Предлагаемый методический материал является кейсом учителя химии, содержит ресурсный материал для проведения внеурочных занятий по предмету, в кружковой работе, на уроках химии, биологии, экологии, естествознания. Информация кейса может применяться при закреплении знаний по предмету, при подготовке домашних заданий, при изучении нового материала.
Зябкина О.А, учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Кейс учителя химии
ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В настоящее время широко распространены и используются в большом
объеме различные синтетические полимеры (полиэтилен, полипропилен,
полистирол и другие).
Пластмассы – синтетические полимерные материалы; отдельные виды
намного прочнее дерева, керамики или металла, но значительно легче их.
Пластмассы могут быть очень твердыми, прочными и эластичными. Они
достаточно легко прессуются, отливаются, шлифуются, полируются,
вытягиваются в нити и пленки, то есть их легко переработать в изделия самых
разных форм.
Пластмассы делятся на термопластические и термореактивные. Первые
при нагревании размягчаются, а при охлаждении вновь затвердевают, не теряя
первоначальных свойств; растворимы в органических растворителях.
Термореактивные пластмассы при нагревании и охлаждении меняются
необратимо, то есть переходят в неплавкое и нерастворимое состояние. К ним
относятся фенопласты,
Наиболее
распространенные термопласты – полиэтилен, полипропилен, полистирол,
полихлорвинил, органическое стекло.
прессматериалы.
аминопласты,
Полиэтилен может быть жидким, твердым, гибким и жестким. Нужен
для изоляции проводов и кабелей, для производства труб, пленок, лент,
химически стойкого материала для тары, пробок, различных бытовых
изделий.
Полипропилен служит для изготовления газонепроницаемой пленки,
труб для горячей воды. Полистирол – продукт полимеризации стирола. Из
него получают электроизоляционные и технические изделия.
Полихлорвинил
(поливинилхлорид) идет на изготовление труб,
грампластинок и т. д. В сочетании с пластификаторами дает более мягкий
материал, из которого выпускают пленки и пенопласты.
Органическое стекло (плексиглас) хорошо растворяется в органических
растворителях, особенно в дихлорэтане. Обладает высокой водостойкостью и
светопрочностью, легко поддается механической обработке и формованию.
Необходим для изготовления предметов широкого потребления, технических
изделий, декоративных материалов и др.
Фенопласты получают на основе фенолальдегидных смол. Изделия из
этого материала обладают прочностью,
морозоустойчивостью и
теплостойкостью (100–280 °С), а также стойкостью к воде, органическим
растворителям, кислотам и щелочам. Горючесть фенопластов зависит отприроды наполнителя: с органическим наполнителем они горят, а с
неорганическим (асбестом и стекловолокном) – нет.
Аминопласты получают на основе карбамидных смол. Различают
несколько видов аминопластов: пресспорошки из карбамидных смол и
целлюлозного наполнителя; слоистые аминопласты с прослойкой из бумаги,
текстиля, древесного шпона и др.; пористые аминопласты. Все они устойчивы
к кислотам, щелочам и органическим растворителям, обладают хорошей
теплостойкостью (100–150 °С). Используются для изготовления технических
изделий и предметов широкого потребления методом горячего прессования.
Изделия из полиэтилена пластичны, с матовой поверхностью, жирны на
ощупь; из органического стекла (даже окрашенные) – прочные, из целлулоида
– имеют рисунок под мрамор или малахит.
Но у большинства полимеров таких характерных свойств нет. Некоторую
информацию можно получить, погрузив кусочек изделия в ацетон:
аминопласты, полистирол, полихлорвинил, полиэтилен и пенопласты не
взаимодействуют с ним, тогда как целлулоид и оргстекло растворяются.
Лучший способ качественного определения полимеров – внести кусочек
образца в пламя спички или газовой горелки. Особенность пламени и
характерный запах укажут на природу полимера.