Предлагаемый методический материал является кейсом учителя химии, содержит ресурсный материал для проведения внеурочных занятий по предмету, в кружковой работе, на уроках химии, биологии, экологии, естествознания. Информация кейса может применяться при закреплении знаний по предмету, при подготовке домашних заданий, при изучении нового материала.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Кейс учителя химии на тему:
«Пищевая аллергия»
Пищевая аллергия – непереносимость некоторых пищевых веществ,
обусловленная специфическим влиянием их на иммунную систему организма
человека.
Чаще всего вызывается попаданием в кровь некоторых белков или
полипептидов пищи.
Обнаружено, что белки могут всасываться в кровь не только в виде
аминокислот, но и в форме полипептидов и даже в полностью неизмененном
виде. Биологическая целесообразность этого явления заключается в том, что
попадание из желудочнокишечного тракта в кровь чужеродных для
организма молекул белка или полипептидов приводит к выработке
соответствующих антител на эти соединения и таким образом увеличивает
иммунную защиту организма. Наряду с благоприятными для организма
последствиями всасывания белков в кровь в неизмененном виде или в форме
полипептидов могут наблюдаться и отрицательные реакции, а именно пищевая
аллергия на те или иные продукты питания.
Пищевая аллергия выражается в нежелательных болезненных реакциях в
ответ на потребление белка одного или нескольких пищевых продуктов.
При попадании в кровь человека чужеродных клеток или молекул
(антигенов) образуются антитела против них. Эти антитела при вторичном
поступлении в кровь антигена вступают в реакцию с ним, приводя к его
инактивации. Это защищает организм от нежелательных воздействий
факторов окружающей среды. Но в ряде случаев образуются реагиновые
антитела, которые присутствуют не только в сыворотке крови, но и на
поверхности ряда весьма реактивных клеток как в крови, так и в некоторых
тканях. Реакция этих антител со вторично поступившим в кровь антигеном
сопровождается изменением структуры и обмена веществ в этих клетках,
образованием в последних высокоактивных веществ, которые выделяются в
кровь и приводят к развитию аллергии.
Профилактика и лечение пищевой аллергии заключается в исключении
непереносимых продуктов питания из суточного рациона.
Белки, вызывающие пищевую аллергию у подверженных этому
заболеванию людей, чаще всего встречаются в ягодах и фруктах, затем в
молоке, яйцах, рыбе.
Пищевая аллергия наиболее часто встречается у детей, и особенно у
детей грудного возраста. Это объясняется тем, что пищеварительная система
у детей раннего возраста далеко не совершенна. У новорожденных детей еще
очень мала активность пищеварительных ферментов и системаиммунологической защиты от чужеродных влияний достаточно слабая.
Единственная пища, к которой они приспособлены, – материнское молоко.
Аллергию нельзя путать с непереносимостью некоторых продуктов питания
вследствие недостаточной активности отдельных пищеварительных
ферментов. Например, непереносимость молока чаще всего объясняется
слабой активностью лактазы, в результате чего лактоза молока не
расщепляется. Отличить непереносимость от аллергии может только врач.