Кинетический имидж педагога
Профессия педагога обязывает всегда быть в статусе. Выстраивать отношения с детьми, родителями, коллегами. Обычно мы не обращаем внимание на своё тело, манеры, мимику и уже в процессе общения начинаем понимать слушает нас человек или нет.
Австралийский специалист Алан Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся 7% информации, с помощью звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Отсюда можно сделать вывод, что не столько значимо что говорит человек, а как он это преподносит. То, как педагог двигается, жестикулирует во время уроков, напрямую влияет на его взаимоотношения с детьми. Поэтому педагогу важно умение владеть невербальным общением и заниматься своим кинетическим имиджем.
(Привожу пример о том, что может быть очень грамотный учитель, но у него отсутствует дисциплина на уроке. Показываю примеры В.Шишкина - Здравствуйте! Я Наталья , я эксперт и действительно профессионал в своем деле. Верите, не верите?
Теперь я беру другую планку слишком.
- Здравствуйте! Я Наталья эксперт. И я профессионал. Чувствуете вызов? Надменность, даже агрессию. Нормальная подача себя лежит где-то между этим низом и верхом).
Что такое кинетический имидж? Кинетический имидж Kinetikos в переводе с греческого означает «относящийся к движению». Кинетический имидж зависит от кинетического языка личности — его жестикуляции и телодвижений.
Мимика и жестикуляция также относятся к внешнему рисунку поведения человека. Они своими способами отражают внутренний мир индивида и влияют на создание его образа. Кроме мимики и жестов, к этому элементу структуры имиджа относятся походка и позы. О чертах и мимике лица, ее психологии существует целая наука – физиогномика. Жесты, походка и позы должны быть естественными и свободными, но не вульгарными, сдержанными и контролируемыми, но не «зажатыми».
(Продемонстрировать как мы работаем возле доски: отвернувшись спиной пишем, сами себе рассказываем, мы вовнутрь разговариваем половину времени с доской. Всего лишь я перехожу от доски влево и когда я пишу, я открыта, я наружу, я стою от сюда и передаю сюда. Как часто вы что-то рассказываете вот так? )
Рассмотрим основные моменты на которые необходимо обратить внимание педагогу, так как это может препятствовать восприятию материала.
Осанка человека: сутулая спина, сгорбленный позвоночник, голова, втянутая в плечи, перечеркивают всё впечатление от тщательно продуманной одежды, макияжа и аксессуаров. Вместо образа успешного и уверенного человека, который старался создать определенный имидж, перед окружающими предстает несчастный, замученный жизнью неудачник. Глядя меняется настроение, в голову лезут грустные мысли. Ваша осанка должна быть правильной, плечи расправленные.
Взгляд. Зрительный контакт в процессах коммуникации является важнейшим фактором персонального кинетического имиджа. Взгляд может быть долгим или мимолетным, пристальным или поверхностным, периодическим или неотрывным.
Часто люди не смотрят в лицо: 1) когда боятся или чувствуют себя виновными перед собеседником; 2) когда равнодушны: «в упор не видят». Недостаточный зрительный контакт расценивается как свидетельство невнимания, нежелания проявлять уважение, как неискренность, наличие нечистых помыслов или проявление застенчивости. Сознательное уклонение от взгляда может восприниматься как стыд, замешательство, скорбь или ложь. Уклонение от зрительного контакта, при котором человек опускает глаза, обычно воспринимается как признание чужого превосходства и служит свидетельством покорности.
Более активный зрительный контакт в диалоге порождает большую симпатию. Повышение зрительной контактности помогает повысить внешнюю привлекательность. Чрезмерный зрительный контакт воспринимается как стремление подчеркнуть свое превосходство, отсутствие уважения; скрытая агрессивность, желание унизить.
Сознательный выбор характеристик зрительного контакта зависит от цели коммуникации. Целями установления зрительного контакта могут быть:
-получить информацию о собеседнике и его сообщении;
-показать свое внимание и интерес;
-побудить к взаимодействию.
Независимо от цели, в процессе разговора с партнером старайтесь выполнять простые правила зрительного контакта. Старайтесь смотреть в лицо собеседнику, когда: 1) Вы обращаетесь к нему; 2) Ваш партнер обращается к Вам. Вы можете не смотреть на него 1) когда он задал Вам трудный вопрос и Вы ищете на него ответ; 2) когда Вы высказываете проблему, подыскивая четкую формулировку. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60—70 % от всего времени общения.
Мимика. В кинетическом имидже мимика лица по коммуникативной выразительности уступает только глазам. Движение лицевых мышц – мимика – выражает эмоции человека. Без мимики общение лишается эмоционального колорита. Среди множества эмоций выделяются шесть основных: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Важный фактор позитивного имиджа – улыбка. Это наиболее универсальное и позитивное выражение лица человека. Именно улыбка достойна наибольшего внимания как предмет мимического имиджирования. Улыбка портит позитивный имидж только в случаях передозировки. Вместе с тем улыбка может выражать не только дружелюбие, удовольствие, радость, но и сарказм, агрессию и т.п.
Кинетика головы в первую очередь проявляется в наклонах и поворотах головы. Имиджмейкеры выделяют несколько типов кинетики головы: «голова агрессора», «голова властелина», «голова внимающего», «голова президента». Необходимо контролировать кинетику головы. Так как неправильное расположение головы при информировании может выглядеть странно.
Кинетика рук . Кинетический имидж формируется также под влиянием движений рук. Наиболее универсальным и многоговорящим из них является рукопожатие. Жесты рук. Различают жесты-символы (заменители слов), иллюстративные жесты, жесты-регуляторы (подтверждающие роль человека), жесты-адаптеры (игра предметами, почесывание головы и т.п.), жесты-индикаторы эмоций. Приведём несколько примеров наиболее широко распространенных жестов-символов.
· Жесты с ладонью книзу – знак подавления, придавливания, запрета. Жесты с ладонью кверху – знак разрешения.
· Руки «большой передний замок» (или «поза Наполеона») проявляют подсознательное отчуждение, отстраненность от ситуации.
· Жест «расстегивание пиджака» является знаком открытости, дружеского расположения.
· Жесты недоверия, подозрительности и скрытности по отношению к собеседнику – потирание лба, висков, подбородка, прикрывание лица руками.
· Собирание несуществующих ворсинок – популярный жест неодобрения.
Педагогу в своей работе необходимо знать основы невербального общения. Так как жесты рук и положение тела напрямую зависит от вашего взаимодействия с детьми в образовательном и внеурочном процессе. Педагогу в своей работе необходимо использовать открытые жесты, которые будут способствовать установлению контакта с детьми. Следует исключить жесты, которые будут подавлять детей.
Кинетика тела включает разнообразные движения плечами, корпусом, животом, бедрами, ногами: пожатие плечами, выпячивание груди, постукивание ступнями ног по полу и т.д. Существуют многочисленные исследования значений этих движений. Выявлены различия значений в зависимости от обстоятельств и ситуации.
При множестве противоречий в знаниях о языке тела существует ряд универсальных рекомендаций, позволяющих улучшить кинетический имидж:
- открытость и уверенность движений считывается как свидетельство активности, позитивного настроя и внутренней силы человека;
- используя жесты, анализируйте ситуацию и будьте уверены, что они соответствуют друг другу;
- избегайте жестов, которые могут быть неверно истолкованы.
Существуют специальные упражнения, тренирующие кинетику тела. Вот некоторые из них:
1. Зафиксируйте свои жесты, позы. Уловите физическое самочувствие и эмоциональное состояние, которое отпечаталось в них. Выработайте у себя свойство внутреннего наблюдателя и контролера за жестами и телодвижениями.
2. Попробуйте походить как балерина, руководитель, полицейский, спортсмен-профессионал и т. д.
3. Ролевая гимнастика. Сидя на стуле, изобразите позу энергичного настойчивого человека, старого и больного человека, кинозвезды на светском приеме, преступника на скамье подсудимых, секретарши очень влиятельного лица и т. д.
Пример со стаканом воды. Сейчас я его ставлю или он меня.
Сейчас я из него пью, а сейчас стакан из меня пьет.
Подумайте как часто ваш обед вас пьёт, ест, ваш телефон вас смотрит, ваша сумка вас открывает. Т.е. вы не важны, а любой процесс или предмет важен.
Как понять о чём говорит ваше тело? Запишите видео и посмотрите на себя со стороны.
Таким образом, педагогу важно обладать навыками невербального общения, а также уметь управлять своим телом. Осанка, мимика, жесты, поза – играет огромную роль при формировании имиджа педагога.
Литература:
https://studopedia.ru/6_86258_lektsiya--prezentatsiya-obraza-s-pomoshchyu-odezhdi.html
https://valentinshishkin.com/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.