Катаев Павел Егорович история жизни – история века
Оценка 4.7

Катаев Павел Егорович история жизни – история века

Оценка 4.7
pptx
04.04.2020
Катаев Павел Егоровичистория жизни – история века
Катаев Павел Егорович.pptx

Катаев Павел Егорович история жизни – история века

Катаев Павел Егорович история жизни – история века

Катаев Павел Егорович история жизни – история века

Руководитель проекта - Попова Любовь Васильевна

Цель проекта: популяризация истории родного

Цель проекта: популяризация истории родного

Цель проекта: популяризация истории родного Края, его людей

Задачи:
Выяснить исторические особенности начала века, сопряженные с событиями 1917 гг.
Определить духовные искания жителей Коми в революционные годы.
Показать социальную несправедливость репрессий в жизни советского государства.

Даты жизни Катаева П.Е. - 1888-1951 гг

Даты жизни Катаева П.Е. - 1888-1951 гг

Даты жизни Катаева П.Е. - 1888-1951 гг.

Родился Павел в простой крестьянской семье в 1888 году. На заре нового века парню исполнилось 12 лет. Исправно окончил школу.
Чему учили? Цифири, старославянскому и немецкому языкам...

Так выглядел дом – комплекс крестьянина 19 века в с

Так выглядел дом – комплекс крестьянина 19 века в с

Так выглядел дом – комплекс крестьянина 19 века в с. Керчомъя

Ульяновский монастырь 1899г.

Ульяновский монастырь 1899г.

Ульяновский монастырь 1899г.

Жизнь в святой обители

Жизнь в святой обители

Жизнь в святой обители

Павел быстро «схватывал» премудрости Священного Писания и более того, был заинтересован в дальнейшем обучении, так он стал послушником Ульяновского монастыря, который керчомцы не жаловали и сами монахи их взаимно обвиняли в кержачестве, и в нежелании жертвовать на богоугодные дела. Возможно, этот уход от мирской жизни был более предпочтителен для умного юноши, а возможно, это было обретение будущности в профессии священнослужителя, ну а может это было обретение мироискательства коми юноши?

Первая мировая война. 1914 г.

Первая мировая война. 1914 г.

Первая мировая война. 1914 г.

Когда керчомцу Павлу исполнилось 28 лет, в 1916 г, началась новая учеба - военному делу в «деле» - «ерманская война».
Первая мировая взяла в Керчомской волости примерно 25% мужского населения. В хрониках читаем про характерные верхневычегодские фамилии: Гичевы, Катаевы, Ваддоровы, Самарины, Лютоевы.
Егор Паш (по коми) отслужил и вернулся с наградами и без серьёзных ранений, и далее хроники пишут так:
«В 1919 г. вернулся в родное село Керчомья. В 1919-1927 гг. – псаломщик Керчомской Иоанно-Предтеченской церкви.

Большая часть призванных из Коми края служили в пехотных частях, составлявших основу каждой армии периода мировой войны

Большая часть призванных из Коми края служили в пехотных частях, составлявших основу каждой армии периода мировой войны

Большая часть призванных из Коми края служили в пехотных частях, составлявших основу каждой армии периода мировой войны. Из тысячи солдат, внесенных в алфавитный список участников войны, 573 чел., или около 57 %, служили в пехотных полках.

Духовный кризис После восьми лет служения он не вернулся в монастырь

Духовный кризис После восьми лет служения он не вернулся в монастырь

Духовный кризис

После восьми лет служения он не вернулся в монастырь. А что там было делать после реквизиции? Павел Егорович после 1919 года испытывает острый духовный кризис: война и ее картины, революция и приход к власти Антихриста (до сих пор в коми селах прозвище «антиКрист» означает верх античеловеческого). Книги уже не дают ответа на богоискательство. Явления гибели мира и картинки крушения ценностной ориентации коми человека будируют мысль в направление социализации окружающего социума – увод его от греха, духовной погибели. Он бывший уже в сане иерея ощущает свою персональную ответственность.

После Гражданской войны и интервенции в

После Гражданской войны и интервенции в

После Гражданской войны и интервенции в Коми тоже началась борьба с религией, которая была несовместимой с марксистской идеологией и обусловлена атеистическими воззрениями большевиков: в духовной жизни страны они видели опасного конкурента своей власти. В самые первые годы своей власти большевики не вели активной кампании по отъему зданий у религиозных организаций, принимая во внимание религиозность населения.
Первым актом этой борьбы стал принятый декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и от школ.

Активная фаза борьбы с церковью начались с 1922 года: конфисковали имущество и церковные ценности, организованы многочисленные судебные процессы

Активная фаза борьбы с церковью начались с 1922 года: конфисковали имущество и церковные ценности, организованы многочисленные судебные процессы

Активная фаза борьбы с церковью начались с 1922 года:
конфисковали имущество и церковные ценности,
организованы многочисленные  судебные процессы.
Многих церковных иерархов приговорили к смертной казни или просто арестовывали, был создан  Союз воинствующих безбожников, выпустили  журнал "Безбожник". После смерти патриарха Тихона, не допустили выборы нового церковного иерарха.
В храме с. Керчомъя была уничтожена колокольня и в помещении был организован склад местного сельпо. В с. Деревянск – пекарня, а в с. Руч – клуб для крестьянской молодежи.

В Коми закрывали церкви и монастыри

В Коми закрывали церкви и монастыри

В Коми закрывали церкви и монастыри. Их имущество конфисковывали, а священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы.
Их притесняли самыми возможными способами: лишали прав, облагали высокими налогами, их детей лишали возможности получить образование.

В силу данных причин дочь Павла Егоровича Агния долгое время умалчивала о своем настоящем происхождении. Внуки Павла Егоровича ничего не знали о его судьбе своего дедушки.

В 1919-27гг. Павел Егорович стал псаломщиком керчомской

В 1919-27гг. Павел Егорович стал псаломщиком керчомской

. В 1919-27гг. Павел Егорович стал псаломщиком керчомской Иоанно-Предтеченской церкви.

С 1927 г. Катаев П.Е. примыкает к религиозному течению «бурсьылысь»

С 1927 г. Катаев П.Е. примыкает к религиозному течению «бурсьылысь»

С 1927 г. Катаев П.Е. примыкает к религиозному течению «бурсьылысь» Икона домашней церкви с. Керчомъя

Хождения к «бурсьылысь»

Хождения к «бурсьылысь»

Хождения к «бурсьылысь»

В этом же году, покинув службу, примыкает к местной христианской секте «бурсьылысь», став одним из наиболее активных проповедников «добра»
А вот что про «бурсьылысь» пишет Википедия: «Главным элементом религиозной практики стали «бур кывзӧм» (духовные беседы) — собрание, которые проходили дома у последователей Ермолина и продолжались обычно целый день. Во время сборов проводились проповеди и разъяснения писания, читались религиозные тексты, выполнялись составленные Ермолиным и другими проповедниками песни и гимны. Ведущий собрания, сидел в углу под иконами, в первых рядах перед ним сидели женщины, подальше — мужчины. Чтобы не отвлекаться во время пения, мужчины закрывали себе лицо руками, женщины — платками.

С 1927 года Павел Егорович ходит и проповедует «бурсьылом»: переводит православное богослужение на коми язык в доступной форме и доносит тексты до удобоваримого понимания «добра»

С 1927 года Павел Егорович ходит и проповедует «бурсьылом»: переводит православное богослужение на коми язык в доступной форме и доносит тексты до удобоваримого понимания «добра»

С 1927 года  Павел Егорович ходит и проповедует «бурсьылом»: переводит православное богослужение на коми язык в доступной форме и доносит тексты до удобоваримого понимания «добра». «Добро» - это коллективная молитва за всех, сосредоточенная и безлицемерная; это воспомоществование братьям и сестрам во Христе, совместные обряды Крещения и двенадцати главных православных праздников.
Надо ли вам говорить, что в период роковых перемен сознание остро ищет обретения именно духовной подпитки и поддержки, вот почему люди тянулись к проявлению простого и человеческого участия в религиозной общине «певцов добра».
Они действительно пели молитвы во все время деятельности: у печи, у воды, у скотины. Могли «накрестить» (осенить крестом) молоко из печи, рот во время зевоты – от диявола, причем крест чаще всего был старообрядческий – двумя перстами.

В 1929 г. Катаев ушел из секты после ряда арестов «бурсьылысь», затем произошла его женитьба на

В 1929 г. Катаев ушел из секты после ряда арестов «бурсьылысь», затем произошла его женитьба на

В 1929 г. Катаев ушел из секты после ряда арестов «бурсьылысь», затем произошла его женитьба на Анастасии Тимофеевне - 1933 г.

Под влиянием ссыльных священников вернулся к служению псаломщиком в

Под влиянием ссыльных священников вернулся к служению псаломщиком в

Под влиянием ссыльных священников вернулся к служению псаломщиком в Керчомской Иоанно-Пердтеченской церкви. В 1931 или 1932 г. Усть-Куломским Народным судом был осужден по ст. 61 УК РСФСР на 2 года исправительных работ. Это был первый арест.

Про дальнейшую его жизнь источник

Про дальнейшую его жизнь источник

Про дальнейшую его жизнь источник РПЦ:
«В 1933 году Павел Егорович был последовательно рукоположен сначала во диакона, а затем и во священника (благо, рукополагать было кому – в Северном крае перебывало немало ссыльных архиереев). К этому времени отец Павел успел жениться. Все его семейство состояло из двух человек – он и супруга Анастасия Тимофеевна, которую он оставил в Керчемье, сам будучи направлен служить в с.Деревянск»

Итак, в 1933 г. рукоположен в диаконы , затем священником

Итак, в 1933 г. рукоположен в диаконы , затем священником

Итак, в 1933 г. рукоположен в диаконы, затем священником Ручевской Сретенской церкви (после ареста иерея Николая Перебатинского). Служил настоятелем Ручевской Сретенской церкви с 6.10.1933 по март 1934 г. Постоянное местожительство и крестьянское хозяйство имел в Керчомъе (числился единоличником). В с. Руч выезжал на время для проведения служб.

1935 год. Новый арест.

1935 год. Новый арест.

1935 год. Новый арест.

Павел был арестован. Одновременно с ним в с

Павел был арестован. Одновременно с ним в с

17 июля 1935 года иерей Павел был арестован. Одновременно с ним в с. Керчомъя арестовали ссыльную монахиню астраханского Иоанно-Предтеченского женского монастыря Анастасию (предположительно уроженка Белоруссии Жугаевич).

Сотрудник ВЧК на работе.

Сотрудник ВЧК на работе.

Сотрудник ВЧК на работе.

Говорят, хозяйка дома, где отец

Говорят, хозяйка дома, где отец

Говорят, хозяйка дома, где отец Павел снимал квартиру в Деревянске, принимала вечерами молящихся. Кто-то донес в «органы» о том, что на квартире священника собираются люди и что он вероятно ведет агитацию против советской власти. Этого доноса было достаточно.

Третий срок 28.09.1935 г. постановлением

Третий срок 28.09.1935 г. постановлением

1935 – 1943 гг. Третий срок

28.09.1935 г. постановлением Усть-Куломского РО НКВД мера пресечения была изменена на подписку о невыезде. Под следствием находился в Сыктывкаре, обвинялся в создании «террористической группы», целью которой были религиозная пропаганда и агитация крестьян за невыход на лесосплав. 19.11.1935 г. мера пресечения изменена на содержание под стражей. До вынесения приговора находился в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Осужден 8.02.1936 г. спецколлегией Севкрайсуда по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. В заключении находился в ЛП Пезмог Локчимского ИТЛ (в 1940 г. передан в Усть-Вымский ИТЛ). Освобожден из Усть-Вымского ИТЛ 25.09.1943 г. досрочно как инвалид II группы. Вернулся в с.Керчомья 11.10.1943 г. «Существовал на средства от религиозных служб» (из справки сельсовета).

Третье постановление об аресте вынесено 25

Третье постановление об аресте вынесено 25

Третье постановление об аресте вынесено 25.05.1945 г., но поскольку иерей Павел Катаев в это время отсутствовал в Керчомъе (выезжал в Сыктывкар и Великий Устюг), он был арестован только 27.06.1945 г. в с. Усть-Кулом. Обвинялся в том, что «будучи враждебно настроен к советской власти и к мероприятиям советского правительства, проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв колхозного строительства». Признал, что совершал «религиозные обряды на дому», но отрицал антисоветскую пропаганду. Осужден 10.10.1945 г. ВС Коми АССР по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы и 5 лет п/п.

Отец Павел умер в Печорском ИТЛ 06

Отец Павел умер в Печорском ИТЛ 06

Отец Павел умер в Печорском ИТЛ 06.03 1951 г.

Михаил Борисович Рогачев, Председатель

Михаил Борисович Рогачев, Председатель

Михаил Борисович Рогачев, Председатель Коми правозащитной организации «Мемориал»:



«Катаев Павел Егорович в 1943 был освобожден как инвалид (это чтобы статистику по смертности лагерному начальству не портить. А в 1945 его вновь арестовали и дали 10 лет (антисоветская пропаганда в виде служений на дому). На сей раз он уж на свободу не вышел - добили: скончался в Печорском ИТЛ в 1951»

Краткая биография жителя с. Керчомъя

Краткая биография жителя с. Керчомъя

Краткая биография жителя с. Керчомъя Катаева Павла Егоровича

1888 – год рождения Катаева П.Е.
1899 – завершение учебы в ЦПШ
1899 – служение в Ульяновском монастыре, получен чин иерея
1916 - 1918 - служба в действующей армии в период Первой мировой войны
1919 – 1927 - уход из монастыря в с. Ульяново, работа псаломщиком в с. Керчомъя
1927-1929 – поиски добра – «Бурсьылом»
1931 (1932?) – первый арест по ст. 61 УК РСФСР на 2 года исправительных работ
1933 – женитьба на Анастасии Тимофеевне, рукоположение диаконом в с.Руч и настоятелем в с. Деревянск
1935 – второй арест вместе с Марией Жугаевич по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. В заключении находился в ЛП Пезмог Локчимского ИТЛ (в 1940 г. передан в Усть-Вымский ИТЛ). Освобожден из Усть-Вымского ИТЛ 25.09.1943 г. досрочно как инвалид II группы
1945 –1951 - третий арест по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы и 5 лет п/п. и смерть в 1951 в Печорском ИТЛ





Исследовательская база: Воспоминания

Исследовательская база: Воспоминания

Исследовательская база:

Воспоминания Лукиной Н.В. (внучка Катаева П.Е.)
Воспоминания Самариной Н.С., краеведа с. Керчомъя.
Данные председателя Коми правозащитной организации « Мемориал» М.Б. Рогачева.
Ссылки на различные интернет-издания:
http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/css_nopanel/ans/newmr/;
http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/m/?HYZ9;
Архив ФСБ, дело 2419 (арх.КП-10548).
Покаяние: Мартиролог. Т.1, стр.856.
Фотография с. Керчомъя сделанная венгерским исследователем Бартоши Б.Б. в ходе экспедиции по Коми Краю в 1911г.
Фотографии из личного архива Поповой Л.В.


Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020