Кейс: «Фатальное невезение»
Ситуация
Александра окончила Московский авиационный институт. Человеком она
была веселым, общительным, но это не мешало ей хорошо учиться, и по окончании
института она получила «красный диплом». Александра была из простой семьи,
никаких знакомых, которые могли бы устроить на работу, у нее не было, и она
могла только надеяться на свои силы, знания и счастливый случай. Специальность
менеджера Александра выбрала не случайно. Ей
нравилось общаться с людьми, всегда тянуло к независимости и самовыражению. Она
знала, что это сложная и трудная профессия, но в то же время престижная и
хорошо оплачиваемая. Учеба для нее не была в тягость, профилирующие предметы
Александра усваивала легко, к тому же находила подход к любому преподавателю.
Ее родители работали на одном государственном авиационном предприятии, поэтому
выбор вуза не был случайным.
Еще в институте Александра увлеклась компьютерным
программированием. Она часами могла общаться с компьютером. В вопросах
информатики Александра часто приходила на помощь своим однокурсникам – они
считали, что в этой области ей не было равных. Однако поскольку ее профессия –
менеджер, то, учась на четвертом курсе, Александра стала пытаться устроиться на
работу по специальности. Но везде, куда она обращалась, требовался менеджер с
опытом работы либо занятость на полный рабочий день, что, будучи студенткой,
Александра, не могла себе позволить. Поэтому она занялась разработкой
компьютерных программ, которые успешно продавала. После окончания института
Александре предложил работу ее знакомый – Михаил, который создал фирму,
занимавшуюся разработкой и продажей программного обеспечения для систем планирования
и учета движения финансовых средств в коммерческих организациях. С одной
стороны, она обрадовалась: наконец появится стоящая работа, но, с другой, не
оставляла надежду благодаря своим знаниям, энергии и целеустремленности стать
менеджером высокого класса, сделать карьеру и войти в управленческую элиту.
После недолгих раздумий она все-таки согласилась.
На работе дела пошли как нельзя лучше, коллеги ее любили, так как она всегда
могла чем-то помочь, что-то объяснить. К тому времени Александра закончила
курсы английского языка, что сыграло немаловажную роль в продвижении по службе.
Зарплата была высокая, и Саша не только полностью обеспечивала себя, но и
помогала родителям. Однако вскоре начальник ее отдела, которому не нравились
компетентность и уверенность в себе молодой сотрудницы, начал ставить ей «палки
в колеса». Однажды, когда Александра заканчивала работу над порученной ей
программой, произошел сбой в компьютерной сети, и вся ее двухнедельная работа
оказалась испорченной, поэтому фирма не смогла вовремя сдать важный заказ.
Этим и воспользовался начальник. Всю вину возложили на Александру и попросили
покинуть фирму.
После непродолжительных поисков она устроилась на должность начальника финансово-экономического отдела крупного оборонного предприятия, где можно было проявить себя в качестве менеджера и программиста. Коллектив отдела оказался Дружным и профессиональным, и работа приносила свои плоды: повышение зарплаты, выплаты премий. На встрече выпускников школы Александра уже могла похвастаться своими успехами перед одноклассниками. На этом вечере она встретила' своего старого приятеля Андрея, который закончил финансовый институт и в настоящее время никак не мог устроиться на работу. Это был высокий, интересный молодой человек, с красивыми голубыми глазами. Он обладал незаурядным умом, чувством юмора, казался приятным и интересным собеседником. Андрей всегда умел отстоять свою точку зрения, приводя очень убедительные, серьезные аргументы. Решив помочь старому приятелю, Александра пригласила его на работу в свой отдел, где как раз появилась вакансия. Андрей с радостью согласился. В отделе он очаровал всех сотрудников своей непосредственностью и коммуникабельностью. Практически не было человека, который не поддался бы его обаянию. Все задания Андрей выполнял легко и в то же время добросовестно. Вскоре он стал продвигаться по службе, получать хорошую зарплату. В это время Александра разрабатывала новые программы по начислению заработной платы и фиксированию дебиторской задолженности. Эти программы были особенно важны для предприятия, т.к. объем поступающей информации уже не поддавался контролю. Андрей был практически в курсе всех дел Александры и, когда нужно, всегда помогал, часто даже оставаясь после работы. Поэтому она не только повышала ему зарплату, но и не раз в присутствии директора говорила о его незаменимости. Однажды Александра должна была уехать на неделю в командировку, поэтому все незаконченные дела она оставила на Андрея, пообещав звонить ему каждый вечер и справляться об обстановке в отделе. Проводив свою начальницу в аэропорт, Андрей отправился в офис. Сначала он взялся доделать программы, разработанные Александрой. Трудился он долго и упорно и закончил работу за двое суток.
Каждый
вечер Андрей докладывал о состоянии дел Александре, совершенно не упоминая о
проделанной им работе. Александра же заключила выгодный контракт с крупной
фирмой, где ей предложили хорошую должность с большим окладом. Однако она
отказалась, объясняя это тем, что у нее прекрасная работа и хороший, сплоченный
коллектив, но предложение все-таки осталось в силе. Так прошла неделя.
Вернувшись, Александра не узнала Андрея, его как подменили. Теперь он разговаривал
с ней жестко, все ее распоряжения оставлял без внимания или подвергал критике.
Что же могло случиться? Оказывается, пока Александра была в командировке,
Андрей показал законченные программы директору, представив дело так, что идея и
разработка принадлежат именно ему, а его начальница не приняла эту идею и не
оценила по достоинству. Убедить директора в необходимости и целесообразности
применения данной программы не составило большого труда. Теперь в глазах
директора Андрей выглядел перспективным, талантливым, полным идей сотрудником,
которому необходимо предоставить свободу действий, минуя промежуточные звенья. Директор
сделал его своим советником по финансовым вопросам и вывел из
подчинения Александры. Да и остальные сотрудники теперь были обязаны отчитываться
перед Андреем. «Генерал без армии», — подумала про себя Александра.
Вопросы к ситуации:
1. Формулировка проблемы.
2. Характеристика Александры и Андрея.
3. Альтернативные решения.
4. Рекомендации.
5. Есть ли просчеты у Александры как у руководителя, и может ли она им
быть?
Анализ ситуации
1. Формулировка проблемы:
Непорядочное и неблагодарное поведение Андрея в ответ на доверие и поддержку Александры.
2. Характеристика Александры и Андрея
Александра - девушка, окончившая Московский авиационный институт по специальности менеджера. Очень веселая, общительная, с чувством юмора. Она из простой семьи, единственный шанс пробиться в жизни - это надеяться на свои силы, знания и счастливый случай. Ее поступление институт было продиктовано рациональными соображениями: родители Александры работали на государственном авиационном предприятии. Однако в жизни ею движут не только честолюбивые стремления сделать карьеру. Для Александры также важен престиж ее специальности и хороший заработок. Саша очень способная, учеба ей не была в тягость, и она все время занималась самообразованием: компьютерное программирование, курсы английского языка. Впоследствии эти знания ей очень помогли при устройстве на работу и продвижении по службе. На работе Александру любили, потому что она была отзывчивой и всегда могла чем-то помочь, что-то объяснить. Человек она целеустремленный, активный. Несмотря на первую неудачу при устройстве на работу, Александра не собиралась сдаваться. Поэтому после недолгих поисков она устроилась в крупное издательство, и не просто сотрудником, а начальником отдела. Как работник она незаменима, так как полна новыми идеями, обладает профессиональными знаниями, энергией, умением бороться с неприятностями и отстаивать свои интересы. С коллективом Александре также повезло. К тому же сыграло роль ее умение убеждать людей и находить к ним подход. Обратив внимание на то, как она помогла с устройством на работу Андрею и всячески поддерживала и поощряла его, нужно отметить присущие ей качества, такие как человеческая доброта, вера в людей.
Андрей - школьный приятель Александры, симпатичный молодой человек, обладающий незаурядным умом, чувством юмора, коммуникабельный. Помимо этих качеств у Андрея был явный дар убеждать людей, он умел выдвигать неоспоримые аргументы и отстаивать свою точку зрения. Он окончил финансовый институт и к моменту встречи с Александрой испытывал сложности с трудоустройством. Поэтому Александра предложила помочь Андрею: ведь он был таким приятным и симпатичным человеком, хорошим собеседником, казался скромным и внимательным. Придя на работу в издательство, он буквально очаровал всех своей непосредственностью и общительностью, энергией и жаждой деятельности. Всю работу выполнял легко и добросовестно, выказывая свое исключительное усердие и заинтересованность в успехе дела. При этом Андрей медленно, расчетливо и четко двигался к намеченной цели, не упуская ни в чем личной выгоды. Он сумел правильно и вовремя воспользоваться ситуацией, и его совсем не мучают угрызения совести после присвоения компьютерной разработки; ему совсем не сложно было «облить грязью» человека, которому он всем обязан. Александру он выставил некомпетентным и недальновидным руководителем, который якобы не смог понять и оценить Андрея по заслугам. Получилось, что Андрей просто использовал доверие и хорошее отношение Александры для достижения своих карьерных целей. Это характеризует его как непорядочного и беспринципного человека, который способен переступать через людей ради карьерного роста, не считаясь ни с чем. Андрей - деловой человек в самом крайнем проявлении, когда уже не остается места для эмоций и чувств, а преследуются только интересы нечестного бизнеса. Собственные амбиции для Андрея стоят выше понятий «совесть» и «благодарность».
3. Альтернативные решения
1. Александра уходит из издательства и принимает предложение работать в другой фирме.
Плюсы |
Минусы |
Александра получает хорошую должность с высоким окладом, где ее будут ценить и уважать |
Если Александра перейдет на другую работу, ей снова нужно будет завоевывать авторитет, доказывать свою компетентность. Неизвестно, как пойдут дела в новой организации |
2. Александра постарается объяснить ситуацию своему начальнику.
Плюсы |
Минусы |
Александра сможет доказать, что именно она является автором программ, так как лучше осведомлена в этом вопросе. К тому же она работает в фирме дольше, чем Андрей, уже зарекомендовала себя, поэтому инцидент может быть разрешен в ее пользу |
Начальник может ей не поверить, подумав, что слова Александры вызваны завистью к молодому коллеге и что она боится потерять свое место. Тогда директор может уволить ее ради более «перспективного» Андрея |
3. Александра поговорит с Андреем и попробует найти компромисс.
Плюсы |
Минусы |
Александра попытается решить все разногласия мирным путем. Возможно, Андрей и Александра смогут договориться о разделении своих полномочий и не будут мешать друг другу |
Андрей не собирается раскаиваться в том, что он «подставил» ее. Он вполне доволен своим положением и намерен не помогать Александре, а хочет скорее выжить ее |
4. Александра остается и попытается найти способ отомстить Андрею, использовав его тактику.
Плюсы |
Минусы |
Александра
заставит Андрея на себе испытать то, что чувствовала она. |
Александре придется отвлекаться от основной работы и заниматься грязными делами, т.е. опуститься до уровня Андрея |
5. Александра остается работать в фирме, не меняя ничего в сложившихся обстоятельствах.
Плюсы |
Минусы |
Александре очень нравится работать в этой фирме, здесь она может проявить все свои возможности,к тому же ей платят хорошую зарплату |
После предательства Андрея Александра оказалась в общем-то никем — сотрудники теперь обязаны отчитываться и перед Андреем; если она останется, ее ожидают постоянные конфликты с ним, к тому же он может настроить против нее директора |
6. Александра может настроить коллектив отдела против Андрея так, чтобы ему пришлось уволиться из организации.
Плюсы |
Минусы |
Александра сможет отомстить за предательство, неблагодарность и непорядочность по отношению к ней |
Александре придется заниматься интригами, что не в ее правилах |
7. Сначала Александра поговорит с родителями, а потом примет решение.
Плюсы |
Минусы |
Александра может принять верное решение, так как у родителей богатый жизненный опыт |
Снять ответственность решения этой проблемы со своих плеч и переложить на родителей — проявление несамостоятельности |
8. Александра просит директора перевести её в другой отдел издательства на аналогичную должность.
Плюсы |
Минусы |
Александра останется в фирме, сможет проявить свои способности и инициативу в новой области. Это прибавит ей профессионального опыта. K тому же Александра уже не будет сталкиваться с Андреем |
Александре придется переучиваться и какое-то время адаптироваться в новом коллективе. Она оставит свою работу, которой отдала столько сил, и свой дружный коллектив, в котором ее уважали. K тому же, возможно, на данный момент в издательстве нет такой вакансии |
9. Александра уходит и подыскивает себе новую работу.
Плюсы |
Минусы |
Александра прекрасный специалист и наверняка сможет найти работу, где ее оценят и будут уважать |
Александре придется уйти побежденной, признав, что Андрей лучший работник, чем она |
10. Попытаться вызвать Андрея на откровенный разговор, записав его на кассету.
Плюсы |
Минусы |
Если удастся записать разговор, то Александра сможет себя реабилитировать перед начальником и показать истинное лицо Андрея |
Может ничего не получиться, Андрей будет всячески избегать разговора, к тому же не совсем честно так поступать |
4. План действий
Если Александре по-настоящему нравится ее работа и коллектив, за исключением Андрея, то ей надо обязательно поговорить с директором, но предварительно обдумать план разговора и попытаться найти факты, доказывающие, что программу сделала именно она. Александра не должна уходить с работы без борьбы, уступив Андрею практически все, чего она добилась, и позволив делать карьеру, подсидев ее. Александру в издательстве знают как опытного и добросовестного работника, и директор должен верить ей больше, нежели малоизвестному Андрею.
5. Если ли просчеты Александры как руководителя и может ли она им быть?
Просчетов Александры как руководителя нет. Потому что в данной ситуации именно Андрей повел себя непорядочно. Под руководством Александры отдел работал хорошо, слаженно. А ее задача и состояла в том, чтобы результат работы отдела был положительный. С этой задачей она справилась, а вот при подборе кадров ошиблась только в Андрее. Вины Александры в том, что он сделал подлость, нет. Но впредь ей надо осторожнее подходить к выбору кандидатур на другие должности. Выходя из создавшейся ситуации, Александра приобретет дополнительный опыт руководящей работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.