Тема: Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе.
Цель занятия: показать сущность национальной политики России, определить проблемы национальной политики РФ и основные пути их разрешения, адать нализ ситуации на Северном Кавказе
Краткие теоретические сведения
1.Национальная политика России
Национальная политика в России - комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов. Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности.
Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: 1) российский север (территория расселения финно-угорских народов) 2) южно-сибирский район (зона политической активности якутов тувинцев, бурят) 3) татаро-башкирский район 4) северокавказский.
Наиболее конфликтогенной является проблема государственного строительства в республиках Северного Кавказа.
Анализ и характеристика геополитической ситуации
на Северном Кавказе
Северный Кавказ уже более двух десятилетий находится в фокусе внимания внутренней и внешней политики Российской Федерации. На протяжении всего этого периода политика России на Северном Кавказе и на Кавказе в целом сталкивается с рядом новых проблем, вызовов и угроз политической стабильности, социально-экономическому развитию и национальной безопасности. Затяжной и масштабный характер негативных процессов на российском Северном Кавказе превратили его в зону повышенной активности исламистов, террористических организаций и «черную дыру» российской финансовой системы. Составляя по размеру территории (172 тыс. кв. км) и общей численности населения (9 255 тыс. чел.) всего около 1% от территории и населения России, этот регион создает множество острых проблем, во многом определяющих состояние национальной безопасности страны в целом.
Во-вторых, Северный Кавказ представляет собой сложную систему межнациональных, кланово-родовых, властных и федеративных отношений.
Под Кавказом в географическом плане, как правило, понимается Северный Кавказ, принадлежащей России, и Южный Кавказ (Закавказье), на территории которого расположены три постсоветских государства: Грузия, Армения и Азербайджан. Однако в расширенном геополитическом и стратегическом отношении Кавказ – это и те страны и организации, чья политика и деятельность в этом регионе прямым или опосредованным образом угрожают национальным интересам и безопасности Российской Федерации. В этом случае на геополитическом пространстве Кавказа появляются такие силы как США, ЕС и НАТО. Помимо этого, свои интересы в регионе имеют Турция, Иран, Саудовская Аравия и ряд других государств исламского мира.
Кавказ остается сегодня наиболее проблемным и уязвимым направлением во внутренней и внешней политике Российской Федерации. В течение последних двух десятилетий здесь произошло семь вооруженных конфликтов, последствия которых до сих пор оказывают негативное влияние на общее состояние военно-политической обстановки в этом регионе и на ряде российских территорий, влючающих российский Северный Кавказ и области, граничащие с ним. Это армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха (1989-1994 гг.); первая грузино-южноосетинская война (1991-1992 гг.); осетино-ингушский конфликт 30 октября – 2 ноября 1992 г. из-за Пригородного района Владикавказа; вооруженное вторжение Грузии в Абхазию и война в этой стране (1992-1993 гг.); две чеченские войны (1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.); грузино-южноосетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты в августе 2008 г. Во всех этих конфликтах в той или иной форме (от миротворческих мисий и до применения своих войск) принимала участие Россия, что только подтверждает стратегическую важность кавказского направления для современного российского государства.
Террористическая война против России преследует цель оторвать Северный Кавказ от РФ и создать на его территории исламского государства, опирающегося на внешнюю поддержку крупных государств исламского мира, мировой исламской финансовой олигархии, структуры международного терроризма и стратегических оппонентов России из числа региональных и мировых западных держав.
Основные цели государственной политики России в этом регионе.
Проблемы Северного Кавказа настолько серьезны, что требуют мобилизации существенных ресурсов всей страны, ответственной экспертной проработки, последовательных политических и других необходимых действий со стороны государства и консолидации общественных усилий по обеспечению мира на Северном Кавказе. Четкая и недвусмысленная формализация целей и задач государственной политики на Северном Кавказе - необходимое условие взвешенности и сбалансированности такой политики. Основными целями этой политики должны быть:
- обеспечение территориальной целостности и безопасности;
- достижение социального преуспевания населения;
- обеспечение гражданского равноправия;
- демократическое управление;
- сохранение и развитие культурного многообразия;
- предотвращение и разрешение этнополитических и межконфес-сиональных конфликтов.
Российское руководство понимает всю сложность сложившейся ситуации на Северном Кавказе и на Кавказе в целом и предпринимает конкретные шаги, способные предотвратить наступление политического кризиса. Одним из таких шагов, ставшем ответом на новые вызовы безопасности страны, стало принятие Президентом РФ решения о создании нового федерального округа - Северо-Кавказского (СКФО). 19 января 2010 года указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева был образован Северо-Кавказский федеральный округ, в состав которого вошли Ставропольский Край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика.
.ЗАДАНИЕ. Ответить на вопросы
1. Раскройте содержание понятия «национальная политика России».
2. Что стало главной задачей национальной политики России после распада СССР?
3. Охарактеризуйте основные события двух чеченских войн в современной истории России.
4. По Конституции РФ покажите основы федеративного устройства современной России.
5. Какие существуют в России регионы активного проявления этнополитического процесса?
6. В чем состоит особое положение северокавказского региона РФ?
7. Приведите возможные пути урегулирования конфликтов на Северном Кавказе и других регионах РФ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.