МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «кВАНТОРИУМ»
Кейс
«Интернет
вещей и орнитология:
«Iot проект автоматизированной системы питания птиц»
12 ч. (кол-во часов по кейсу)
Авторы:
Клепова Наталья Викторовна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Кванториум
Носач Тамара Витальевна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Кванториум
Комсомольск-на-Амуре,
2021
Оглавление
1. Описание кейса....................................................................................... 3
2. Цели и задачи кейса................................................................................ 3
3. Межпредметные связи............................................................................ 3
4. Предполагаемые результаты обучающихся......................................... 4
5. Оборудование.......................................................................................... 4
6. Ход работы............................................................................................... 5
7. Ориентировочный состав команды....................................................... 5
8. Дорожная карта кейса............................................................................. 5
9. Список использованных источников.................................................... 8
В век бескрайних технологических возможностей активно внедряются во многие сферы жизни IT технологии. Одной из таких сфер является и современное образование. Применение высоких технологий в образовательном процессе способствует появлению новых форм обучения, исследовательских методик, развитию новых компетенций у обучающихся и преподавателей. Основные направления внедрения сегодня - Системная инженерия и интернет вещей. С помощью специально разрабатываемых устройств (контроллеров) и программного обеспечения реализуются задачи программного управления различными исполнительными устройствами, происходит оптимизация параметров работы сетей на производствах, реализуются самые необычные задачи «умного дома» практически в любом жилом доме.
Описание кейса
Птицы - пернатые друзья человека. Известно, что все перелётные птицы, возвращаясь с зимовки в родные края, первым делом строят жилища, а затем выводят потомство. Традиционный вид скворечника подходит не для всех перелетных и зимующих птиц, поэтому существуют различные модификации данной постройки, отличающиеся некоторыми нюансами и размерами. Возможно ли организовать автоматическое кормление птиц без необходимости присутствия человека?
У нас есть возможность очень многое реализовать уже сегодня, изучив, разработав и применив современные средства автоматики, робототехники, интернета вещей.
Цели и задачи кейса
Цель: Изучить различные типы гнездовий Перелётных птиц Хабаровского края, создать техно-скворечник, который сможет привлечь птиц к поселению в нём.
Задачи:
· установить на персональный компьютер необходимый программный продукт;
· изучить тему предмета, выявить необходимые элементы для проектирования;
· исследовать особенности проектируемого предмета, рассмотреть аналоги;
· на основе собранных материалов сформировать проектное задание, определить этапы, назначить проектные группы.
Межпредметные связи
Технология
· Исследование работы датчика освещенности и сервопривода.
· Исследование зависимости подачи корма от угла поворота дозатора.
· Синхронизация работы устройства по подаче корма когда он заканчивается в скворечнике
· Разработка и создание конструкции автоматического дозатора корма для птиц.
Естественные науки
· Питание птиц.
· Типы гнездований.
· Закон Ома.
· Освещенность.
· Преобразование величин.
Математика
· Системы координат.
· Объем геометрической фигуры.
· Отношения величин.
· Измерительные шкалы.
Информатика и программирование
· Разработка программ для микроконтроллеров.
Предполагаемые результаты обучающихся.
Soft Skills:
— умение находить, анализировать и использовать информацию, формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Hard Skills:
— умение создавать бета-модель с использованием 3D моделирования ля воссоздания мини-копий на 3D-принтере (или на станке с ЧПУ)
- умение программировать микроконтроллерные платформы. Получение и обработка показаний цифровых и аналоговых датчиков
Оборудование:
·работа над кейсом должна производиться в хорошо освещенном, просторном, проветриваемом помещении;
·компьютер (ноутбук) с монитором, клавиатурой и мышкой, на который установлено следующие программное обеспечение: операционная система Windows (версия не ниже 7), пакет офисных программ MS Office, программы для 3D моделирования, среда разработки Espruino IDE;
·компьютеры (ноутбуки) должны быть подключены к сети с доступом в Интернет;
·презентационное оборудование (проектор с экраном/телевизор с большим экраном) с возможностью подключения к компьютеру (ноутбуку) – 1 комплект;
·флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей – 1 шт.;
·3D принтер и лазерный станок
Ход работы
Этап 1 – теоретическая и презентационная проработка вопроса.
1. Провести наблюдение за гнездованием птиц, сформировав основные виды возможных «удобных для гнездования и питания» решений. Продумать различные варианты решений этих задач.
2. Определить круг задач моделирования. Разбить процесс моделирования на этапы, обеспечить получение промежуточных результатов.
3. Назначить руководителей проектных направлений. Составить подробный описательный документ - Технической проект реализуемого командой решения .
4. Подготовить презентацию на основе полученных результатов
Этап 2 – опытно-конструкторская проработка.
1. Реализовать все проектные решения и выполнить опытно-конструкторские работы по выбранным для реализации инженерным решениям. Провести апробацию полученных решений и собрать отзывы от пользователей ( потенциальных потребителей ) в форме заполнения анкеты.
2. Отработать взаимодействие с научными разработчиками систем и алгоритмов беспроводных ( в т.ч. сенсорных) сетей с целью формирования сравнительного анализа использования проводных и беспроводных соединений.
Этап 3 – презентация, рефлексия.
1. В конце проекта ожидается презентация в любом удобном формате (PowerPoint, и т.п.), в которой будут отражены результаты исследования, анкетирования и классификации. Создание реального прототипа экспоната.
2. Отчет о ходе работы над кейсом, в котором будут детально описаны все проделанные командой действия (формат .doc);
Ориентировочный состав команды
«Аналитик» - сбор информации, описание модели, опросы
«Специалист по компьютерной графике» - обработка данных, проектирование и формирование инженерного решения, презентационная часть
«Разработчик» - написание программных кодов, тестирование;
«Менеджер проекта» - распределение обязанностей и ролей в проекте.
Дорожная карта кейса:
Тема |
Кол-во часов/занятий |
Краткое содержание |
Компетенции |
Действия обучающихся |
Постановка проблемной ситуации и поиск путей решения |
4/2 |
Представление проблемной ситуации в виде физикоинженерного ограничения (отклик на существующую потребность). Анализ проблемной ситуации, генерация и обсуждение методов ее решения и возможности достижения идеального конечного результата. |
Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
Изучить и выбрать необходимые программы. Составить список необходимого оборудования для реализации поставленной задачи |
Мастерская 3D моделирования |
6/3 |
Определить круг задач моделирования. Разбить процесс моделирования на этапы, обеспечить получение промежуточных результатов. Назначить руководителей проектных направлений. Определить исследуемое направление в проектировании , обеспечить сбор информации, тему предмета, его техническую характеристику |
Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
|
Провести опрос и наблюдение и проанализировать результаты. Разбить процесс моделирования на этапы: 1. Создание модели (программа по выбору обучающихся) 2. Редактирование модели (программа по выбору обучающихся) 3. Подготовка к печати (программа по выбору обучающихся)
|
Сборка интеллектуального скворечника |
4/2 |
Знакомство с имеющимися деталями дозатора и корпуса, аппаратной платформой и электронными компонентами. Определение последовательности и схемы подключения компонентов. Сборка корпуса дозатора, подключение и монтаж всех компонентов.
|
Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
|
Корректировка положения деталей дозатора для исключения препятствий во вращении его подвижной части. Исследование влияния количества света на работу датчика освещенности. |
Написание программы для управления интеллектуальным |
6/3 |
Знакомство с языком JavaScript (основы). Изучение среды разработки Iskra IDE. Написание и отладка программного кода. |
Составление алгоритма программы и его формализация в виде блок схемы. Написание кода программы согласно алгоритму. Программирование микроконтроллерных платформ на языке JavaScript. Получение и обработка показаний цифровых и аналоговых датчиков |
Исследование зависимости количества дозируемого корма от угла поворота дозатора. Синхронизация работы устройства от количества корма в кормушке. Тестирование и доработка аппаратной и программной части. |
Презентация "О проекте от А до Я" |
4/2 |
Презентация в любом удобном формате (PowerPoint, и т.п.), в которой будут отражены результаты исследования, анкетирования и классификации. Создание реального прототипа экспоната.
|
Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
|
Оформление презентации (в том числе добавление иллюстраций) согласно подготовленной речи. Репетиция выступления |
Список использованных источников
1. Большаков В.П. КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия. – СПб.: БХВ-Петербург,2010.
2. Большаков В.П. Создание трехмерных моделей и конструкторской документации в системе КОМПАС-3D. Практикум. – СПб.: БХВ-Петербург,2010.
3. Ганин Н.Б. Автоматизированное проектирование в системе КОМПАС-3D V12– ДМК Пресс, 2010
4. Теоретический материал по работе с датчиками компании «Амперка». – Режим доступа: http://wiki.amperka.ru/
5. Уханева В.А. Черчение и моделирование на компьютере. КОМПАС-3D LT –Спб, 2014
6. Хофман Михаэль. Микроконтроллеры для начинающих, СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 304с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.