Картотека упражнений по логопедической ритмике
Оценка 4.7

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Оценка 4.7
Карточки-задания
docx
дефектология
Взрослым
12.05.2017
Картотека упражнений по логопедической ритмике
Картотека включает: 1.Вводные упражнения; упражнения для развития мимики и орального праксиса. 2.Упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти. 3.Упражнения для развития ритмических способностей. 4.Упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности движений общих, рук, кистей, пальцев. 5.Упражнения, направленные на развитие глубины дыхания, длительности выдоха, сочетания выдоха и фонации; развитие навыков рациональной голосоподачи.
Картотека упражнений по логопедической ритмике.docx
Картотека   упражнений  по логопедической  ритмике. 1.Вводные упражнения; упражнения для  развития мимики и орального праксиса; Ходьба и маршировка – вводные  упражнения. Они должны научить детей  первоначальным навыкам ходьбы по кругу в  одиночку, парами и группой, обходить  различные предметы, не сталкиваться во  время встречной ходьбы, соблюдать  заданное направление, двигаться по  ориентирам, соблюдать одинаковые  расстояния между идущими, а также  строить шеренги, линейки, колонны и т.п.    Ходьба в различных направлениях.  Цель – развитие ориентировки в  пространстве, развитие координации.  Упражнение: Дети ходят по кругу под  музыку и меняют направление в  зависимости от сигналов – "вперед", "назад", "в центр", "кругом", "вправо", "влево" и т.п.        Ходьба +речевые упражнения.  Цель – развитие артикуляции, развитие  двигательных навыков.  Упражнение: Ходьба в приседе с  одновременным проговариванием  стихотворения:  Плыли гусята – красные лапки,  Озером, озером – все по порядку.  Серые плыли, белые плыли.  Красными лапками воду мутили.         Марш с хлопками на различные доли. Цель: Обучение ходьбе с хлопками. ­ «большие ноги идут по дороге» 2 раза          ­«маленькие ножки идут по дорожке» 2 раза        Ходьба и маршировка в разном направлении. Лесом и весенним лугом 1,2,3. обычной         ходьбой Тишина стоит вокруг 1,2,3. Собрались мы все на луг 1,2,3. Мохом под ногами Ходьба «змейкой» в  сочетании Выстлана земля с ходьбой на носках Идем мы на носочках Ступаем мы слегка Мы к лесной полянке вышли Ходьба с  высоко подниманием Поднимаем ноги выше колен Через кустики и кочки Через ветки и пенечки Мы старательно шагали И нисколько не устали Упражнения для развития орального  праксиса:   артикуляционная и  мимическая гимнастика:                        Упражнение «Лошадка»          Я лошадка Серый Бок,                               Цок­цок­цок.                                                    Я копытцем постучу,                                     Цок­цок­цок.                                                Если хочешь – прокачу!                                    Цок­цок­цок.                                                  Ты с лошадкой прокатись,                   Звонко цокать научись.                                      На  лошадке прокатились,                         Звонко  цокать научились.                    Остановить её  пора.                                 Тпру­тпру, слезай­ ка, детвора! Упражнение «Лопаточка»,  (собака  высунула язык)                                                  Целый день щенок играл,                                  И, конечно же, устал.                                        Язык лопаткой положи                                     И спокойно подержи.                                  Язык надо расслаблять                                     И под счёт его держать:                                   Раз, два, три, четыре, пять!                               Язык можно убирать. Упражнение «Хоботок», (клюв утёнка) Вы попробуйте, ребята                                Как весёлые утята                                             Губы потянуть вперёд.                                     Никто из вас не устаёт?                             Даже если мы устанем,                                     Их тянуть не перестанем.                         Будем долго так держать,                             Свои губы укреплять.             Упражнение «Улыбка»                       Тянуть губы прямо к ушкам                  Очень нравится зверушкам.          Упражнение «Киска лакает молоко»  Производить лакательные движения языком. Посмотрите как легко                                  Кот лакает молоко.                    «Болтушка», (индюк болбочет)  Открыть рот, кончиком языка касаться  верхней губы – движения вперед­назад.  А индюк наш есть не хочет,                  Ходит он и всё болбочет.                             «Злой пёс»                             Улыбнуться, с напряжением обнажить  сближенные зубы.  Пёс оскалился сейчас,                             Может укусить он нас. «Толстый и худой поросёнок» Надувать и сдувать щёки. Один поросёнок толстячок,                              А другой – худышка. Упражнение на развитие речевых и  мимических движений 1)«Чья вода вкуснее?» Я буду пить лимонную воду. Морщат нос Я буду пить липовую воду,  Я буду пить медовую воду. Имитируют  удовольствие 2) Фрукты Представьте, что вы едите тот фрукт,  который изображен на вашей картинке.  Выразите свое состояние мимикой. (Дети  передают эмоциональное состояние сладкое  яблоко, сладкая груша, ароматный  апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы  увидели в своем фрукте червяка. Выразите  свое состояние. 3) Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы,  удерживать их в таком положении под счет  до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть  губы (расстегнули молнию). 4) Большие пуговицы и маленькие  пуговицы. Максимально округлит губы (большая  пуговица), вытянуть губы “трубочкой”  (маленькая пуговица). Озорные обезьянки Цель:  формирование и коррекция  орального  праксиса Ход игры:   Все дети — обезьянки, стоят по  кругу.  Пока звучит музыка «Чунга­Чанга»,  обезьянки передают друг другу «апельсин».  Та обезьянка, у которой окажется апельсин,  когда музыка остановится, показывает  какую­либо гримасу, все за ней повторяют. Взрослый может подсказывать обезьянке  гримасы ­Надуть щеки ­Оскалить зубы ­Поцокать языком ­Вытянуть язык ­Вытянуть губы в трубочку ­подудеть, посвистеть. Упражнения перед зеркалом:  "Удивилки" ­ поднять брови; "Поразилки" ­ поднять брови, открыть рот;  "Улыбалки" ­ улыбнуться, показав зубки, и  с закрытым ртом; "Хмурилки" ­ нахмурить брови; "Сердилки" ­ нахмурить брови, надуть  щеки;  "Огорчалки" ­ нахмурить брови, опустить  кончики рта вниз.   Свободный стул  Цель:  формирование и коррекция слухо­ моторной кординации   Оборудование:  погремушка для каждого  участника   Ход игры:  Группа садится в круг, в  котором одно место остается свободным.  Участник, справа от которого находится  свободный стул, старается взглядом и игрой на инструменте «переманить» кого­нибудь  из группы на соседний стул.  Когда  свободный стул оказывается занят, игру  продолжает участник, сидящий справа от  2.Упражнения для развития слухового  внимания и памяти, зрительного внимания и  памяти; свободного стула.      Передай сообщение Цель:  формирование и коррекция слухо­ моторной кординации   Ход игры:  Участники стоят  в кругу .  Ведущий передает сообщение (один или  несколько хлопков в ладоши перед собой,  над головой, справа, слева, за спиной, по  кругу над головой, по коленкам, по бедрам,  указательными пальчиками ; с разным  ритмическим рисунком, с разной силой  стоящему слева него, а тот, в свою очередь,  следующему.    Музыкальные обручи Цель:  формирование и коррекция  зрительного гнозиса   Оборудование: обручи нескольких цветов,  музыкальная запись.   Ход игры:  обручи разложены на полу.  Как  только начинает звучать музыка, участники  начинают ходить, бегать, танцевать вокруг  обручей. Как только музыка смолкает,  ведущий называет цвет, на который можно  (нельзя)  становиться. Дети  находят себе  обруч и встают в него. Обручей  может быть меньше, чем участников, в каждом обруче  может быть по два ­три участника. Вместо обручей можно использовать  небольшие коврики или лоскуты.      Точный поворот  Цель:  формирование и коррекция  зрительно­пространственного гнозиса   Ход игры. Дети садятся на стулья, стоящие в ряд на  расстоянии 1­1,5 метров друг от друга, по очереди закрывают глаза и  выполняют задания педагога.     Задания: 1. Игрок должен встать со стула, сделать 5  шагов вперед, повернуться направо, снова  направо,  пройти 5 шагов. Повернуться налево, еще раз налево и сесть на стул. 2. Игрок должен встать со стула, сделать 3  шага вперед, повернуться налево, еще раз  налево. Снова пройти 3 шага вперед,  повернуться направо, еще раз направо и  открыть глаза.  3. Игрок выполняет 4 приставных шага  вперед с правой ноги, поднимает вперед  левую, затем правую руку, опускает их,  выполняет 2 приставных шага назад с левой  ноги, поворот направо, налево и открывает  глаза.  4. И.П. ­ руки на поясе. Игрок выполняет 5  приставных шагов вперед с левой ноги,  поднимает по очереди вверх руки, опускает  их, выполняет 2 приставных шага назад с  правой ноги, поворачивается налево,  направо, открывает глаза. 5. И.П. ­ руки на поясе.  Игрок выполняет 2  приставных шага вперед с правой ноги, 2  приставных шага вперед с левой ноги, один  приставной шаг влево, поворот налево, 1  приставной шаг вправо, поворот налево и 3  шага вперед, открывает глаза. 3.Упражнения для развития ритмических  способностей;           Развитие чувства ритма  Ходьба под музыку, если темп  ускоряется, дети идут быстрее или  бегут, и наоборот.  Воспитатель прохлопывает ритм, а  дети должны его повторить. Упражнения на развитие чувства  ритма Дети стоят попарно по кругу,  держась за обе руки, вытянутые в  стороны, и оживлённо поют песню М. Качурбиной «Мишка с куклою пляшут полечку». В паре один – «мишка»,  другой – «кукла». Пары идут по кругу: Мишка с куклою бойко топают, Бойко топают:  посмотри!                       Топают три раза ногой. И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают: раз, два,  три!               Хлопают ладонями три  раза. Мишке весело, Мишке весело, Вертит Мишенька головой. Кукле весело, тоже  весело,                     «Мишка» обходит  «куклу», Ой, как весело, ой, ой, ой!                         А потом «кукла» ­ «Мишку».             «Ежик и барабан»  Руководитель читает стихотворение, а дети  играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью  заменяются ритмом.  С барабаном ходит ежик,  Бум ­ бум ­ бум!  Целый день играет ежик,  Бум ­ бум ­ бум!  С барабаном за плечами,  Бум ­ бум ­ бум!  Ежик в сад попал случайно  Бум ­ бум ­ бум!  Очень яблоки любил он  Бум ­ бум ­ бум!  Барабан в саду забыл он  Бум ­ бум ­ бум!  Ночью яблоки срывались  Бум ­ бум ­ бум!  И удары раздавались  Бум ­ бум ­ бум!  Ой, как зайчики струхнули!  Бум ­ бум ­ бум!  Глаз до зорьки не сомкнули  Бум ­ бум ­ бум!              Дятел.                                           Учитель говорит: Дятел сел на толстый сук  Дети: Тук да тук, тук да тук!  У:  Всем друзьям своим на юг  Дети: Тук да тук, тук да тук!  У:  Телеграммы дятел шлет,  Что весна уже идет,  Что растаял снег вокруг:  Дети: Тук да тук, тук да тук!  У: Дятел зиму зимовал,  Дети: Тук да тук, тук да тук!  У: В жарких странах не бывал!  Дети: Тук да тук, тук да тук!  У: И понятно, почему,  Скучно дятлу одному, без друзей и без  подруг.  Дети: Тук да тук, тук да тук!                  «Шумит оркестр».  Дети сидят в кругу. По показу воспитателя  повторяют.  Кыш ­ кыш (свободное движение рук)  Хлоп ­ хлоп (в ладоши)  Шлеп ­ шлеп (по коленям)  Топ ­ топ ( ноги поочередно)  Можно разнообразить, то есть разделить по  партиям. Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов Читая текст, отбивайте вместе с ребенком   Затем ритм   стихотворения   хлопками. попросите сделать это самостоятельно,   причем   стихи   он   должен произносить сам.   ребенка     Доктор Фостер Отправился в Глостер  Весь день его дождь поливал. Свалился он в лужу,  Промок еще хуже, И больше он там не бывал! 4.Упражнения, направленные на развитие  подвижности, координации и точности                         Обезьянки движений общих, рук, кистей, пальцев Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.  Оборудование: кирпичики одного или  нескольких цветов (у всех детей и ведущего  наборы должны быть одинаковыми), или  счетные палочки, или набор для игры  "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.  Ход игры: ведущий предлагает детям:  "Давайте мы с вами сегодня "превратимся"  в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют  передразнивать, повторять все, что видят".  Ведущий на глазах у детей складывает  конструкцию из кирпичиков (или из того  материала, на котором проводится игра).  Ребята должны, возможно, точнее  скопировать не только конструкцию, но и  все его движения.  Вариант: построенную на глазах у детей  конструкцию закрывают листом бумаги или  коробкой и им предлагается сложить ее по  памяти (потом результат сравнивается с  образцом).  Повтори мой танец Цель:  формирование и коррекция  динамического праксиса   Оборудование: музыкальная запись   Ход игры:  Участники свободно танцуют под музыку.  Ведущий несколько минут наблюдает за  группой, затем останавливает музыку. Он  предлагает всем танцевать, копируя танец  одного из участников. Этот участник  начинает танцевать, и группа танцует,  подражая его манере. Затем ведущий  выбирает участника, танцующего в другой  манере, и группа снова подражает. Игра  продолжается до тех пор, пока все  желающие не покажут свой танец.  Участники могут пробовать разные  движения в парах.                        Дaтcкий бокс Цель:  формирование и коррекция  праксиса позы — кисти руки   Ход игры: Дети разбиваются на пары и встают друг  напротив друга на расстоянии вытянутой  руки. Затем сжимают руку в кулак и  прижимают его к кулаку своего партнера  так, словно они приклеены друг к другу, а  большие пальцы направлены вверх. Задача  игроков — прижать своим большим пальцем палец  партнера к руке хотя бы на секунду.  После этого можно  начать следующий  раунд. Затейники Цель:  формирование и коррекция  динамического праксиса, двигательных  программ   Ход игры:   Играющие, взявшись за руки, делают круг.  Выбирается двух водящий  – затейник  Он  становятся в центре круга. Дети идут по  кругу, произнося слова: Ровным кругом, друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что затейник нам покажет, То и будем выполнять! После этих слов водящий показывает какое­ либо  упражнение, а остальные игроки его  повторяют. Затем водящий выбирает кого­ нибудь вместо себя.   Движения, которые уже показывали,  повторять нельзя.               Покормите птиц.                        Цель: развитие мелкой моторики рук  Перемешать смешанные крупы и  предложить детям их рассортировать, т.к.  птицы любят разные зёрна. Для этого дать  детям мисочки. Для формирования тонких движений  пальцев рук могут быть использованы  игры с пальчиками, сопровождаемые  чтением народных стихов "Сидит белка..." Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке­сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки,  начиная с большого пальца.                       Дружба.                             Дружат в нашей группе девочки и мальчики  (пальцы рук соединяются в замок).            Мы с тобой подружим маленькие пальчики  (ритмичное касание одноименных пальцев  обеих рук).                                                        Раз,  два,  три,  четыре, пять  (поочередное  касание одноименных пальцев, начиная с  мизинца).                                               Начинай  считать опять.                                    Раз, два,  три,  четыре,  пять.                          Мы  закончили  считать               Путешествие пальцев Цель: развитие и тренировка координации  движений пальцев, развитие кончиков  пальцев рук, развитие внимания. Материал: лист бумаги, на котором  изображены 2 домика в разных концах  «островки» для передвижения пальцев.  Ход игры: ребенок устанавливает пальцы  около первого домика. Затем начинает  пальцами передвигаться по островкам до  другого домика, не отрывая пальцы от  другой «кочки».  Правила: 1. можно передвигаться, для начала,  используя 2 пальца; 2. все пальцы должны участвовать; 5.Упражнения, направленные на развитие  глубины дыхания, длительности выдоха,  сочетания выдоха и фонации; развитие  навыков рациональной голосоподачи. 3. нельзя отрывать первый палец, не  переставив другой.                 Стол                                       Цель: развитие динамической координации,  чередования движений, развитие  переключаемости. Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху  на кулачек опускается ладошка. Если  ребенок легко выполняет это упражнение,  можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка.  Можно делать попеременно на счет раз. Упражнение на развитие силы голоса 1. Фонетическая ритмика  гласных звуков от тихого к  громкому: А, О, У, Ы, Э. 2. Тянуть любой гласный звук  максимально долго . Упражнение  по развитию речевого  дыхания (физкультминутка) «Петушок – золотой гребешок» Петушок, петушок – золотой гребешок. На окошечке сидел, песни петь он не хотел. Пришёл бычок – петушок молчок. Прибежала овечка – петушок ни словечка. Пришла курица – а петушок всё хмурится да хмурится. Петушок,   петушок,   выгляни   в   окошко, дадим тебе горошка. Ку­ка­ре­ку. Упражнения на развитие силы и  длительности ротового выдоха . ­Сдувание воздушной струёй лёгких предметов, затем более тяжёлых;  ­задувание свечи холодной струёй на  близком расстоянии, затем на дальнем;  ­приведение во вращение ветряной  мельницы холодной струёй на близком  расстоянии, затем на дальнем;  ­лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до бурления воды;  ­надувание резиновых игрушек. При этом  следует обратить внимание детей на то,  сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы  надуть игрушку: чем меньше, тем  совершеннее выдох;  ­игра на свистящих игрушках (свирели,  дудочке, рожке и т.д.). Упражнения на развитие навыка  направлять выдыхаемую струю воздуха  через рот . ­Поплёвывание с зажатыми крыльями носа;  ­лёгкое дутьё холодной струёй на ватку,  полоску бумаги;  ­лёгкое поддувание холодной струёй  плавающих в воде объёмных целлюлозных  игрушек;  ­лёгкое поддувание холодной струёй  бумажных фигурок, прикреплённых к  деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз,  жучков, акробатов и т. д.);  ­лёгкое направленное сдувание или  поддувание предметов через соломинки или  пластмассовые трубочки;  ­лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызгивания воды;  ­пускание мыльных пузырей;  ­вращение струёй выдыхаемого воздуха  игрушечных ветряных мельниц, двигателей  и т.п. Упражнения на координацию выдоха и  движений языка и челюсти.  ­Зафиксировать кончик языка у нижних  резцов, широко открыть рот и произвести  длительный выдох; ­поднять кончик языка к альвеолам, широко  открыть рот и произвести длительный  выдох;  ­зафиксировать кончик языка у нижних  резцов, поднять передне­среднюю часть  спинки языка, широко открыть рот и  произвести длительный выдох;  ­зафиксировать кончик языка у нижних  резцов, поднять заднюю часть спинки языка,  широко открыть рот, произвести  длительный выдох.  Упражнения и игры на  силу и  длительность выдоха. Цветной дождик Закрепите на подвешенной горизонтально  нити несколько разноцветных лоскутков  ткани, или ёлочного дождика, или ленточек  серпантина. Повесьте нить перед лицом  ребёнка, на расстоянии 10­15 см. Предложите ему подуть на висящие  разноцветные ленточки. Затем усложните  задание, предложив, в процессе выдоха  подвинуть ленточку определённого цвета  дальше, чем остальные. При этом важно следить, чтобы малыш  стоял прямо и дул, используя один длинный  выдох, не добавлял воздух порциями. Игры, подобные этому упражнению  придумать легко: можно дуть на кораблики,  запущенные в ёмкости с водой или ванне,  можно сдувать со стола кусочки ваты  («снежинки»), устраивая соревнование,  какая снежинка первая пролетит заданное  расстояние. Карандаши­спортсмены Положите на столе два карандаша разного  цвета. Обозначьте линию старта, на которой  находятся карандаши, и финиш, куда  должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с  другим игроком, передвигайте их по  направлению к финишной линии. Отрабатотка произношения гласных  звуков и слогов. Для этого нужно вместе с ребёнком  многократно повторять произношение  гласных, слогов и звукосочетаний,  используя один выдох:  Дождь закапал за окном – кап, кап,  кап;  Кукла Маша просит кушать – А­ааа,  у­ууу;  Мишка топает за шишкой – Топ, топ,  топ; Учим короткие стихи.                    Идеально для отработки правильного речевого  дыхания подходят стишки­четверостишия  А. Барто. Во время их декламации и  заучивания необходимо следить за  правильной координацией вдохов –  выдохов, осуществляемых ребёнком в  течение того времени, за которое он  произносит каждую строфу. Игры­упражнения, объединяющие  комплекс дыхательной и голосовой  гимнастики Маятник Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч,  руки подняты вверх, взяты в замок. Делает  вдох, затем наклоняет корпус тела в  сторону и на выдохе говорит: «Буммм». Водитель Ребенок стоит прямо, ноги расставлены  врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает  вращать кулаки друг вокруг друга, и на  выдохе говорить произносить звук «р­р­р­ р», имитируя звук запускающегося  двигателя. Хлопушка Дети стоят на коленях, их руки опущены  вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят  руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят  руки и хлопают в ладоши, при этом громко  сказав «Хлоп!» Эти упражнения необходимо делать по  4­8  раз, лучше включить их в комплекс  ежедневной физической зарядки. ГОЛОСОПОДАЧА.  Детям предлагают в игровой форме  произнести звуки низким и высоким  голосом, используя для этого различные  игровые упражнения. Например: “Как гудит большой паровоз (на звук У­У­ У), а как маленький паровозик?” и т.д. “Как рычит большой медведь низким  голосом (на звук И­И­И), а как рычит  маленький медвежонок высоким голоском?

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике

Картотека упражнений по логопедической ритмике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017