Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология
Оценка 4.8

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
28.05.2018
Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология
Урок изучения нового материала. Изучаются особенности строения зрительного анализатора, формируются знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей. Ведущий тип деятельности учащихся проблемно-диалоговое мышление. При изучении новой темы проводятся опыты на определение функций глазных мышц, изменения величины зрачка, обнаружение слепого пятна. Урок проводится с применением презентации.
Зрительный анализатор.docx
Тема: «Зрительный анализатор». Тип урока: урок изучения нового материала Цель:   показать   особенности   строения   зрительного   анализатора,       сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей.           Задачи: Образовательные  :       организовать познавательную деятельность на уровне восприятия и   первичного   усвоения   материала   о   зрительном   анализаторе;   создать   условия   для самостоятельной   деятельности   по   изучению   материала   о   строении   глаза,   выполняемых функциях, значении зрения. Воспитывающие: Воспитывать  положительное отношение к совместному труду,   умение слышать и уважать друг друга.    Развивающие:   продолжить формирование у учащихся навыков работы с рисунками и текстом учебника, умения выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы;  развивать познавательную активность учащихся  Формирование метапредметных умений: ­   личностные:  осознание   целостности   окружающего   мира,   возможности   его познания   на   основе   достижений   науки;   сформированность   познавательных   интересов   , интеллектуальных способностей учащихся. ­   регулятивные:     умение   самостоятельно   формулировать   проблему,   выдвигать версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат;   организовывать   учебное сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   определять   и формулировать цель учебной деятельности; ­ познавательные: ориентироваться в учебнике; умение сравнивать, анализировать и обобщать   изученные   понятия,   применять   полученные   знания   и   умения   в   повседневной жизни.   ­   коммуникативные:  умение   отстаивать   свою   точку   зрения,   учиться   критично относиться  к   своему  мнению  и мнению окружающих, умение признавать ошибочность своего   мнения   и   корректировать   его;   внимательно   слушать   и   понимать   речь   других; оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре. Используемые средства: проектор, экран, компьютер;   презентация ; разборная модель глаза;     Используемые  технологии:  элементы   технологий   информационно­коммуникативной, групповой, поисково­исследовательской деятельности, здоровьесберегающей. Используемые методы: объяснительно­иллюстративный, продуктивный, творческий. Формируемые   компетенции: ориентированная   познавательная,   коммуникативная,   ценностно­ Ведущий   тип   деятельности   детей:     продуктивный   способ   деятельности,   проблемно­ диалоговое мышление. Основные   термины   и   понятия:  Анализатор.   Раздражение.   Восприятие.   Сетчатка. Глазное   яблоко.   Склера.   Сосудистая   оболочка.   Зрачок.   Радужка.   Колбочки.   Палочки. Стекловидное   тело.   Желтое   пятно.  Слепое   пятно.  Хрусталик.   Рецептор.  Аккомодация. Рефракция 1 Формы работы: индивидуальная, групповая.   Деятельность учителя I. Организационный момент   –   Здравствуйте,   ребята.   Проверили   наличие   необходимых учебных   принадлежностей   к   уроку.   Учебник,   рабочая   тетрадь, тетрадь на печатной основе, пенал. Садитесь, пожалуйста. Деятельность ученика Полная   готовность   к   уроку,   на парте   приготовлен   учебник, тетрадь,   раздаточный   материал, дневник, пенал. II. Изучение нового материала   1. Постановка проблемы ­   Человека   окружает   удивительный   мир,   богатый   красками, звуками запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Всю информацию о происходящем в окружающей среде   мы   получаем   через   органы   чувств.   Какие   вы   знаете, перечислите пожалуйста. (Учащиеся   называют:   орган зрения   орган   слуха,   орган обоняния,   орган   осязания,   орган вкуса, орган равновесия) 2. Формулирование цели урока ­   Значит,   какова   цель   нашего   урока,   попробуйте   ее сформулировать 3. Анализаторы, виды, их строение и роль в восприятии  ­ Что называется анализатором? Слайд 1, 2 t * Из каких частей состоит анализатор? ­ Слайд 3 (Учащиеся   формулируют   цель урока­   изучить   строение   и функции органов чувств) (Анатизатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, то есть выделение, различение среди многих сигналов, поступающих из внешней среды. Например, - это звуковой сигнал, это - световой, это - вкусовой, - запаховыи, а - это тактильный.) это Послушайте загадку:                             Оля смотрит на кота.                                                                           На картинки – сказки,                                                                           А для этого нужны                                                                                Нашей Оле…    (глазки) ­ Как вы думаете, какой  анализатор мы будем изучать сегодня на уроке? (Анализатор   =   рецептор  + чувствительный   нейрон   + соответствующая   зона   коры полушарий большого мозга.)  2 ­ Сформулируйте тему урока. Запишите тему в тетрадях.    (Учитель записывает тему  урока на доске). Слайд 4 4. Строение зрительного анализатора (Зрительный анализатор)  Орган   зрения   и   зрительный анализатор. ­   Сегодня,   как   вы   уже   сами   поставили   цель,   Более   подробно поговорим о зрительном анализаторе. ­   Почему   мы   не   можем   сказать   просто   –   орган   зрения,   а употребляем выражение – зрительный анализатор? ­  Какова роль зрения в жизни человека? Кроме того, как доказала современная наука, наше здоровье во многом определяется тем, что мы видим, т.е. визуальная среда является одним из важных экологических факторов, особенно если   учесть,   что  80%   информации   человек   получает посредством зрения. С.С.Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях"  описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в  подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды  у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4  года. Когда он вышел на свет тут же ослеп. Как вы думаете  почему это случилось? ­ Ребята вам не хватает определенных теоретичес­ких знаний, я   предлагаю     погрузиться   в   изучение   нового   материала, который поможет вам ответить на этот вопрос. - Рассмотрим как пример зрительный анализатор. Как он устроен?слайд 5, 6 - В какой части головного мозга находится зрительная зона коры?   Какую форму имеет глаз? ­   Учащиеся высказывают предположения, что зрительные ощущения и образы возникают в коре   больших   полушарий,   а проходят   сигналы   через   особые нервы. Предполагаемый ответ: благодаря   зрению   мы предметы различаем мира; окружающего получаем     от опыт поколений предыдущих   через   книги;   обучаемся трудовым навыкам.       = (Зрительный   анализатор  +   рецепторы чувствительный нейрон зрительного нерва  + зрительная зона коры.) глаза    3 Глаз состоит из глазного яблока и ­ вспомогательного аппарата. Из глазного яблока выходит зрительный нерв, соединяющий его с мозгом. Вспомогательный   аппарат   глаза    состоит из защитных образований, слезного и двигательного аппарата.  Защитные образования глаза. - Посмотрите к защитным образованиям относятся брови, ресницы, веки. слайд 7 Каково их значение? ­ Мы постоянно мигаем, совершая до 5 ­ движений веками в 1 мин, а за 16 часов бодрствования — около 4800 раз. Почему это происходит? Дело в том, что поверхность глазного яблока все время высыхает, создавая неблагоприятные условия для клеток изменения воспринимаются нервными окончаниями, импульсы проходят через головной мозг и поступают в мышцы век, в результате поверхность смачивается новой порцией слезной жидкости. Миганиё продолжается 0,4 сек. роговицы. Эти - 180 лет назад Н.М. Карамзин ввел в русский язык новую букву – Ё, и первое слово, в котором он ее использовал, было «слезы».  Слезный аппарат. Слайд 8 Слезный аппарат представлен слезной ­ железой и слезовыводящими каналами. Слезная железа располагается в костном углублении верхне-наружной стенки орбиты. Секрет слюнной железы - слеза, которая омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Избыток жидкости по системе канатов поступает в полость носа. • Слезная жидкость на 99% состоит из воды и 1% солей. Она очищает поверхность глазного яблока. Со слезой из организма выводятся и опасные которые вырабатываются в момент стресса. Поэтому и считается — сдерживать слезы - значит, медленно себя. Томский ученый А.Н.Лощенков открыл (1909 г.) в слезной жидкости особое вещество — лизоцим. способное убивать микробы. Позже его стали применять для лечения болезней (токсины), отравлять яды Предполагаемый ответ: в затылочной доле. (Форму шара) (Брови предохраняют от попадания пота в глаза. Ресницы защищают глаза от пыли, снега, дождя. Веки защищают глаза во сна, время предохраняют от влияния яркого света, пыли и повреждений). * 4 глаз, уха. горла, носа и внутренних органов.  Двигательный аппарат глаза. Слайд 9 Двигательный аппарат шестью Проведем ­ глаза образован мышцами. ксперимент Опыт  № 1. Работа в парах просит Цель эксперимента: определение функций глазных мышц. Оборудование: карандаш. Ход   эксперимента: работа проводится в парах. Исследователь испытуемого внимательно следить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см. исследователь перемещает его вверх, вниз, вправо, влево, описывает окружность. При этом все это время внимательно следить за движением глаз испытуемого. Затем испытуемый и исследователь меняются ролями. После проведения эксперимента учащиеся должны ответить на вопрос: В каких направлениях возможно движение глаз? Перемещаются ли оба глаза совместно? Учитель   подводит   итог. Глазные мышцы обеспечивают разнообразные произвольные движения глазного яблока и действуют таким образом, глаза перемещаются совместно и направлены в одну и ту же точку.   что оба ФИЗМИНУТКА 1.Сидя, крепко зажмурим глаза на 3­5 сек,  затем откроем их на 3­5 сек. Повторяем 6­8 раз. Это укрепляет  мышцы век, способствует улучшению кровообращения и  расслаблению мышц глаза.                                                                    2. Сидя, быстро моргаем 1­2 мин. Упражнение способствует  улучшению кровообращения.  3. Стоя, смотрим перед собой 2­3 сек. Отводим палец руки на  расстояние 25­30 см от глаз, переводим взор на кончик пальца и  смотрим на него 3­5 сек., опустим руку. Повторить 10­12 раз.  Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную  работу на близком расстоянии. Тем, кто носит очки, выполнять  это упражнение, не снимая их.  4. Сидя, закрываем глаза и легко массируем веки круговыми  движениями пальца 1 мин. Упражнение способствует  расслаблению мышц и улучшает кровообращение.  Учащиеся проводят опыт. Отвечают на вопрос учителя Глазное располагается глазнице черепа) яблоко в Ответ: сохраняет форму) (Защитная, 5 6. Сидя, при закрытых веках, поднять глаза кверху, опустить  вниз, повернуть глаза вправо, затем влево. Повторить 6­8 раз.   По ходу объяснения заполняется таблица (Оптическая  система глаза)  Приложение 2 ­ Где располагается глазное яблоко?   Диаметр его 25мм, масса  7,58мг. Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки. Оболочки: средняя   ­ сосудистая; внутренняя ­ сетчатка. б) Оболочки глаза. Слайд 10 - фиброзная; наружная • Наружная фиброзная Задний отдел наружной оболочки ­ представляет собой капсулу цвета вареного белка - белочная оболочка (склера). Вопрос учащимся: Какова ее функция? Передний отдел наружной оболочки - выпуклая прозрачная роговица, которая обеспечивает проникновению солнечного света. • Средняя сосудистая. Эта оболочка богата сосудами, отсюда и ­ название. В ней выделяют три части: собственно-сосудистая оболочка, радужка с пигментом, зрачок (отверстие). За зрачком располагается двояковыпуклая линза - хрусталик. Передняя радужка имеет вид плоского кольца и располагается непосредственно под роговицей. Так как роговица прозрачна, то мы видим расположенную под ней радужку. Вопрос учащимся: Какова цвета радужка у вас? Почему радужка получила такое название? ­ Слайд 11 - Верно радужка может быть разных цветов, отсюда и название. А цвет глаз зависит от пигментов, расположенных в радужной оболочке. Луч света же проникает внутрь глаза через зрачок, который расположен в середине радужной оболочки. Проведем эксперимент. опыт № 2. « Изменение величины зрачка» Работа в парах (Учащиеся отвечают.) (Так   как   может   быть   разных цветов.) Ответ: Расширяется зрачок под влиянием   света,   а   суживается под влиянием темноты. 6 глазными Ход эксперимента: работа проводится в парах. Задание: сядьте друг напротив друга (первый наблюдаемые, вариант второй экспериментаторы и наоборот) Наблюдаемые закрывают любой глаз ладонью руки, удерживают 0,5 минуты, затем ладонь убирают. Экспериментаторы наблюдают за изменением размера зрачка наблюдаемых. - Почему зрачок меняет свой размер? После проведения эксперимента учащиеся должны ответить на вопрос: - что происходит с зрачком при ярком освещении и в полутьме? Учитель   подводит   итог. Расширяется зрачок под влиянием света, а суживается под влиянием темноты. Величина зрачка регулируется специальными мышцами, расположенными в радужке. Средняя часть сосудистой оболочки ресничное тело. Ресничное тело это круговой валик, в котором заложена ресничная мышца, сокращение которой передается на хрусталик, меняющий при этом свою кривизну. Собственно сосудистая оболочка содержит черный пигмент, который поглощает свет и богата кровеносными сосудами. • Внутренняя оболочка глаза Слайд 12 Сетчатка - светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам. Он образован зрительными - палочками и колбочками. Глаза человека содержат 125 млн палочек и 6,5 млн колбочек. Вместе взятые они настолько чувствительны, что человек теоретически мог бы увидеть огонек свечи на расстоянии 200км Более чувствительные к свету палочки - их называют аппаратом сумеречного зрения. рецепторами  Ответ: с наступлением сумерек наше   зрение   ослабевает,   мы хуже   различаем   цвета,   и   все видим в синих или серо­зеленых тонах. 7 Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения. Палочки особенно многочисленны в сетчатках ночных животных, колбочки - у дневных.   Учитель: объясните поговорку “В темноте все кошки серы, а лошади вороные. Французы называют это время суток - “часом синевы”.) видения. Учитель обобщает высказывания  учащихся. На дне глаза, напротив зрачка, находится желтое пятно - место наилучшего Здесь располагаются только колбочки. По к направлению периферии количество колбочек уменьшается, а палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки. Недалеко от желтого пятна ближе к носу расположено слепое пятно (место выхода зрительного нерва), в нем нет фоторецепторов. Опыт № 3  Обнаружение слепого пятна.    Возьмите листочек с рисунком   в   вытянутую   руку   и   поместите   перед   глазами   на расстоянии 20­25 см. Закройте левый глаз, а правым фиксируйте крестик, складывается представление о предмете.   изображение которого при этом попадает на жёлтое пятно. Не сводя   взгляда   с   крестика,   медленно   приближайте   и   удаляйте рисунок. Найдите такое положение рисунка, при котором один из белых кругов перестанет быть видимым. Это произойдет тогда, когда его изображение попадет на слепое пятно. в) оптическая система глаза   Еще Г.Гельмгольц считал, что моделью глаза является фотокамера Слайд 13      .   Пучок света через отверстие в радужной оболочке, называемое зрачком, попадает на двояковыпуклую линзу (хрусталик). Пройдя через линзу, лучи преломляются, фокусируются и на экране (сетчатке), получается четкое изображение. Обращаясь к классу, учитель уточняет, что если предмет находится на расстоянии, большем чем {Ответ: мозг вновь переворачивает изображение и реальную создает картину.)   (колбочки   и   палочки   работают только   на   свету.   За   9   лет   они атрофировались, перестали реагировать на свет, а значит не воспринимали   изображения   из окр. мира и не передавали его в корковые   центры.   Повреждение любого   звена   анализатора   – гибель   клеток   сетчатки,   разрыв зрительного   нерва, гибель нервных клеток затылочной доли –   может   привести   не   только   к нарушению   зрения,   но   и   к слепоте).   Ответы детей 8 двойное фокусное расстояние линзы, то изображение получается уменьшенное, перевернутое. - Почему же мы видим предметы не перевернутыми, а такими, какие есть на самом деле? Вернёмся к нашей проблеме: почему же солдат ослеп, выйдя из  темноты на свет после 9 лет нахождения в полной темноте?  наше г) Иллюзии зрения Чудес на свете не бывает? А может чудеса бывают? А обман зрения?! Глаз не всегда говорит нам правду. И в этом не трудно убедиться. Слайд 14 Когда мы что-то видим, то обычно уверены, что зрительное восприятие правильное. Иначе говоря, мы доверяем своему зрению. Но, доверяя ему, при проверке обнаруживаем, что наше суждение ложное, обманчивое. И в жизни, и в физике опыт помогает определить: на правильном ли пути мы находимся. Например, мы часто допускаем ошибки, когда определяем размеры предмета на глаз. Зрение - это корковый процесс и он зависит от качества информации, поступающей от глаз. А всегда ли эта информация достоверна? Всегда ли мы видим то, что есть на самом деле? слайд - Проведем небольшой эксперимент (задание на листке-опроснике). Слайд 15 Опыт № 4 Цель. Определить, соответствует ли зрительное осприятие действительности. Ход работы  1. Рассмотрите силуэты трех мужчин. (стр. 267 учебника) Одинакового ли они размера? Ответ запишите в таблицу. 2. С помощью линейки измерьте рост каждого мужчины. Ответ запишите в таблицу. 3. Попытайтесь объяснить результаты исследования и сделать вывод. 9 Вывод. Иногда анализаторы дают нам искаженное восприятие. Мы привыкли, что чем дальше находится объект, тем меньше его изображение на сетчатке. Поэтому дальние предметы кажутся более мелкими. кажутся Все  Искаженные восприятия называют Учитель: иллюзиями (от лат. illusio - обманывать). Слайд 16. На рисунке вы наблюдали иллюзию перспективы. Художники очень часто используют перспективу в живописи например, когда хотят изобразить далекие предметы. С иллюзиями мы часто встречаемся в жизни. Например, руки в белой и черной перчатках (демонстрация), или когда мы рассматриваем рыбок в аквариуме (демонстрация). В воде предметы увеличенными, деформированными. это примеры оптического обмана. Мы любим смотреть фильмы. Движение в кино воспринимается как непрерывный процесс, но на пленке зафиксированы лишь отдельные моменты этого движения. Наши анализаторы могут сохранять следы возбуждения после того, как раздражение, вызвавшее его, прекратило свое действие. Это явление последействия. Что ж, опять обман? Нет, иллюзия Тем не менее, мы во многом полагаемся на наши зрительные ощущения. И правильно делаем, ведь 70% всех ощущений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Как правило, наше зрение работает замечательно, но ресурсы мозга ограничены. Слайд   17­19   Что вы видите на этой картине? Посчитайте сколько лошадей(5) Слайд 20 III. Закрепление знаний. 1. Повторение темы в виде стихотворения Брови, ресницы и веки Не просто даны человеку. Глаз, как стражи, они охраняют, От влаги и пыли его защищают. Орган зрения - это глаз, В нем три оболочки. Та, что белая, снаружи, Назовем белочной. Так прозрачна впереди – Со стеклом сравнится Эту часть ее зовем просто - роговица. Слой второй - в нем есть сосуды, Впереди он радужка. В ней отверстие - зрачок, 10 И пигменты разные. Рецепторы в сетчатке, в глубине, Все четко помогают видеть мне. Поделим мы их на парочки: Одни - колбочки, другие - палочки. 2. самостоятельная работа в рабочей тетради № 165 3. тест (задания из ГИА) Приложение 3    1. (1 балл) Роговица а) снабжает глаз кровью б) пропускает световые лучи в) преломляет световые лучи              г) воспринимает свет                                                                 2. Зрение человека в большой степени зависит от состояния  сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные  клетки, в которых:                                                                                 а)чёрный пигмент поглощает световые лучи                                      б) происходит преломление световых лучей                                      в) энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение  г) расположен пигмент, определяющий цвет глаз.                             3. Цвет глаз человека определяется пигментацией:                           а) сетчатки,                         б)хрусталика,                                            в)радужной оболочки,      г)стекловидного тела.                                4. Периферическая часть зрительного анализатора: а)  зрительный нерв                б) зрительные рецепторы               в) зрачок и хрусталик           г) зрительная зона коры.                  5. (3 балла) Соотнесите оболочки глаза и их характеристики. А) белочная 1) выполняет защитную роль Б) сосудистая 2) её передняя часть - роговица В) сетчатка 3) питает глаза 4) содержит колбочки и палочки 5) содержит капилляры 6) преобразует свет в нервный импульс. 6. (3 балла) Выберите три характеристики для хрусталика. А) воспринимает свет Б) преломляет световые лучи В) относится к оптической системе глаза Г) относится к вспомогательной системе глаза Д) его кривизна всегда постоянна Е) его кривизна изменяется в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета. З) находится перед зрачком. IV.  Выставление оценок. Домашнее задание §52,  Подберите поговорки и пословицы   о глазах.  V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 11 ­ Спасибо за плодотворную работу на уроке, за сотрудничество. На доске изображена  «лестницы успеха». Оставьте свою роспись на   той   ступеньке,   которая   бы   отразила   полученные   знания   на уроке. 1. Уверен в своих знаниях 2. В основном уверен 3. Нужно еще повторить 4.Нуждаюсь в помощи VI     Литература 1. Учебник: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Биология. Человек. М.: «Вентана­ Граф», 2001;   2.Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. М.: «Дрофа»,2000. 3. Занимательные материалы по биологии. 8 класс./Сост. А.В.Зубрицкая. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 4. http://festival.1september.ru/ 5. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/ 12

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология

Конспект урока по ФГОС на тему "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс, биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018