Оценочные материалы для проведения текущего контроля
по дисциплине «Биология»
1. Вариант проверочной тестовой работы.
2. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства?
3. экология
4. систематика
5. морфология
6. палеонтология
2. Генеалогический метод используют для
1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира
3. Выводородстверастенийиживотныхможносделать наосновании
1) хромосомной теории
2) закона сцепленного наследования
3) теории гена
4) клеточной теории
4. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?
1) хлоропласт
2) митохондрия
3) рибосома
4) эндоплазматическая сеть
5. Что характернодля соматических клеток позвоночных животных?
1) имеют диплоидный набор хромосом
2) при слиянии образуют зиготу
3) участвуют в половом размножении
4) имеют одинаковую форму
6. К неклеточным формам жизни относятся
1) бактериофаги
2) цианобактерии
3) простейшие
4) лишайники
7. Изображённый на рисунке организм размножается
1) делением надвое
2) с помощью гамет
3) почкованием
4) спорами
8. Промежуточный характер наследования признака проявляется при
1) сцеплении генов
2) неполном доминировании
3) независимом расщеплении
4) множественном действии генов
9. Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?
1) 1 : 1
2) 3 : 1
3) 1 : 1 : 1 : 1
4) 9 : 3 : 3 : 1
10. Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?
1) определённой
2) фенотипической
3) мутационной
4) комбинативной
11. Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, –
критерий
1) экологический
2) географический
3) физиологический
4) морфологический
12. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает
1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор
13. Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством
1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
2) приспособленности организмов к среде обитания
3) индивидуального развития растений и животных
4) влияния окружающей среды на развитие организмов
14. К атавизмам человека относят появление
1) хвостовых позвонков
2) диафрагмы
3) дифференцированных зубов
4) шестипалой конечности
15. Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.
1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные
16. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?
1) использование паразитических организмов
2) поддержание высокой влажности
3) внесение органических удобрений
4) уничтожение сорняков гербицидами
17. Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр,
так как
1) происходит убыль веществ из биосферы
2) повышается температура земной поверхности
3) изменяется газовый состав атмосферы
4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей
18. В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов,
участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?
1) в лизосомах
2) в рибосомах
3) в митохондриях
4) в хлоропластах
19. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?
1) 30% 2) 40% 3) 60% 4) 80%
20. Благодаря оплодотворению и мейозу
1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях
2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве
3) изменяется число хромосом из поколения в поколение
4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида
21. Частота нарушения сцепления между генами зависит от
1) структуры хромосомы
2) расстояния между ними
3) числа групп сцепления
4) доминантности или рецессивности генов
22. Выберите правильную последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке.
1. ДНК → информационная РНК → белок
2. ДНК → транспортная РНК → белок
3. рибосомальная РНК → транспортная РНК → белок
4. рибосомальная РНК → ДНК → транспортная РНК → белок
23. Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению полиплоидов
4) проявлениию мутантных генов
24. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается
1) в верхних слоях атмосферы
2) в глубинах океанов
3) в верхних слоях литосферы
4) на границах трёх сред обитания
25. Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?
А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.
Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ.
1-2 2-3 3-4 4 - 4 5- 1 6-1 7-1 8-2 9-2 10-4 11-1 12-1 13-1 14-1 15-2 16-1 17-4 18- 1 19-1 20-1 21-2 22 -1 23- 2 24 – 4 25-2 26-1 27-1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), не верный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
Критерии выставления оценки:
• Оценка «5» 95-100% правильных ответов
• Оценка «4» 80-94% правильных ответов
• Оценка «3» 60-79% правильных ответов
• Оценка «2» менее 60% правильных ответов
ЧАСТЬ 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗДЕЛУ «ГЕНЕТИКА»
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Схема решения задачи включает:
1) 1-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
Р. ААBВ ааbb G АB аb
F1АаBb
семена гладкие и усики;
2) 2-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков
Р. АаBb ааbb G
АB, аb а b
F1АаBb, ааbb
семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;
3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок -
3 балла
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, или ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки- 2 балла
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл
Ответ неправильный- 0 баллов
ЧАСТЬ 3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «ФОРМЫ ОТБОРА»
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.
Элементы ответа:
1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;
2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;
3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок – 3 балла
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, или ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 2 балла
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл
Ответ неправильный –0 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.