Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"
Оценка 4.6

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
10.10.2019
Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"
Мастер-класс для родителей проводится с целью знакомства родителей с приемами закрепления у детей навыков звукового и слогового анализа слов, а также для совершенствования совместной работы родителей и специалистов детского сада. В ходе мастер-класса родители знакомятся с такими понятиями так звуковой анализ и синтез слов для применения этих знаний в работе с детьми дома.
Мастер-класс для родителей.docx
Мастер­класс для родителей «Все о звуках и буквах» Цель: «Познакомить родителей с приемами закрепления у детей навыков звукового и  слогового анализа слов». Вопросы: 1. Роль формирования фонематического слуха и восприятия при обучении  дошкольников грамоте. 2. Что такое звуковой анализ и синтез слов? 3. Звуки и буквы. 4. Практическая часть.  Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет   грамотно   читать   и   писать.   Однако,   как   показывает   практика,   знание   букв   не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины? На   наш   взгляд,   к   таковым   относятся:   педагогическая   запущенность   ребенка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении. Но   основные   причины   подобного   явления  произношения,   нарушение а  также фонематического   слуха, несформированность навыков   звукового   анализа   и   синтеза.   Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины.   дефекты Для   того   чтобы   грамотно   писать,   ребенку   необходимо   представлять,   что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко­слоговое строение слова». То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро,   легко,   а   также   избежал   многих   ошибок,  следует   обучить   его  звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом слухе и восприятии( диффиренциации) каждого звука родного языка. Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время? Фонематическим   слухом  принято   называть  способность   воспринимать   и различать звуки речи (фонемы).  Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.  Овладение   навыками   звукового   анализа   и   синтеза  требует   специального планомерного   обучения   это   ­   1)   определение   порядка   слогов   и   звуков   в   слове, 2)установление   различительной   роли   звука,   3)выделение   основных   качественных характеристик звука. В   период   от   одного   года   до   четырех   лет   развитие   фонематического  слуха происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте.          Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь   между   звуком   и   соответствующей   буквой.   Заучивание  букв,   когда   их   названия воспроизводятся   неправильно   (вместо   Ш   —   С,  вместо   Р   —   Ли   т.п.),   способствует закреплению   у   малыша   существующих  дефектов   речи,   а   также   тормозит   усвоение   им письменной речи.        Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки: > неправильно называют буквы; > путают понятия «звук» и «буква»; > не учитывают,  что  согласных звуков  намного  больше,  чем соответствующих букв, а  гласных звуков, наоборот, меньше; > предлагают для написания слишком сложные слова; > не исправляют побуквенное ЧТЕНИЕ детей.               Указанные ошибки для подавляющего большинства взрослых, не знакомых с фонетикой — наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличиями от графики (системы передачи устной речи на письме) — естественны. Однако, по нашему мнению, педагогам   и   родителям,   заботящимся   о   том,   чтобы   в   представлениях   дошкольника   о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и эффективно, необходимы следующие специальные знания:      Для ребенка, не умеющего читать,  слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв!)  с   различным   количеством   и   последовательностью.   Сам   по   себе   звук   не   имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и пишем.  Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает  букву Р»  или « Дочка  шипящие буквы плохо произносит» — неверно. Следует говорить: «Ребенок не произносит звук Р» или «Она неверно выговаривает шипящие звуки». Кроме того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку. В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. Гласные звуки графически обозначаются красным цветом.  В названии каждой из четырех следующих букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука Я=Й+А, Ё=Й+0, Ю=Й+У, Е=Й+Э. (Поэтому эни и называются йотированными!) Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ГЬ, ВЬ, СЬ и пр.). (Сравните: ныть — нить, мал — мял, вол — вёл, лом — лён, лук — люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и  твердые.)  Мягкость  согласных  звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв:  мягкого знака (банька, семь, рысь), буквы И (был — бил, дым ­ Дима) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я (сравните: мэр ­мерка, рот —рёва, руки —рюмка, лампа —лямка и т.п.).  Анализируя   с  детьми   слова,   необходимо   учитывать   наличие  в  них   мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по   твердости   —   мягкости.   Твердые   согласные   графически   обозначаются,   синим цветом, а мягкие зеленым. В русском языке нет полного соответствия между буквами и звуками. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем   слова  тростник,  соседка,   лето,   ёж,   подставка,   юбка).  В   связи   с   этим  в упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова,   произношение   которых   не   расходится   с   их   написанием шторм, кран, карман, карнавал, струны, грозы  и пр.). Слова, которые  мы  пишем и произносим по­ разному   (помимо   слов   с   мягкими   согласными   звуками),   взрослым   важно   замечать   и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей. Называть   согласные   звуки   при   анализе   и   синтезе   слов   следует   коротко,   без добавления гласных, так,  как они произносятся в конце лов  самоваР, шалаШ, пилоТ, гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не звуков. В   тренировочных   упражнениях   закрепляется   сначала   устный   синтез   гласных   и согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал впоследствии «муки слияния» и раньше   овладел   послоговым   чтением.   В   противном   случае,   читая   побуквенно   длинное слово, ребенок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл прочитанного.                                                  Практическая часть. 1. Выполнить звуковой анализ слов: ЛУНА, КИТ, РОЗА. 2. Д/ игра «Мягкий­твердый». 3. Выполнить слоговой анализ слов с определением ударного слога и выложить схему.

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"

Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2019