К.И.Чуковский. Путаница.Небылица.
Оценка 4.9

К.И.Чуковский. Путаница.Небылица.

Оценка 4.9
docx
11.01.2022
К.И.Чуковский. Путаница.Небылица.
Тема.docx

Тема: К.И.Чуковский. Путаница. Небылица.

 

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского.

 

Задачи: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; развивать образное мышление, память, внимание; повторить сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге.

 

Планируемые результаты:

Познавательные: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию, строить сообщение в устной форме,  анализировать, делать выводы.

 

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других.

 

Регулятивные: определение и формулирование темы урока с помощью учителя, умение прогнозировать текст.

 

Личностные: оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм, развивать готовность к сотрудничеству.

 

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2 класса, презентация, аудиозапись сказки, выставка книг К.Чуковского.

 

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, правильно. Сегодня у нас необычная встреча. К нам на урок пришли гости. Я попрошу вас повернуться к ним. Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой, а теперь улыбнитесь, пожалуйста, друг другу.  Улыбка ничего не стоит, но многое даёт. Улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы. Садитесь.

    Проверим готовность к уроку.

Руки?  На месте!

Ноги?   На месте!

Локти?   У края!

Спинка?     Прямая!

- Давайте, проведём наш урок литературного чтения так, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым! А начнём мы его с речевой разминки.

 

 

Актуализация знаний.

Речевая разминка (повторение малых жанров фольклора)

 

Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.

 

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

 

- Прочитайте «жужжащим» способом. Прочитайте с весёлой интонацией.

-  К какому жанру народного творчества относится это произведение? (небылица)

- Какие произведения мы называем небылицами?
(Небылица - шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.)

 

- А сейчас, ребята,  я предлагаю вам поиграть. Вспомните, пожалуйста, из какого произведения следующие строки:

 

 

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!            

            «Айболит».

 

-Из какого произведения этот отрывок?

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёг –

Звонок!

               «Телефон».

 

-Угадай это произведение.

Вот была потом забота –

За луной нырять в болото

И гвоздями к небесам

Приколачивать!

            «Тараканище».

 

Вдруг  из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…

                 «Мойдодыр».

 

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

             «Муха-цокотуха».

 

 

Определение темы урока.

- Что общего у всех произведений, название которых вы сейчас отгадали ?

 (У них один автор. Корней Иванович Чуковский.)

- Что вам известно про этого человека?

( Это детский поэт.)

-  Правильно. Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

(Произведение  К. Чуковского.)

- Всё правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с авторской небылицей Корнея Ивановича Чуковского.

 

 Целеполагание и постановка учебной задачи.

-  Какой будет цель нашего урока?

(Познакомиться с творчеством Чуковского, его новым  произведением.)

 

-  Давайте вспомним план знакомства с новым произведением.

План:

1.   Знакомство с биографией.

2.   Чтение произведения.

3.   Ответы на вопросы.

4.   Выполнение заданий.

5.   Итог урока.

 

  Реализация построенного проекта. 

1. Знакомство с биографией писателя.

- Каким  человеком был  К. И. Чуковский? (Дети рассматривают портрет.)

      Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

      С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».

    Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.

«Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

    А вот детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Послушайте, как это произошло.

(А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:

                        Жил да был крокодил,

                        Он по улицам ходил.

     Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.)

   

-  В создании детских стихотворных  сказок Чуковскому помогало отличное знание русской поэзии и русского фольклора.

    К сожалению,  жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского  завершен(1969г). Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. Как вы думаете, почему?

    В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский.

 

-А теперь давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук (статья в учебнике, стр. 4)

- Каким, по-вашему, был К. И. Чуковский?( Весёлый, жизнерадостный…)

 

 – Какой пункт плана мы выполнили?

(Знакомство с биографией.)

 –Зачем нам знакомиться с биографией писателя?

 

2. Знакомство с авторской небылицей «Путаница». 

-  Откройте учебник на с. 6,  прочитайте название произведения.

(«Путаница».)

- Что означает слово путаница?

(ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова).

- Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь?

- Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное?

(прогнозируют).

- После прочтения произведения посмотрим, кто был прав в своих догадках.

 А сейчас мы с вами уточним значение некоторых слов, которые могут быть для вас непонятными.

 

Словарная работа:

Паинька – ласковое название послушного ребёнка.

Лопотать - говорить много, быстро, неясно.

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. 

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном. 

Ушат – небольшая кадка с ушами.

 

Первичное чтение.

Прослушивание ауди.

 – А теперь, сядьте пожалуйста, свободно, руки положите на колени, отдохните. Послушайте, как эту небылицу читает актёр.

- Какой пункт плана выполнили?

(Чтение произведения.)

 

3.  Работа над произведением «Путаница».

- Понравилось ли вам произведение? Какое настроение создаёт поэт? (весёлое).

- Правы ли вы были в своих догадках?

 

- Кто персонажи сказки? (животные, звери)

- Что же с ними случилось?

(Они захотели разговаривать голосами других животных.)

-  Почему им надоело говорить своими голосами?

 (Наверное, им пошалить захотелось. Поиграть.)

 

Физминутка:

- А вы любите шалить, играть?

Тогда вперёд! Встаньте из-за парт.

Как у наших у зверят

Лапки весело стучат:

Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.

А устали ножки

Хлопают в ладошки:

Хлоп,  хлоп,  хлоп. Хлоп,  хлоп,  хлоп.

А потом в присядочку,

Пляшут звери рядышком.

А как пустятся бежать –

Никому их не догнать!

 

 

- Скажите, всегда ли хорошо заканчиваются шалости?

- К чему привела шалость зверей в произведении? (к пожару)

- Кто из зверей был самый серьёзный? Как его называет автор? (заинька-паинька)

-  О чем он всех предупреждал?

    Кому велено чирикать –

    Не мурлыкайте!

    Кому велено мурлыкать –

    Не чирикайте!

    Не бывать вороне коровою,

    Не летать лягушатам под облаком!

 

Вторичное чтение стихотворения.

Чтение учащимися стихотворения по «цепочке» по 4 строчки.

- Постарайтесь прочитать текст так, чтобы передать настроение каждого героя.

 

Выборочное чтение.

-  Как звери восприняли пожар? Испугались ли они? (да)

- Смогли бы они потушить море?  (нет)

-  Кто потушил море? Зачитайте.

     Тут бабочка прилетала,

     Крылышками помахала,

     Стало море потухать –

     И потухло.

-  Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей?

     Вот обрадовались звери!

    Засмеялись и запели,

    Ушками захлопали,

    Ножками затопали.

-  Чему учит нас сказка? (Быть осторожными. Любая шалость может очень плохо закончиться.)

 - Молодцы! Какой пункт плана выполнили?

 

4. Творческие задания.

Работа в паре. 

- Перед вами план нашего произведения. Здесь тоже произошла путаница. Распутайте план, восстановите последовательность.

                              План:

1.     Уговоры заиньки.

2.     Пожар.

3.     Шалости зверят.

4.     Конец путаницы.

5.     Тушение пожара.

 

Проверка по эталону.

 

- Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики.

 

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!                       Кит

 

Кому велено чирикать

-не мурлыкайте!                              Заинька

 

Мы хотим как лягушата, квакать!            Утята

 

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!              Заинька

 

 

Проверка по эталону . 

 

- Какой пункт плана выполнили?

 

 Итог урока.

- С каким произведением К.Чуковского познакомились?

- Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку? Какой бы совет дали героям сказки?

 

 

 

Корней Иванович Чуковский писал не только стихи и сказки есть у него и загадки для детей. Попробуйте их сейчас отгадать.

1.

Я одинокая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (иголка)

2.

Я лаю со всякой собакой.

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву: «У-у!» (эхо)

3.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (сосулька)

4.

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня! (крапива)

5.

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)

6.

Лежу у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня,

И бейте меня. Колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)

7.

Паровоз

Без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл! (пароход)

8.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (яйцо)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При составлении конспекта я ставила перед собой следующие цели:

 

Цели:

- познакомить с новым произведением К.Чуковского; развивать связную речь, навыки выразительного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 IX. Рефлексия УД.

Закончите предложения: скажите своему партнеру по лицу

На уроке я узнал, что…

Мне запомнилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…

 

Речевая разминка.
- Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко. 
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.


 

Тема: К.И.Чуковский. Путаница.

Тема: К.И.Чуковский. Путаница.

Актуализация знаний. Речевая разминка (повторение малых жанров фольклора)

Актуализация знаний. Речевая разминка (повторение малых жанров фольклора)

Вдруг из маминой из спальни,

Вдруг из маминой из спальни,

Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи –

Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи –

А сейчас мы с вами уточним значение некоторых слов, которые могут быть для вас непонятными

А сейчас мы с вами уточним значение некоторых слов, которые могут быть для вас непонятными

Кто из зверей был самый серьёзный?

Кто из зверей был самый серьёзный?

Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики

Определите героя, который говорит следующие слова, соедините стрелочкой название героя и реплики

Заплачет она и умрёт. (сосулька) 4

Заплачет она и умрёт. (сосулька) 4

При составлении конспекта я ставила перед собой следующие цели:

При составлении конспекта я ставила перед собой следующие цели:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022