Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
10.10.2019
Мастер-класс для родителей проводится с целью знакомства родителей с приемами закрепления у детей навыков звукового и слогового анализа слов, а также для совершенствования совместной работы родителей и специалистов детского сада. В ходе мастер-класса родители знакомятся с такими понятиями так звуковой анализ и синтез слов для применения этих знаний в работе с детьми дома.
Мастер-класс для родителей.docx
Мастеркласс для родителей «Все о звуках и буквах»
Цель: «Познакомить родителей с приемами закрепления у детей навыков звукового и
слогового анализа слов».
Вопросы:
1. Роль формирования фонематического слуха и восприятия при обучении
дошкольников грамоте.
2. Что такое звуковой анализ и синтез слов?
3. Звуки и буквы.
4. Практическая часть.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он
станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не
исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их
причины?
На наш взгляд, к таковым относятся: педагогическая запущенность ребенка,
отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное
внимание или память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явления
произношения,
нарушение
а
также
фонематического слуха,
несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Остановимся
на сущности этих причин и уточним некоторые термины.
дефекты
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что
предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в
определенной последовательности.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков
речи в слоги и слова. К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может
только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо)
быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому
анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом слухе и восприятии( диффиренциации) каждого звука родного языка.
Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?
Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и
различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в
процессе естественного развития.
Овладение навыками звукового анализа и синтеза требует специального
планомерного обучения это 1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2)установление различительной роли звука, 3)выделение основных качественных
характеристик звука.
В период от одного года до четырех лет развитие фонематического слуха
происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.
Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте.
Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия
воспроизводятся неправильно (вместо Ш — С, вместо Р — Ли т.п.), способствует
закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им
письменной речи.
Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и
письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:
> неправильно называют буквы;
> путают понятия «звук» и «буква»;
> не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а
гласных звуков, наоборот, меньше;
> предлагают для написания слишком сложные слова;
> не исправляют побуквенное ЧТЕНИЕ детей.
Указанные ошибки для подавляющего большинства взрослых, не знакомых с
фонетикой — наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличиями от графики
(системы передачи устной речи на письме) — естественны. Однако, по нашему мнению,
педагогам и родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о
родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и
эффективно, необходимы следующие специальные знания:
Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из
букв!) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет
никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух
оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и
пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» или « Дочка шипящие
буквы плохо произносит» — неверно. Следует говорить: «Ребенок не произносит звук Р»
или «Она неверно выговаривает шипящие звуки». Кроме того, занимаясь с дошкольником,
взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух,
поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на
его звуковую оболочку.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков
всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. Гласные звуки графически обозначаются красным цветом.
В названии каждой из четырех следующих букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука
Я=Й+А, Ё=Й+0, Ю=Й+У, Е=Й+Э. (Поэтому эни и называются йотированными!)
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в
основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ГЬ, ВЬ, СЬ и пр.). (Сравните: ныть — нить,
мал — мял, вол — вёл, лом — лён, лук — люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а
звуки разные: мягкие и твердые.) Мягкость согласных звуков отражается на письме с
помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь, рысь),
буквы И (был — бил, дым Дима) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё,
Ю, Я (сравните: мэр мерка, рот —рёва, руки —рюмка, лампа —лямка и т.п.).
Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких
согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки
по твердости — мягкости. Твердые согласные графически обозначаются, синим
цветом, а мягкие зеленым. В русском языке нет полного соответствия между буквами и звуками. Зачастую
звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и
пишем слова тростник, соседка, лето, ёж, подставка, юбка). В связи с этим в
упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те
слова, произношение которых не расходится с их написанием шторм, кран,
карман, карнавал, струны, грозы и пр.). Слова, которые мы пишем и произносим по
разному (помимо слов с мягкими согласными звуками), взрослым важно замечать и
исключать из упражнений, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей.
Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без
добавления гласных, так, как они произносятся в конце лов самоваР, шалаШ, пилоТ,
гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не
звуков.
В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и
согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал впоследствии «муки слияния» и
раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное
слово, ребенок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл
прочитанного.
Практическая часть.
1. Выполнить звуковой анализ слов: ЛУНА, КИТ, РОЗА.
2. Д/ игра «Мягкийтвердый».
3. Выполнить слоговой анализ слов с определением ударного слога и выложить схему.
Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"
Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"
Мастер-класс для родителей "Все о звуках и буквах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.