Тема: К.И.Чуковский. Путаница. Небылица.
Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.
Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге.
Планируемые результаты:
Познавательные: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию, строить сообщение в устной форме, анализировать, делать выводы.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других.
Регулятивные: определение и формулирование темы урока с помощью учителя, умение прогнозировать текст.
Личностные: оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм, развивать готовность к сотрудничеству.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2 класса, презентация, аудиозапись сказки, выставка книг К.Чуковского.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, встаньте, пожалуйста, правильно. Сегодня у нас необычная встреча. К нам на урок пришли гости. Я попрошу вас повернуться к ним. Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой, а теперь улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Улыбка ничего не стоит, но многое даёт. Улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы. Садитесь.
Проверим готовность к уроку.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спинка? Прямая!
- Давайте, проведём наш урок литературного чтения так, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым! А начнём мы его с речевой разминки.
Актуализация знаний.
Речевая разминка (повторение малых жанров фольклора)
Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.
- Прочитайте «жужжащим» способом. Прочитайте с весёлой интонацией.
- К какому жанру народного творчества относится это произведение? (небылица)
- Какие произведения мы называем небылицами?
(Небылица
- шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.)
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть. Вспомните, пожалуйста, из какого произведения следующие строки:
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
«Айболит».
-Из какого произведения этот отрывок?
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг –
Звонок!
«Телефон».
-Угадай это произведение.
Вот была потом забота –
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам
Приколачивать!
«Тараканище».
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
«Мойдодыр».
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
«Муха-цокотуха».
Определение темы урока.
- Что общего у всех произведений, название которых вы сейчас отгадали ?
(У них один автор. Корней Иванович Чуковский.)
- Что вам известно про этого человека?
( Это детский поэт.)
- Правильно. Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
(Произведение К. Чуковского.)
- Всё правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с авторской небылицей Корнея Ивановича Чуковского.
Целеполагание и постановка учебной задачи.
- Какой будет цель нашего урока?
(Познакомиться с творчеством Чуковского, его новым произведением.)
- Давайте вспомним план знакомства с новым произведением.
План:
1. Знакомство с биографией.
2. Чтение произведения.
3. Ответы на вопросы.
4. Выполнение заданий.
5. Итог урока.
Реализация построенного проекта.
1. Знакомство с биографией писателя.
- Каким человеком был К. И. Чуковский? (Дети рассматривают портрет.)
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.
«Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
А вот детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Послушайте, как это произошло.
(А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.)
- В создании детских стихотворных сказок Чуковскому помогало отличное знание русской поэзии и русского фольклора.
К сожалению, жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского завершен(1969г). Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. Как вы думаете, почему?
В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский.
-А теперь давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук (статья в учебнике, стр. 4)
- Каким, по-вашему, был К. И. Чуковский?( Весёлый, жизнерадостный…)
– Какой пункт плана мы выполнили?
(Знакомство с биографией.)
–Зачем нам знакомиться с биографией писателя?
2. Знакомство с авторской небылицей «Путаница».
- Откройте учебник на с. 6, прочитайте название произведения.
(«Путаница».)
- Что означает слово путаница?
(ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова).
- Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь?
- Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное?
(прогнозируют).
- После прочтения произведения посмотрим, кто был прав в своих догадках.
А сейчас мы с вами уточним значение некоторых слов, которые могут быть для вас непонятными.
Словарная работа:
Паинька – ласковое название послушного ребёнка.
Лопотать - говорить много, быстро, неясно.
Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
Первичное чтение.
Прослушивание ауди.
– А теперь, сядьте пожалуйста, свободно, руки положите на колени, отдохните. Послушайте, как эту небылицу читает актёр.
- Какой пункт плана выполнили?
(Чтение произведения.)
3. Работа над произведением «Путаница».
- Понравилось ли вам произведение? Какое настроение создаёт поэт? (весёлое).
- Правы ли вы были в своих догадках?
- Кто персонажи сказки? (животные, звери)
- Что же с ними случилось?
(Они захотели разговаривать голосами других животных.)
- Почему им надоело говорить своими голосами?
(Наверное, им пошалить захотелось. Поиграть.)
Физминутка:
- А вы любите шалить, играть?
Тогда вперёд! Встаньте из-за парт.
Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.
А устали ножки
Хлопают в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп. Хлоп, хлоп, хлоп.
А потом в присядочку,
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать –
Никому их не догнать!
- Скажите, всегда ли хорошо заканчиваются шалости?
- К чему привела шалость зверей в произведении? (к пожару)
- Кто из зверей был самый серьёзный? Как его называет автор? (заинька-паинька)
- О чем он всех предупреждал?
Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
Вторичное чтение стихотворения.
Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки.
- Постарайтесь прочитать текст так, чтобы передать настроение каждого героя.
Выборочное чтение.
- Как звери восприняли пожар? Испугались ли они? (да)
- Смогли бы они потушить море? (нет)
- Кто потушил море? Зачитайте.
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.
- Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
- Чему учит нас сказка? (Быть осторожными. Любая шалость может очень плохо закончиться.)
- Молодцы! Какой пункт плана выполнили?
4. Творческие задания.
Работа в паре.
- Перед вами план нашего произведения. Здесь тоже произошла путаница. Распутайте план, восстановите последовательность.
План:
1. Уговоры заиньки.
2. Пожар.
3. Шалости зверят.
4. Конец путаницы.
5. Тушение пожара.
Проверка по эталону.
- Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! Кит
Кому велено чирикать
-не мурлыкайте! Заинька
Мы хотим как лягушата, квакать! Утята
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком! Заинька
Проверка по эталону .
- Какой пункт плана выполнили?
Итог урока.
- С каким произведением К.Чуковского познакомились?
- Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку? Какой бы совет дали героям сказки?
Корней Иванович Чуковский писал не только стихи и сказки есть у него и загадки для детей. Попробуйте их сейчас отгадать.
1.
Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (иголка)
2.
Я лаю со всякой собакой.
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревёт,
Я тоже реву: «У-у!» (эхо)
3.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
4.
Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня! (крапива)
5.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)
6.
Лежу у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня,
И бейте меня. Колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)
7.
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл! (пароход)
8.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (яйцо)
При составлении конспекта я ставила перед собой следующие цели:
Цели:
- познакомить с новым произведением К.Чуковского; развивать связную речь, навыки выразительного чтения.
IX. Рефлексия УД.
Закончите предложения: скажите своему партнеру по лицу
На уроке я узнал, что…
Мне запомнилось…
Сегодня на уроке мне было трудно…
Речевая разминка.
- Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в
чистоговорках чётко.
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.