Кейс метод в системе методов организации обучения
Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения.
Метод, интегрированный в кейс – метод |
Моделирование |
Системный анализ |
Мысленный эксперимент |
Методы описания |
Проблемный метод |
Метод классификации |
Игровые методы |
«Мозговая» атака |
Дискуссия |
Структура кейса
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
• Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
• Комментарий ситуации, представленный автором;
• Вопросы или задания для работы с кейсом;
• Приложения.
Этапы разработки кейса:
• Определение места кейса в системе образовательных целей;
• Поиск системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса;
• Построение, или выбор модели ситуации;
• Создание описания;
• Сбор дополнительной информации;
• Подготовка окончательного текста;
• Презентация кейса, организация обсуждения на уроке.
МБОУ Вешкаймский лицей
имени Б.П.Зиновьева
при УлГТУ
Кейс метод в системе методов организации обучения (на примере кейс-стади метода)
Теория вопроса
Технологичность образовательного процесса рассматривается как один из показателей качества и оценки деятельности образовательного учреждения и образования в целом. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса.
Технологический подход к образованию предполагает наличие обобщающих данных о существующих психолого-педагогических концепциях и теориях организации образовательного процесса, а также банка конкретных образовательных технологий, систематизированных и описанных в форме, удобной для практического использования управленцами в образовании и педагогами всех уровней образовательной системы.
Выбор педагогических технологий определяется зачастую потребностями учеников.
Признаками технологичности образовательного процесса являются:
Ø детальное описание образовательных целей;
Ø поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей;
Ø системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
Ø системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
Ø гарантированность достигаемых результатов;
Ø воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства учителя;
Ø оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Классификация
технологий обучения:
- Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль;
- Интенсификация
обучения и проблемное обучение;
-Активное
обучение;
-Деловая
игра как форма активного обучения;
-Эвристические
технологии обучения;
-Технология
знаково-контекстного обучения;
-Технологии
развивающего обучения;
- Технологии
дистанционного образования
Методы активного обучения:
1. Кейс-стади-метод предполагает обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность этого метода - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни и анализ ситуации. Работая над кейсом, ученики пытаются найти выход из предложенных им ситуаций.
Различают следующие виды кейсов:
v ситуации-иллюстрации;
v ситуации-упражнения;
v ситуации-оценки;
v ситуации- проблемы.
Очень популярны кейсы, способствующие решению проблем и принятию решений. Такие кейсы предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах.
Метод кейс-стади развивает такие качества личности, как аналитические умения, практические, творческие, коммуникативные, социальные.
Одним из условий работы в режиме данной технологии является объем материала. Слишком большие кейсы тяжело воспринимаются обучающимися.
Следующее условие - материал кейса содержит только проблемную ситуацию. Кейсы не должны содержать анализа проблемы, объяснять причины.
Важная задача кейсов – выявление проблемы, анализ, поиск путей выхода. Если в кейсе недостаточно материала, можно воспользоваться дополнительной информацией.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.