Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ
Цели: ознакомление с традициями, культурой донских казаков;
воспитание любви к своей родине; формирование уважительного
отношения к национальным культурным ценностям.
Х о д м е р о п р и я т и я
1й в е д у щ и й (мальчик в казачьей одежде.)
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
Не знаю как другой, но я
Весь – слух, весь – жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Чутьчуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
«Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться».
2й в е д у щ и й (девочка в казачьей одежде.)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Ведущие кланяются зрителям.
1й в е д у щ и й .
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,То в окошко погляжу.
Позовука я ребят к нам на посиделки.
Будут песни, будут пляски.
Приходите поиграть,
Зимний вечер скоротать!
В зал входят ребята, в руках у них сладости.
М а л ь ч и к .
В курень жаркий ваш
Мы пришли с подарками.
Дети ставят гостинцы на стол.
Д е в о ч к а .
Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
Звучит веселая музыка. Девочки исполняют танец.
2й в е д у щ и й .
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Местные частушки!
Ребята исполняют частушки.
1. Щука плавает в Дону,
Спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2. Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес…
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Изза Дона, изза гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,Надо пляской помогать.
5. Сидит ежик на березе –
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, тарара,
На Дону стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр –
Вот устроили базар.
8. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
1й в е д у щ и й .
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра «Утенок».
Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.
Х о р . Как ты, утенок, по полю летаешь?
У т е н о к . Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).
Х о р . Как ты, утенок, гнездо совиваешь?
У т е н о к . Вот совиваю (крутит руками).
Х о р . Как ты, утенок, пера нащипаешь?
У т е н о к . Вот нащипаю (щиплет рубашку).
Х о р . Как ты, утенок, яиц наносишь?
У т е н о к . Вот яиц наношу (садится на корточки).
Х о р . Как ты, утенок, цыплят выводишь?
У т е н о к . Вот вывожу (бьет кулаком о кулак).Х о р . Как их всех разгоняешь?
У т е н о к . Вот разгоняю!
Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный
становится утенком.
2й в е д у щ и й .
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!
Ведущие приглашают гостей сесть на скамьи у стола и
загадывают загадки. За правильный ответ ведущие дают сладкий
приз (бублик, конфету).
Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год, месяцы.)
Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо.)
Ложка краски, а весь мир красит. (Солнце.)
Вечером цветут, утром вянут. (Звезды.)
В небе родился, в земле схоронился. (Дождь.)
Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот.)
Песни играет, всяк его знает. (Сверчок.)
Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)
Не больная – стонет, не трудится – пыхтит, не теряла – ищет.
(Свинья.)
С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыка
дерет, а лаптей не плетет. (Козел.)
Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (Капуста.)
Мелкие людишки, красные штанишки. (Морковь.)
Отгадайка, что это: изпод земли вылезает, одетым в жаркую баню
идет, а после бани его раздевают. (Картофель.)
Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок
наводит. (Метла.)
Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка.)
Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются,
кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло.)
Слаще меда, тяжелее железа, в магазине не купишь, на базаре не
продается. (Сон.)
Целый день ходят, ночью с раскрытым ртом стоят. (Сапоги.)
Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка.)1й в е д у щ и й . Одним из увеселений донских казаков был народный
театр. Его представления шли под открытым небом, на улицах,
площадях. Исполнители должны были говорить громко, почти кричать.
Героями драм выступали любимые вожди казачества – Ермак, Разин,
Булавин. Представлялись и веселые комедии, главным героем которых,
как правило, выступал находчивый и остроумный простой казак Чига
Чигуша.
Инсценировка «Казак Чигуша и окружной атаман»
Посреди майдана стоит окружной атаман, расправляет усы и
бороду.
А т а м а н . Кого бы мне поймать да холоду нагнать, чтоб ему жарко
было? (Замечает поблизости казака Чигушу.) Кто там идет и шапки
передо мной не ломает? Эй, ты! Подойди ко мне, окружному атаману,
поживей! Кто ты такой будешь? Откуда пожаловал?
Ч и г у ш а . А я – простой казак ЧигаЧигуша… А пожаловал с того
света, ваше высоко…высоко…отселе и не видать, высокоблагородие,
господин окружной атаман.
А т а м а н . С того света? А скажи мне, простой казак, что на том
свете, ежели ты там был, покойные, царствие им небесное, окружные
атаманы делают?
Ч и г у ш а . А ничего они там, как и на земле, ваше высоко
превысокоблагородие, не делают… Все больше в казанах жарятся, а
простые казаки, как и на этом свете, на них работают.
А т а м а н . А какая ж у простых казаков там работа?
Ч и г у ш а . А дровишки рубят, ваше высокопревысокоблагородие,
под казаны подкладывают, огонь подюже раздувают, чтоб вам,
окружным атаманам , пожарче было.
А т а м а н . А что черти там тоже имеются?
Ч и г у ш а . А как же без чертей! Они там в главных начальниках
ходят, велят под казанами жар почаще помешивать да атаманов вилами
под ребро поддевают. Кого вытащат – поглядят, не сошли ли с него
грехи, какие он, будучи на земле, сотворил, да опять в казан бросят.
А т а м а н . А не видал ли там, братец простой казак, чтобы грехи
хоть с одного сошли? Чтоб его черти назад в казан не бросали?
Ч и г у ш а . Да ты что, атаман! За ними столько грехов земныхнабирается, что за тыщу лет не отпаришь! По себе, небось, знаешь…
А т а м а н . Ойой! Пропала моя головушка!
Ч и г у ш а .Уж погоди, ваше черезвысокоблагородие, тебя еще на
этом свете казаки пришкварят!
2й в е д у щ и й . А знают ли наши гости дорогие пословицы да
поговорки о земле родной, о казачьей смелости? (Ответы ребят.)
– Земля донская – мать родная.
– Дон тихий, а слава о нем громкая.
– На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.
– Казачья смелость порушит любую крепость.
– Донской казак чести не кинет, хоть головушка сгинет.
– Казак без друзей что дуб без корней.
– Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
2й в е д у щ и й . Молодцы! А теперь пора настала пригласить вас
всех к столу!
М а л ь ч и к .
Д е в о ч к а .
Как сладко пахнет хлеб зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
А мы садимся у стола,
Друг друга поздравляя,
Что вот уже пришла пора
Донского каравая!
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудоэлексир!
Все участники и гости проходят к накрытому для чаепития
столу.