные удары кулачками.)
(Дети «шагают» средним и указательным
пальцами обеих рук по столу.)
(«Рисуют» руками большой круг.)
(Делают ритмичные хлопки.)
(Загибают на обеих руках пальчики,
начиная с большого.)
Зимние забавы 5
«ПИРОГ»
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега — из муки.
(Дети два раза медленно опускают ладони
на стол.)
(Показывают, как лепят пирог)
(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)
(Опять показывают, как пекут пирог)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе
И совсемсовсем не сладкий.
Раз — подбросим.
Два — поймаем.
Три — уроним.
И... сломаем.
(Загибают пальчики.)
(Лепят снежок)
(Показывают круг, сжимают ладони гладят
одной ладонью другую)
( Грозят пальником. )
("Подбрасывают".)
(Приседают, "ловят".)
(Встают, "роняют". )
(Топают. )День защитника Отечества 6
Эти пальцы – все бойцы
Удалые молодцы
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца – храбреца
Два сметливых молодца
Два героя безымянных
Но в работе очень славных
Два мизинца коротышки
Очень славные мальчишки.
(растопырить пальцы, потом сжать их в
кулак)
(приподнять 2 больших пальца, другие
прижать)
(приподнять 2 указательных пальца)
(приподнять 2 средних пальца)
(приподнять 2 безымянных пальца)
приподнять 2 мизинца)
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять
Будем молодцев считать.
Пальцы встали дружно в ряд
Десять крепеньких солдат. Показывают
ладони с прямыми пальцами, хлопают в
( Поочередно считают пальцы на левой
руке)
( начиная с мизинца, .затем на правой
руке.)
(Сжимают и разжимают пальцы обеих
рук.)
(Показывают ладони, разводят стороны
пальцы и сводят их.)
(Показывают ладони с прямыми
пальцами, хлопают в ладоши.)
Международный женский день 8 марта 7
«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился.
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чутьчуть сломали.
Пока маме помогали.
(Попеременно ритмично ударяют кулачок
об кулачок и хлопают в ладоши.)
(Одна ладонь скользит по другой.)
(Загибают пальчики, по одному, на каждое
название посуды.)
(Одна ладонь скользит по другой.)
(Загибают пальчики.)
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Запястья соединить, ладони развести в
стороны, пальцы слегка округлить.)
(Развести пальцы рук.)Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
(Ритмично двигать пальцами вместе
врозь.)
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной
прижать друг к другу, пальцы развести.)
Весна 8
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
«Весна»
(загибают по одному пальчику с мизинца)
Иди, весна, иди, красна,
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу
Принеси ржаной колосок,
подушечками пальцев, начиная с большого)
Овсяный снопок,
(Соединять пальцы правой руки с
Яблоки душистые,
большим.)
Груши золотистые,
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Большой урожай в наш край.
(Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой,
«Кап, кап, кап»
запястья рук прижаты друг к другу;)
Кап, кап, кап – звенит капель.
(разъединять пальцы, постепенно отводя их
Приближается апрель.
друг от друга.)
Снова солнце в небе улыбается,
(Ладони повернуты к себе, большие пальцы
Снег растаял, ручейки звенят.
переплетены, остальными пальцами
И подснежник первый распускается,
совершать колебательные движения –
С юга птицы с песнями летят.
«птичка». )
«Космос»
Раз, два, три, четыре, пять
В космос полетел отряд.
Командир в бинокль глядит
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост егополоска света,
А зовут объект комета
9
(По одному загибают пальчики на обеих
руках.)
(Соединяют ладошки вместе, поднимают
руки вверх.)
(Пальца обеих рук соединяются с
большими, образуя «бинокль.)
(Загибают пальчики обеих рук.)
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
(Поднимают сжатый кулак, наклоняют
вправовлево.)
(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы
второй руки«хвост»)
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)День Победы 10
(поочерёдно «шагают» указательным
Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
и средним пальцами правой и левой
руки)
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
«День победы» —
что такое день победы, это праздник,
ордена, и награды боевые, и салюты
золотые, и тюльпанчики цветные, и
чистая земля.
Человек
Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают,
Эти пальчики гуляют,
(рисуем вопрос пальцами в воздухе)
(кулачок прикладываем к груди)
(руки вверх, пальцы растопырив на
обеих руках)
(покажу руками бутон)
(рисуем большой круг в воздухе).
11
Указательные и средние пальчики обеих
рук «шагают» по столу.
Растирают ладони.
Охватывают каждый палец у основания и
вращательными движениями поднимаются
до ногтевой фаланги.
Потирают ладони.
Складывают пальцы в замок.
Большим и указательным пальцем щипаем
ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Указательный и средний "идут" по другой
руке.Эти любят поболтать,
Эти тихо подремать,
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Игрушки
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Катины игрушки
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать.
Наш детский сад, наша группа.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем снова мы считать.
Средний и безымянный шевелятся, трутся
друг об друга (шурша).
Безымянный и мизинец прижимаем к
ладони.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
12
Поочередно сгибают пальцы, начиная с
большого)
Попеременно хлопают в ладоши , стучат
кулаками.
Загибают поочередно все пальцы.
Разгибают поочередно все пальцы.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат
кулаками.
13
поочередно загибать пальцы к ладошке
начиная с мизинца. Затем большим
пальцем
Касаться всех остальных «будить»);
с восклицанием «Ура!» кулачки
разжать, широко расставив пальцы.
Хлопают в ладоши.
Стучат кулачками друг об друга.
Загибают пальчики поочередно, начиная с
мизинца.Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
Загибают пальчики поочередно, начиная с
мизинца, на др. руке.
Посуда. Продукты питания.
14
«Салат».
Мы морковку чистим чистим,
Мы морковку трёмтрём,
Сахарком её посыплем
И сметанкою польём.
Вот какой у нас салат,
Витаминами богат!
Чайник
Привет, я – чайник
Большой и толстый
Вот моя ручка,
А вот мой носик
Если буду кипеть,
Я буду свистеть
С печки меня возьмешь,
Чаю себе нальёшь.
Энергично проводят кулачком правой руки
по ладони левой).
Прижимают кулачки к груди и делают ими
резкие движения вперёдназад
«Посыпают сахарком», мелко перебирая
пальчиками.
Кулачком делают движения сверху вниз,
как бы поливая.
Протягивают ладони вперёд.
Поглаживают ладошкой живот
показываем руками толщину
руку вбок
другую руку вверх и в сторону
хлопаем рукой на макушке
изображаем свист
наклоняемся в сторону, где рукаручка
наклон в строну, где руканосик
15
Тема: Домашние животные и птицы
Поросята.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом
вилял,
Этот толстый поросёнок спинку об забор
чесал.
Ляляляля, люлюлю, поросяток я люблю.
Ляляляля, люлюлю, поросяток я люблю.
Этот толстый поросёнок носом землю
ковырял,
Этот толстый поросёнок чтото сам
нарисовал.
Ляляляля, люлюлю, поросяток я люблю
Пальцы рук растопырены; поочередно
«идём» по столику или коленочкам
каждым из пальчиков.
Мизинцы.
Безымянные.
«Фонарики».
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Средние.
Указательные.
Сжимаем и разжимаем кулачки.Этот толстый поросёнок лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке и всех братьев
растолкал
Большие.
Руку сжимаем в кулак, большой палец
зажимаем внутрь.
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор.
Тут галдеж и суета
Начинается с утра:
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи.
15
Руки на столе: правая – ладонью вниз,
левая – сжата в кулак; поочередно меняем
положение рук
Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в
ладошку левой руки, затем меняем
положение.
Последовательно соединять пальцы обеих
рук с большими.
Соединять одноименные пальцы рук,
начиная с больших.
Овощи. Фрукты. Сад. Огород.
«Огород».
Вырос у нас чеснок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
16
Массаж фаланг пальцев (на каждую
строчку – разминание фаланги одного
пальца; направление массажных движений
– от ногтевой фаланги к основанию пальца
указательный
средний
безымянный
мизинец
мизинец
безымянныйКвасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!
средний
указательный
большой палец левой руки
большой палец правой руки
16
(дети разламывают воображаемый апельсин
на дольки)
(показывают 10 пальцев)
(показывают 1 палец)
(загибают по одному пальчику на каждую
строчку)
(бросательные движения правой рукой)
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
(«бегут» пальцами по столу)
16
Поочерёдно разгибают пальчики из
кулачка, начиная с большого
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь – кто куда!!!
Фруктовая ладошка.
Этот пальчик апельсин,
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.Этот пальчик – груша,
Просит: «Нука, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.