Картотека сюжетно-ролевых игр

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Карточки-задания
  • Памятки
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста. Содержание материала в виде ярких, цветных карточек, в доступной и понятной форме, поможет привить детям любовь к игровой деятельности. Может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования и другими. Желаю успехов!картотека
Иконка файла материала Картотека сюжетно-ролевых игр для детей 3-7 лет.docx
Картотека Картотека сюжетно- сюжетно- ролевых игр ролевых игр Собираемся на прогулку Цель: развивать у детей умение подбирать  одежду для разного сезона, научить правильно  называть элементы одежды, закреплять обобщен­ ные понятия «одежда», «обувь», воспитывать  заботливое отношение к окружающим.Оборудование: куклы, одежда для всех пери­ одов года (для лета, зимы, весны и осени),  маленький шкафчик для одежды и стульчик. Возраст: 3–4 года. Ход игры: в гости к детям приходит новая  кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть.  Но ребята собираются на прогулку и предлагают  кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не  может одеваться, и тогда ребята предлагают ей  свою помощь. Дети достают из шкафчика  кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что  нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи­ тателя в правильной последовательности они  одевают куклу. Затем дети одеваются сами и  выходят вместе с куклой на прогулку. По возвра­ щении с прогулки дети раздеваются сами и разде­ вают куклу в нужной последовательности,  комментируя свои действия. Магазин Цель: научить детей классифицировать пред­ меты по общим признакам, воспитывать чувство  взаимопомощи, расширить словарный запас детей:  ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты  питания», «посуда». Оборудование: все игрушки, изображающие  товары, которые можно купить в магазине, располо­ женные на витрине, деньги. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детямразместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый,  молочный, булочная и прочие, куда будут ходить  покупатели. Дети самостоятельно распределяют  роли продавцов, кассиров, торговых работников в  отделах, рассортировывают товары по отделам –  продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они прихо­ дят в супермаркет за покупками вместе со своими  друзьями, выбирают товар, советуются с  продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры  педагогу необходимо обращать внимание на взаимо­ отношения между продавцами и покупателями. Чем  старше дети, тем больше отделов и товаров может  быть в супермаркете. Игрушки у врача Цель: учить детей уходу за больными и пользованию меди­ цинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность,  чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия  «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура»,  «стационар». Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские  инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка,  фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик  для врача. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираютсяДоктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных  зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу  обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки  болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша  прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор  осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра  выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационар­ ного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов –  терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей.  Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к  врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого  избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к  своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач  лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру.  Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напо­ минает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благо­ дарить врача за оказанную помощь. Аптека Цель: расширить знания о профессиях работни­ ков аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир­ продавец продает их, заведующая аптекой заказы­ вает нужные травы и другие препараты для изго­ товления лекарств, расширить словарный запас  детей: «лекарственные препараты», «фармацевт»,  «заказ», «лекарственные растения». Оборудование: игрушечное оборудованиеаптеки. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: проводится беседа о том, люди  каких профессий работают в аптеке, чем  занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведу­ ющей аптекой. Она принимает от населения лекар­ ственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заве­ дующая помогает Работникам аптеки и Посетите­ лям разобраться в затруднительных ситуациях.  Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют  самостоятельно, по желанию. День рождения Степашки Цель: расширить знания детей о способах и  последовательности сервировки стола для празд­ ничного обеда, закрепить знания о столовых  предметах, воспитывать внимательность,  заботливость, ответственность, желание помочь,  расширить словарный запас: ввести понятия  «праздничный обед», «именины», «сервировка»,  «посуда», «сервис». Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки,  скатерть, столик, стульчики. Возраст: 3–4 года.Ход игры: воспитатель сообщает детям о том,  что у Степашки сегодня день рождения, предла­ гает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети  берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд­ равляют его. Степашка предлагает всем чай с  тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети  активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание  на взаимоотношения между детьми в процессе  игры. Строим дом Цель: познакомить детей со строительными профессиями,  обратить внимание на роль техники, облегчающей труд  строителей, научить детей сооружать постройку несложной  конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в  коллективе, расширить знания детей об особенностях труда  строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия  «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель»,  «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». Оборудование: крупный строительный материал, машины,  подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки,  картинки с изображением людей строительной профессии:  каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку:  «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы  живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям  построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться  игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные  профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматриваютизображения строителей и рассказывают об их обязанностях.  Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются  роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку,  один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обра­ щать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и  туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно  играют. Зоопарк Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать  любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей. Оборудование: игрушечные дикие звери, знако­ мые детям, клетки (из строительного материала),  билеты, деньги, касса. Возраст: 4–5 лет.Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в  город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда.  Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там  рассматривают животных, рассказывают о том, где  они живут, чем питаются. В ходе игры следует обра­ щать внимание детей на то, как надо обращаться с  животными, как ухаживать за ними.  Детский сад Цель: расширить знания детей о назначении детс­ кого сада, о профессиях тех людей, которые здесь  работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать  действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. Оборудование: все игрушки, необходи­ мые для игры в детс­ кий сад. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: воспита­ тель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детейна роли Воспитателя, Няни, Музыкального  руководителя. В качестве воспитанников выступают  куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотно­ шениями с детьми, помогают им найти выход из  сложных ситуаций. Парикмахерская Цель: познакомить детей с профессией парикмахера,  воспитывать культуру общения, расширить словарный  запас детей. Оборудование: халат для парикмахера, накидка для  клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы,  флакончики для одеколона, лака, фен и т. д. Возраст: 4–5 лет. Ход игры: стук в дверь. В  гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со  всеми детьми и замечает в  группе зеркало. Кукла спра­ шивает детей, нет ли у них  расчески? Ее косичка  расплелась, и она хотела бы  причесаться. Кукле предла­ гают сходить в  парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов:  женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошиемастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В  салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень  довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит  детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту  парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязан­ ностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в  прическу, маникюре. В библиотеке Цель: расширить кругозор детей, научить детей  правильно пользоваться услугами библиотеки, применять  знания литературных произведений, ранее полученных на  занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря,  воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное  отношение к книге, расширить словарный запас детей:  «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный  зал». картинками, картотека, карандаши, наборы открыток. Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с  Возраст: 5–6 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в  библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в  библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек.  Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один  Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять  понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или  коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно  рассказать стихотворение из книги, которую берет  ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затруд­ няются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть  повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться  в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок,открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце  игры дети рассказывают, как они играли, какие книги  предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось. Космонавты Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость,  выдержку, расширить словарный запас детей:  «космическое пространство», «космодром», «полет»,  «открытый космос». Оборудование: космический корабль и строительный  материал, пристегивающие ремни, инструменты для  работы в космосе, игрушечные фотоаппараты. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы  они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком,  чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким,  умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оста­ вить там спутник, который будет передавать на Землю  сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе  вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего  не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают  ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на  Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана  распределяются по желанию детей.Семья Цель: формировать представление о коллектив­ ном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семей­ ных взаимоотношениях, совместных досугах, воспи­ тывать любовь, доброжелательное, заботливое отно­ шение к членам семьи, интерес к их деятельности. Оборудование: все игрушки, необходимые для  игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям  «поиграть в семью». Роли распределяются по  желанию. Семья очень большая, у Бабушки предс­ тоит день рождения. Все хлопочут об устроении  праздника. Одни Члены семьи закупают продукты,  другие готовят праздничный  обед, сервируют стол, третьи  подготавливают развлека­ тельную программу. В ходе  игры нужно наблюдать за  взаимоотношениями между  Членами семьи, вовремя помо­ гать им. В кафе Цель: учить культуре пове­ дения в общественных  местах, уметь выполнять  обязанности повара, официанта.Оборудование: необходимое оборудование  для кафе, игрушки­куклы, деньги. Возраст: 5–6 лет. Ход игры: в гости к детям приходит  Буратино. Он познакомился со всеми детьми,  подружился с другими игрушками. Буратино  решает пригасить своих новых друзей в кафе,  чтобы угостить их мороженым. Все отправля­ ются в кафе. Там их обслуживают Официанты.  Дети учатся правильно делать заказ, благодарят  за обслуживание.Кругосветное путешествие Цель: расширять кругозор детей, закреплять  знания о частях света, разных стран, воспитывать  желание путешествовать, дружеские  взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия»,  «Индия», «Европа», «Тихий океан». Оборудование: корабль, сделанный из стро­ ительного материала, штурвал, бинокль, карта мира. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям отпра­ виться в кругосветное путешествие на корабле. По  желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что  делают на корабле эти люди – их права и  обязанности. Корабль проплывает и Африку, и  Индию, и другие страны и континенты. Морякам  приходится ловко управлять кораблем, чтобы не  столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться  с этим испытанием.На дорогах города Цель: закрепить знания детей о правилах дорож­ ного движения, познакомить с новой ролью –  регулировщик, воспитывать выдержку, терпение,  внимание на дороге. Оборудование: игрушечные машины, флажки для  регулировщика – красный и зеленый. Возраст: 5–7 лет. Ход игры: детям предлагают построить красивое  здание – театр. Выбираем место для постройки. Но  сначала нужно перевезти строительный материал в  нужное место. С этим легко справятся водители на  машинах. Дети берут машины и едут за  стройматериалом. Но вот неудача – на главных доро­ гах не работает светофор. Чтобы не было аварии на  дороге, необходимо, чтобы движением машин управ­ лял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он  становится в кружок. В руках у него красный и зеле­ ный флажки. Красный флажок – «стой», зеленый  флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регу­ лировщик управляет движением.Правила движения Цель: продолжать учить детей ориентироваться  по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного  движения. Воспитывать умение быть вежливыми,  внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас  детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение  движения», «превышение скорости», «штраф». Оборудование: игрушечные автомобили, дорож­ ные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД –  милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудни­ ков ГИБДД, чтобы те                                                       следили за порядком на дорогах города. Остальные  дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют собой роли работников бензозаправки. В ходе стараются не нарушать правила дорожного движения. игры дети  между  Мы – спортсмены Цель: дать детям знания о необходи­ мости занятий спортом, совершенствовать спортив­ные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Разви­ вать физические качества: быстроту, ловкость, коор­ динацию движений, глазомер, ориентировку в  пространстве. Оборудование: медали победителям, рекламный  щит для демонстрации количества заработанных  баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки,  кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям  провести соревнование по разным видам спорта. По  желанию детей выбирают судей, организаторов  соревнования. Остальные дети – спортсмены.  Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в  котором будет состязаться с соперниками. Судьи  присуждают баллы за выполнение задания. Игра  заканчивается награждением победителей. На станции технического обслуживания автомобилей Цель: расширять тематику строительных игр,развивать конструктивные умения, проявлять  творчество, находить удачное место для игры, позна­ комить с новой ролью – слесарем по ремонту  автомашин. Оборудование: строительный материал  для постройки гаража, слесарные инструменты для  ремонта машин, оборудование для мойки и покраске  автомобилей. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах  города очень много автомобилей и эти автомобили  очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть  станцию технического обслуживания автомобилей.  Детям предлагают построить большой гараж, обору­ довать место под мойку автомашин, выбрать  сотрудников, обслуживающий персонал. Их знако­ мят с новой рабочей специальностью – слесарем по  ремонту машин (мотора, рулевого управления,  тормозов и т. д.). Пограничники Цель: продолжать знакомить  детей с военными профессиями,  уточнить распорядок дня  военнослужащих, в чем заключа­ ется их служба, воспитывать  смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира,  расширить словарный запасдетей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение»,  «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод». Оборудование: граница, пограничный столб,  автомат, пограничная собака, военные фуражки. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям побы­ вать на государственной границе нашей Родины.  Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с  какой целью, как проходит служба пограничника,  каков распорядок дня военного человека. Дети  самостоятельно распределяют роли Военного командира,  Начальника пограничной заставы, Пограничников,  Собаководов. В игре дети применяют знания и  умения, полученные на предыдущих занятиях. Необ­ ходимо обращать внимание детей на поддержку и  дружескую взаимопомощь. Школа Цель: уточнить знания детей о том, чем занима­ ются в школе, какие бывают уроки, чему учит  учитель, воспитать желание учиться в школе, уваже­ ние к труду учителя, расширить словарный запас  детей: «школьные принадлежности», «портфель»,  «пенал», «ученики» и т. д. Оборудование: ручки, тетради, детские книжки,азбука, цифры, доска, мел, указка. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна  школа, кто там работает, что делают ученики. По  желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они  самостоятельно и старательно выполняют его. На  другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на  уроках математики, родного языка, физкультуры,  пения и т. д. Космическое приключение Цель: научить применять свои знания и умения на практике,  создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них  ответственность, интерес, расширить словарный запас –  «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство»,  «невесомость», «космодром». Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь вкосмос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать?  (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо  быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и  выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на  корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет  старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети  рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта  водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы.  Космический корабль делает остановку на планете Марс.  Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о  существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше.  Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают  планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль  возвращается на Землю. Мы – военные разведчики Цель: развить тематику военизированных игр,  учить детей в точности выполнять задания, быть  внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии,  расширить словарный запас детей – «разведка»,  «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты». Оборудование: элементы военной одежды для  детей, оружие. Возраст: 6–7 лет.Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить  фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков,  предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых,  Командиров, Солдат охраны, определяют цели и  задачи, следят за их выполнением.