Адаптивная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ

  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разноцветный мир ОВЗ.docx

                                                                                                                      

 

 

АДАПТИВНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

Picture background

 

(возраст детей 10-13 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Богатырева Наталья Владимировна,

преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Югорск 2024г.

 

                       Структура программы учебного предмета.

I.       Пояснительная записка.                                                             

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

- Срок реализации учебного предмета.

- Объем учебного времени,  предусмотренный учебным планом.

- Форма проведения учебных занятий.

- Цели и задачи учебного предмета.

- Формы и методы обучения.

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

- Тематическое планирование.

- Содержание курса.

II.     Требования к уровню подготовки учащихся.        

        -  Ожидаемые результаты и система оценки определения  результативности  на различных этапах обучения.

        - Виды диагностики.

       - Формы проведения  итогов реализации  адаптивной образовательной программы.

        - Характеристика  педагога, реализующего программу.

 

III.    Список литературы.                                    

-  Литература  для преподавателей.

-  Литература для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Поэтому на сегодняшний день приоритетным направлением деятельности современного образования является задача  по обеспечению доступного качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их образовательных потребностей, где ведущее место занимает реализация принципов инклюзивного обучения.

     Актуальность содержания данной образовательной  программы в том, что она  адаптирована  для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей. Главная задача – выявить индивидуальные положительные особенности в каждом обучающемся, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время, наметить возможную ближайшую перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности.

     Адаптивная образовательная программа «Разноцветный мир» создана на принципах инклюзивного образования и социального заказа, для организации такого процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, оказывается необходимая специальная поддержка.

Нормативная база для разработки программы:

1. Конституция Российской Федерации

2.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468)

3.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 13.12.2013 № 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

 4.Положение об организации предоставления дополнительного образования детей города Югорска ХМАО-Югры от 20.10.2015г. №3169.

   Знакомство с миром искусства построено на принципах интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности основанной, с одной стороны, на общность психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

       Интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной или художественно-речевой).

 

     Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно- творческой деятельности:

     -воплощения собственных художественно-образных замыслов

     -необходимость преодолеть сопротивление материала (карандаши, акварель, гуашь,  пастель, пластилин и т.д.)

      В процессе работы над созданием творческих работ обучающийся привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая свои душевные силы. Программой предусмотрено предоставление  ребенку  свободы в выборе способов  работы и выборе тем. Система усложняющихся заданий с разными вариантами обеспечивает качественное овладение  практическими навыками изобразительной деятельности, творческому самовыражению, развитию воображения, художественных способностей в целом.

 

    Реализация данной программы базируется на следующих принципах:

- Ценность человека не зависит от  его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- Все люди нуждаются друг в друге;

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- Все люди нуждаются  в поддержке и дружбе ровесников;

- Для людей с ограниченными возможностями здоровья  достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Примерная структура занятия.

1.             Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики  рук и кистей.

2.             Используя художественное слово, исполнение песенок, игровых моментов,  преподаватель заинтересовывает детей.

3.             Активизация опыта детей по заданной теме, предлагается  вспомнить, что они знают об этом, правила и способы изображения предметов, явлений и т.д.

4.             Выбор   размера формата и художественных материалов  для выполнения творческого задания.

5.             Дети работают творчески и свободно, преподаватель следит соблюдением ТБ при работе: за позами детей, если необходимо, поправляет  положение рук, положение карандашей в руке.

6.             Преподаватель анализирует, что ребенку удается лучше, на что нужно обратить внимание, какие приемы нужно закрепить в следующем задании.

7.             Оказывается помощь обучающимся, испытывающим  затруднения или неуверенность.

8.             Просмотр детских работ. Рефлексия.

 

Срок реализации учебного предмета.

Программа «Разноцветный мир» рассчитана на 1 год составляет 34 недели, всего 68 часов. Занятия проводятся во второй половине дня по два занятия: 1 занятие 30 минут, затем нейро-гимнастика – 10 мин.  2 занятие – 30 минут.

Возраст обучающихся 10-13 лет.

 

Форма проведения учебных занятий.

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе от 3-5 человек, в том числе 2 ребенка с ОВЗ, что позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. В процессе занятий обучающиеся могут быть организованы в группы по 2-3 человека для совместной творческой деятельности или для создания коллективной работы.

 

 

Типы занятий:

-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, проверка, подведение итогов; теоретическая часть- сообщение нового);

-практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков через выполнение творческих заданий, а также выполнения  упражнений);

-занятия-экскурсии (экскурсии в музеи города, в выставочный зал ДШИ);

-занятие-вернисаж (проведение  выставок  детских работ на базе творческой мастерской);

-занятие-любование (пленэр) (с целью развития познавательных и эмоциональных чувств, обогащения духовного мира ребенка через любование красотой окружающего мира: деревьев, цветов, травинки, веточки и т.д., проводятся на природе, в парке, на улице).

Цель и задачи программы.

Цель: - создание необходимых условий для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания.

Задачи:

Обучающие:

- Сформировать организационные и учебные навыки детей;

- Познакомить   с  элементарными основами изобразительной грамоты, материалами и инструментами для творчества;

- Способствовать формированию на доступном уровне  умений  и навыков работы художественными материалами и инструментами;

- Познакомить  с особенностями нетрадиционных техник  изображения, помочь в подборе доступных способов для создания творческих работ.

Коррекционно-развивающие:

-  Способствовать развитию веры в себя и  адекватных представлений о собственных творческих  возможностях;

- Развивать способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим;

- Активизировать развития интереса к творческому процессу, самостоятельной экспериментальной деятельности с художественными материалами;

        –  Способствовать  развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

          Воспитательные:

- Расширять представления о разных видах художественно-эстетической деятельности;

- Развивать потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;

- Способствовать накоплению у детей на доступном уровне сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира;

 

      Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ через личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.

 

 

Методы и формы обучения.

      В организации учебного процесса актуальным являются методы обучения, предполагающие познавательную активность обучающихся, самостоятельность, творчество. Выбор форм и методов работы зависит от психоэмоциональных  и физических особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также  от возраста обучающихся.

     Для активизации творческого потенциала используются следующие методы и формы обучения:

-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);

-работа с раздаточным материалом;

-экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования    (прозрачный планшет, рисование песком и т.д.)

-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

-организация выставок, конкурсов;

-прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Материально-техническое оснащение программы

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

- Специальное помещение, оборудованное специальной мебелью: шкафами для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, рабочими столами и стульями;

- Оборудование: мольберты, компьютер, телевизор, мультимедийное оборудование, экран, музыкальный центр, столы для рисования песком, прозрачные мольберты, доска для оформления выставок детских работ, рамки для детских работ разных размеров, магнитная доска;

- Инструменты: кисти различных размеров, материалов (синтетика, щетина, пони, белка), стаканчики-непроливайки для воды, палитры;

- Наглядные пособия:

  1. Объемные пособия (модели, коллекции муляжей овощей и фруктов и т.п.);
  2. Проекционный материал (тематические  презентации, аудиозаписи детских песен и классической музыки и т.п.)
  3. Печатные пособия (цветовой круг, репродукции картин известных художников, демонстрационные плакаты, изображений предметов и явлений природы (картинки, фотографии, иллюстрации) и таблицы последовательности выполнения работ; репродукций картин; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием образовательной программы, рабочих альбомов с материалом для раскрашивания, рисования, учебники по обучению изобразительной грамотности);

- Материалы для изобразительной деятельности: бумага (белая, цветная, ватман, картон), карандаши (простые, цветные, акварельные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага для рисования А-2, А-3, А-4, альбомы для рисования;

- Вспомогательные расходные материалы: клей, губка, соль, пищевые красители, пищевая пленка, бумажные салфетки, трубочки для коктейля, ватные палочки.

                                                       Техническая платформа.

 Для реализации данной программы необходимо определенное оборудование:

- компьютер -1 шт.

- мультимедийный проектор -1 шт.

- экран- 1шт.

- прозрачные мольберты -6 шт.

- световые столы для рисования песком- 6 шт.


                                          Мультимедийный проектор:
- Подготовка проектора непосредственно к работе не должна сопровождаться специальной настройкой и требовать от пользователя специальных технических знаний.
- Проектор для работы в классных помещениях должен обеспечивать создание на экране изображения, хорошо видимого с любой точки классного помещения, с расстояния от 1 до 2,5 метров  без специального затемнения с естественным уровнем освещенности .
-  Управление проектором должно быть простым. Команды меню интуитивно понятны пользователю, не имеющему специальных навыков. Обязательно наличие возможности дистанционного управления коррекцией изображения и переключением источника сигнала.

 

Световой стол для рисования песком:

- Размер изделия: 500х300х80мм;

- Размер рабочей поверхности: 390х270мм;

- Ножки регулируемые: гр.р. 0-3, 380/440/500/560м;

- Материал корпуса – ЛДСП;

- Подсветка – LED, МУЛЬТИКОЛОР-16 цв., пульт ДУ;

- Крышка - в наличии (с системой крепления);

- Поверхность для рисования - органическое стекло;

- Отсек для хранения песка - есть 9 см;

- Песочек кварцевый натуральный – 1 кг.;

 Детали корпуса соединены при помощи винтового соединения.

 

Прозрачный мольберт:

- Тип мольберта –детский,

- материал- дерево,

- ширина- 500мм;

- длина 380мм;

- высота 300мм;

   Комплексное оснащение образовательного процесса используется на всех занятиях т.к.  обеспечивает возможность как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной деятельности обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

п/п

Тема занятия

Всего  занятий

1

 «В мире цвета» (входящая диагностика)

     Правила техники безопасности при работе с художественными  инструментами и материалами.

     Выполнение  композиции по желанию детей. По необходимости выполнение работы на прозрачном планшете.

2

2

2.1. «Осенние зарисовки» (беседы по картинам). По возможности выход на  пленэр.

     Основные приемы работы с кистью и цветом (заливка, вливание цвета в цвет и т.д.) Упражнения (этюды неба, земли, деревьев).  (Гуашь, акварель)

4

2.2. Примерные темы для творческих работ: « Осень в городе», «Осенний  день», « Осенние сказки», «Ветка рябины», «Падают, падают листья…» и т.д.

8

2.3.  Интегрированное занятие: «Осенний листопад». Коллективное творчество.

2

3

«Натюрморт -  как изображение «жизни» предметов »

3.1.Натюрморт в произведениях живописи известных художников (Беседа по картинам). Хруцкий, Пластов

2

3.2. «Портрет фрукта»  декоративность и стилизация в натюрморте. 

      Декоративное изображение фрукта.

      Иллюстрация к сказке Дж.Родари «Чиполлино».

2

3.3 Создание декоративного натюрморта с элементами стилизации «Вкусный натюрморт».

2

4

«Волшебница зима»

4.1. Зима в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам) Левитан ИИ

         Палитра зимы (упражнение на подбор зимних цветов и оттенков)

         «Какого цвета снег?».

    Упражнение на использование в работе   сдержанной, ограниченной палитры оттенков одного цвета.

         Упражнения «Деревья зимой»( рисование на прозрачном мольберте)

2

4.2  Примерные  темы для создания  творческих работ: «Снежные узоры», «Мой северный край!», «Прилетели снегири», «Зимний вечер», «Умка на севере», «Снеговик-почтовик», «Ветка сосны» «Новогодняя ёлочка», «Символ Нового года».

6

 

4.3 Коллективная работа « Новогоднее волшебство»

2

5

«Волшебные сказки».

5.1. «Что за прелесть эти сказки!..».

     Выполнение  сюжетной  композиции по желанию детей. Работа на световых планшетах или на бумаге, материал на выбор.

2

5.2  Примерные темы для создания  творческих работ: «Сказочное дерево», «Волшебное перо Жар-птицы», «Цветик- семицветик», «Волшебный сад», «Мы едем, едем, едем…», «Наши друзья- животные», «Подарок мамочке», «Портрет любимой игрушки», «Кот ученый…» Сказки А.С.Пушкина  «Сказочный дворец золотой рыбки».

8

6

«В мире животных».

6.1. Наши друзья -животные

         Графическое изображение животных по схемам поэтапного изображения.

         Поэтапное изображение экзотических животных и их окружающей среды обитания. (материал по выбору).

 

6

 6.2.Мои любимые экзотические животные

         Создание тематической композиции  «Зоопарк» (гуашь)

4

7

«Человек и  космос».

7.1. «Полет на другую  планету»

         Графические упражнения на создание фантастических образов и космических кораблей, космонавтов, планет, комет, звезд.

         Создание композиции по представлению (использование любых изобразительных материалов: восковые мелки, акварель, гуашь, нетрадиционные техники рисования)

4

8

«Весенние зарисовки»

8.1. «Полюбуйся, весна наступает».

       Беседы по картинам

       Палитра весны (упражнение на подбор весенних цветов и оттенков)

      «Весенние цветы» (смешанная техника)

4

9

«Мир цветов и насекомых».

9.1. «Маленькие жители планеты»

         Упражнения на штриховку готовых форм.

         Графическое изображение различных цветов и растений, насекомых. Создание композиции  «Бабочки летают» пастелью или цветными карандашами.

         Работа на световых планшетах.

4

10

 «Какого цвета лето?»

10.1 « Летние мотивы»

         Развернутое высказывание эмоционально-личностных отношений  детей к обсуждению темы красоты окружающего мира.

         Графические упражнения: деревья, кустарники, человеческий образ летом.

         Создание  коллективной композиции  «Летний отдых» (акварель, гуашь, карандаши, смешанные техники).

4

          Всего часов

68ч.

                                                     Содержание курса.

               1.    В мире цвета (входящая диагностика).

Цель: Определение уровня развития ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

Задание: Правила техники безопасности при работе с художественными материалами, выполнение  композиции по желанию детей.

 Музыкальный ряд. Чайковский «Времена года»

 

 2.  Осень в произведениях живописи известных художников

 (беседы по картинам).

Цель: отражение впечатлений об осени как времени года.

Задание: выполнение  композиции «Палитра осени»

- Упражнения (этюды неба, земли, деревьев (гуашь, акварель)

-  Основные приемы работы с кистью и цветом (заливка, вливание цвета в цвет и т.д.)

Словарный ряд. Стихи об осени, загадки

Музыкальный ряд. Чайковский «Времена года», детские песни про осень.

Зрительный.ряд. репродукции известных художников И. Шишкин «Осень»; В. Поленов

«Золотая осень»; И.Бродский «Опавшие листья»

 

2.2  Создание композиции на тему «В гостях у осени».

Цель:  отражение впечатлений об осени как времени года

Задание:  создание тематической композиции по замыслу.

Словарный ряд. Загадки «Литературные образы»

Музыкальный ряд: Чайковский «Времена года», детские песни про осень.

Зрительный ряд.  Репродукции известных художников, наглядный материал  УМК.

 

               3.Натюрморт в живописи

 

3.1  Натюрморт -  как изображение «жизни» предметов

(Беседа по картинам)

Цель: знакомство с произведениями известных художников.

Задание: создание работы «Портрет  фрукта» , техника исполнения  на выбор(прозрачный мольберт, световой стол, бумага, материалы и инструменты  по выбору).

Литературный ряд: Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников.

Зрительный ряд: И.Т.Хруцкий «Натюрморт» Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

Неизвестный художник. «Фрукты и птицы»

Словарный ряд: «Если видишь на картине чашку кофе на столе…»

загадки про фрукты и овощи (хрестоматия).

Музыкальный ряд: Р.Клайдерман «Классика»

 

3.2  Декоративность и стилизация в натюрморте.

Цель: знакомство с декоративностью и стилизацией в натюрморте.

Задание:

         Декоративное изображение фрукта.

         Декоративное изображение натюрморта.

Литературный ряд: Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Зрительный ряд: Неизвестный художник. «Фрукты и птицы», детские работы.

Музыкальный ряд: Р.Клайдерман «Классика»

 

                  3.3 Создание декоративного натюрморта с элементами стилизации.

Цели: определение содержания своей работы на заданную тему; закрепление теоретических знаний и практических умений о декоративном натюрморте с элементами стилизации.

Задание: создание тематической композиции «Вкусный натюрморт», (прозрачный мольберт, световой стол, бумага, материалы и инструменты  по выбору).

Литературный ряд: Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Мосин И.Г. Рисование. Книга 2.

Зрительный ряд: Неизвестный художник. «Фрукты и птицы»Работы преподавателя.

Музыкальный ряд: Р.Клайдерман «Классика».

 

4.Волшебница зима

4.1 Зима в произведениях живописи известных художников

 (беседы по картинам)

Цели: развитие умения эмоционально воспринимать цвет, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей; формирование умения использовать цвет в качестве выразительного средства.

Задание:

                     Палитра зимы (упражнение на подбор зимних цветов и оттенков) «Какого цвета снег?».

                     Упражнение на использование в работе   сдержанной, ограниченной палитры оттенков одного цвета.

                     Упражнения «Деревья зимой»

Литературный ряд: Костерин Н.П. Учебное рисование. Компанцева Л.В.Поэтический образ природы в детском рисунке

Зрительный ряд: И.И. Грабарь “Февральская лазурь», К.Ф.Юон «Зимнее солнце»

Словарный ряд:  стихи А.С.Пушкина о зиме

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года»

 

                              5.Волшебные сказки

5.1 «Что за прелесть эти сказки!..».

Цель: Создание  иллюстраций к  сказкам.

Задание: Выполнение сюжетной композиции  любимой сказки  по желанию детей.

- Работа над композицией и  смысловым образом работы, (прозрачный мольберт, световой стол, бумага, материалы и инструменты  по выбору).

Литературный ряд: Шорыгина Т.А. Красивые сказки,

 Комарова Т.С. Художественная культура  интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.

Зрительный ряд: Наглядный материал УМК, рисунки детей.

Словарный ряд: С.Есенин «Берёза», А.С.Пушкин « Сказки».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года»

 

Примерные темы для создания творческих работ: «Снежные узоры», «Мой северный край!», «Прилетели снегири», «Зимний вечер», «Умка на севере», «Снеговик-почтовик», «Ветка сосны» «Новогодняя ёлочка», «Символ Нового года» и т.д.

 

                                      6.В мире животных.

 

6.1 Наши друзья- животные.

Цель: познакомить с творчеством  художников -анималистов.

Задание:

   Графическое изображение животных по схемам поэтапного изображения.

   Поэтапное изображение экзотических животных и их среды обитания.

Выполнение работы с использованием различных  художественных материалов (прозрачный мольберт, световой стол, бумага, материалы и инструменты  по выбору).

Литературный ряд: «Росмен» Энциклопедия рисования

Зрительный ряд: методические карты, рисунки детей прошлых лет, схемы поэтапного изображения.

Словарный ряд: стихи, загадки - УМК

Музыкальный ряд: Музыкальная композиция «В мире животных».

 

 

 

6.2 Мои любимые экзотические животные.

Цель: закрепить знания и умения  изображения фигуры животного.

Задание: создание коллективной  композиции  на тему: «Зоопарк» (гуашь)

Литературный ряд: Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию с дошкольниками.

Зрительный ряд: методические карты, рисунки детей, схемы поэтапного изображения

Словарный ряд: стихи, загадки - УМК

Музыкальный ряд: Музыкальная композиция «В мире животных. Детские песни про зверей.

 

7.Человек и космос

 

7.1 « Полет на другую планету»

Цель: создание фантастического рисунка с использованием нетрадиционных средств  и способов  выполнения творческой работы.

Задание:

         Графические упражнения на создание фантастических образов и космических кораблей.

         Создание композиции по представлению «Космический пейзаж»,  (использование любых изобразительных материалов: восковые мелки, акварель, гуашь, нетрадиционные техники рисования).

 Литературный ряд: Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование , занятия.

Зрительный ряд: Мультимедийная презентация, детские  рисунки  прошлых лет.

Музыкальный ряд: Музыка группы «Спейс», «Зодиак».

 

 

8.Весна- зеркало природы.

 

8.1 «Полюбуйся, весна наступает».

Цель: развитие умения эмоционально воспринимать цвет, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей и натюрмортов.

Задание:

         Беседы по картинам. По возможности выход на природу.

         Палитра весны (упражнение на подбор весенних цветов и оттенков).

Литературный ряд: Костерин Н.П. Учебное рисование. Компанцева Л.В.Поэтический образ природы в детском рисунке

Зрительный ряд: репродукции картин И.Левитана, И.Грабаря.

Словарный ряд: стихи А.А.Фета о весне, стихи ,загадки.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года», детские песни о весне.

 

9. «Мир цветов и насекомых».

 

9.1  «Маленькие жители планеты»

Цель: гармоничное заполнение плоскости, поиск выразительного цветового решения.

Задание: создание композиции по представлению пастелью или цветными карандашами.

         Упражнения на штриховку готовых форм.

          Изображение первоцветов, растений и насекомых(гуашь, акварель).

         Создание композиции «Бабочки летают» пастелью, цветными карандашами.

Литературный ряд: Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка.

Зрительный ряд: иллюстрации, наглядный материал УМК.

Словарный ряд:  стихи и загадки о цветах и насекомых.

Музыкальный ряд:  Сборник инструментальной музыки. Детские песни: «Про кузнечика», «Улыбка» и т.д.

 

10. «Какого цвета лето?».

10.1 « Летние мотивы»

Цели: формирование умения «читать» картины, мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению, выделять выразительные средства;

Задание:

         Упражнения на выделение средств выразительности, на сравнение и нахождение сходств и различий в манере исполнения различных живописцев.

         Развернутое высказывание эмоционально-личностных отношений  детей к понравившемуся произведению.

         Графические упражнения: деревья, кустарники, детский  образ летом.

         Коллективная работа на тему: «Летний отдых»

Литературный ряд: Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.

Зрительный ряд: Репродукции, иллюстрации, наглядный материал УМК.

Словарный ряд:  С.Есенин стихи о лете

Музыкальный ряд:  П.И.Чайковский «Времена года».

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности на каждом этапе реализации дополнительной образовательной программы.

     Общий ожидаемый результат реализации дополнительной образовательной программы – создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов обучающихся,  в том числе детей с ОВЗ и удовлетворения их потребностей в творческом самовыражении в процессе художественно-изобразительной деятельности. Основной показатель владения техникой рисования – способность  детей самостоятельно варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа (при необходимости с небольшой технической помощью со стороны взрослого).

Образовательные:     

- понимать и соблюдать правила организации рабочего места, техники безопасности при работе с инструментами;

- знать элементарные основы и правила изобразительной грамотности, виды и жанры искусства;

- проявлять интерес  к различным  видам изобразительной деятельности;

Предметные:

- уметь  самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

- соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;

- уметь использовать инструменты и материалы по назначению в процессе доступных видов изобразительной деятельности;

- применять нетрадиционные  техники изображения в процессе  творческой  деятельности.

Компетентностные:

- получать положительные впечатления от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности со сверстниками;

- стремиться  к собственной творческой деятельности, демонстрации результатов своей деятельности;

- выполнять действия по образцу, самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;

-уметь выражать свое отношение к художественным работам других.

     Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

    При оценке результативности обучения детей с нарушениями развития особо важно учитывать, что могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития.

     Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

     Система оценки достижений обучающихся в том числе детей с ОВЗ должна включать целостную характеристику выполнения дополнительной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

- что обучающийся должен знать и уметь на каждой ступени обучения;

- что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

     При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития.

Для выявления возможной результативности должен быть учтен ряд факторов:

- необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого ребенка;

- в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства;

- способы выявления умений и представлений детей с ОВЗ могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

- в процессе предъявления и выполнения задания ребенку должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым).

- при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым).

     Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей детей, не имеющих проблемы по здоровью и особенностей детей с ОВЗ. Система оценивания учебных достижений базируется исключительно на позитивном отношении к каждому ребенку, независимо от его индивидуальных возможностей. Уровень достижений  оценивается в сравнении только  с его предыдущими результатами.

     Для отслеживания результатов деятельности обучающихся проводятся тестирования. Также степень подготовленности детей определяется через различные игровые моменты, самостоятельную практическую деятельность.

     Педагогический контроль осуществляется в течение всего срока реализации дополнительной образовательной программы. Предусматривается три вида диагностики – входящая, текущая и итоговая диагностика, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании учебных групп. Проводится в виде тестовых заданий, беседы, наблюдений за самостоятельной изобразительной деятельностью.

     Текущая диагностика осуществляется по окончании изучения каждого раздела программы. Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. В просмотре должны участвовать сами дети. Ребенок должен учиться выделять и осознавать понравившиеся ему качества рисунка, запоминать их и по-своему использовать в дальнейшем.

     Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения дополнительной образовательной программы в целом.

     При подведении результатов обучения учитываются такие показатели, как теоретическая подготовка, практическая подготовка, овладение умениями и навыками, личностные результаты (эмоциональное восприятие ребенком предмета изобразительного искусства). Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням развития изобразительной деятельности ребенка:

     1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, предполагается: самостоятельная деятельность с небольшой технической помощью при необходимости, умение увидеть допущенные ошибки, устойчивый интерес к изобразительной деятельности, проявление самостоятельных творческих замыслов, понимание последовательности их реализации).

     2 уровень – средний (деятельность по последовательной инструкции, с привлечением внимания ребенка к предмету деятельности, устойчивый интерес к экспериментальной изобразительной деятельности, желание взаимодействовать с педагогом в процессе совместной творческой деятельности, наличие стремления к собственной творческой деятельности).

     3 уровень – низкий (низкий уровень творчества, существенные ошибки при выполнении практических заданий, неустойчивый интерес к экспериментальной изобразительной деятельности, выполнение творческих заданий только в совместной деятельности).

Формы проведения  итогов реализации  адаптивной образовательной программы:

- тематические выставки детских работ, коллективные творческие работы, активное участие в конкурсах  различных уровней, итоговые выставки  в конце учебного года.

 

Литература для преподавателей.

 

Рекомендательный указатель литературы для работы с лицами ОВЗ в контексте российского законодательства

 https://nskcollege.ru/upload/docs/0803fa4e6ec94d7e20ce042d167daebe.pdf

1.                      Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

2.                      Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.

3.                      Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования:сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

4.                      Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

5.                      Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

6.                      Комарова Т.С. Художественная культура интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. –М.: Издательство  «Аркти», 2003г.

7.                      Леонова Наталья Творческое развитие детей с ОВЗ Детство –пресс ФГОС 2025г.

8.                      Мария Вальдес Одриосола. Развитие творческого потенциала средствами арт-терапии.  Институт общегуманитарных исследований Москва 2015г.

9.                      Рыбакова С.Г. «Арт-терапия для детей с ОВЗ». – Санкт-Петербург: Издательство  «Речь», 2007г.

10.                  Соколова Ю.С.   Нейрогимнастика.   Буква-ленд 2025г.

11.                  Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. –М.: АСТ Астрель, 2005г.

12.                  Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования –М.,Творческий центр «Сфера», 2011г.

13.                  Шевченко М.А.Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. М.АСТ.Кладезь, 2015г.

14.                  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Владос, 1999.

 

Литература для родителей.

 

1.           Гаврина С.Е. «Развиваем руки- чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ярославль «Академия развития». 1998г.

            2.    Крылова О.Н. Развитие творческих способностей. –М.: Издательство  «Экзамен», 2009г.

3.       Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – М., 2013.

4.    Соколова Ю.С.   Нейрогимнастика.   Буква-ленд 2025г.

           4.        Шорыгина Т.А  Красивые сказки М. Изд. «Книголюб» 2006г.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также