КАЗАНСКИЙ СОБОР.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Казанский собор занимает выдающееся положение по своей святыне: чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона - третий список Казанской иконы, если за первый считать самую древнюю икону 16 века. Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась Казанская часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там же была построена церковь. Анна Иоановна выстроила большой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на нынешнем Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанской, а Елизавета Петровна переименовала ее в собор.
Иконка файла материала КАЗАНСКИЙ.doc
КАЗАНСКИЙ  СОБОР. Казанский собор занимает выдающееся положение по своей  святыне: чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона ­ третий список Казанской иконы, если за первый считать самую  древнюю икону 16 века. Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась  Казанская часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там  же была построена церковь. Анна Иоановна выстроила большой  храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на нынешнем  Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанской,  а Елизавета Петровна переименовала ее в собор. Мысль о постройке нынешнего Казанского собора и начало  дела принадлежит Павлу Первому, но заложить его он так и не  успел ­ торжество закладки совершил  Александр Первый.  Казанский собор был отстроен очень быстро: за 10 лет. В 1801 году  была совершена закладка, а уже  в 1811 году, в день празднования  коронации государя ­ освящение.  Архитектор собора ­ А.Н. Воронихин ­ был крепостным графа  Строганова. Он построил ряд частных домов, отделал для графа  несколько комнат в его расстрелевском дворце на Мойке и, наконец, построил Строгановскую дачу на Большой Невке. Но талант  архитектора полностью раскрылся в проекте Казанского собора.  Если бы осуществился его проект постройки второй колоннады и  обработки трех площадей ­ западной, южной и северной, ­ то это  было бы единственное в мире, не имеющее прототипа сооружение. Согласно плану, вторая колоннада должна была смотреть на  южную площадь и иметь в правом крыле портал, открывающий  проезд на Казанскую улицу, а на левом крыле ­ портал для проезда с Екатерининского канала. Два этих портала должны были быть  ограничены глухими стенами, украшенными колоннами с  внутренней стороны. Посреди площади предполагался обелиск.  Западная площадь со стороны главного входа ограничена  богатейшей чугунной решеткой с двумя гранитными массивами по  концам, примыкающим к порталам.В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн  с  бронзовыми капителями внутри и 144 из пудожского камня  снаружи. И те, и другие ­ коринфского ордера: внутри ­ гладкие,  снаружи ­ с каннелюрами. Поверх богатого антаблемента и порталов высится по всему периметру собора высокий парапет, быть может  несколько тяжелый, но облегченный скульптурными фризами  работы Мартоса и Прокофьева. Внутри собор представляет собой два перекрещивающихся  корабля, которые образуют два ряда парных колонн,  перекрыты  коробовыми сводами, которые пышно украшены богатыми  кессонами. Простота и серьезность композиции, строгая  выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В  общей композиции собора ­ строгая, но не сухая классика  екатерининский времен. Оставаясь серьезным и торжественным,  собор излучает какое­то нежное очарование, поэзию и теплоту. Не только экстерьер, но и интерьер собора великолепен. Над  живописным украшением собора работали лучшие в свое время  художники: Боровиковский, Кипренский, Угрюмов, Шебуев.  Главный иконостас был более позднего происхождения: он создан в  1834 году по рисунку К. Тона из церковного серебра. По своему внешнему величию и внутренней красоте Казанский  собор ­ один из прекраснейших храмов нашего города.