Кейс стади
Оценка 4.6

Кейс стади

Оценка 4.6
doc
15.05.2020
Кейс стади
11. Кейс стади.doc

 

Введение

Кейс-метод широко используется в обучении за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета. Широкое внедрение этого метода в Гарвардском университете началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчётах Гарвардского университета. В настоящее время Гарвардский университет занимает лидирующие позиции в направлении научных и практических разработок по кейс-методу. В данной работе именно разработки Гарварского университета займут значимое место в структуре предлагаемого для изучения материала.

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в системах средней и высшей школы России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-метода.

Проблема внедрения кейс-метода в практику школьного и высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

-         первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации и пр.;

-         вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни [1].

Необходимо отметить, что применение кейс-метода в высшей школе имеет много специфических моментов, в отличие от применения данного подхода  в средней школе. В данной работе основное внимание направлено на аспекты использования кейс-метода именно в средней школе.

 

Часть 1. Сущность кейс-метода

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения.  Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Например, перед учителем информатики стоит задача рассказать про алгоритмы упорядочивания информации (упорядочивание фамилий по алфавиту, чисел  по возрастанию или убыванию и пр.), и учитель пожелал дать этот материал в режиме кейс-метода.   Начать надо, как было отмечено выше, с правильной постановки задачи. Задача должна прозвучать так, чтобы она описывала практическую ситуацию. Например: некоторое малое торговое предприятие решило создать свою собственную информационную мини-систему для определения прибыльности от продажи тех или иных видов продукции с целью еженедельного анализа ситуации и изменения, при необходимости, объемов поставок. Перед программистом была поставлена задача - создать базу данных по всем видам продукции и сделать функцию упорядочивания базы по возрастанию (убыванию) итоговой суммы полученной прибыли от продажи каждого из видов продукции.

Для дальнейшего решения учитель должен подготовить необходимые данные – «кейс» для решения поставленной задачи. Что может войти в «кейс» в рассмотренном выше примере? Например, это могут быть статьи с описаниями различных способов-алгоритмов упорядочивания информации, статьи с оценкой эффективности этих способов с точки зрения программистского стиля, быстродействия и т.д., неупорядоченная база видов продукции, список поставщиков этих видов продукции, краткое описание деятельности малого предприятия и пр.

Если рассматривать возможности использования кейс-метода по математике, то, например, теорему по геометрии можно дать в контексте задачи, которую необходимо решить строителям, чтобы правильно построить какой-либо объект. Если применить кейс-метод в рамках истории, обществознания, то учебную задачу можно поставить так: Есть мнение о том, что современная социально-демографическая ситуация в России явилась следствием некоторых исторических периодов развития страны. Давайте определим, какие исторические периоды, действительно, могли повлиять на существующую социально-демографическую ситуацию, в чем выразилось это влияние и что необходимо учитывать сегодня, опираясь на исторический опыт. Далее учитель предлагает подобранный информационный «кейс» и организует деятельность по решению поставленной задачи- проблемы.

Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность. Непосредственная цель метода - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию - case, и вырабатывает практическое решение. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы.

Следует отметить, что работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения.

Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:

-   Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

-   Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

-   Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. [2]

Таким образом, возникает несколько практически значимых вопросов:

-         Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?

-         Как организовать деятельность обучающихся в режиме кейс-метода? Что необходимо учесть?

-         Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод? Какие плюсы и минусы необходимо учитывать?

-         Какие преимущества может получить преподаватель, практикующий кейс-метод?

 

Часть 2.  Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?

Существуют разные подходы классификации «кейсов» (в дальнейшем тексте просто кейс без кавычек). Рассмотрим классификацию, основу которой составляют содержание кейса и степень его воздействия на обучающихся. В данной классификации можно выделить:

-         практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

-         обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

-          научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к реальной профессиональной деятельности.

Обучающий кейс, в отличие от практического, отражает жизнь не «один к одному». В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту.

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет также довольно эффективно использовать его в проектно-исследовательской деятельности [1].

Обобщить вышеизложенный материал можно в виде таблицы:

 

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Обсуждая вопросы подготовки кейсов, следует выделить информационные источники, которые могут составлять содержания кейсов.

Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса. Великолепные кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы. Эффективно использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности.

Фрагменты из публицистики, включение в кейс информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны обучающихся.

Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п. При этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.

Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность кейсу, то произведения науки придают ему большую строгость и корректность. Хорошая научная статья обычно характеризуется углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования.

Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Совсем недавно преподаватель вынужден был готовить объемные бумажные кейсы, распечатывая или копируя найденную информацию. Сегодня Интернет значительно облегчил работу преподавателей по подготовке кейсов. Современные кейсы все больше представляют из себя базу Интернет-ссылок [1].

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что очень большие по объему кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Следует отметить, что сегодня нет определённого стандарта представления кейсов. Кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Итак, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

-         соответствовать чётко поставленной цели создания;

-         иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;

-         быть актуальным на сегодняшний день;

-         быть ориентированным на коллективную выработку решений;

-         иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.

 

Часть 3. Как организовать деятельность в режиме кейс-метода?

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов.

Во-первых, разрабатывается учебное задание проблемного типа, ориентированное на практическую ситуацию.

Во-вторых, нет однозначного ответа на познавательный проблемный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

В-третьих, акцент образовательной деятельности здесь переносится не столько на овладение готовым знанием, сколько на его выработку рений или решения, на сотворчество обучающихся и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик - обучающийся по сути дела равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

Если коротко описать наиболее распространенную модель деятельности в режиме кейс-метода, то она будет содержать несколько шагов-этапов:

-         Преподаватель подбирает, готовит  учебную задачу, отражающую практическую ситуацию

-         Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц. А при наличие возможности использовать на занятии Интернет кейс, как отмечалось выше, представляет из себя список интернет-ссылок.

-         Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

-         После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

-         Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Ознакомление обучающихся с текстом кейса и  предварительный анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа.

Дискуссия занимает центральное место в структуре кейс-метода. Неподготовленность обучающихся к дискуссии может сделать её формальной, превратить в процесс вытаскивания ими информации у преподавателя, а не самостоятельного её добывания.

Дискуссию надо использовать тогда, когда обучающиеся уже обладают некоторой степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Для этого можно провести несколько дискуссионных занятий, научить обучающихся правилам проведения и участия в дискуссии Основным фактором в дискуссии является степень её руководства преподавателем. Руководя дискуссией, преподаватель должен добиваться участия в дискуссии каждого участника, выслушивать аргументы  за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии.

Чтобы быть эффективной, учебная стратегия обсуждения  должна быть тщательно подготовлена преподавателем, структурирована, регламентирована во времени  и контролируема. Преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать её ход, ставя те вопросы и акцентируя те моменты, на рассмотрение которых он хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.

В приложении приведена технология «Перспектива» для организации занятия на основе кейс-метода, позволяющая регулировать, структурировать дискуссию.

Презентация, или представление решений по результатам анализа кейса, выступает очень важным аспектом метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством личности в современном мире. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убеждённость, целенаправленность и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа [2].

Оценивание презентуемых решений является важнейшей проблемой обучения посредством кейс-метода. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. Можно выделить некоторые требования к оцениванию:

-         объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

-         обоснованность оценок – их аргументация;

-         минимизация ситуаций конфликности, для чего необходимо вырабатывать и принимать всей группой правила оценивания решений.

Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный её недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать активность обучающихся, их многократные выступления. Здесь особое значение приобретает оценочное творчество преподавателя, которое должно носить обоснованный характер. Обучающиеся должны понимать не только правила работы с кейсом, но и систему оценивания их работы преподавателем.

В приложении приведена технология «Перспектива» для организации занятия на основе кейс-метода, позволяющая продумать совместно с обучающимися систему оценивания решений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение кейс-метода представляет из себя непростой процесс, в котором значимую роль играют уровни подготовленности преподавателя и обучающихся к деятельности в таком режиме.

Гарвардский школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в  режиме данного метода. Выделение таких подходов зависит от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс-метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся и пр.

Представленные в таблице подходы различаются по уровню инициативности и активности преподавателя и обучающихся при работе над проблемой, по инициативе преподавателя и обучающихся при подготовке материалов кейса, по уровню ответственности преподавателя и обучающихся при выборе итогового решения [3].

Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге  педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитический кейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения  и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

 

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

 

 

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

 

Обучающиеся предлагают собственное решение.  Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.

Главным системообразующим фактором в данной классификации является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Видно, что при движении от подхода к подходу меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам.

Стоит особо заметить, что в методических разработках Гарвардского университета рекомендуется начинать практиковать кейс-метод с подхода «обучающий кейс», когда преподаватель сам задает проблему, сам предлагает два-три способа ее разрешения, задает вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, сам с собой дискутирует при оценке, разборе предложенных решений, сам выбирает и обосновывает итоговое решение. Обучающиеся могут высказать свои точки зрения и попытаться их обосновать. Такая деятельность преподавателя демонстрирует обучающимся технологию работы с разными идеями, с разными решениями, а также пути, способы выбора и обоснования итогового решения.

В приведенном в самом начале данной лекции примере, работа с обучающим кейсом может выглядеть так: учитель информатики задает практическую проблему, для решения которой необходимо уметь упорядочивать массивы информации. Учитель рассказывает о трех самых известных способах упорядочивания информационных массивов и просит подумать о том, какой из способов наиболее подойдет для решения поставленной задачи. Учитель выслушивает мнения детей и начинает формировать итоговое решение, объясняя при этом разные критерии оценки эффективности предложенных вариантов, применяя эти критерии и подводя к нужному, наиболее эффективному способу упорядочивания, а возможно, и к нескольким способам.

После проведения нескольких занятий в режиме обучающего кейса, можно перейти к работе в режиме аналитического кейса.  В режиме данного подхода преподаватель по-прежнему сам задает проблему, сам предлагает два-три способа ее разрешения, ставит вопрос: какой же из способов правильный или более эффективный?, но выбрать итоговый вариант решения и обосновать его должны обучающиеся. Для этого они могут работать с подготовленным кейсом, в котором уже есть несколько готовых вариантов и дополнительные информационные источники.

Если вернуться к рассматриваемому примеру, то работа с аналитическим кейсом может быть организована так: учитель информатики задает практическую проблему, для решения которой необходимо уметь упорядочивать массивы информации. Учитель предлагает кейс, в котором предложены несколько способов упорядочивания и, например, статьи программистов, ученых о существующих критериях оценки эффективности алгоритмов упорядочивания информации. Обучающиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, выбрать вариант и обосновать его. Затем учитель выслушивает мнения обучающихся и подводит итоги, показывая ошибки рассуждений или невнимательность при работе с кейсом, когда может быть упущена важная информация, и в результате не использована. А также удачные подходы при работе с кейсом.

После того, как освоены приемы деятельности в режиме аналитического кейса, можно переходить к использованию эвристических кейсов. Принципиальным отличием от первых двух рассмотренных кейсов является этап определения проблемы. Задача должна прозвучать так: некоторое малое торговое предприятие решило создать свою собственную информационную мини-систему для определения прибыльности от продажи тех или иных видов продукции с целью еженедельного анализа ситуации и изменения, при необходимости, объемов поставок. Для решения данной задачи приглашен программист, задачей которого было предложить способ решения проблемы. Далее педагог предлагает обучающимся кейс, состоящий из двух частей. В первой части кейса могут быть статьи по вопросам прибыльности продаж, необходимости анализа рыночной ситуации для корректировки объемов поставов, способов анализа. Работая с этими материалами, обучающиеся должны самостоятельно выйти на понимание необходимости упорядочивания информации и более точно сформулировать задачу. Затем предлагается вторая часть кейса, содержащая способы упорядочивания, статьи программистов, ученых о существующих критериях оценки эффективности алгоритмов упорядочивания информации. Обучающиеся знакомятся с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, выбирают и обосновывают варианты решения. Учитель выслушивает мнения обучающихся и подводит итоги, показывая удачные моменты и ошибки при работе с кейсом.

Освоив деятельность в режиме эвристического кейса, можно переходить к кейсам исследовательским. Здесь преподаватель принципиально меняет подход в определении задачи-проблемы. Задача начинает звучать так: В информатике существуют алгоритмы упорядочивания информации. Как вы думаете, в каких сферах жизни такие алгоритмы используются или могут использоваться? Дается время на обсуждение в подгруппах. В итоге могут быть выдвинуты идеи о том, что упорядочивать информацию можно в списках работающих в отделе кадров, в списках лекарственных препаратов в аптечных агенствах, в списках городов России с ориентацией на количество населения и пр. Далее учитель говорит о том, что у него подготовлена информация для решения задачи по упорядочиванию видов продукции в зависимости от прибыльности. И если есть желающие поработать в данном направлении, он готов предоставить подготовленную информацию (часть 1 и часть 2 кейса). Те же, кто желает отработать другую задачу, должны часть информации найти сами (речь идет о части 1), но могут все же получить какую-то полезную для их работы информацию (часть 2 кейса универсально подойдет для  любой задачи по упорядочиванию информации).

Необходимо обратить внимание на то, что чем сложнее организована деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Соответственно, возникает некоторая трудность в реализации эвристических кейсов в режиме классно-урочной организации деятельности.

В приложении приведены примеры уроков в рамках различных подходов кейс-метода на основе авторской технологии «Перспектива».

Часть 4. Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод?

Разработка и преподавание кейсов - невероятно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции.

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. Здесь основными проблемами выступают широкая демократизация и модернизация учебного процесса. Преподаватель и обучающиеся здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно [1].

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя в режиме кейс-метода включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Если в обычной профессиональной деятельности эти функции довольно часто реализуются раздельно, то в процессе преподавания кейсов наблюдается их органическое единство.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.

Предварительный анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории с обучающимися представляет собой наиболее серьезную фазу подготовки.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.

Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимания проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей [1].

 

Часть 5. Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод.

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.

Особо следует отметить, что несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей обучающихся, жизненных установок.

Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода [2].

 

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

 

Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:

·        Формирование и развитие информационной компетентности.

·        Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.

·        Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.

·        Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.

 

Информационные источники

1.      Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов. Создан совместно американской некоммерческой корпорацией «Прожект Хармони Инк.» и украинской неприбыльной организацией «Центр инноваций и развития» и содержит разнообразные ресурсы, которые будут полезны преподавателям, заинтересованым в использовании кейс-метода в своих учебных курсах. http://www.casemethod.ru/

2.      Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса  под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269

3.      Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарное описание технологии «Перспектива»

В рамках предлагаемой авторской технологии «Перспектива», ориентированной на работу в режиме кейс-метода, создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

·  Новаторы - (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);

·  Пессимисты - (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);

·  Оптимисты - (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);

·  Эксперты - (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале,  обосновывают свое мнение).

Необходимо особо отметить, что всем участникам предлагается заранее поработать с предложенным учителем кейсом, подумать над темой будущего обсуждения, при необходимости, самостоятельно собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе  предлагается поработать   в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных  ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд может длиться от 15 до 25 минут в зависимости от сложности рассматриваемой проблемы, возраста учащихся и т.д.

Предлагаемый сценарий предполагает работу в течение 130 минут учебного времени (2 урока):

·        5 минут – организационные моменты; учитель напоминает о методе, о значении каждой «мыслешляпы»;

·        10 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию, структурируют ее;

·        15 минут – 1 раунд;

·        15 минут – 2 раунд;

·        15 минут – 3 раунд;

·        15 минут – 4 раунд;

·        15 минут – выводы, подведение итогов.

Каждый раунд длится 15 минут:

·        4 минуты - выступление новаторов;

·        1-2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;

·        2 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;

·        4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);

·        2 минуты- работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы  с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;

·        2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается). 

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога.

Важным моментом при использовании технологии «Перспектива» является возможность выразить свои эмоции и только в перерывах между раундами. Если кто- либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко. Данный подход позволяет структурировать обсуждение и при обсуждении итогов, еще раз обратить внимание обучающихся:

-       на необходимость уважительного отношения к выступающим одноклассникам;

-       на необходимость внимательного прослушивания того, что презентуется, что позволит избежать ошибок, неточностей при оценивании в роли оптимистов, пессимистов, экспертов;

-       на необходимость соблюдения протокола, на бережное и внимательное отношение ко времени и пр.

Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

 

 

Новаторы (зеленая шляпа)

Пессимисты (черная шляпа)

Оптимисты (желтая шляпа)

Штрафы (красная шляпа)

Итоговое количество баллов

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

 

 В итоге суммируются баллы и определяется та группа, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу.

 

Описание  занятия для старшеклассников в рамках курса «Бизнес- проектирование», проведенного с использованием  технологии «Перспектива»

Данное занятие проводилось автором на уроках «Бизнес–проектирование» в 10-х классах Академического лицея в рамках курса «Основы проектирования» регионального учебного компонента

Формирование новых экономических отношений, современный ритм жизни предполагает быстрое включение молодого человека в ситуации реальной жизни, где необходимо делать выбор в условиях непрерывно меняющейся действительности, уметь презентовать обществу свою деятельность и цели, как социально полезные, уметь мотивировать других лиц на поддержку и участие в реализации собственных целей, иметь готовность брать на себя ответственность за принятые решения и их последствия, воспринимать деятельность государства, как определенным образом действующую систему, имеющую свои специфические средства воздействия на индивида, как элемента этой системы.

Предлагаемое занятие переносит центр тяжести на практические жизненные задачи, для решения которых актуальным становится владение основами экономических, психологических знаний. В ходе таких занятий многие учащиеся начинают серьезнее относиться к собственному профессиональному самоопределению, понимают, что необходимо соотносить свои желания со способностями и с запросами социума, осознают, что их жизненное благополучие зависит от благополучия людей, живущих с ними рядом, в одном доме, в одном городе, в одной стране.

Использование технологии «Перспектива» помогает решить поставленные задачи. В рамках рассматриваемой проблемы предлагается обсудить эффективность некоторых бизнес-идей учащихся. Необходимо отметить, что понятие «эффективность бизнес-идеи» трактуется не как способ обогащения, а как возможность обеспечивать достойный уровень собственной жизни, принося при этом пользу людям. Все представляемые бизнес-проекты учащихся, в первую очередь, ориентированы на удовлетворение потребностей жителей города и области и на повышение уровня экономического благосостояния Томской области.

Реализация

В рамках технологии экспертной оценки инновационной идеи создаются четыре творческие группы: новаторы, пессимисты, оптимисты, эксперты.

Необходимо отметить, что перед проведением данного занятия лицеисты уже знали о правилах работы в рамках технологии «Перспектива». Лицеистам был предложен кейс, содержащий:

-         Статистические отчеты областной и городской администрации о состоянии малого предпринимательства.

-         Некоторые итоги проведенных государственными службами социологических исследований по проблеме потребностей жителей города и области.

-         Три примера бизнес-планов небольших компаний (торговля, пошив одежды, оздоровительный комплекс)

Ребятам было предложено поработать дома и подумать о возможных бизнес-идеях, подумать о различных информационных аспектах реализации идеи: актуальность идеи для жителей нашего города и области, новизна идеи для рынка, сумма необходимого начального капитала, людские ресурсы, необходимое сырье для производства продукта, необходимые производственно-технологические ресурсы и т.п. Для обоснования, доказательства своих бизнес-идей лицеисты должны найти информационные источники, подтверждающую их точку зрения.

В рамках технологии «Перспектива» в данной реализации непосредственно на занятии проводится четыре этапа- раунда. На каждом из этапов отдельной творческой группе  предложено поработать   в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, оптимистов и экспертов.

Особо необходимо сказать о необходимости выработки системы оценивания для всех подгрупп. Преподаватель предлагает следующие критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов. А вот оценивание группы новаторов всегда ориентируется на конкретную тему занятия. Так, для данного занятия совместно с обучающимися были выработаны следующие критерии: оценка группе новаторов снижается на балл, если:

-       Не была обоснована актуальность проекта с учетом потребностей жителей города Томска и томской области.

-       Не было указано, какой начальный капитал необходим, и где, и как его можно найти.

-       Не было указано, какой кадровый состав необходим на начальном этапе деятельности и пр.

Данное занятие занимает по длительности 2 учебных часа (130 минут). Почасовое планирование всего блока следующее:

·        15 минут - организационный этап; учитель напоминает задание и правила работы в рамках технологии «Перспектива»; затем в каждой творческой группе проводится обсуждение всех авторских идей участников и выбирается одна идея, которая с точки зрения группы наиболее актуальна для региона и имеет наибольший элемент новизны, и именно эта идея выдвигается в дальнейшем группой на этапе работы в роли новаторов;

·        60 минут – время проведения 4-х раундов;

·        15 минут - подведение итогов занятия.

На момент завершения работы каждая группа набирает определенное количество баллов за работу в каждой из ролевых позиций, баллы суммируются и определяется победитель- та группа, которая отработала наиболее эффективно, целенаправленно в режиме взаимоподдержки и взаимовыручки.

 

Пример занятия для учащихся младших классов

 

Урок природоведения по теме:

«Экологическая безопасность»

Автор: Кудряшова Ольга Валерьевна, учитель СОШ  п. Сайга, класс 3, 2005г.

 

Урок проведен  в рамках авторской технологии «Перспектива»  ПрищепаТ.А. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.

Цели урока:

1.        Формирование бережного отношения учащихся к природе, к своему здоровью.

2.        Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»

Сценарий занятия.

В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

•   Новаторы - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;

•  Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;

•  Пессимисты - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;

•  Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем - пессимистов, затем - экспертов.

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

·        3-4 минуты – выступление «новаторов»;

·        2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;

·        2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);

·        2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10 –бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.

·        0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

Вместе с обучающимися обсуждаются правила оценивания групп правила работы.

Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого  материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.

Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

     Важным правилом в рамках технологии  является возможность выразить свои эмоции  и чувства только в перерывах между раундами. Если кто-либо  из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.

Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.

3-5 минут - завершающая часть занятия, выводы, награждения.

Длительность занятия - 45 минут.

 

Подготовительный этап

Всем ученикам предлагается кейс: прочитать дома некоторые страницы учебника, просмотреть дополнительный материал по проблеме экологической безопасности, заранее подготовленный учителем. Подготовленный материал содержит две статьи экологов для детей о нерациональной деятельности человека, о загрязненном воздухе, воде и пр. В статьях рассматриваются различные направления улучшения экологической ситуации и некоторые конкретные действия, которые необходимо осуществить людям. В кейсе также предложены 4 небольших рассказа советских и российских писателей, связанных с проблемой бережного отношения человека к природе (В.Бианке, И.С. Соколов-Микитов, В. Дуров, А.В. Иванов). Детям предложено самостоятельно поискать информацию по затронутой проблеме.

Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание- проблемный вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке:

- Что такое экологическая безопасность? – 1 группа

- Как защититься от загрязнённого воздуха? – 2 группа

- Как защититься от загрязнённой воды? – 3 группа

- Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? – 4 группа

Также следует рассказать о ходе предстоящего урока, познакомив ребят со сценарием.

Замечания:

-         с подготовленным кейсом можно познакомиться дома самостоятельно, можно на уроке, но это потребует дополнительного времени;

-         проблемные вопросы подгруппам можно дать заранее, а можно предложить прямо на уроке на выбор;

-         проблемный вопрос должен иметь значимость для практической жизни обучающихся, и возможно, опираться на их личный опыт.

 

Ход занятия.

Уважаемые ребята!

Сегодня мы будем обсуждать проблемы экологической безопасности.

 Я предлагаю участвовать в этом всем, но организованно.

Для работы мы создадим 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня практической, значимой для жизни каждого из нас проблемы.

Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:

·        Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

-Отмечать в выступлении все положительное.

·        Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все отрицательное.

·        Третья группа – «эксперты».

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

·        Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.

         В конце занятия поведем итоги, узнаем победителя. Следует напомнить ребятам о 10-ти бальной оценочной шкале и  обратить внимание на таблицу, в которой есть  графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

 

1 раунд: Выступление первой группы.

Вопрос: что такое экологическая безопасность?

Тезисы выступления учащихся:

- Люди загрязняют окружающую среду. Много мусора.

- Загрязняющие вещества движутся по цепочке.

- Человек дышит загрязненным воздухом, пьёт загрязненную воду, употребляет в пищу продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества.

(На доске изобразили схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека»)

- Главное для человека – охранять воздух, почву, воду.

- Необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности.

         Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:         

·        Дети выступали очень организованно.

·        Выделили главное.

·        Рассказали о цепи загрязнения.

·        Чётко сформулировали вывод.

Пессимисты:

·        Ребята не указали источники загрязнения: промышленные предприятия, транспорт и др.

·        Они рассказали о цепи загрязнения, но не указали на неё.

Эксперты:

·        К сказанному мы хотим добавить, что ребята убедительно, чётко говорили, было интересно слушать.

·        Хорошо изобразили схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

·        Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята нашли примеры из жизни о существующих цепях загрязнений.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 9 баллов.

Меняются ролевые позиции.

2 раунд: Выступление второй группы.

Вопрос: как защититься от загрязнённого воздуха?

Тезисы выступления учащихся:

- Мы дышим загрязнённым воздухом по вине фабрик, заводов.

- Чтобы защитить себя, надо соблюдать некоторые правила.

- Ходить лучше по тем улицам, где меньше ездит машин.

- Не следует останавливаться на улице возле автомобиля с работающим двигателем.

- Не следует долго задерживаться в местах, где накурено.

- Гулять лучше там, где больше зелени.

- Дома надо разводить комнатные цветы.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

·        Молодцы, перечислили все способы защиты от загрязнённого воздуха.

Пессимисты:

·        Перечислили только те способы, которые указаны в учебники, не воспользовались дополнительной литературой.

·        Не сказали, что спортом и физкультурой надо заниматься там, где больше зелени.

·        Не все комнатные растения очищают воздух.

    Эксперты:

·        Ребята- новаторы говорили четко, понятно.  Все, что было в учебнике, ребята рассказали хорошо.

·        Было бы интересно услышать, а существуют ли у нас в крае источники загрязнения воздуха?

·        Пессимисты правы, что надо было привлечь дополнительную литературу.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 10 баллов.

Меняются ролевые позиции.

3 раунд: Выступление третьей группы.

Вопрос: как защититься от загрязнённой воды?

Тезисы выступления:

-  В загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить воду.

- В дома поступает хлорированная вода, а хлор вреден для человека.

- Воду надо очищать с помощью бытового фильтра.

- Если нет фильтра, отстаивать воду целые сутки в открытой посуде.

- Пить лучше кипяченую воду.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

·        Хорошо рассказали о том, как защититься от загрязнённой воды. Говорили без запинки.

·        Использовали дополнительную литературу.

·        Хорошо, что пытались нарисовать  рисунок на доске о том, как происходит загрязнение воды.

Пессимисты:

·        Не всегда следили за речью товарищей, перебивали, торопились.

          Эксперты:

·        Рассказывал каждый сам по себе, не видно групповой работы.

·        Не рассказали об источниках загрязнения воды.

Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 10 баллов. Пессимистам – 8 баллов.

Меняются ролевые позиции.

4 раунд: Выступление четвертой группы.

 Вопрос: как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

Тезисы выступления:

- Не стоит собирать ягоды и грибы около дорог.

- Следует всегда мыть овощи и фрукты.

- Не надо есть рыбу, выловленную в загрязнённой воде.

- Не ешьте продукты, у которых истёк срок хранения.

Оптимисты:

·        Хорошо рассказали о том, что было в учебнике.

·        Привели собственные примеры из жизни.

 Пессимисты:

·        Не указали, что мыть овощи и фрукты надо кипячёной водой.

·        Не обратили внимание на то, что нельзя  собирать грибы и ягоды около свалок.

·        Не сказали о том, что фрукты надо мыть не только для того, чтобы смыть грязь. Ведь их ещё обрабатывают ядохимикатами, которые вредны для нашего организма.

 Эксперты:

·        Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой. Например, можно было бы рассказать о том, как правильно использовать удобрения для растений при их выращивании. Ведь использование большого количества удобрений делает овощи и фрукты вредными для здоровья.

·        Группа работала дружно, ребята слушали друг друга.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 9 баллов.

Заполняем таблицу, считаем очки.

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

9

9

8

 

26

2 группа

9

8

9

 

26

3 группа

8

9

9

- 1

25

4 группа

9

10

10

 

29

Победившая группа выходит на награждение. Все  поздравляют. Учитель вручает каждому значок «Эколог».

 

Пример внеклассного мероприятий

 

Автор:  Стрельникова Светлана Владимировна

МОУ Коломиногривская средняя общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие

3 класс.

Тема: «Культура информационного общества. Мобильный этикет»

Время реализации: 1час 20 минут

Цели:

1.   Овладение учащихся морально-этическими принципами мобильного этикета.

2.   Развитие познавательных и творческих способностей детей.

3.   Формирование коммуникативных и организаторских умений.

 

Внеклассное мероприятие проведено  в рамках авторской технологии «Перспектива»  ПрищепаТ.А. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.

 

Перед занятием детям и их родителям был предложен кейс, состоящий из интернет-ссылок на специальные материалы для детей младшего школьного возраста, размещенные на официальном сайте компании Билайн. Необходимо отметить, что во всех семьях есть компьютеры и подключен Интернет.

 

Краткое описание хода урока:

Учитель: Итак, мобильный этикет.

Мобильный телефон теперь и друг, и помощник, и собеседник.

Почему так говорят?

Вместе с ним вошёл и мобильный этикет. Его соблюдение- это очень важно!

Почему?

Подошло время создать порядок из мобильного хаоса.

Все занятие длится 1 час 20 минут (с перерывом на 10 минут)

 

 

Первая часть занятия (40 минут)  проводится по технологии «Перспектива»

Поработаем в группах. В состав групп входят родители.

Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты

•  Новаторы - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;

•  Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;

•  Пессимисты - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;

•  Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем - пессимистов, затем - экспертов.

Каждый этап-раунд длится около 10 минут.

 

Задания для работы в подгруппах: необходимо подготовить сообщение по теме (все темы имеют проблемный характер)

Мобильный этикет и общество- 1 группа.

Театральный этикет- 2 группа.

Мобильник в классе-3 группа.

Мобильник на вечеринке- 4 группа.

 

Оптимисты: Что делаете вы?

- Находим в выступлении всё положительное.

Пессимисты: Что будет делать эта группа?

- Отмечать всё отрицательное.

Эксперты: Будут оценивать работу групп.

Новаторы: Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен заранее.

 

Учитель, дети и родители совместно обсуждают критерии оценивания всех подгрупп.

Для оптимистов и пессимистов принимаются критерии, предложенные учителем: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

Для новаторов предлагаются следующие критерии: опора на примеры из жизни, четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения.

 

1  раунд: Выступление первой группы.

Мобильный этикет и общество.

Тезисы выступления новаторов:

-       Как мы заметили, в России культуры мобильной связи нет вовсе.

-       Этому учить нужно не только молодёжь, но и взрослых.

-       В некоторых странах мобильный этикет преподают в начальных классах школы.

-       Правила мобильного этикета должны быть воспитаны в ребёнке его родителями.

 

Оптимисты:

-       Дети  активны, организованно выступали.

-       Доказали, что мобильный этикет необходим обществу.

Пессимисты:

-       Убедительно не доказали, что в России культуры мобильной связи нет

 

2 раунд: Выступление второй группы.

 Театральный этикет.

Тезисы выступления:

-       Во многих театрах к зрителям специально обращаются с просьбой выключить телефон и дают 30 секунд.

-       В театр, на концерт приходим часа на два и можно обойтись без сотового, а в антракте перезвонить.

-       Можно воспользоваться «SMSкой»

-       Если случай действительно срочный, можно выйти из зала.

Выступление закончено, группы работают.

 

Оптимисты:

-       Хорошо, молодцы назвали все правила пользования мобильным телефоном на концерте.

Пессимисты:

-       «SMSку» посылать во время концерта тоже нельзя, у дисплея яркая подсветка, она отвлечёт внимание ваших соседей.

 

3 раунд: Выступает третья группа.

Мобильный телефон в классе.

Тезисы выступления:

-       Телефон нужно перевести в бесшумный режим.

-       Не стоит давать учителю повод для претензий к вам.

-       Телефон могут украсть.

-       А если все уроки переписываться «SMSками», то можно закончить год с неудовлетворительными оценками или могут выгнать с урока.

 

Выступление окончено, группы работают. Обсуждаются положительные и отрицательные моменты.

 

Оптимисты:

-       Ребята использовали дополнительную литературу, отлично!

Пессимисты:

-       Иногда перебивали друг друга, торопились.

 

4 раунд  Выступление четвёртой группы.

А как с мобильником в гостях?

Тезисы выступления:

-       Если мелодия зазвучит не в самый лучший момент, это привлечёт к вам всеобщее внимание.

-       Вы пришли на день  рождение,  и стоит уделять внимание виновнику торжества, а не мобильному телефону.

-       Можно перевести телефон в бесшумный режим.

 

Оптимисты:

-       Дети привели примеры из жизни.

Пессимисты:

-       Если люди в ресторане, на вечеринке никто не обратит  внимание на телефонный звонок.

 

Вторая часть занятия (40 минут)

 

Учитель предлагает подгруппам обсудить плюсы, минусы и интересные моменты проведенного занятия и поднятой темы. В итоге после обсуждения в подгруппах были отмечены следующие моменты:

 

Плюсы:

-       Повысится культура среди различных групп населения.

-       Владельцы сотовых телефонов научатся не демонстрировать его без нужды   в общественных местах.

-       Больше станет порядка в стране.

-       Меньше будет аварий на дорогах.

-       Люди будут более информированы в устройстве мобильного телефона.

 

Минусы:

-       Отключив телефон, человек забудет его включить и пропустит важный звонок.

-       Чтобы мобильный этикет стал более эффективным, люди должны будут покупать различные приспособления и тратить деньги.

-       Если мобильный этикет не привит с детства, люди будут себя чувствовать не комфортно, потому  что  любое правило является ограничением.

 

Интересные моменты:

 

-       Появятся ли в продаже более усовершенствованные модели сотовых телефонов?

-       Как каждый человек относится к теме «Мобильный этикет»?

-       Зачем учиться «Мобильному этикету»?

-       Хочется провести исследование на тему: «Какая страна самая культурная в области мобильного этикета».

 

Выводы: ребятам понравилось работать в рамках темы «Мобильный этикет», они узнали много нового, решили на этом  не прекращать работу над темой. Дети себя и других увидели в разных  ролевых позициях. Учились работать в коллективе.

 

 

*****************************************************************

 

 

Вопросы для эссе – 2 этап проекта

Уважаемые коллеги-участники всероссийского сетевого педагогического проекта «Современный урок: кейс-метод»!

После ознакомления с предложенным материалом вам необходимо выбрать любой из перечисленных ниже проблемных вопросов и написать эссе объемом не более одной страницы (кегль-14, интервал-одинарный). В эссе хотелось бы услышать Вашу авторскую и обоснованную точку зрения, предложить свой взгляд (гипотезу) на разрешение любого одного выбранного проблемного вопроса.

-       К какому типу кейсов (Гарвардская школа) можно отнести предложенные примеры в Приложениях (ответ, пожалуйста, обоснуйте)?

-       Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего практиковать кейс метод (ответ, пожалуйста, обоснуйте)?

-       Совершенно очевидно, что в школе можно успешно реализовывать «обучающие кейсы». Можно ли предложить в рамках школьной программы «практический кейс» или «исследовательский кейс» и что для этого необходимо учесть преподавателю?

-       В рамках кейс-метода особое значение приобретает организация дискуссии по выработке и оценки решений. Какие риски ждут преподавателя, проводящего занятие в режиме кейс-метода с неготовыми к дискуссии обучающимися?

-       В рамках кейс-метода особое значение приобретает учебное задание, не имеющее однозначного решения. Что должен учесть преподаватель, выбирая, создавая такое задание, а также реализуя такое задание на уроке?

-       Очевидно, что деятельность в режиме кейс-метода не может оцениваться по 5-ти бальной шкале, используемой сегодня. Как можно организовать оценку деятельности обучающихся по итогам занятия в режиме кейс-метода? Можно ли придумать способ сопоставления оценки по итогам работы в режиме кейс-метода и 5-ти бальным оцениванием?

Готовое эссе необходимо прикрепить в Вашем личном кабинете!!!

 

Учебное задание для реализации кейс-метода – 3 этап проекта:

После того, как в Вашем личном кабинете появиться отметка о том, что эссе принято, там же будут размещены рекомендации по выполнению задания для третьего этапа

В рамках третьего этапа Вам необходимо придумать проблемное задание для Вашего предметного направления или для внеклассного мероприятия, имеющее отношение к жизни или к жизненному опыту обучающихся, и написать о том, какое содержание должен иметь кейс, подготовленный для работы с таким заданием.

Пожалуйста, следите за сроками проведения всех этапов проекта и соблюдайте их! Заранее спасибо!

 


Скачано с www.znanio.ru

Введение Кейс-метод широко используется в обучении за рубежом

Введение Кейс-метод широко используется в обучении за рубежом

При этом сама проблема не имеет однозначных решений

При этом сама проблема не имеет однозначных решений

Следует отметить, что работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения

Следует отметить, что работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию

Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности

Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности

Часть 3. Как организовать деятельность в режиме кейс-метода?

Часть 3. Как организовать деятельность в режиме кейс-метода?

Ознакомление обучающихся с текстом кейса и предварительный анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа

Ознакомление обучающихся с текстом кейса и предварительный анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа

Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами

Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами

Аналитический кейс (Case-incident method)

Аналитический кейс (Case-incident method)

Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса…

Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса…

А также удачные подходы при работе с кейсом

А также удачные подходы при работе с кейсом

Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа

Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа

Предварительный анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории с обучающимися представляет собой наиболее серьезную фазу подготовки

Предварительный анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории с обучающимися представляет собой наиболее серьезную фазу подготовки

Готовность к изменениям и гибкость

Готовность к изменениям и гибкость

Сценарное описание технологии «Перспектива»

Сценарное описание технологии «Перспектива»

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога

Данное занятие проводилось автором на уроках «Бизнес–проектирование» в 10-х классах

Данное занятие проводилось автором на уроках «Бизнес–проектирование» в 10-х классах

Для обоснования, доказательства своих бизнес-идей лицеисты должны найти информационные источники, подтверждающую их точку зрения

Для обоснования, доказательства своих бизнес-идей лицеисты должны найти информационные источники, подтверждающую их точку зрения

Урок природоведения по теме: «Экологическая безопасность»

Урок природоведения по теме: «Экологическая безопасность»

Вместе с обучающимися обсуждаются правила оценивания групп правила работы

Вместе с обучающимися обсуждаются правила оценивания групп правила работы

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? – 4 группа

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? – 4 группа

На доске изобразили схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека») -

На доске изобразили схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека») -

Не следует долго задерживаться в местах, где накурено

Не следует долго задерживаться в местах, где накурено

Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 10 баллов

Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 10 баллов

Внеклассное мероприятие 3 класс

Внеклассное мероприятие 3 класс

Пессимисты - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта; •

Пессимисты - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта; •

В некоторых странах мобильный этикет преподают в начальных классах школы

В некоторых странах мобильный этикет преподают в начальных классах школы

Пессимисты: - Иногда перебивали друг друга, торопились

Пессимисты: - Иногда перебивали друг друга, торопились

Появятся ли в продаже более усовершенствованные модели сотовых телефонов? -

Появятся ли в продаже более усовершенствованные модели сотовых телефонов? -

Можно ли придумать способ сопоставления оценки по итогам работы в режиме кейс-метода и 5-ти бальным оцениванием?

Можно ли придумать способ сопоставления оценки по итогам работы в режиме кейс-метода и 5-ти бальным оцениванием?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020