Консультация про прогулки во все времена года. Что можно сделать с детьми на прогулке в осеннее время, в зимнее время, весной и летом. Что можно наблюдать, в какие игры можно играть. Советы для родителей, что можно самостоятельно дома делать, играть на улице, на что надо обратить внимание.
Консультация Прогулка.docx
1
Организация наблюдений, как одно из методов организации
познавательно – исследовательской деятельности на прогулке
(проект)
Исполнитель:
Василевская Светлана Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 70, г. Кемерово
Кемерово 2019
Содержание
Введение………………………………………………………….....................
1. Теоретические аспекты организации…………………………………..
3
4 2. Наблюдение с детьми на прогулке.…………………………………….
3.
4.
Экологическая прогулка выходного дня с родителями. ………………
Экологическая прогулка к реке Томь……………………………………
2
1
0
1
2
1
3
Заключение…………………………………………………………………… 1
5
Список литературы…………………………………………………………… 1
6
Приложения
Приложение 1. Консультации для родителей. ……………………………..
Учите детей наблюдать ……………………………………..
2. Прогулка весной……………………………………………
3. Наблюдение за природой………………………………...
4. Летние прогулки…………………………………………..
5. Наблюдение на прогулке осенью………………………...
6. Зимние прогулки…………………………………………..
1
7
1
7
1
9
2
1
2
3
2
5
2
7 3
Цели познавательно – исследовательской деятельности это:
Введение
Поддерживание интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять
детскую любознательность.
Развитие у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация,
сравнение, обобщение);
Развитие мышление, речь – суждение в процессе познавательно –
исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе
способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в
деятельности.
Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его
красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении.
Задачи исследовательской деятельности на прогулках:
Формировать знания детей о явлениях природы в разное время года
Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к
своему здоровью.
Выделяют для познавательно – исследовательской деятельности с детьми
такие объекты и явления, которые обладают наибольшей выразительностью:
живая природа: деревья, кусты, ягоды, животные, птицы, насекомые и т. д. неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва,
воздух, снег и прочие.
4
Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной,
подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто
невозможно. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость.
Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы
чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа.
Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. Роль
воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые,
яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников
видеть красоту и разнообразие природы.
С помощью поисково – исследовательской деятельности на прогулке педагог
поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованиям, приобретении
опыта исследовательской деятельности, развивается восприятие, мышление,
речь (рассуждение, размышление, пересказ). При использовании модели
исследовательской деятельности ребенок развивается как самостоятельная,
инициативная личность.
Важно отметить, что самые прочные и ценные знания – не те, что усвоены
путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
В исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие
составляющие, как наблюдение, экскурсии.
Наблюдение это специально организованное воспитателем,
целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное
восприятие детьми объектов и явлений природы. В процессе наблюдений
накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал
для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание
ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом
образовании дошкольников. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают 5
представления детей о мире природы, людей (их труд, взаимоотношений)
обогащает эстетическое представление.
Наблюдение за природой способствует развитию любознательности,
мышления, внимания, сенсорного восприятия, у ребенка формируется
нравственное качество.
При наблюдении, у ребенка развивается речь, так как он не может наблюдать
молча. Ребенок учится рассуждать, устанавливать причинно – следственные
связи. А самое главное – проявляется чувство прекрасного.
Таким образом, наблюдения один из главных компонентов прогулки.
Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться
разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдения могут быть:
1. Живая природа: растения и животные;
2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы
(дождь, снег, текущие ручья);
3. Труд взрослых.
Наблюдение за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.)
организуются 1 – 2 раза в квартал.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также
с отдельными детьми. В зависимости от количества детей, участвующих в
наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7 – 10 минут и
быть яркими, интересными.
В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает
эпизодическим (кратковременным), длительным и итоговым (обобщающим).
Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и
качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет,
величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а
при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и
т.д.).
Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и
развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при
этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную
последовательность:
1. Устанавливаются факты;
2. Формируются связи между частями объекта; 6
3. Идет накопление представлений у детей;
4. Проводятся сопоставления;
5. Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас
наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных
и разнообразных наблюдений. Следует учить детей наблюдать за различными
объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми
объектами, которые запланированы. Наблюдение за животными, птицами,
растениями бывают случайными и неожиданными, и воспитатель не должен
упускать такую возможность, стимулировать детскую любознательность;
учить ребят видеть изменения в природе, делать выводы. Все виды
наблюдений требуют руководства со стороны педагога.
Существуют общие требования ко всем видам наблюдений:
цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно;
для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний.
Представления об объектах природы формируются у детей постепенно,
результате многократных встреч с ними;
в организации наблюдений следует предусматривать системность,
обеспечивающую их взаимность. В результате сформируется более полное,
глубокое представление об окружающей природе.
наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой
активности детей, проговариванием результатов наблюдения;
Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать как
можно больше;
знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться,
уточняться, обобщаться, систематизироваться с помощью других форм и
методов работы: рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование,
лепка, ведение календарей природы, беседа об увиденном;
в результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться
представление или элементарное понятие о том, или ином объекте природы.
В программе по формированию элементарных экологических представлений
во время прогулки представлены следующие задачи:
1. Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать
знакомить с домашними животными, их поведения и питание. Учить узнавать
лягушку, наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, 7
синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Также – расширять
представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).
2. Знакомить с некоторыми растениями нашей местностями: с деревьями,
цветущими травянистыми растениями, комнатными растениями (фикус,
герань), для роста нужны земля, вода, воздух, формировать умение понимать
простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить – оно может
засохнуть и т.д.).
3. Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор,
морковь, репа), фрукты (яблоко, груша, персик), ягоды (малина, смородина).
4. Знакомить о правилах поведения в природе (не рвать без надобности
растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных).
Во время ежедневных наблюдений:
ОСЕНЬ: учить детей замечать изменения в природе (становится холоднее,
листья начинают изменять окраску, опадать; птицы улетают в теплые края). В
это время обирают урожай овощей и фруктов. Учить детей по внешнему виду,
вкусу, форме различать наиболее распространенные овощи и фрукты, назвать
их.
ЗИМА: Расширять представления о характерных особенностях зимней
природы (холодно, идет снег). Организовать наблюдения за птицами,
прилетающими на участок, подкармливать их. Замечать красоту зимней
природы: деревья в снежном уборе, снег накрыл землю.
ВЕСНА: Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней
природы (ярче светит солнце, снег тает, вырастает трава, распускаются
листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки).
Показать детям, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на
грядки.
ЛЕТО: Расширять представления детей о летних изменениях в природе
(жарко, яркое солнце, цветут растения, летают бабочки, появляются птенцы в
гнездах и т.п.). в это время созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Работу по решению данных задач мы начали с детьми 2 – 3 лет. Дети пришли в
группу из дома. Таким вопросам как, наблюдение за объектом живой и
неживой природы, изменениями в природе, уделяли внимание лишь небольшая
часть родителей, гуляя с детьми во дворе.
Свою работу мы начали именно с родителей воспитанников.
Индивидуальные беседы, консультации, информированность о важности
прогулки для всестороннего развития дошкольника. 8
Наблюдения, проводившиеся на прогулке мы закрепили через вопросы,
предложение рассказать родителям, что за чудо мы видели сегодня, гуляя на
улице. Предлагали родителям понаблюдать за этим же явлением, идя домой,
отметить что изменилось. К концу года родители уже являются активными
участниками прогулок: оказывают помощь в подготовке участка к прогулкам,
изготовляют атрибуты – помощники, изготовили и развесили на участке
кормушки для птиц.
Во время ежедневных прогулок, дети нашей группы, учатся наблюдать
изменения в природе.
На прогулке наблюдаем за деревьями, кустарниками, из каких частей состоит
дерево (ствол, корни, ветки), чем отличаются от кустарников.
Осенью наблюдаем за растениями, цветы высыхают, трава желтеет, ало видно
насекомых, объясняем детям, куда они деваются поздней осенью (прячутся
под кору деревьев, в щели и т.п.).что происходит ежедневно с листьями,
замечаем, сравниваем, как они желтеют, а затем совсем опадают. Сравниваем
листья с разных деревьев. Учимся запоминать названия деревьев растущих на
территории нашего детского сада (карагач, рябина, тополь, клен).
Зимой используем различные способы, помочь детям осознать изменения
температуры воздуха, снять варежки и ощутить холод. Объясняем детям, что
и растениям тоже холодно, и чтобы они дождались тепла, нег укрывает землю.
Кормим птиц, выносим корм для них (белый хлеб, семечки, зерно и свежее
сало). Наблюдая за птицами мы видим, что корм им нравится, следим, чтобы
он всегда был. Обращаем внимание, как красиво зимой, и что снег приносит
пользу природе. На снегу видим следы животных, птиц, учимся различать их.
Обращаем внимание на то, что нет листьев, травы, объясняем детям, что
дерево живое и зимой, ствол у него теплый, трогаем руками. Укрываем снегом
цветники с помощью лопаточек, чтобы весной было достаточно влаги в земле
для них. Наблюдение сопровождаем художественным словом, читаем стихи,
играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем как птицы,
клюем зерна, как воробьи.
Весной наблюдаем за растениями: очень нравится – появление первой зеленой
травки, бережем ее, не наступаем, радуемся ей. Учимся наблюдать, как из
почек на ветках появляются первые листочки. Запоминаем название деревьев
и кустарников (сирень). Наблюдаем, где еще расцвел одуванчик, вспоминаем
стихи о нем. Учимся беречь природу. Замечаем повадки насекомых (жук,
муравей – ползает, бабочки – летают, видим, как они садятся на цветы).
Объясняем, что они все живые и радуемся за них, что они дождались тепла, 9
какую пользу приносят (комары, мухи – корм для птиц). Ежедневные
прогулки, наблюдение за живой природой вызывают у детей большой интерес.
Деи учатся наблюдать, быть любознательными, у них появляется много
вопросов, наблюдают за природными явлениями, отмечают новое, передают
свои впечатления. У них появляется бережное отношение к природе, ко всему
живому.
И задача нас, педагогов в работе с детьми среднего дошкольного возраста
заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных, как
живых существ. Во второй младшей группе ы ввели такую форму как
совместные прогулки выходного дня. Родители совместно с детьми
объединившись небольшими подгруппами совершают прогулки по городу.
Природа предоставляет широкий простор для наблюдения. Гуляя с ребенком
в парке, в саду, по красивым местам нашего города, родители с детьми
учились находить что – то новое, прекрасное, отгадывать очередную загадку
природы. Эта форма оказалась очень удачной и способствовала объединению
родителей с ребенком и природой. Родители с детьми рассматривали
снежинки, сравнивали их, собирали осеннюю листву (кто больше соберет
разной формы, оттенка, разных размеров), рассматривали камни (гладкие,
шершавые, большие и маленькие).
Данная работа способствовала развитию у детей наблюдательности, внимания,
речи, дети учатся высказывать свои впечатления, сравнивать. В переходу в
среднюю группу у детей накопились конкретные представления о некоторых
объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее
расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений, навыков,
воспитание бережного отношения к природе.
Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического
мировоззрения, практических навыков природоиспользования, экологической
культуры родителей, которые являются для детей самыми большими
авторитетами.
Воспитывает любовь к природе, желание беречь ее и сохранять. 10
Наблюдение с детьми на прогулке.
Наблюдение за капелью.
Цель: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Расширять
представление детей о весне. Развивать познавательный интерес, мышление,
речь.
Наблюдение.
Загадка
Кто там с крыши надо мною
Нависает в холода?
У кого это с весною
С носа капает вода?
(Сосулька)
Понаблюдать вместе с детьми за сосульками.
Воспитатель: Почему растут сосульки?
Предложить послушать капель. Посмотреть, как, оттаяв, сосульки падают
вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Рассказать, что сосульки – это
замершая вода, от тепла они тают. Солнышко пригревает все сильнее и 11
сильнее. Се от этого тепла улыбается. Только сосулькам грустно и они стали
плакать.
Почему сосульки плачут?
(сосулькам жалко прощаться с зимой).
Если солнышко пригрело, и сосулька стала таять, то с нее начинает капать
вода. Началась капель.
Сосулька песенку поет:
Кап – кап – кап!
Только кто ее поймет?
Кап – кап – кап!
Кап – кап – кап!
Очень грустно мне
Кап – кап – кап!
Кто поможет мне?
Исследовательская деятельность.
«Определение прозрачности снега и льда».
Цель: приобщать детей к процессу познания. Развивать мыслительные
операции, речевое развитие. Обогащать и расширять представления об
окружающем мире.
Положить под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте,
сравним, где видно картинку, а где – нет. Под снегом не видно.
П/и «Сбей сосульку».
Наблюдение за птицами.
Цель: Продолжать наблюдать за птицами, их повадками; сравнивать воробья и
голубя.
Наблюдение.
Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.
Голуби, голуби –
Раз, два, три.
Прилетели голуби – сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках. После этого
сравнить птиц. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают,
но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей чирикает, голубь ходит,
а воробей чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся
людей, они к ним привыкли. Воробей над кормом
Прыгает, кружится, перышки взъерошены,
Хвостик распушился.
П/и «Птички летают».
12
Экологическая прогулка выходного дня с родителями.
Экологическая прогулка к реке Искитимка с детьми «В гости к уткам».
Цель: наблюдение за изменениями природы и особенностями водоплавающих
птиц – уток.
Предварительная работа: рассматривание открыток и фотографий,
водоплавающих птиц; чтение и разучивание стихотворений об уточках,
отгадывание загадок о перелетных птицах; изобразительная деятельность
(рисование птиц).
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто плавает по реке? Да, это утки.
Давайте их внимательно рассмотрим. Чем покрыты утки? (перьями). Какого
они цвета? (ответы детей). 13
У самцов (селезней) окраска яркая – шея и голова у них ярко – зеленого
цвета, грудка у них бурая, а спинка и живот серые. У самок – уточек –
оперение – темно – серое или бурого цвета с маленькими темными
пятнышками.
Чем отличаются утки от других птиц – например, от голубей, грачей или
скворцов? (они умеют плавать).
Чем питаются утки? (водорослями, мелкой рыбой, насекомыми, семенами
растений). А как же они добывают себе еду зимой? (ответ детей).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами к уточкам пришли в гости не с
пустыми руками. Давайте угостим их тем, что мы принесли с собой.
Дети берут в руки зерна, хлеб и бросают в реку, наблюдают, как утки
подплывают и едят угощение.
Кормление уток.
Подвижные игры:
«Перелетные птицы».
Дети – «птицы» находятся на одной стороне поля. По сигналу воспитателя
«полетели!» они «разлетаются» по поляне. Когда воспитатель говорит
«Буря!» «птицы» должны как можно быстрее спрятаться под деревом. Игра
повторяется несколько раз.
Подведение итогов:
Воспитатель:
Где мы сегодня были? Кого мы видели на реке?
Что нового вы сегодня узнали?
Понравилась вам наша прогулка?
Мне тоже с вами было очень интересно, ребята.
Экологическая прогулка к реке Томь.
Цель: Наблюдение за изменениями на реке зимой.
Закрепить правила поведения детей на реке зимой.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Река зимой». Проведение опытов со льдом.
Ход прогулки.
«Осторожная лисица
Подошла к реке
Напиться.
А вода
Неподвижна 14
И тверда».
Воспитатель:
Ребята, что произошло с водой в реке? (ответы детей: она превратилась в
лед).
Что такое лед? (ответы детей: это замершая вода).
А когда появляется лед на реке? (ответы детей: как только появятся первые
морозы).
А какой лед на ощупь? (ответы детей: гладкий, шершавый, холодный).
Под водой есть не замершая вода, там живут рыбы. Водяные жители – рыбы –
благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от мороза.
Обратите внимание на рыбака, который сидит около проруби.
Как вы думаете, чем занят рыбак? (ответы детей: он ловит рыбу)
Что в руках рыбака? (ответ детей: удочка).
Как одет рыбак? (ответ детей: кутка, шапка).
Почему, ребята, на реке так светло? (ответ детей: все покрыто снегом).
Снега, много или мало? (ответ детей: много).
Снег какой? (ответы детей: пушистый, белый).
Воспитатель обобщает ответы детей:
На берегах реки очень много снега. Река заснула, берега пусты, все замерло.
Предложить детям с родителями еще раз полюбоваться на реку, обратить
внимание, как прекрасна она и красива зимой, фотографировать, то что
понравится.
Возвращение детей в детский сад:
Отгадывание загадок:
1. «На реке лежит, ярко блестит» (лед)
2. «Текло, текло и легло под стекло» (река)
3. «Шуба нова, а в подоле дыра» (прорубь)
4. «Зимой скрылась, весной появилась
Летом веселюсь, осенью спать ложусь (река). 15
Заключение.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности на прогулке,
словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки
свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся
ломается, высоко низко далеко, мягкий твёрдый тёплый и прочее). 16
Список литературы 17
Консультации для родителей.
Учите детей наблюдать. 18
Уважаемые родители! Учите ребенка наблюдать. Ребенок с раннего детства
проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая
его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой
тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно
наблюдательность помогает ребенку развивать в этом сложном мире.
Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости,
любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребенка
формируются нравственные качества.
Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает
обогащать знания ребенка о предметах и явлениях. Гуляя с ребенком в парке,
в саду или просто на улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом,
насекомыми и т.д. организуя с ребенком наблюдения, вы поможете ему
запомнить сезонность. Ведь зимой можно понаблюдать за снегом, ветром,
поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилетом птиц; летом –
за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом.
Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча.
Поэтому, учить ребенка рассуждать, устанавливать причинно – следственные
связи.
Например: «С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало
солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов
насекомые спрячутся и птицам нечего будет есть».
Развивайте фантазию ребенка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру
«На что похоже». Придумайте сказку с «облачными» героями. Запишите ее, а
вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребенком можно
наблюдать за одним объектом природы или длительное время. То может быть,
что угодно: и береза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок
на подоконнике и многое другое. Для поддерживания интереса ребенка, свои
наблюдения вы можете зарисовать в альбом.
Повести за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за
лакомством. Наблюдайте за повадками животных и птиц.
Аще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа дает живые и яркие
впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о
шорохе опавших листьев, о красоте осеннего леса, о причудливой форме
облаков, о радуге появляющейся после дождя. 19
Наблюдая за природой, ребенок учится ее любить, ценить, понимать ее
красоту. Такой ребенок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник,
не обидит кошку или собаку.
Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребенком,
организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребенка положительное
отношение к предметам и явлениям природы. Прогулка весной.
20
Продолжайте наблюдать с ребенком за снегом. Сравнить цвет снега (серый,
грязный) с тем, каким он был зимой организовать игры со снегом, при этом
побуждать к сравнению – снеговиков они лепили и зимой. Установить связь
между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть, на какой
стороне крыши снег тает раньше (на солнечной или в тени). Обратить
внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились
первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему? Со
старшими детьми уточнить свойства снега – переход из одного состояния в
другое. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних
снежных сугробах появляется ледяная корка – наст. Можно прочитать
стихотворение М. Садовского «Сердитый снег»:
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте
Взял и почернел.
Лучше всего не просто так выходить на улицу, «потому сто надо», а наметить
какую – то определенную цель: покормить птиц, запустить воздушного змея
или собрать листья для букета, гербария, поиграть в мяч, покататься на
велосипеде в парке, сходить в лес и пр. Постарайтесь не омрачать прогулку с
ребенком походами по магазинам, рынкам и аптекам, все это можно сделать и
без него. Если же такой возможности нет, то сперва сходите в магазин, чтобы
потом не тащить туда еще не нагулявшегося малыша.
Чем же заняться с малышом на прогулке, когда на улице полно луж и изрядно
подтаявший снег?
Снег уже теперь не тот,
Потемнел он в поле
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Скажите, кто из вас не запускал кораблики по весенним ручьям?
Наверное, таких найдется немного. А те, кому знакомо это удовольствие,
наверняка помнят, что вместо корабликов порой в ход шло все – сухие
веточки, бумажки и т.д.
В общем – то, соорудить крохотное плавсредство можно из чего угодно, что
есть под рукой. Даже фантика от конфеты вполне достаточно. Кроме того, 21
почти все дети обожают шлепать по лужам. Еще бы, это ж сколько
удовольствия – прыгнуть в самую середину, обдав брызгами окружающих!
Конечно, с точки зрения родителя это сущий кошмар: мокрые ребенок и
одежда, грязь и следующие а всем этим сопли, простуда и кашель. С другой
стороны, представите себя на месте ребенка, сосредоточенно скачущего по
лужам и , если в вас еще жива частичка детства, то вы ощутите абсолютный
восторг! Запрещать ли ребенку скакать по лужам или нет – решать, конечно,
его родителям, но помните, что резиновые сапоги и непромокаемые костюмы
(или штаны)способны защитить кроху от простуды и он получит массу
удовольствия, вдоволь напрыгавшись по воде. 22
Наблюдение за природой.
Организуя наблюдение малыша за природой, вы решаете одновременно ряд
важных задач, а именно, формируете у ребенка знания о природе, учите
наблюдать и созерцать, развиваете эстетическое начало и даже меру
ответственности.
В процессе кратковременных наблюдений детей учатся различать формы,
цвета, величины, пространственное расположение частей и характер
поверхности (это процесс отлично развивает тактильность). При
ознакомлении с живыми веществами (птицы, звери, насекомые) познается
характер движения, издаваемые звуки и поведенческие характеристики. Для
накопления знаний о росте и развитии растений, животных и о сезонных
изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения –
долговременное. Но оно под силу только подросшим малышам, не младше 3
лет, а лучше после 4 – 5 лет.
Например: белый зимний снег весной сменяется на талые воды, вместо
снежинок с неба падают капли дождя, вместо серого небо становится ярко –
голубым, холодное зимнее солнце сменяется теплыми весенними лучами,
бутоны распускаются в цветы, а почки на деревьях – в листья и пр. В ходе
этих наблюдений развиваются такие качества, как сообразительность,
наблюдательность, совершенствуются аналитические способности, умение
сравнивать и делать выводы.
Прочитайте ребенку стихотворение:
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса.
Весной наблюдать за природой куда интересней, чем зимой. Гуляя с малышом
по улице, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся
многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и небо – голубое, а не
серое. Опробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, 23
журчание ручья, пение птиц. Можно попробовать с малышом сымитировать
пение птиц, это упражнение неплохо развивает слух.
Весною дел у птиц не мало:
Встала птаха по утру,
Целый день она летала
И ловила мошкору.
Сядет с мошкою на ветку,
Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»
Знает, маленькие детки
С нетерпеньем маму ждут.
Расскажите ребенку, какие запахи приносит весна: талого снега, березовых
почек, первых подснежников и пр. Расскажите ребенку, что происходит
весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из
теплых стран, набухают почки на деревьях, из – под снега пробивается первая
трава, распускаются подснежники. Когда распустится верба, покажите ее
ребенку, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых
распускается весной, на ее запах слетаются жуки, мушки, бабочки. Сорвите
несколько веток и отнесите домой, предложите ребенку поставить букет в
вазу с водой и понаблюдайте, как изменяются ветки, как появляются на них
первые листочки.
Можно опробовать найти в парке или сквере цветы мать – и мачехи и
одуванчиков, когда они распустятся. Расскажите малышу про эти цветы,
дайте потрогать лист мать – и мачехи, расскажите, почему именно так его и
называют (одна сторона листа мягкая и теплая, как мамина рука, а другая
холодная и гладкая, как злая мачеха). Понюхайте с ребенком первые цветы
(только соблюдайте осторожность, особенно в первый раз, чтобы не
спровоцировать аллергическую реакцию!), дайте ребенку возможность
попробовать по запаху угадать цветок, закрыв глаза.
Когда прилетают первые перелетные птицы, можно рассказать малышу о них:
где проводят зиму, когда и почему возвращаются. Можно соорудить
скворечник (эта задача вполне по силам папам) и повесить его возле дома, или
же сделать кормушку для птиц прямо за окном. Тогда малыш сможет не
только самостоятельно кормить птиц, но и наблюдать за ними из дома.
Опыты весной на прогулке.
«Опыт с лужами»
Рассказать, что лужи грязные, холодные; о том, что нельзя наступать в лужи
(можно промочить ноги). «Опыт с солнцем».
Можно с ребенком подставить руки под солнечные лучи и почувствовать как
греет солнце.
24
Летние прогулки.
Отправляясь с ребенком на прогулку или выезжая за город, постарайтесь
использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за живой и неживой
природой. То, что вы прочтете ниже – подсказка для вас, темы для разговора
с ребенком, определенный объем знаний, который нужно доносить до ребенка
не сразу, а постепенно. Итак, за чем эе можно наблюдать в природе?
Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими
пушистыми облаками. Но вот появятся вдруг огромные тучи, налетит веселый
дождик, всех разгонит, пошумит и умчится.
Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет с
листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер,
зашумел в верхушках деревьев.
Постепенно подведите ребенка к первоначальному пониманию времени года –
лету (осени, весны). Солнце ласково греет. Все ему рады. Называй, кто
радуется дети в разноцветных одеждах похожи на кого? И цветы пестрые
вокруг. Лето красного цвета. А вот осень – она желтого цвета.
Трава и цветы. На лужайке блестит на солнце зелень травы. Мама предлагает
провести рукою, почувствовать, какая нежная трава.
На зеленном ковре ярко выделяются цветы. В начале лета – одуванчики, затем
ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи одуванчики? Мама
думает, что на цыплят, а ребенок – что на солнышко. Пусть будет так, нужно
считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он
чувствует себя равноправным членом семьи.
На клумбе в парке цветут сначала тюльпаны и нарциссы, затем пионы, розы,
анютины глазки и т.д. и каждый раз можно упражняться в одном и том же с
неиссякаемым интересом: где какой цветок? Одни цветы высокие, другие
низкие, но такие пахучие. 25
Куст и дерево. Идя по парку обращайте внимание на деревья. Одни высокие,
другие низкие. Знаешь, как отличить дерево от кустов? Проведи рукой – это
ствол, он шершавый. Достал до листьев? Это дерево. У него ствол, и листья
высоко. А у куста ствола нет, ветки низкие, можно дотянуться и до листьев.
Стволы тонкие и толстые. Можно найти самое высокое дерево.
В летнее время можно знакомить ребенка с березой и дубом. Пусть ребенок
ладонью почувствует шелковистую поверхность березы, а вы подскажите:
белоствольная березка, кудрявая.
А дуб? Могучий, великий. А какие разные у них листья, рассмотрите их. К
осени можно показать рябину, полюбоваться ее ярко – красными гроздьями.
Наблюдение за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев
можно набрести на муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев.
Предупредите: насекомые – хрупкие создания, невольно можно нанести им
вред. Мешать им нельзя, они трудятся и никого не обижают. Бабочка,
матылек. Взрослые предлагают полюбоваться ими, рассмотреть пестрые
крылышки, но не трогать их.
Все решают, что бабочки – живой цветок. 26
Наблюдение на прогулке осенью.
Прогулка на улице имеет особое значение для ребенка. Выход за пределы
замкнутого пространства – дома, где все уже изучено и редко появляются
новые предметы. На улице много незнакомого, интересного и познавательного
– деревья, падающие с шелестом желтые листья, другие люди, другие дети,
машины, животные; все выглядит и звучит необычно, по новому. Здесь
ребенок знакомится с внешним миром, с новыми понятиями, с новыми
словами. Здесь он перенимает правила поведения на улице, в обществе.
Возникает мощный поток информации, необходимой ребенку для развития.
Родителям очень важно наблюдать за ребенком, разговаривать, объяснять,
показывать. Помимо этого, свежий воздух позитивно влияет на здоровье
ребенка.
Наблюдение за живой природой.
Цветы. На лугу, в поле ил у цветочной клумбы покажите ребенку цветы,
скажите как они называются, спросите, какого цвета листья, цвета.
Вощи, фрукты, ягоды. Удивительные открытия ждут ребенка в огороде.
Оказывается, одни овощи открыто красуются на грядках, другие нужно
отыскать в траве.
Деревья и кусты. При легком ветерке с деревьев медленно летят ярко
раскрашенные листья. Дети с удовольствием собирают листья в букет. Задача
взрослого – ненавязчиво объяснить, какой лист с какого дерева. Если листья
подбросить, то они медленно ложатся на землю. Почему? Легкие.
А теперь можно вспомнить, чем отличается куст от дерева 27
В лесу в первую половину осени можно увидеть много интересного. Синицы
собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и
ветки деревьев. Можно встретить ежа. По деревьям может прыгать белка с
грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме.
Осенью интересно наблюдать за насекомыми – в сентябре они еще летают,
ползают, особенно в солнечные дни в начале осени, если представится случай,
понаблюдайте с ребенком за порхающими бабочками, снующими муравьями.
Как только похолодает и насекомые исчезнут, не забудьте предложить
ребенку поискать жуков, комаров, мух. Может ребенок и обнаружит кого –
то, но обязательно в неподвижном состоянии. Поясните ему, что насекомые
активны, когда очень тепло: они летают, ползают, ищут себе пищу. С
наступлением холодов все они исчезают – прячутся в опавшие листья, под
кору и в трещины деревьев. Именно поэтому улетают в теплые края
насеуомоядные птицы (скворцы, грачи и т.д.), на зиму остаются лишь те
птицы, которые могут питаться различной пищей.
Наблюдение за неживой природой.
Сезонные и погодные явления. В теплый осенний денек обратите внимание
ребенка на легкие белые облака, яркую синеву неба, ласковое солнце, на
разноцветные листья. И все это золотая осень! Осень желтого цвета.
Но осень бывает хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышко
не видно, и тучи огромные, черные. Обратите внимание ребенка на одежду
окружающих: все в куртках, в теплой одежде. Обратите внимание ребенка на
то, как ветер срывает последние листочки с деревьев и уносит их далеко –
далеко.
Как видите, весьма обширный объем новых знаний, наблюдений можно
предлагать ребенку на прогулке. Все сразу ему не усвоить. Не загружайте его
массой разнообразных впечатлений. Ребенок не в состоянии будет справиться
с их лавиной, переутомиться.
Поэтому в течении одной прогулки предлагайте 1 – 2 наблюдения, чередуя их
с двигательной деятельностью.
Большую часть времени следует предоставить ребенку для самостоятельной
деятельности. Чтобы ребенок не утомился, меняйте виды деятельности:
слушает объяснения взрослого – сам говорит и активно действует, бегает –
лежит, отдыхает. 28
Зимние прогулки.
В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше
времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке
будут занимать подвижные игры, катание с горок. Но все же, постарайтесь
найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней
природой, погодой.
Ребенок радуется первому снегу. Обойдите с ним знакомые места, и
рассмотрите, как красиво снег украсил улицу, как блестит снег на солнце.
Если будит идти снег, понаблюдайте, как он кружится в воздухе. Предложите
поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет.
Большое значение имеет одежда ребенка во время прогулки. Она должна быть
удобной. Понаблюдайте, как ходят многие дети зимой: согнувшись под
тяжестью шуб. Для прогулок лучше надевать легкие зимние куртки ли теплые
комбинезоны.
Прогулка никогда не покажется скучной ребенку, если вы вместе будете
играть и трудиться, наблюдать за зимней природой.
Самое интересное – снег. Дети любят наблюдать, как идет снег. Кроме того,
он является хорошим материалом для игр и труда детей во время прогулки. 29
Игры и занятия со снегом не пустое баловство: в них дети познают свойства
снега, связывают их с погодой. Гуляя с детьми, обращайте их внимание на
зимние явления.
Когда идет сильный снег, скажите ребенку, что это снегопад, и спросите,
почему так его называют люди.
После снегопада посмотрите, какие сугробы намело. Можно с детьми
измерить палочкой, где больше снега. Ребенку будет интересно, что снег
задерживается возле забора, около домов, там он лежит толстым слоем.
Дворники очищают от снега дорожки. Покажите ребенку, как они убирают,
посыпают лед песком, чтобы людям было легко идти.
Орошая игра в снежки. Поощряйте эту игру и принимайте сами участие в ней.
Одновременно дети познают свойства снега: в оттепель снежки хорошо
лепятся, в мороз – снежки лепить нельзя. Полезно для детей метание в цель
снежков. Укрепляются все мышцы тела, и развивается глазомер.
В морозный день предложите послушать, как скрипит снег.
Дети узнают, что лед гладкий, скользкий.
Не забудьте зимой навестить с детьми пернатых друзей. Вместе с детьми
покормите их, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе
людей. Покормили птиц – теперь можно поиграть.
Любуясь деревьями, приучайте ребенка высказывать свои впечатления,
сравнивать. Зимой деревья обнажены и хорошо видны ствол и ветки.
Погуляйте вечером с ребенком. Вечерние прогулки имеют большую ценность,
прежде всего для укрепления нервной системы ребенка. Вечерняя прогулка
полезна и тем, что ребенок приучается ориентироваться в пространстве.
Знакомые предметы, такие обычные днем, вечером представляются совсем
другими. Деревья выглядят совсем черными, ветви длинными. Освещённые
фонарями, они бросают незатейливые тени на дорожках. 30
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Кенсультация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.