Кейс учителя химии на тему: «УГЛЕВОДЫ»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал является кейсом учителя химии, содержит ресурсный материал для проведения внеурочных занятий по предмету, в кружковой работе, на уроках химии, биологии, экологии, естествознания. Информация кейса может применяться при закреплении знаний по предмету, при подготовке домашних заданий, при изучении нового материала.
Иконка файла материала углеводы.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Кейс учителя химии на тему: «УГЛЕВОДЫ» Углеводы – обширный класс органических соединений. В клетках живых организмов   углеводы   являются   источниками   и  аккумуляторами   энергии,  в организмах   растений   и   некоторых   животных   выполняют   роль   опорного (скелетного)   материала,   входят   в   состав   многих   важнейших   природных соединений, выступают в качестве регуляторов биохимических процессов в клетке. В соединении с белками и липидами сложные высокомолекулярные комплексы,   представляющие   основу   живой   материи.   Они   входят   в   состав природных биополимеров – нуклеиновых кислот, участвующих в хранении и передаче   наследственной   информации.   Углеводы   образуются   в   растениях фотосинтеза,   происходящего   под   действием   солнечных   из   газа   и   воды,   а образующийся   при   этом   кислород   выделяется   в   атмосферу.   Углеводы являются   первыми   органическими   веществами   в   круговороте   углерода   в природе.  Строение, классификация и свойства углеводов Все углеводы делятся на две группы: простые и сложные. Простыми углеводами (моносахариды, монозы) называют углеводы,  которые не способны гидролизоваться с образованием более простых   соединений. Обычно их состав отвечает формуле CnH2nOn, то есть число  атомов углерода равно числу атомов кислорода. Сложные углеводы (полисахариды, полиозы) – это углеводы, способные гидролизоваться на более простые. Сложные углеводы очень разнообразны по составу, молекулярной массе, а следовательно, и по свойствам. Их делят на две   низкомолекулярные   (сахароподобные)   и   высокомолекулярные (несахароподобные) полисахариды. Молекулы простых углеводов – моноз – построены из неразветвленных углеродных цепей, содержащих различное число атомов углерода. В состав организмов   растений   и   животных   входят   главным   образом   монозы   с   5–6­ углеродными атомами – пентозы и гексозы. В   молекулах   моносахаридов   имеются   углеродные   атомы,   связанные   с четырьмя   различными   заместителями.   Они   получили   название асимметричных.   Наличие   в   молекулах   моноз   асимметричных   углеродных атомов   приводит   к   появлению   оптических   изомеров,   обладающих способностью вращать плоскополяризованный луч света. Наличие   спиртовых,   альдегидных   или   кетонных   групп,   а   также появление в циклических формах моноз группы – ОН с особыми свойствамиопределяет   химическое   поведение   этих   соединений,   а   следовательно,   и превращение их в биохимических и технологических процессах. Особое место в превращениях моносахаридов занимают два процесса: дыхание и брожение. C6H12O6 + 6O2  6CO2 + 6H2O + Q Дыхание   –   это   экзотермический   процесс   ферментативного   окисления моноз до воды и углекислого газа: Дыхание   с   фотосинтезом   является   важнейшим   процессом   для жизнедеятельности организмов. Различают аэробное (кислородное) дыхание – дыхание при достаточном количестве   кислорода,   и   дыхание,   являющееся,   в   сущности,   спиртовым брожением  C6H12O6  2С2Н5ОН + 2СO2 Спиртовое   брожение,   протекающее   под   влиянием   микроорганизмов, играет  исключительную  роль в производстве  вина,  хлебобулочных  изделий. Кроме спиртового молочнокислое брожение моноз:  Это основной проценсс при получении простокваши, кефира и других молочнокислых продуктов, квашении капусты. Моносахариды  –  твердые   кристаллические   вещества,   хорошо растворяются   в   воде,   трудно   растворимы   в   спирту.   Большинство   из   них имеют сладкий вкус. Рассмотрим наиболее важные Глюкоза  широко   распространена   в   природе,   содержится   в   зеленых частях   растений,   в   виноградном   соке,   семенах   и   фруктах,   ягодах,   мёде. Входит в состав важнейших полисахаридов: сахарозы, крахмала, клетчатки. Получают   глюкозу   гидролизом   крахмала   и   клетчатки.   Сбраживается дрожжами. Фруктоза  в   свободном   состоянии   содержится   в   зеленых   частях растений, нектаре цветов, семенах, меде. Входит в состав сахарозы, образует высокомолекулярный полисахарид инсулин. Сбраживается дрожжами. Полисахариды  (сложные   углеводы).   Молекулы   полисахаридов построены из различного числа остатков моноз. В зависимости от этого их делят   на   низкомолекулярные   и   высокомолекулярные   полисахариды.   Из первых особое значение имеют дисахариды, молекулы которых построены из двух  одинаковых  или разных остатков моноз. Главнейшие из дисахаридов – мальтоза и сахароза. Мальтоза  (солодовый   сахар).   Молекула   мальтозы   состоит   из   двух остатков   глюкозы.   Мальтоза   широко   распространена   в   природе,   она содержится в проросшем зерне и в особенно больших количествах в солоде. При гидролизе мальтозы образуются две молекулы глюкозы: С12Н22О11 + Н2О  2С6Н12О6Этот   процесс   играет   большую   роль   в   пищевой   промышленности. Например, при брожении теста мальтоза служит источником сбраживаемых сахаров. Сахароза  (тростниковый,   свекловичный   сахар).   При   ее   гидролизе образуются глюкоза и фруктоза: С12Н22О11 + Н2О  С6Н12О6 + С6Н12О6 Сахароза   –   наиболее   известный   и   широко   применяемый   в   питании   и пищевой промышленности   сахар.  Содержится  в листьях, стеблях, семенах, плодах,   клубнях   растений.   В   сахарной   свекле   от   15   до   22  %   сахарозы,   в сахарном тростнике – 12–15 % , это основные источники ее получения. Крахмал (С6Н10О3) – резервный полисахарид, главный компонент зерна, картофеля   и   многих   видов   пищевого   сырья.   Наиболее   важный   по   своей пищевой   ценности   и   использованию   в   пищевой   промышленности несахароподобный полисахарид. В клетках растений крахмал образует зерна. Особенно крупные зерна крахмала в клетках картофеля. Форма зерен зависит от вида растения. От особенностей строения и размеров крахмальных зерен и, естественно, от состава крахмала зависят его физико­химические свойства. Крахмал   –  смесь   полимеров   двух   типов,   построенных   из   остатков   глюко­ пиранозы, амилазы и амилопектина. Пищевая ценность углеводов Углеводы занимают исключительно большое место в питании. Их доля в продуктах   питания   человека   составляет   50–60   %   (по   калорийности). Основными   источниками   углеводов   являются   растительные   продукты. Углеводы   по   усвояемости   в   организме   условно   можно   разделить   на   две группы:   усвояемые   организмом   человека   (глюкоза,   фруктоза,   сахароза, крахмал)   и   неусвояемые – пищевые   волокна   или   балластные вещества (целлюлоза,   гемицеллюлоза   и   пектиновые   вещества).   Из   углеводов   первой группы легче всего усваиваются фруктоза и глюкоза, затем сахароза, мальтоза и лактоза. Из усвояемых сахаров первостепенное значение принадлежит сахарозе, широко   используемой   в   приготовлении   кондитерских   и   хлебобулочных изделий, варенья и других «сладких» продуктов. Широко   распространены   также   глюкоза   и   фруктоза.   В   питании предпочтительнее фруктоза, чем глюкоза. Фруктоза слаще глюкозы, поэтому для   той   же   сладости   необходимо   меньшее   ее   количество.   Превращение фруктозы в организме протекает несколько иначе, чем глюкозы, что очень важно для больных схараным диабетом. Источник фруктозы в питании – мед, свекла, фрукты, сахароза. Из   дисахаридов   необходимо   отметить   лактозу.   Лактоза   способствует жизнедеятельности   молочнокислых   бактерий   в   пищеварительном   тракте, антагонистов   кислотных   микроорганизмов.   У   многих   людей   отсутствует активность   фермента   лактазы,   гидролизующей   лактозу.   Поэтому   делаютсяпопытки создать для таких людей молочные  продукты,  в которых лактоза частично гидролизована или в них внесен фермент лактаза. Потребность   человека   в   углеводах   связана   с   его     энергетическими затратами и равна в среднем 365–500 г/сутки, из них крахмала – 350–400 г/сутки, моно­ и дисахаридов – 50–100 г/сутки. Избыток   углеводов   способствует   ожирению,   нарушению   функций   нервной системы. Для уменьшения количества «незащищенных» (рафинированных) и увеличения   доли   «защищенных»   углеводов,   обеспечения   необходимого содержания   балластных   веществ   требуется   снижение   потребления   сахара, многих кондитерских изделий, хлеба из муки высших сортов, манной крупы, макарон   и   увеличение   в   рационе   хлеба   из   ржаной   муки,   из   целого   зерна, овощей и фруктов, то есть продуктов с повышенным содержанием крахмала, клетчатки, а не сахарозы, глюкозы и фруктозы.