Класс: 8 Тема урока: Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования
Оценка 4.8

Класс: 8 Тема урока: Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
24.03.2017
Класс: 8 Тема урока: Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования
Цель урока: сформировать знания о значении питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Раскрыть сущность обмена веществ как основной функции организма, разъяснить значение пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ; раскрыть особенности обмена воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов. Задачи: Образовательные: 1. Познакомиться со значением питательных веществ; 2. Рассмотреть роль питательных веществ в восстановлении структур и их роста; 3. Рассмотреть роль питательных веществ в процессе энергообразования;
Биология 8 класс.docx

Учитель: Олжаева  Айжан   Коныргазиновна

Класс: 8

Тема урока: Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования

Цель урока: сформировать знания о значении питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Раскрыть сущность обмена веществ как основной функции организма, разъяснить значение пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ; раскрыть особенности обмена воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов.

Задачи:

Образовательные:

1.      Познакомиться со значением питательных веществ;

2.      Рассмотреть роль питательных веществ в восстановлении структур и их роста;

3.      Рассмотреть роль питательных веществ в процессе энергообразования;

Развивающие:

1.      Развитие навыков анализировать, сравнивать, обобщать;

2.      Развитие умения работать с разными источниками информации;

Воспитательные:

1.      Воспитание стремления к здоровому образу жизни;

2.      Способствовать профилактике заболеваний, вызваемых неправильным питанием;

  1. Способствовать воспитанию гигиены питания.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1 Организационный момент.

2 Проверка домашнего задания

Работа по карточкам

3 Изучение нового  материала. Работа с подгруппами.

 

Учащиеся класса делятся на 6 подгруппы. Каждая подгруппа обсуждают данные им вопросы, составляют кластеры по мини темам.

1-подгруппа:  Обмен веществ: общая характеристика.

1.Связь организма человека с окружающей средой.

2.Обмен веществ как единство взаимосвязанных противоположных процессов.

3.Стадии обмена веществ.

2- подгруппа: Обмен белков.

         1.Строение белков как высокомолекулярных соединенийю

         2.Характеристика белкового обмена по азотистому балансу.

        3.Основные функции белков в организме.

        4.Продукты распада белков и их удаление.

        5. Суточная потребность в белке и нарушения белкового обмена.

3-подгруппа: Обмен углеводов.

        1.Состав и классификация углеводов.

        2.Превращения сложных углеводов в организме.

        3.Нарушения углеводного обмена.

        4.Регуляция углеводного обмена.

4 - подгруппа: Обмен жиров.

1.Жиры как источник энергии.

2.Превращения жиров в организме человека.

3.Суточная потребность в жирах.

5- подгруппа: Обмен минеральных солей.

     1.Значение минеральных солей и воды в организме.

     2.Повареная соль, ее роль в обмене веществ.

     3.Суточная потребность в некоторых элементах, их распределение в организме.

6- подгруппа: Обмен воды.

1.Содержание воды в организме и ее роль.

2.Суточная потребность в воде и ее удаление из организма.

3.Нарушения, связанные с недостатком воды.

Процесс обмена — основное свойство живого. В цитоплазме клеток органов и тканей постоянно идет процесс синтеза сложных высокомолекулярных соединений и одновременно с этим — их распад с выделением энергии и образованием простых низкомолекулярных веществ — углекислого газа, воды, аммиака и др.

Процесс синтеза органических веществ называется ассимиляцией, или анаболизмом. В ходе ассимиляции обновляются органоиды клетки, и накапливается запас энергии. Распад структурных элементов клетки сопровождается выделением заключенной в химических связях энергии, а конечные продукты распада, вредные для организма, выводятся за пределы клетки, а затем из организма.

Процесс распада органических веществ противоположен процессу ассимиляции и называется диссимиляцией, или катаболизмом.

В организме человека непрерывно протекают водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Непрерывный распад и окисление органических соединений возможны лишь тогда, когда количество этих веществ в клетках постоянно пополняется. Однако потребность в питательных веществах неодинакова. Большая их часть используется организмом для образования энергии. В процессе жизнедеятельности организма энергетические запасы непрерывно уменьшаются, и их пополнение идет за счет пищи.

Соотношение количества энергии, поступающей с пищей, и энергии, расходуемой организмом, называется энергетическим балансом. Количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека.

Обмен белков

Белки — основной пластический материал, из которого построены клетки и ткани организма. Они бесконечно разнообразны, что обусловлено различными комбинациями образующих их 20 аминокислот.

Белки пищи расщепляются в пищеварительном тракте до аминокислот. В клетках из аминокислот синтезируются специфические для данной ткани белки. Так, в клетках мышц идет синтез белка миозина, в молочной железе — казеина и т. д. Часть белков, входящих в состав клеток органов и тканей, а также аминокислоты, поступившие в организм, но не использованные в синтезе белка, подвергаются распаду с освобождением 17,6 кДж энергии на 1 г вещества и образованием продуктов распада белка: воды, углекислого газа, аммиака, мочевины и др.

Все продукты диссимиляции белка выделяются из организма в составе мочи, пота и частично с выдыхаемым воздухом. В запас белки не откладываются. У взрослого человека их синтезируется столько, сколько необходимо для компенсации распавшихся белков.

При избытке белковой пищи она преобразуется в жиры и гликоген. Потребность в белках в сутки составляет 100–118 г. В детском организме синтез белков превышает их распад, что учитывается при составлении рациона питания.

В белках в среднем содержится 16% азота, то есть масса белков в 6,25 раза превышает массу имеющегося в них азота . Полученное количество азота умножают на 6,25 и получают количество белка в граммах. Положительный азотистый баланс у взрослого человека может быть при росте новообразований – росте клеток, не свойственных организму. Если вовремя обнаружить этот процесс, то возможно своевременное лечение.

Обмен углеводов

Углеводы – это вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода. Они широко распространены в растительном мире. Это основной источник энергии в нашем организме ( они дают 75% всей необходимой нам энергии). Углеводы делятся на простые и сложные. С пищей получаем мы и те и другие, причем простые сразу же всасываются в кровь, а сложные вначале должны расщепиться.

Углеводы поступают в организм с растительной и, в меньшей мере, с животной пищей, а также синтезируются в нем из продуктов расщепления аминокислот и жиров. Углеводы растительного происхождения в организме человека расщепляются до глюкозы, которая всасывается в кровь и разносится по всему телу.

Содержание глюкозы в крови относительно постоянно и не превышает 0,08-0,12%. Если глюкоза поступает в кровь в большем количестве, то этот избыток в печени превращается в животный крахмал — гликоген, который накапливается, а затем при необходимости снова распадается до глюкозы. При расщеплении 1 г углеводов освобождается 17.6 кДж энергии. Ее потребление увеличивается с возрастанием нагрузки при физической работе. Часть энергии используется для механической работы и служит источником тепла, другая часть идет на синтез молекул АТФ. При избытке углеводов в организме они превращаются в жиры. Суточная потребность в углеводах составляет 450–500 г.

Обмен жиров

Жиры входят в состав растительной и животной пищи. Часть синтезированного в организме жира откладывается в запас, другая часть поступает в клетку, где вместе с жироподобными веществами (липоидами) служит пластическим материалом, из которого строятся мембраны клеток и органоидов. Жиры — важный источник энергии. При их окислении выделяется углекислый газ, вода и освобождается энергия. Расщепление 1 г жиров сопровождается выделением 38,9 кДж энергии. Жиры могут синтезироваться в организме человека из углеводов и белков. Суточная потребность в них для взрослого человека — 100 г.

Водный и солевой обмен

Наряду с обменом органических веществ в организме человека осуществляется водный и солевой обмен. Эти вещества не являются источниками энергии и питательными веществами, но их значение для организма очень велико.

Вода входит в состав клеток, межклеточной и тканевой жидкости, плазмы и лимфы. Общее ее количество в организме человека составляет до 75%. В клетках вода химически связана с белками, углеводами и другими соединениями. Она растворяет органические и неорганические соединения.

Минеральные вещества поступают в организм человека с пищей, откладываются в виде солей и входят в состав различных органических соединений. Так, железо включено в молекулу гемоглобина и участвует в транспортировке кислорода и углекислого газа, йод — в состав гормона щитовидной железы, сера и цинк содержатся в гормонах поджелудочной железы. Для кроветворения необходимы железо, кобальт, медь; соли фтора и кальция входят в состав костей; кальций и натрий создают определенную концентрацию ионов в клеточной мембране и по обе стороны от нее и т. д.

Общее количество минеральных веществ в теле человека составляет около 4.5%. Все эти элементы поступают в организм с пищей и водой. Железа много в яблоках, йода — в морской капусте, кальция — в молоке, сыре, брынзе, в яйцах и т. д.

Человек нуждается в постоянном поступлении натрия и хлора. Натрий создает определенную концентрацию ионов в плазме, тканевой жидкости, хлор (составная часть соляной кислоты) — компонент желудочного сока. Эти важнейшие компоненты организм получает с поваренной солью.

4.Закрепление

Фронтальный опрос:

1.      Что такое метаболизм?

2.      Что такое анаболизм?

3.      Значение воды для организма.

4.      Превращения органических веществ.

5.      Значение обмена веществ и энергии.

5.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф 46 составить схему «Пластический обмен».


 

Учитель: Олжаева Айжан

Учитель: Олжаева Айжан

Жиры как источник энергии. 2

Жиры как источник энергии. 2

В белках в среднем содержится 16% азота, то есть масса белков в 6,25 раза превышает массу имеющегося в них азота

В белках в среднем содержится 16% азота, то есть масса белков в 6,25 раза превышает массу имеющегося в них азота

Человек нуждается в постоянном поступлении натрия и хлора

Человек нуждается в постоянном поступлении натрия и хлора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017