Казанский собор занимает выдающееся положение по своей святыне: чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона - третий список Казанской иконы, если за первый считать самую древнюю икону 16 века.
Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась Казанская часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там же была построена церковь. Анна Иоановна выстроила большой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на нынешнем Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанской, а Елизавета Петровна переименовала ее в собор.
КАЗАНСКИЙ
СОБОР.
Казанский собор занимает выдающееся положение по своей
святыне: чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона
третий список Казанской иконы, если за первый считать самую
древнюю икону 16 века.
Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась
Казанская часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там
же была построена церковь. Анна Иоановна выстроила большой
храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на нынешнем
Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанской,
а Елизавета Петровна переименовала ее в собор.
Мысль о постройке нынешнего Казанского собора и начало
дела принадлежит Павлу Первому, но заложить его он так и не
успел торжество закладки совершил Александр Первый.
Казанский собор был отстроен очень быстро: за 10 лет. В 1801 году
была совершена закладка, а уже в 1811 году, в день празднования
коронации государя освящение.
Архитектор собора А.Н. Воронихин был крепостным графа
Строганова. Он построил ряд частных домов, отделал для графа
несколько комнат в его расстрелевском дворце на Мойке и, наконец,
построил Строгановскую дачу на Большой Невке. Но талант
архитектора полностью раскрылся в проекте Казанского собора.
Если бы осуществился его проект постройки второй колоннады и
обработки трех площадей западной, южной и северной, то это
было бы единственное в мире, не имеющее прототипа сооружение.
Согласно плану, вторая колоннада должна была смотреть на
южную площадь и иметь в правом крыле портал, открывающий
проезд на Казанскую улицу, а на левом крыле портал для проезда с
Екатерининского канала. Два этих портала должны были быть
ограничены глухими стенами, украшенными колоннами с
внутренней стороны. Посреди площади предполагался обелиск.
Западная площадь со стороны главного входа ограничена
богатейшей чугунной решеткой с двумя гранитными массивами по
концам, примыкающим к порталам.В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн с
бронзовыми капителями внутри и 144 из пудожского камня
снаружи. И те, и другие коринфского ордера: внутри гладкие,
снаружи с каннелюрами. Поверх богатого антаблемента и порталов
высится по всему периметру собора высокий парапет, быть может
несколько тяжелый, но облегченный скульптурными фризами
работы Мартоса и Прокофьева.
Внутри собор представляет собой два перекрещивающихся
корабля, которые образуют два ряда парных колонн, перекрыты
коробовыми сводами, которые пышно украшены богатыми
кессонами. Простота и серьезность композиции, строгая
выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В
общей композиции собора строгая, но не сухая классика
екатерининский времен. Оставаясь серьезным и торжественным,
собор излучает какоето нежное очарование, поэзию и теплоту.
Не только экстерьер, но и интерьер собора великолепен. Над
живописным украшением собора работали лучшие в свое время
художники: Боровиковский, Кипренский, Угрюмов, Шебуев.
Главный иконостас был более позднего происхождения: он создан в
1834 году по рисунку К. Тона из церковного серебра.
По своему внешнему величию и внутренней красоте Казанский
собор один из прекраснейших храмов нашего города.