АДАПТИВНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

(возраст детей 10-13 лет)
Разработчик:
Богатырева Наталья Владимировна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Югорск 2024г.
Структура программы учебного предмета.
I. Пояснительная записка.
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
- Срок реализации учебного предмета.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом.
- Форма проведения учебных занятий.
- Цели и задачи учебного предмета.
- Формы и методы обучения.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
- Тематическое планирование.
- Содержание курса.
II. Требования к уровню подготовки учащихся.
- Ожидаемые результаты и система оценки определения результативности на различных этапах обучения.
- Виды диагностики.
- Формы проведения итогов реализации адаптивной образовательной программы.
- Характеристика педагога, реализующего программу.
III. Список литературы.
- Литература для преподавателей.
- Литература для родителей.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Поэтому на сегодняшний день приоритетным направлением деятельности современного образования является задача по обеспечению доступного качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их образовательных потребностей, где ведущее место занимает реализация принципов инклюзивного обучения.
Актуальность содержания данной образовательной программы в том, что она адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей. Главная задача – выявить индивидуальные положительные особенности в каждом обучающемся, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время, наметить возможную ближайшую перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности.
Адаптивная образовательная программа «Разноцветный мир» создана на принципах инклюзивного образования и социального заказа, для организации такого процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, оказывается необходимая специальная поддержка.
Нормативная база для разработки программы:
1. Конституция Российской Федерации
2.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468)
3.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 13.12.2013 № 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
4.Положение об организации предоставления дополнительного образования детей города Югорска ХМАО-Югры от 20.10.2015г. №3169.
Знакомство с миром искусства построено на принципах интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности основанной, с одной стороны, на общность психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).
Интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной или художественно-речевой).
Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно- творческой деятельности:
-воплощения собственных художественно-образных замыслов
-необходимость преодолеть сопротивление материала (карандаши, акварель, гуашь, пастель, пластилин и т.д.)
В процессе работы над созданием творческих работ обучающийся привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая свои душевные силы. Программой предусмотрено предоставление ребенку свободы в выборе способов работы и выборе тем. Система усложняющихся заданий с разными вариантами обеспечивает качественное овладение практическими навыками изобразительной деятельности, творческому самовыражению, развитию воображения, художественных способностей в целом.
Реализация данной программы базируется на следующих принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для людей с ограниченными возможностями здоровья достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Примерная структура занятия.
1. Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук и кистей.
2. Используя художественное слово, исполнение песенок, игровых моментов, преподаватель заинтересовывает детей.
3. Активизация опыта детей по заданной теме, предлагается вспомнить, что они знают об этом, правила и способы изображения предметов, явлений и т.д.
4. Выбор размера формата и художественных материалов для выполнения творческого задания.
5. Дети работают творчески и свободно, преподаватель следит соблюдением ТБ при работе: за позами детей, если необходимо, поправляет положение рук, положение карандашей в руке.
6. Преподаватель анализирует, что ребенку удается лучше, на что нужно обратить внимание, какие приемы нужно закрепить в следующем задании.
7. Оказывается помощь обучающимся, испытывающим затруднения или неуверенность.
8. Просмотр детских работ. Рефлексия.
Срок реализации учебного предмета.
Программа «Разноцветный мир» рассчитана на 1 год составляет 34 недели, всего 68 часов. Занятия проводятся во второй половине дня по два занятия: 1 занятие 30 минут, затем нейро-гимнастика – 10 мин. 2 занятие – 30 минут.
Возраст обучающихся 10-13 лет.
Форма проведения учебных занятий.
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе от 3-5 человек, в том числе 2 ребенка с ОВЗ, что позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. В процессе занятий обучающиеся могут быть организованы в группы по 2-3 человека для совместной творческой деятельности или для создания коллективной работы.
Типы занятий:
-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, проверка, подведение итогов; теоретическая часть- сообщение нового);
-практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков через выполнение творческих заданий, а также выполнения упражнений);
-занятия-экскурсии (экскурсии в музеи города, в выставочный зал ДШИ);
-занятие-вернисаж (проведение выставок детских работ на базе творческой мастерской);
-занятие-любование (пленэр) (с целью развития познавательных и эмоциональных чувств, обогащения духовного мира ребенка через любование красотой окружающего мира: деревьев, цветов, травинки, веточки и т.д., проводятся на природе, в парке, на улице).
Цель и задачи программы.
Цель: - создание необходимых условий для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать организационные и учебные навыки детей;
- Познакомить с элементарными основами изобразительной грамоты, материалами и инструментами для творчества;
- Способствовать формированию на доступном уровне умений и навыков работы художественными материалами и инструментами;
- Познакомить с особенностями нетрадиционных техник изображения, помочь в подборе доступных способов для создания творческих работ.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию веры в себя и адекватных представлений о собственных творческих возможностях;
- Развивать способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим;
- Активизировать развития интереса к творческому процессу, самостоятельной экспериментальной деятельности с художественными материалами;
– Способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Воспитательные:
- Расширять представления о разных видах художественно-эстетической деятельности;
- Развивать потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;
- Способствовать накоплению у детей на доступном уровне сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира;
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ через личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.
Методы и формы обучения.
В организации учебного процесса актуальным являются методы обучения, предполагающие познавательную активность обучающихся, самостоятельность, творчество. Выбор форм и методов работы зависит от психоэмоциональных и физических особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также от возраста обучающихся.
Для активизации творческого потенциала используются следующие методы и формы обучения:
-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);
-работа с раздаточным материалом;
-экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования (прозрачный планшет, рисование песком и т.д.)
-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
-организация выставок, конкурсов;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Материально-техническое оснащение программы
Принципы использования средств обучения:
- Специальное помещение, оборудованное специальной мебелью: шкафами для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, рабочими столами и стульями;
- Оборудование: мольберты, компьютер, телевизор, мультимедийное оборудование, экран, музыкальный центр, столы для рисования песком, прозрачные мольберты, доска для оформления выставок детских работ, рамки для детских работ разных размеров, магнитная доска;
- Инструменты: кисти различных размеров, материалов (синтетика, щетина, пони, белка), стаканчики-непроливайки для воды, палитры;
- Наглядные пособия:
- Материалы для изобразительной деятельности: бумага (белая, цветная, ватман, картон), карандаши (простые, цветные, акварельные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага для рисования А-2, А-3, А-4, альбомы для рисования;
- Вспомогательные расходные материалы: клей, губка, соль, пищевые красители, пищевая пленка, бумажные салфетки, трубочки для коктейля, ватные палочки.
Техническая платформа.
Для реализации данной программы необходимо определенное оборудование:
- компьютер -1 шт.
- мультимедийный проектор -1 шт.
- экран- 1шт.
- прозрачные мольберты -6 шт.
- световые столы для рисования песком- 6 шт.
Мультимедийный проектор:
- Подготовка проектора непосредственно к работе не должна сопровождаться
специальной настройкой и требовать от пользователя специальных технических знаний.
- Проектор для работы в классных помещениях должен обеспечивать создание на
экране изображения, хорошо видимого с любой точки классного помещения, с
расстояния от 1 до 2,5 метров без специального затемнения с естественным
уровнем освещенности .
- Управление проектором должно быть простым. Команды меню интуитивно понятны
пользователю, не имеющему специальных навыков. Обязательно наличие возможности
дистанционного управления коррекцией изображения и переключением источника
сигнала.
Световой стол для рисования песком:
- Размер изделия: 500х300х80мм;
- Размер рабочей поверхности: 390х270мм;
- Ножки регулируемые: гр.р. 0-3, 380/440/500/560м;
- Материал корпуса – ЛДСП;
- Подсветка – LED, МУЛЬТИКОЛОР-16 цв., пульт ДУ;
- Крышка - в наличии (с системой крепления);
- Поверхность для рисования - органическое стекло;
- Отсек для хранения песка - есть 9 см;
- Песочек кварцевый натуральный – 1 кг.;
Детали корпуса соединены при помощи винтового соединения.
Прозрачный мольберт:
- Тип мольберта –детский,
- материал- дерево,
- ширина- 500мм;
- длина 380мм;
- высота 300мм;
Комплексное оснащение образовательного процесса используется на всех занятиях т.к. обеспечивает возможность как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной деятельности обучающихся.
Тематический план
|
№ п/п |
Тема занятия |
Всего занятий |
|
|
1 |
«В мире цвета» (входящая диагностика) • Правила техники безопасности при работе с художественными инструментами и материалами. • Выполнение композиции по желанию детей. По необходимости выполнение работы на прозрачном планшете. |
2 |
|
|
2 |
2.1. «Осенние зарисовки» (беседы по картинам). По возможности выход на пленэр. • Основные приемы работы с кистью и цветом (заливка, вливание цвета в цвет и т.д.) Упражнения (этюды неба, земли, деревьев). (Гуашь, акварель) |
4 |
|
|
2.2. Примерные темы для творческих работ: « Осень в городе», «Осенний день», « Осенние сказки», «Ветка рябины», «Падают, падают листья…» и т.д. |
8 |
||
|
2.3. Интегрированное занятие: «Осенний листопад». Коллективное творчество. |
2 |
||
|
3 |
«Натюрморт - как изображение «жизни» предметов » 3.1.Натюрморт в произведениях живописи известных художников (Беседа по картинам). Хруцкий, Пластов |
2 |
|
|
3.2. «Портрет фрукта» декоративность и стилизация в натюрморте. • Декоративное изображение фрукта. • Иллюстрация к сказке Дж.Родари «Чиполлино». |
2 |
||
|
3.3 Создание декоративного натюрморта с элементами стилизации «Вкусный натюрморт». |
2 |
||
|
4 |
«Волшебница зима» 4.1. Зима в произведениях живописи известных художников (беседы по картинам) Левитан ИИ • Палитра зимы (упражнение на подбор зимних цветов и оттенков) • «Какого цвета снег?». Упражнение на использование в работе сдержанной, ограниченной палитры оттенков одного цвета. • Упражнения «Деревья зимой»( рисование на прозрачном мольберте) |
2 |
|
|
4.2 Примерные темы для создания творческих работ: «Снежные узоры», «Мой северный край!», «Прилетели снегири», «Зимний вечер», «Умка на севере», «Снеговик-почтовик», «Ветка сосны» «Новогодняя ёлочка», «Символ Нового года». |
6 |
||
|
|
4.3 Коллективная работа « Новогоднее волшебство» |
2 |
|
|
5 |
«Волшебные сказки». 5.1. «Что за прелесть эти сказки!..». • Выполнение сюжетной композиции по желанию детей. Работа на световых планшетах или на бумаге, материал на выбор. |
2 |
|
|
5.2 Примерные темы для создания творческих работ: «Сказочное дерево», «Волшебное перо Жар-птицы», «Цветик- семицветик», «Волшебный сад», «Мы едем, едем, едем…», «Наши друзья- животные», «Подарок мамочке», «Портрет любимой игрушки», «Кот ученый…» Сказки А.С.Пушкина «Сказочный дворец золотой рыбки». |
8 |
||
|
6 |
«В мире животных». 6.1. Наши друзья -животные • Графическое изображение животных по схемам поэтапного изображения. • Поэтапное изображение экзотических животных и их окружающей среды обитания. (материал по выбору). |
6 |
|
|
6.2.Мои любимые экзотические животные • Создание тематической композиции «Зоопарк» (гуашь) |
4 |
||
|
7 |
«Человек и космос». 7.1. «Полет на другую планету» • Графические упражнения на создание фантастических образов и космических кораблей, космонавтов, планет, комет, звезд. • Создание композиции по представлению (использование любых изобразительных материалов: восковые мелки, акварель, гуашь, нетрадиционные техники рисования) |
4 |
|
|
8 |
«Весенние зарисовки» 8.1. «Полюбуйся, весна наступает». • Беседы по картинам • Палитра весны (упражнение на подбор весенних цветов и оттенков) • «Весенние цветы» (смешанная техника) |
4 |
|
|
9 |
«Мир цветов и насекомых». 9.1. «Маленькие жители планеты» • Упражнения на штриховку готовых форм. • Графическое изображение различных цветов и растений, насекомых. Создание композиции «Бабочки летают» пастелью или цветными карандашами. • Работа на световых планшетах. |
4 |
|
|
10 |
«Какого цвета лето?» 10.1 « Летние мотивы» • Развернутое высказывание эмоционально-личностных отношений детей к обсуждению темы красоты окружающего мира. • Графические упражнения: деревья, кустарники, человеческий образ летом. • Создание коллективной композиции «Летний отдых» (акварель, гуашь, карандаши, смешанные техники). |
4 |
|
|
Всего часов |
68ч. |
||
Содержание курса.
1. В мире цвета (входящая диагностика).
Цель: Определение уровня развития ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
Задание: Правила техники безопасности при работе с художественными материалами, выполнение композиции по желанию детей.
Музыкальный ряд. Чайковский «Времена года»
2. Осень в произведениях живописи известных художников
(беседы по картинам).
Цель: отражение впечатлений об осени как времени года.
Задание: выполнение композиции «Палитра осени»
- Упражнения (этюды неба, земли, деревьев (гуашь, акварель)
- Основные приемы работы с кистью и цветом (заливка, вливание цвета в цвет и т.д.)
Словарный ряд. Стихи об осени, загадки
Музыкальный ряд. Чайковский «Времена года», детские песни про осень.
Зрительный.ряд. репродукции известных художников И. Шишкин «Осень»; В. Поленов
«Золотая осень»; И.Бродский «Опавшие листья»
2.2 Создание композиции на тему «В гостях у осени».
Цель: отражение впечатлений об осени как времени года
Задание: создание тематической композиции по замыслу.
Словарный ряд. Загадки «Литературные образы»
Музыкальный ряд: Чайковский «Времена года», детские песни про осень.
Зрительный ряд. Репродукции известных художников, наглядный материал УМК.
3.Натюрморт в живописи
3.1 Натюрморт - как изображение «жизни» предметов
(Беседа по картинам)
Цель: знакомство с произведениями известных художников.
Задание: создание работы «Портрет фрукта» , техника исполнения на выбор(прозрачный мольберт, световой стол, бумага, материалы и инструменты по выбору).
Литературный ряд: Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников.
Зрительный ряд: И.Т.Хруцкий «Натюрморт» Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»
Неизвестный художник. «Фрукты и птицы»
Словарный ряд: «Если видишь на картине чашку кофе на столе…»
загадки про фрукты и овощи (хрестоматия).
Музыкальный ряд: Р.Клайдерман «Классика»
3.2 Декоративность и стилизация в натюрморте.
Цель: знакомство с декоративностью и стилизацией в натюрморте.
Задание:
• Декоративное изображение фрукта.
• Декоративное изображение натюрморта.
Литературный ряд: Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Зрительный ряд: Неизвестный художник. «Фрукты и птицы», детские работы.
Музыкальный ряд: Р.Клайдерман «Классика»
3.3 Создание декоративного натюрморта с элементами стилизации.
Цели: определение содержания своей работы на заданную тему; закрепление теоретических знаний и практических умений о декоративном натюрморте с элементами стилизации.
Задание: создание тематической композиции «Вкусный натюрморт», (прозрачный мольберт, световой стол, бумага, материалы и инструменты по выбору).
Литературный ряд: Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Мосин И.Г. Рисование. Книга 2.
Зрительный ряд: Неизвестный художник. «Фрукты и птицы»Работы преподавателя.
Музыкальный ряд: Р.Клайдерман «Классика».
4.Волшебница зима
4.1 Зима в произведениях живописи известных художников
(беседы по картинам)
Цели: развитие умения эмоционально воспринимать цвет, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей; формирование умения использовать цвет в качестве выразительного средства.
Задание:
• Палитра зимы (упражнение на подбор зимних цветов и оттенков) «Какого цвета снег?».
• Упражнение на использование в работе сдержанной, ограниченной палитры оттенков одного цвета.
• Упражнения «Деревья зимой»
Литературный ряд: Костерин Н.П. Учебное рисование. Компанцева Л.В.Поэтический образ природы в детском рисунке
Зрительный ряд: И.И. Грабарь “Февральская лазурь», К.Ф.Юон «Зимнее солнце»
Словарный ряд: стихи А.С.Пушкина о зиме
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года»
5.Волшебные сказки
5.1 «Что за прелесть эти сказки!..».
Цель: Создание иллюстраций к сказкам.
Задание: Выполнение сюжетной композиции любимой сказки по желанию детей.
- Работа над композицией и смысловым образом работы, (прозрачный мольберт, световой стол, бумага, материалы и инструменты по выбору).
Литературный ряд: Шорыгина Т.А. Красивые сказки,
Комарова Т.С. Художественная культура интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.
Зрительный ряд: Наглядный материал УМК, рисунки детей.
Словарный ряд: С.Есенин «Берёза», А.С.Пушкин « Сказки».
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года»
Примерные темы для создания творческих работ: «Снежные узоры», «Мой северный край!», «Прилетели снегири», «Зимний вечер», «Умка на севере», «Снеговик-почтовик», «Ветка сосны» «Новогодняя ёлочка», «Символ Нового года» и т.д.
6.В мире животных.
6.1 Наши друзья- животные.
Цель: познакомить с творчеством художников -анималистов.
Задание:
• Графическое изображение животных по схемам поэтапного изображения.
• Поэтапное изображение экзотических животных и их среды обитания.
Выполнение работы с использованием различных художественных материалов (прозрачный мольберт, световой стол, бумага, материалы и инструменты по выбору).
Литературный ряд: «Росмен» Энциклопедия рисования
Зрительный ряд: методические карты, рисунки детей прошлых лет, схемы поэтапного изображения.
Словарный ряд: стихи, загадки - УМК
Музыкальный ряд: Музыкальная композиция «В мире животных».
6.2 Мои любимые экзотические животные.
Цель: закрепить знания и умения изображения фигуры животного.
Задание: создание коллективной композиции на тему: «Зоопарк» (гуашь)
Литературный ряд: Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию с дошкольниками.
Зрительный ряд: методические карты, рисунки детей, схемы поэтапного изображения
Словарный ряд: стихи, загадки - УМК
Музыкальный ряд: Музыкальная композиция «В мире животных. Детские песни про зверей.
7.Человек и космос
7.1 « Полет на другую планету»
Цель: создание фантастического рисунка с использованием нетрадиционных средств и способов выполнения творческой работы.
Задание:
• Графические упражнения на создание фантастических образов и космических кораблей.
• Создание композиции по представлению «Космический пейзаж», (использование любых изобразительных материалов: восковые мелки, акварель, гуашь, нетрадиционные техники рисования).
Литературный ряд: Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование , занятия.
Зрительный ряд: Мультимедийная презентация, детские рисунки прошлых лет.
Музыкальный ряд: Музыка группы «Спейс», «Зодиак».
8.Весна- зеркало природы.
8.1 «Полюбуйся, весна наступает».
Цель: развитие умения эмоционально воспринимать цвет, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей и натюрмортов.
Задание:
• Беседы по картинам. По возможности выход на природу.
• Палитра весны (упражнение на подбор весенних цветов и оттенков).
Литературный ряд: Костерин Н.П. Учебное рисование. Компанцева Л.В.Поэтический образ природы в детском рисунке
Зрительный ряд: репродукции картин И.Левитана, И.Грабаря.
Словарный ряд: стихи А.А.Фета о весне, стихи ,загадки.
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года», детские песни о весне.
9. «Мир цветов и насекомых».
9.1 «Маленькие жители планеты»
Цель: гармоничное заполнение плоскости, поиск выразительного цветового решения.
Задание: создание композиции по представлению пастелью или цветными карандашами.
• Упражнения на штриховку готовых форм.
• Изображение первоцветов, растений и насекомых(гуашь, акварель).
• Создание композиции «Бабочки летают» пастелью, цветными карандашами.
Литературный ряд: Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка.
Зрительный ряд: иллюстрации, наглядный материал УМК.
Словарный ряд: стихи и загадки о цветах и насекомых.
Музыкальный ряд: Сборник инструментальной музыки. Детские песни: «Про кузнечика», «Улыбка» и т.д.
10. «Какого цвета лето?».
10.1 « Летние мотивы»
Цели: формирование умения «читать» картины, мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению, выделять выразительные средства;
Задание:
• Упражнения на выделение средств выразительности, на сравнение и нахождение сходств и различий в манере исполнения различных живописцев.
• Развернутое высказывание эмоционально-личностных отношений детей к понравившемуся произведению.
• Графические упражнения: деревья, кустарники, детский образ летом.
• Коллективная работа на тему: «Летний отдых»
Литературный ряд: Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
Зрительный ряд: Репродукции, иллюстрации, наглядный материал УМК.
Словарный ряд: С.Есенин стихи о лете
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности на каждом этапе реализации дополнительной образовательной программы.
Общий ожидаемый результат реализации дополнительной образовательной программы – создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и удовлетворения их потребностей в творческом самовыражении в процессе художественно-изобразительной деятельности. Основной показатель владения техникой рисования – способность детей самостоятельно варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа (при необходимости с небольшой технической помощью со стороны взрослого).
Образовательные:
- понимать и соблюдать правила организации рабочего места, техники безопасности при работе с инструментами;
- знать элементарные основы и правила изобразительной грамотности, виды и жанры искусства;
- проявлять интерес к различным видам изобразительной деятельности;
Предметные:
- уметь самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;
- уметь использовать инструменты и материалы по назначению в процессе доступных видов изобразительной деятельности;
- применять нетрадиционные техники изображения в процессе творческой деятельности.
Компетентностные:
- получать положительные впечатления от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности со сверстниками;
- стремиться к собственной творческой деятельности, демонстрации результатов своей деятельности;
- выполнять действия по образцу, самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;
-уметь выражать свое отношение к художественным работам других.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
При оценке результативности обучения детей с нарушениями развития особо важно учитывать, что могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Система оценки достижений обучающихся в том числе детей с ОВЗ должна включать целостную характеристику выполнения дополнительной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
- что обучающийся должен знать и уметь на каждой ступени обучения;
- что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития.
Для выявления возможной результативности должен быть учтен ряд факторов:
- необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого ребенка;
- в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства;
- способы выявления умений и представлений детей с ОВЗ могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
- в процессе предъявления и выполнения задания ребенку должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым).
- при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым).
Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей детей, не имеющих проблемы по здоровью и особенностей детей с ОВЗ. Система оценивания учебных достижений базируется исключительно на позитивном отношении к каждому ребенку, независимо от его индивидуальных возможностей. Уровень достижений оценивается в сравнении только с его предыдущими результатами.
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся проводятся тестирования. Также степень подготовленности детей определяется через различные игровые моменты, самостоятельную практическую деятельность.
Педагогический контроль осуществляется в течение всего срока реализации дополнительной образовательной программы. Предусматривается три вида диагностики – входящая, текущая и итоговая диагностика, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании учебных групп. Проводится в виде тестовых заданий, беседы, наблюдений за самостоятельной изобразительной деятельностью.
Текущая диагностика осуществляется по окончании изучения каждого раздела программы. Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. В просмотре должны участвовать сами дети. Ребенок должен учиться выделять и осознавать понравившиеся ему качества рисунка, запоминать их и по-своему использовать в дальнейшем.
Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения дополнительной образовательной программы в целом.
При подведении результатов обучения учитываются такие показатели, как теоретическая подготовка, практическая подготовка, овладение умениями и навыками, личностные результаты (эмоциональное восприятие ребенком предмета изобразительного искусства). Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням развития изобразительной деятельности ребенка:
1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, предполагается: самостоятельная деятельность с небольшой технической помощью при необходимости, умение увидеть допущенные ошибки, устойчивый интерес к изобразительной деятельности, проявление самостоятельных творческих замыслов, понимание последовательности их реализации).
2 уровень – средний (деятельность по последовательной инструкции, с привлечением внимания ребенка к предмету деятельности, устойчивый интерес к экспериментальной изобразительной деятельности, желание взаимодействовать с педагогом в процессе совместной творческой деятельности, наличие стремления к собственной творческой деятельности).
3 уровень – низкий (низкий уровень творчества, существенные ошибки при выполнении практических заданий, неустойчивый интерес к экспериментальной изобразительной деятельности, выполнение творческих заданий только в совместной деятельности).
Формы проведения итогов реализации адаптивной образовательной программы:
- тематические выставки детских работ, коллективные творческие работы, активное участие в конкурсах различных уровней, итоговые выставки в конце учебного года.
Литература для преподавателей.
Рекомендательный указатель литературы для работы с лицами ОВЗ в контексте российского законодательства
https://nskcollege.ru/upload/docs/0803fa4e6ec94d7e20ce042d167daebe.pdf
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.
3. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования:сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
4. Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
6. Комарова Т.С. Художественная культура интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. –М.: Издательство «Аркти», 2003г.
7. Леонова Наталья Творческое развитие детей с ОВЗ Детство –пресс ФГОС 2025г.
8. Мария Вальдес Одриосола. Развитие творческого потенциала средствами арт-терапии. Институт общегуманитарных исследований Москва 2015г.
9. Рыбакова С.Г. «Арт-терапия для детей с ОВЗ». – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2007г.
10. Соколова Ю.С. Нейрогимнастика. Буква-ленд 2025г.
11. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. –М.: АСТ Астрель, 2005г.
12. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования –М.,Творческий центр «Сфера», 2011г.
13. Шевченко М.А.Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. М.АСТ.Кладезь, 2015г.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Владос, 1999.
Литература для родителей.
1. Гаврина С.Е. «Развиваем руки- чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ярославль «Академия развития». 1998г.
2. Крылова О.Н. Развитие творческих способностей. –М.: Издательство «Экзамен», 2009г.
3. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – М., 2013.
4. Соколова Ю.С. Нейрогимнастика. Буква-ленд 2025г.
4. Шорыгина Т.А Красивые сказки М. Изд. «Книголюб» 2006г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.