Тема кейса: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой». Какую роль играет семья в жизни человека?
2. «Главный вопрос» для исследования:
Не ищи себе оправдания,
не надейся, что всё обойдётся,
коль другим приносишь страдания,
всё сполна тебе же вернётся!
Вор теряет то, что своровано,
а предатель познает предательство,
ложь обманщикам уготована,
ты дождёшься своих обстоятельств…
по заслугам судьба будет дадена,
все на место однажды встаёт,
ты не веришь?
Тавлади
Почему не может забыть бабушкиного пряника ?
3.Цель: научиться самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации
4. Планируемые результаты:
Личностные: уважать личность и ее достоинства, уважать семейные ценности, формировать потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией ;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения ;устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ;ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста ; развивать умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде
1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно». Выполните задания.
Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться. Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.
—Бабушки Петровны испугался! Эх ты!— закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:
- Зато мне бабушка пряник конем купит!
—Может, кобылой?— усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; — Скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный!
—Я?
—Ты!
—Жадный?
—Жадный!
—А хочешь, все ягоды съем?- сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.
—Слабо!— сказал он.
—Мне слабо!— хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины.— Мне слабо?!— повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: — Вот! Ешьте вместе со мной!
Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой — теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:
—Я еще у бабушки калач украду!
Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог — ничего лишнее не будет.
—Ладно!
1.Озаглавьте отрывок.
2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.
3.Сделайте вывод, каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?
2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё»
Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу. Они бежали впереди меня гурьбой, гнали по дороге ковшик без ручки. Ковшик звякал, подпрыгивал на камнях, от него отскакивали остатки эмалировки.
—Знаешь че?— проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька.— Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело! Ой, дитятко мое!— принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька.— Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособи-ил. И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой.
А я остался.
Утихли голоса ребятни под увалом, за огородами, жутко сделалось. Правда, село здесь слышно, а все же тайга, пещера недалеко, в ней домовниха с домовым, змеи кишмя кишат. Повздыхал я, повздыхал, чуть было не всплакнул, но надо было слушать лес, траву, домовые из пещеры не подбираются ли. Тут хныкать некогда. Тут ухо востро держи. Я рвал горстью траву, а сам озирался по сторонам. Набил травою туго туесок, на бычке, чтоб к свету ближе и дома видать, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву — получилось земляники даже с копной.
—Дитятко ты мое!— запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину.— Восподь тебе пособил, воспо-дь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу…
Отлегло маленько.
Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа.
Я поел, отправился на улицу играть, и там дернуло меня сообщить обо всем Саньке.
—А я расскажу Петровне! А я расскажу!..
----Не надо, Санька!
—Принеси калач, тогда не расскажу.
Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принес его Саньке, под рубахой. Потом еще принес, потом еще, пока Санька не нажрался.
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?»— терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть «андельского», тихого сна.
—Ты чего там елозишь?— хрипло спросила из темноты бабушка.— В речке небось опять бродил? Ноги опять болят?
—Не-е,— откликнулся я.— Сон приснился…
—Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко…
«А что, если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и все-все рассказать?»
Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про все, про все…
1.Озаглавьте отрывок.
2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.
3.Сделайте вывод, каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?
3 группа: Перечитайте эпизод
Только разложила ягоды для продажи, подходит ко мне дамочка, культурная, в шляпке и говорит: «Я у вас эти вот ягодки куплю». «Пожалуйста, — ей говорю, — милости прошу. Ягодки-то сиротинка горемычный собирал». Опрокинула туесок ей в сумку, а вместо ягод трава посыпалась. Стыдно стало страшно, ведь обманщицей меня посчитают! Стала я перед дамочкой извиняться, а народ уже вокруг собрался, все посмеиваются надо мной. Хоть сквозь землю от стыда провались! Пришлось ей других ягод насыпать».
1.Озаглавьте отрывок.
2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние героини. Дайте оценку чувствам героини.
4 группа:в кладовку завернул дедушка, вытянул из-под меня кожаные вожжи и подмигнул: ничего ,дескать, не робей! Я заширкал носом. Дед погладил меня по голове, и так долго копившиеся слезы хлынули безудержно из моих глаз.
- Ну што, што ты!- успокаивал меня дед, обирая большой жесткой рукой слезы с моего лица.- чего ты голодный лежишь? Попроси прощенья… Ступай , ступай!- легонько подтолкнул меня дед в спину.
...Я прижал руку к глазам , ступил в избу и завел:
- Я больше , я больше.. И ничего дальше сказать не мог.
- Ладно уж, умойся да садись трескать!- все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов, сказала бабушка… я сидел, разглаживая заплатку на штанах,вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой…
1. Озаглавьте отрывок.
2. какую роль играет этот эпизод в раскрытии взаимоотношений в семье Васи?
Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?
- Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию?
- Почему же своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?
Каким будет ваш ответ на вопрос Тавлади?
Предложить оформить ответ в форме синквейна.
Этапы организации занятия:
1. Этап погружения в совместную деятельность.
Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности через поиск ответа на слова Тавлади.
2.Этап организации совместной деятельности.
Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Можно организовать деятельность в малых группах: учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы Педагог организует и направляет общую дискуссию.
3.Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.
На этом этапе анализируется эффективность работы групп, обсуждаются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Учащиеся оценивают свою работу при помощи смайликов. Выбирают лучший синквейн по теме, голосуя фигурками пряника-коня с розовой гривой. Учитель завершает дискуссию, анализируя работу всех групп, подводит итоги.
Диагностический инструментарий по оценке планируемых результатов:
-наблюдение за работой в группе;
-самооценка ученика ;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Сладкая традиция - пряники
Самое любимое и давнишнее лакомство на Руси — пряники. Они исполняли роль игрушек, подарков, символов, имея чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них добавляют самые разнообразные пряности, оттого и название такое. По сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, ржевские, архангельские пряники и традиции, связанные с ними.
Популярность тульского пряника настолько была велика, что о нем рассказывали сказки и даже в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские.
Сказать, когда и кто изготовил первый пряник, невозможно. Но процесс изготовления был долгим и творческим. Об этом говорят нам пряничные доски, формы для пряников, сохранившиеся до наших дней. Вырезали их строго из березы или груши, возраст которых около 30 лет, сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре так, чтобы не попадали на них лучи солнца. И лишь только тогда мастера вырезали на них рисунки.
С пряниками связано множество народных традиций и обрядов. Пряники дарили на именины, ими играли на ярмарке. Важное место пряник занимал и в этикете: в конце пира гостям подносили особые разгонные пряники, давая тем самым понять, что пора и честь знать, отправляться восвояси. На свадьбе пряник играл роль блюда, на которое гости клали деньги, даря их молодоженам. Существовали особые «почетные» пряники, которые дарили в знак уважения.
К сожалению, в сегодняшнем разнообразии лакомств пряник не занимает такого почетного места, но достойным гостинцем может быть вполне. Его можно подарить не только детям, но и взрослым в знак уважения и любви на любой праздник. А если в вашем доме еще и пекут пряники, значит, вы продолжаете исконно русскую традицию!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.