Тема: К.
И. Чуковский «Телефон».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского и его
произведением «Телефон».
Задачи:
Образовательные:
- учащиеся научатся читать юмористическое произведение, передавать его
настроение, объяснять смысл названия произведения, характеризовать героев
произведения.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего
народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство
уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство
коллективизма, товарищества.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно
и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих
одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и
письменной речи.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к обучению и познанию;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
1) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной речи;
2) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной форме;
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, аудиозапись, учебник «Азбука».
Ход урока
Задача. |
Этап. |
Учебная ситуация |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Организовать детей на деятельность, Создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей. |
Организационно – мотивационный. |
- Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть, меня зовут Маргарита Викторовна, а ваши имена я вижу на бейджиках, садитесь. Развитие речевого аппарата. -Ребята, сейчас я буду читать вам начало чистоговорки, а вы будите говорить её конец. Чистоговорки: Ча-ча-ча - горит в комнате … Чу-чу-чу – мы подуем на … Оч-оч-оч – наступает быстро … Чи-чи-чи – ночью громко не … Паровоз без колёс! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл Прямо по морю пошёл? ( на слайде, читает хорошо читающий ученик). - Прочитайте 1-ю строчку с удивлением; - Прочитайте 2-ю строчку с восхищением; - Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо; - Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением. -Прочитайте выразительно все строчки. -Ребята, а как вы думаете с какой целью мы проводили речевую разминку? - Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.
|
- Дети слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу.
- Свеча. - Свечу.
- Ночь.
- Кричи.
- Читает один из учеников.
- Выполняют.
- Отвечают.
|
Личностные: |
Подвести детей к теме и цели занятия. |
Постановка проблемы урока. |
Что случилось? Вот беда! Разлетелись все слова. Вы названья соберите И героев назовите. -Сейчас вы будите работать в группе, сядьте по 4 человека. У вас на парте лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика. Кто уже готов, поднимите руки «в замочке». Сверьте свои ответы с эталоном на экране. Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «зелёный» смайлик, если есть одна ошибка –«жёлтый», если ошибок больше – «красный». -У кого нет ошибок? - Как вы думаете, почему вы справились с заданием? - Ребята, а что объединяет этих персонажей? -Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека- К.И. Чуковский. - Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. И я приготовила для вас одну загадку. Вот послушайте: Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам – Скажешь здесь, а слышно там. -Ребята, что это? - Ребята, а какое отношение имеет телефон к нашему уроку? Как вы думаете? -Да, верно, у него есть такое произведение, откройте стр. 96. -Ребята, а как вы думаете что же будет темой нашего сегодняшнего урока? -А цель?
-Ребята, а какое умение мы сейчас формировали?
|
- Выполняют задание.
- Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев. - Автор К.И. Чуковский.
-Отвечают.
-Телефон. -У К. И. Чуковского есть произведение «Телефон».
- Открывают учебники.
-К. И. Чуковский и его произведение «Телефон». - Познакомиться с жизнью и творчеством К. И. Чуковского и его произведением «Телефон».
-Отвечают. |
Личностные УУД: 1)
|
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского и с его произведением «Телефон».
|
Открытие новых знаний.
|
-Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о К. И. Чуковском. -Чуковский – это литературный псевдоним. -А вы знаете значение слова псевдоним? В толковом словаре Ожегова написано: псевдоним – вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты. - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил Николай Васильевич Корнейчуков. Родился он 31 марта 1882 г. В семье у Чуковского было четверо детей. Детским поэтом – сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал, чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил..» Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так появилась первая сказка «Крокодил». - А его маленькая дочка по утрам не хотела умываться. И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. - Ребята, давайте прочитаем в учебнике, что же сочинял Корней Иванович. -Рассмотрите картинки на стр.96. - А какие ещё есть произведения Чуковского, вы сейчас вспомните, мы поиграем в игру «доскажи словечко». Я буду читать отрывки из произведений а вы будите говорить последнее слово и как называется произведение. Веселится народ – Муха замуж идёт За лихого, удалого молодого … И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких. Ну очень маленьких …. И пришла к Айболиту лиса -Ой! Меня укусила … Только вдруг из-за кусточка Из-за синего лесочка. Из далёких из полей Прилетает … А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идёт И чайник сказал утюгу - Я больше идти …. Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке …. -Ребята, какое умение мы сейчас формировали?
- А сейчас мы познакомимся с отрывком из произведения «Телефон». - Какой жанр этого произведения? - Почему вы утверждаете, что это сказка? - Как записана эта сказка? - Значит, это какая сказка? - У этой сказки есть автор? - Как называются сказки, у которых есть автор? - Посмотрите на текст. Как называется такой вид текста? - Что такое диалог? - Кто участвует в диалоге? - С какой просьбой обратился слон к автору? - Для кого он просил? - А сколько он просил? - А что такое пуд?
- Как вы думаете, зачем слон просил шоколад? -Какое умение мы сейчас формировали?
-Ребята, давайте выполним физминутку. (на слайде)
|
- Отвечают.
-Отвечают.
-Дети отвечают (комара, называют сказку «Муха-Цокотуха»)
-Дети отвечают (детей, сказка «Бармалей»)
-Дети отвечают (оса, сказка «Айболит»)
-Дети отвечают (воробей, сказка «Тараканище»).
-Дети отвечают (не могу, сказка «Федорино горе»).
Дети отвечают (темно, сказка «Краденое солнце»).
-Отвечают.
- Читают отрывок в учебнике по цепочке.
- Сказка.
-В сказке животные разговаривают.
-В стихах. -Стихотворная.
-Да.
-Литературная, авторская сказка.
-Диалог. -Разговор двух или несколько лиц. -Автор и слон.
-Прислать шоколад. -Для сына. -Пудов пять или шесть. -Это старинная мера веса = 16 кг.
-Все малыши любят сладости. -Отвечают.
-Выполняют. |
Личностные УУД:
|
Применить полученные знания на практике. |
Применение знаний на практике.
|
- Прочитайте этот отрывок в парах по ролям. - Ребята, а вы хотите узнать, с кем ещё беседовал автор в своём произведении? - Давайте послушаем. - Отгадайте название животных, которые здесь зашифрованы.(на доске). НОЛС ЛИДОКОРК ИКТАЧЙАЗ ИКШЫТРАМ ИЛПАЦ ИЛЕЗАГ ГОРОСОН - Ребята, а с какой целью животные звонят писателю? - У вас на столах лежат листочки сейчас, работая в паре, вы должны соединить стрелками, то о чём просили животные. -Проверьте себя с эталоном на экране. Если у вас всё верно поднимите зелёный смайлик, если есть 1-2 ошибки жёлтый, а если больше ошибок то красный. - Сейчас мы будем подбирать слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки, разделимся на 3 группы: 1 группа: слон Заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой. 2 группа: крокодил Добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький, злой. 3 группа: носорог Большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой. -Какое умение мы сейчас формировали?
- Ребята, скажите, помогал ли автор животным, которые обращались к нему с просьбой? - Чему же учит эта сказка?
|
-Читают.
-Да.
-Слушают.
Дети у доски собирают из букв название животных (слон, крокодил, зайчатки, мартышки, цапли, газели, носорог).
-Просят о помощи.
-Выполнят задание в парах.
-Дети работают в группах, из конверта достают рисунок животного, карточки, читают внимательно и выбирают те карточки, которые характеризуют поведение животного в сказке .Затем представители групп прикрепляют выбранные надписи на доске и доказывают почему они выбрали. -Отвечают.
-Да, помогал.
-Помогать друг другу, сочувствовать, любить животных, быть добрыми. |
Регулятивные УУД: |
Подведение итогов урока. Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность. |
Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность. |
-Ребята, наше занятие подходит к концу.
- Чему учились на уроке?
- Что было интересно на уроке? - Где мы можем применить полученные знания? - Оцените свою работу на уроке, если вам всё понравилось и вы всё поняли поднимите зелёный смайлик, а если вам не очень понравилось и вы не всё поняли поднимите жёлтый смайлик. -Ребята, спасибо вам за урок мне было очень приятно работать с вами.
|
-Познакомились со сказкой, выразительно читали по ролям, отвечали на вопросы, давали характеристику героям. -Отвечают.
-Отвечают.
|
Регулятивные УУД: - оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.