КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

  • pptx
  • 15.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 кл 13 11 2025 КАТЕГОРИИ ЭТИКИ.pptx

Тема урока:

Категории этики

ПЛАН УРОКА

Что такое этика?
Основные категории этики:
Добро и зло;
Долг и совесть;
Свобода и ответственность;
Справедливость;
Смысл жизни и счастье.
3. Дилеммы этики.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА

Если мораль – это лишь общественный договор, то что удерживает нас от нарушения этого договора, когда нарушение выгодно лично нам?

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКА?

Этика – это живая, развивающаяся область знания, которая помогает нам ориентироваться в сложном мире моральных выборов и принимать решения, соответствующие нашим ценностям.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭТИКИ

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», означающего «характер», «нрав» или «обычай».

Прикладная этика
Применение этических принципов к конкретным проблемам
(биоэтика, экологическая этика, профессиональная этика).

Метаэтика
Исследование происхождения, значения и обоснованности моральных понятий
(что значит «добро»?).

Нормативная этика
Разработка моральных норм и правил (например, «не лги», «уважай старших»).

ДОБРО И ЗЛО

Философ Иммануил Кант утверждал, что высшее благо – это сочетание добродетели и счастья.

Добро и зло – фундаментальные понятия морали, образующие ось, вокруг которой вращается нравственный выбор человека.

Добро
Категория, обозначающая положительную ценность, соответствие моральному идеалу, стремление к благу, пользе, счастью для себя и других (проявление: альтруизм, милосердие, сострадание).

Зло
Категория, обозначающая отрицательную ценность, противоречие моральному идеалу, причинение вреда, страдания, ущерба (проявление: эгоизм, жестокость, ненависть).

Добро и зло – противоположности, их взаимодействие формирует моральный выбор.

Древнегреческий философ Сократ считал, что совесть – это «даймоний», внутренний голос, предостерегающий от неправильных поступков.

ДОЛГ И СОВЕСТЬ

Долг и совесть – внутренние регуляторы нашего поведения, определяющие, как мы должны поступать в соответствии с моральными нормами (образуют своеобразный «моральный навигатор», помогающий ориентироваться в сложных жизненных ситуациях).

Долг
Осознание необходимости выполнения моральных требований и обязанность человека перед обществом, другими людьми, собой (источники: моральные нормы, законы, профессиональные кодексы).

Совесть
Внутренний моральный судья, способность человека к самооценке своих поступков; чувство вины, раскаяния из-за нарушения моральных норм (функции: контроль поведения, стимулирование к добру).

Совесть помогает осознать долг и контролирует его исполнение.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Свобода
Возможность выбора и принятия решений на основе собственных убеждений, независимость от внешнего принуждения (условия: наличие информации, критическое мышление, моральная зрелость).

Ответственность
Осознание и принятие последствий своих действий и решений, обязанность отвечать за свой выбор перед собой, другими людьми и обществом (виды: моральная, юридическая, социальная).

Проблема свободы воли является одной из центральных в философии. Существуют детерминистские теории (отрицающие свободу) и индетерминистские (утверждающие её).

Свобода и ответственность – две стороны одной медали, определяющие сущность морального выбора. Свобода без ответственности превращается во вседозволенность, а ответственность без свободы – в рабское подчинение.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Существует широкий спектр теорий справедливости, от утилитаристских (максимизация общего блага) до эгалитарных (равное распределение ресурсов).


Справедливость – это принцип, предполагающий соответствие между действиями и их последствиями, заслугами и вознаграждением, преступлением и наказанием.

Виды

Несправедливость
Нарушение принципов справедливости, ущемление прав и интересов.

Пример
Равное вознаграждение за равный труд; справедливое судебное разбирательство.

Процессуальная
(соблюдение правил)

Восстановительная
(после нарушения прав)

Распределительная
(по ресурсам)

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Виктор Франкл, переживший концлагерь, разработал логотерапию – метод, помогающий найти смысл жизни даже в самых тяжелых обстоятельствах.

Вопрос о смысле жизни – один из самых древних и сложных вопросов, волнующих человечество. Каждый человек ищет свой собственный ответ, определяющий его ценности, стремления и жизненный путь.

Смысл жизни – это цель, предназначение существования человека.

Для кого-то смысл жизни в создании семьи, для кого-то – в научном открытии.

Источники
религиозные учения, философские концепции, личные ценности.

СЧАСТЬЕ

Существуют исследования, показывающие связь между уровнем счастья и уровнем дохода, однако после определенного порога увеличение дохода перестает существенно влиять на счастье.

Счастье – это состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство радости, полноты бытия (итоговая оценка человеком своего жизненного пути).

Факторы
здоровье, благополучие, любовь, дружба, самореализация, духовные ценности.

В этике счастье рассматривают как высшую ценность, достижение которой является целью морального поведения.

Однако понимание счастья может быть различным, и пути его достижения – индивидуальны.

Философы и психологи на протяжении веков пытаются определить природу счастья и факторы, влияющие на него.

ДИЛЕММЫ ЭТИКИ

Этика часто связана с трудными выборами (дилеммами), когда приходится жертвовать одним благом ради другого, что отражает сложность человеческих отношений и требует тщательного анализа и взвешенного решения.

Примеры
Врач должен решить, кому из нескольких пациентов с одинаковой потребностью в пересадке органа отдать предпочтение;
Предприниматель должен решить, платить ли взятку чиновнику, чтобы спасти свой бизнес;
Журналист должен решить, публиковать ли информацию, которая может навредить частной жизни человека, но имеет общественную значимость.

Решение
Определение ценностей, которые необходимо сохранить; анализ возможных последствий каждого выбора; обоснование выбранного решения с моральной точки зрения.

Не всегда есть правильный ответ, но главное – осознанный и обоснованный выбор.

ЗАДАНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Проанализируйте следующую ситуацию:
Человек, находясь в сложной жизненной ситуации, совершает кражу в магазине, чтобы прокормить свою семью. Оцените этот поступок с точки зрения категорий этики: добро и зло, долг и ответственность, справедливость.

Какой выбор стоит делать, если долг перед семьей противоречит закону? Как найти баланс между справедливостью и милосердием?

Узнать ответ

Узнать ответ

Если мораль – это лишь общественный договор, то что удерживает нас от нарушения этого договора, когда нарушение выгодно лично нам?

Назад к заданию

ОТВЕТ

Добро и зло: Кража – это зло (нарушение закона, причинение ущерба).
Мотив (прокормить семью) – стремление к добру.
Долг и ответственность: Долг перед семьей (забота, обеспечение). Ответственность за нарушение закона. Конфликт долгов.
Справедливость: Несправедливость социально экономических условий, толкающих человека на преступление. Несправедливость кражи по отношению к владельцу магазина.

Назад к вопросу

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ

Совесть: Внутренний моральный судья, чувство вины.
Страх: Юридической или иной ответственности.
Репутация: Опасение потерять уважение окружающих.
Ценности: Личные моральные убеждения, не позволяющие поступать аморально.
Эмпатия: Способность сочувствовать другим (не желание причинить вред).
Вывод: Мораль опирается не только на общественный договор, но и на внутренние факторы, формирующие моральный облик человека.

Долг и совесть как основы нравственного поведения

Домашнее задание : написать эссе на тему-