К.И.Чуковский. Путаница.Небылица.

  • docx
  • 11.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема.docx

Тема: К.И.Чуковский. Путаница. Небылица.

 

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.

 

Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге.

 

Планируемые результаты:

Познавательные: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию, строить сообщение в устной форме,  анализировать, делать выводы.

 

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других.

 

Регулятивные: определение и формулирование темы урока с помощью учителя, умение прогнозировать текст.

 

Личностные: оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм, развивать готовность к сотрудничеству.

 

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2 класса, презентация, аудиозапись сказки, выставка книг К.Чуковского.

 

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, правильно. Сегодня у нас необычная встреча. К нам на урок пришли гости. Я попрошу вас повернуться к ним. Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой, а теперь улыбнитесь, пожалуйста, друг другу.  Улыбка ничего не стоит, но многое даёт. Улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы. Садитесь.

    Проверим готовность к уроку.

Руки?  На месте!

Ноги?   На месте!

Локти?   У края!

Спинка?     Прямая!

- Давайте, проведём наш урок литературного чтения так, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым! А начнём мы его с речевой разминки.

 

 

Актуализация знаний.

Речевая разминка (повторение малых жанров фольклора)

 

Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.

 

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

 

- Прочитайте «жужжащим» способом. Прочитайте с весёлой интонацией.

-  К какому жанру народного творчества относится это произведение? (небылица)

- Какие произведения мы называем небылицами?
(Небылица - шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.)

 

- А сейчас, ребята,  я предлагаю вам поиграть. Вспомните, пожалуйста, из какого произведения следующие строки:

 

 

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!            

            «Айболит».

 

-Из какого произведения этот отрывок?

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёг –

Звонок!

               «Телефон».

 

-Угадай это произведение.

Вот была потом забота –

За луной нырять в болото

И гвоздями к небесам

Приколачивать!

            «Тараканище».

 

Вдруг  из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…

                 «Мойдодыр».

 

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

             «Муха-цокотуха».

 

 

Определение темы урока.

- Что общего у всех произведений, название которых вы сейчас отгадали ?

 (У них один автор. Корней Иванович Чуковский.)

- Что вам известно про этого человека?

( Это детский поэт.)

-  Правильно. Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

(Произведение  К. Чуковского.)

- Всё правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с авторской небылицей Корнея Ивановича Чуковского.

 

 Целеполагание и постановка учебной задачи.

-  Какой будет цель нашего урока?

(Познакомиться с творчеством Чуковского, его новым  произведением.)

 

-  Давайте вспомним план знакомства с новым произведением.

План:

1.   Знакомство с биографией.

2.   Чтение произведения.

3.   Ответы на вопросы.

4.   Выполнение заданий.

5.   Итог урока.

 

  Реализация построенного проекта. 

1. Знакомство с биографией писателя.

- Каким  человеком был  К. И. Чуковский? (Дети рассматривают портрет.)

      Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

      С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».

    Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.

«Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

    А вот детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Послушайте, как это произошло.

(А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:

                        Жил да был крокодил,

                        Он по улицам ходил.

     Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.)

   

-  В создании детских стихотворных  сказок Чуковскому помогало отличное знание русской поэзии и русского фольклора.

    К сожалению,  жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского  завершен(1969г). Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. Как вы думаете, почему?

    В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский.

 

-А теперь давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук (статья в учебнике, стр. 4)

- Каким, по-вашему, был К. И. Чуковский?( Весёлый, жизнерадостный…)

 

 – Какой пункт плана мы выполнили?

(Знакомство с биографией.)

 –Зачем нам знакомиться с биографией писателя?

 

2. Знакомство с авторской небылицей «Путаница». 

-  Откройте учебник на с. 6,  прочитайте название произведения.

(«Путаница».)

- Что означает слово путаница?

(ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова).

- Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь?

- Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное?

(прогнозируют).

- После прочтения произведения посмотрим, кто был прав в своих догадках.

 А сейчас мы с вами уточним значение некоторых слов, которые могут быть для вас непонятными.

 

Словарная работа:

Паинька – ласковое название послушного ребёнка.

Лопотать - говорить много, быстро, неясно.

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. 

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном. 

Ушат – небольшая кадка с ушами.

 

Первичное чтение.

Прослушивание ауди.

 – А теперь, сядьте пожалуйста, свободно, руки положите на колени, отдохните. Послушайте, как эту небылицу читает актёр.

- Какой пункт плана выполнили?

(Чтение произведения.)

 

3.  Работа над произведением «Путаница».

- Понравилось ли вам произведение? Какое настроение создаёт поэт? (весёлое).

- Правы ли вы были в своих догадках?

 

- Кто персонажи сказки? (животные, звери)

- Что же с ними случилось?

(Они захотели разговаривать голосами других животных.)

-  Почему им надоело говорить своими голосами?

 (Наверное, им пошалить захотелось. Поиграть.)

 

Физминутка:

- А вы любите шалить, играть?

Тогда вперёд! Встаньте из-за парт.

Как у наших у зверят

Лапки весело стучат:

Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.

А устали ножки

Хлопают в ладошки:

Хлоп,  хлоп,  хлоп. Хлоп,  хлоп,  хлоп.

А потом в присядочку,

Пляшут звери рядышком.

А как пустятся бежать –

Никому их не догнать!

 

 

- Скажите, всегда ли хорошо заканчиваются шалости?

- К чему привела шалость зверей в произведении? (к пожару)

- Кто из зверей был самый серьёзный? Как его называет автор? (заинька-паинька)

-  О чем он всех предупреждал?

    Кому велено чирикать –

    Не мурлыкайте!

    Кому велено мурлыкать –

    Не чирикайте!

    Не бывать вороне коровою,

    Не летать лягушатам под облаком!

 

Вторичное чтение стихотворения.

Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки.

- Постарайтесь прочитать текст так, чтобы передать настроение каждого героя.

 

Выборочное чтение.

-  Как звери восприняли пожар? Испугались ли они? (да)

- Смогли бы они потушить море?  (нет)

-  Кто потушил море? Зачитайте.

     Тут бабочка прилетала,

     Крылышками помахала,

     Стало море потухать –

     И потухло.

-  Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?

     Вот обрадовались звери!

    Засмеялись и запели,

    Ушками захлопали,

    Ножками затопали.

-  Чему учит нас сказка? (Быть осторожными. Любая шалость может очень плохо закончиться.)

 - Молодцы! Какой пункт плана выполнили?

 

4. Творческие задания.

Работа в паре. 

- Перед вами план нашего произведения. Здесь тоже произошла путаница. Распутайте план, восстановите последовательность.

                              План:

1.     Уговоры заиньки.

2.     Пожар.

3.     Шалости зверят.

4.     Конец путаницы.

5.     Тушение пожара.

 

Проверка по эталону.

 

- Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.

 

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!                       Кит

 

Кому велено чирикать

-не мурлыкайте!                              Заинька

 

Мы хотим как лягушата, квакать!            Утята

 

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!              Заинька

 

 

Проверка по эталону . 

 

- Какой пункт плана выполнили?

 

 Итог урока.

- С каким произведением К.Чуковского познакомились?

- Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку? Какой бы совет дали героям сказки?

 

 

 

Корней Иванович Чуковский писал не только стихи и сказки есть у него и загадки для детей. Попробуйте их сейчас отгадать.

1.

Я одинокая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (иголка)

2.

Я лаю со всякой собакой.

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву: «У-у!» (эхо)

3.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (сосулька)

4.

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня! (крапива)

5.

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)

6.

Лежу у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня,

И бейте меня. Колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)

7.

Паровоз

Без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл! (пароход)

8.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (яйцо)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При составлении конспекта я ставила перед собой следующие цели:

 

Цели:

- познакомить с новым произведением К.Чуковского; развивать связную речь, навыки выразительного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 IX. Рефлексия УД.

Закончите предложения: скажите своему партнеру по лицу

На уроке я узнал, что…

Мне запомнилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…

 

Речевая разминка.
- Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко. 
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.