Рабочая программа по биологии 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 8 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
04.04.2018
Рабочая программа по биологии 8 класс
Разработана на основе Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы.-М.,Вентана-Граф, 2005., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Всего -70 часов. Согласно школьному учебному плану на изучение курса выделено всего 87 часов, в неделю –2,5 часов.рабочая программа
8 кл. биология.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа            «Рассмотрено»             Руководитель МО              учителей  естественно­             научного цикла __________             Протокол №___ от             «_____»__________года «Согласовано» Заместитель  директора  МКОУ Новомеловатская СОШ _____________  «_____» ________ ___­ года                         «Утверждаю»                                  Директор МКОУ                          Новомеловатская СОШ                          ____________                         Приказ № _______  от                            «_____» ________ года РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА        по биологии Учитель первой квалификационной категории  8 класс Е.И.Котова Рабочая программа составлена на основе: Пояснительная записка ­ Федерального Государственного стандарта 2004 года ­  Примерной программы основного общего образования по биологии .  ­  Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов А.Г.  Драгомилова, Р.Д. Маша Биология в основной школе: Программы.­М.,Вентана­Граф, 2005., полностью отражающей  содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8­го класса предусматривает обучение  биологии в объеме 2 часов в неделю. Всего ­70 часов. Согласно школьному учебному плану на изучение курса выделено   всего 87 часов, в неделю –2,5 часов. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования,  изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены основные возможности  предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов  деятельности и ключевых компетенций.  Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.  На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе,  раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией  организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ,  нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются  индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.  Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в  деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность  требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.  В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:  2 • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.  • Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все  лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению  учителя.  • Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в  системе уроков обобщения предусмотрены тестовые  работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к  самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.  Цель обучения биологии в 8 классе:  освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;   овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма,  влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными  источниками информации;   воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания  первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и  стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции.  Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность   учащихся   понимать   причины   и   логику   развития   эволюционных   процессов   открывает   возможность   для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий   призвана   способствовать   усилению   мотивации   к   познанию   и   творчеству,   воспитанию   личностно   и   общественно востребованных качеств.  3 Задачи:  приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе; овладение способами учебно­познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей; освоение общепредметных компетенций:  1. Ценностно­смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными  ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь  выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция  обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная  образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо  осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,  логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования  современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока»  выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории. 3. Учебно­познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной  деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации  целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно­познавательной деятельности. По отношению к  изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний  непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами  решения проблем. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:  3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным  основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу. 4 3.2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование  известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. 3.3. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их  проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых  предположений; описание результатов этих работ. 3.4. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии. 3.5. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать  оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. 3.6.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент,  моделирование).  Требования к уровню подготовки учащихся 8­го класса: Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать: • признаки сходства и отличия человека и животных; • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, транспорт веществ, рост,  развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;  • особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. Учащиеся должны уметь: • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни  человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных  заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на  здоровье человека;  5 • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты  опытов.  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма  человека;  • сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы; • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе; • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека; • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет­ресурсах;  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ­инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;  • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах,  кровотечениях; спасении утопающего;  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; • проведения наблюдений за состоянием собственного организма • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики заболеваний;  травматизма; стрессов; ВИЧ­инфекции; вредных привычек; нарушения  осанки, зрения, слуха;  • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах,  кровотечениях; спасении утопающего;  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; • проведения наблюдений за состоянием собственного организма УМК 1. Учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология 8 класс», М., «Вентана­Граф», 2012г. 6 2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6­11 классы. – М.: Дрофа, 2014.  3. Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2010. Дополнительная литература 1. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2014. –  224 с. 2. М.С. Гекалюк. Тесты «Биология» 8класс.Саратов «Лицей», 2011. Введение (1ч.)  Науки о человеке и их значение. Становление наук о человеке. Основное содержание курса. Тема   1.Происхождение   человека   (2ч.)   человека.  Систематическое   положение   человека.   Историческое   прошлое   людей.   Расы Тема 2.Организм человека и его строение(5ч.)  Строение клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки. Ткани и их свойства. Органы и системы органов. Физиологические и психические функции. Лабораторные работы: 1.Изучение клеток слизистой оболочки полости рта.2. Изучение особенностей строения тканей на готовых микропрепаратах. Тема 3. Нервная система (8ч.)   Регуляция  функций  в организме. Строение  нервной  системы  и  ее свойства.  Рефлекс. Спинной и головной мозг. Вегетативная нервная система. Эндокринная система. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нейрогормональная регуляция. Тема 4.Опорно­двигательная система(10ч.)   Общий план строения и функции опорно­двигательной системы. Строение, свойства,   состав   костей,   типы   их   соединений.   Скелет   головы   и   туловища.   Скелет   конечностей.   Первая   помощь   при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы, их строение и функции. Основные группы скелетных 7 мышц. Работа мышц. Утомление. Нарушение осанки. Плоскостопие. Развитие опорно­двигательной системы. Лабораторные работы: №3. Строение костной ткани. Практические работы: №1. Определение гибкости позвоночника, правильности осанки, №2. Определение наличия плоскостопия. Тема 5. Кровь и кровообращение (10ч.)  Внутренняя среда организма. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторные работы: №5. Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки. Практические работы: №3­4. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение кровяного давления с помощью тонометра, №5. Знакомство с приемами остановки кровотечений. Тема 6. Дыхание (6ч.) Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.   Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания. Лабораторные работы: №6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, №7. Дыхательные движения. Практические работы: №6. Знакомство с приемами искусственного дыхания. Тема 7. Пищеварение (8ч.)   Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в   ротовой полости и желудке.   Пищеварение   в   кишечнике.   Всасывание   питательных   веществ.   Регуляция   пищеварения.   Гигиена   питания. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Лабораторные работы: №8. Действие ферментов слюны на крахмал. №9. Действие желудочного сока на белки. Тема 8. Обмен веществ и энергии. (4ч.) Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.  Тема 9. Выделение (3ч.)   Строение и функции почек. Образование мочи. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Тема 10. Кожа (4ч.)  Значение кожи и ее строение. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. 8 Тема   11.   Органы   чувств.   Анализаторы   (7ч.)    Значение   органов   чувств   и   анализаторов.   Орган   зрения   и   зрительный анализатор. Заболевания глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Органы слуха и равновесия. Органы осязания, обоняния, вкуса. Тема   12.   Поведение   и   психика.   (9ч.)  Вклад   отечественных   ученых   в   разработку   учения   о   ВНД.   Врожденные   и приобретенные   формы   поведения.  Закономерности   работы   головного   мозга.  Биологические   ритмы.  Сон   и   его   значение. Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Память и ее виды. Воля и эмоции. Внимание. Характер, темперамент, личность. Интересы. Склонности.  Способности. Работоспособность. Режим  дня.  Поведение  и  психика. Практические  работы:  №7. Выявление объема кратковременной памяти. №8. Изучение внимания при разных условиях. Тема   13.   Индивидуальное   развитие   организма   (6ч.)  Размножение   в   органическом   мире.   Половая   система   человека. Наследственные   и   врожденные   заболевания.   Болезни,   передающиеся   половым   путем.   СПИД   и   его   профилактика. Беременность. Развитие зародыша и плода. Развитие человека после рождения. Индивидуальное развитие организма. Тема 14. Здоровье человека и окружающая среда. (4ч.)  Здоровье человека – общественное и личное достояние. Влияние курения на организм человека. Влияние алкоголя на организм человека. Нет – наркотикам. Решение биологических задач. Проверочная работа. Заключение. № темы 1. 2. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название темы Количество часов Введение Происхождение человека. Организм человека и его строение. 9 1 2 5 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Нервная система. Опорно­двигательная система. Кровь и кровообращение. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа. Органы чувств. Анализаторы. Поведение и психика. Индивидуальное развитие организма. Здоровье человека и окружающая среда. Итого: Лабораторных работ Практических работ Проверочных работ 10 8 10 10 6 8 4 3 4 7 9 6 4 87 9 8 1 11 № урока Дата план факт 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Тематическое планирование по биологии в 8 классе (всего –87, в неделю –2,5 ч.) Тема урока Введение (1ч.) Науки о человеке и их значение. Тема 1. Происхождение человека (2ч.) Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека. Тема 2. Организм человека и его строение (5ч.) Строение клетки. Лаб. раб. №1. Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека. Химический состав и жизнедеятельность клетки. Ткани и их свойства. Лаб. раб. №2. Изучение особенностей строения тканей на готовых  микропрепаратах. Органы, системы органов. Обобщение. Организм человека и его строение. Тема 3. Нервная система (8ч.) Регуляция функций в организме. Строение нервной системы и ее свойства. Рефлекс. Спинной мозг. Головной мозг. Вегетативная нервная система. Эндокринная система. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нейрогормональная регуляция. Обобщение. Нервно­гуморальная регуляция физиологических функций. 12 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Тема 4. Опорно­двигательная система (10ч.) Скелет. Строение и свойства костей, типы их соединений. Лаб. раб. №3 Строение костной  ткани. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Работа мышц. Утомление. Нарушения осанки и плоскостопие. Определение гибкости позвоночника, правильности осанки. Практ. раб. №1 Определение  наличия плоскостопия. Практ. раб. №2 Развитие опорно­двигательной системы. Обобщение. Опорно­двигательная система. Тема 5. Кровь и кровообращение  (10ч.) Внутренняя среда организма. Плазма крови. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение кровяного давления с  помощью тонометра. Практ. раб. №3,4 Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практ. раб. №5. Знакомство с приемами остановки  кровотечений. Обобщение. Кровь и кровообращение. 13 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. Тема 6. Дыхание (6 ч.) Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лаб. раб. №6 Состав вдыхаемого и  выдыхаемого воздуха. Дыхательные движения. Лаб. раб. №7. Дыхательные движения Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Практ. раб. №6. Знакомство с приемами  искусственного дыхания. Обобщение. Дыхательная система. Тема 7. Пищеварение (8 ч.) Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости. Лаб. раб. №8. Действие ферментов слюны на крахмал. Пищеварение в желудке. Лаб. раб. №9. Действие желудочного сока на белки. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения. Обобщение. Пищеварение. Тема 8.Обмен веществ и энергии (4ч.) Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины. Обобщение. Обмен веществ и энергии. Тема 9. Выделение  (3ч.) Строение и функции почек. Образование мочи. 14 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Тема 10. Кожа. (4ч.) Значение кожи и ее строение. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. Тема11. Органы чувств. Анализаторы. (7ч.) Значение органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса. Обобщение. Органы чувств. Анализаторы. Тема 12.Поведение и психика (9ч.) Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Память и ее виды. Выявление объема кратковременной памяти. Практич. раб. №7. Воля и эмоции. Внимание. Изучение внимания при разных условиях. Практич.  раб. № 8. Характер, темперамент, личность. Интересы. Склонности. Способности. Работоспособность. Режим дня. Обобщение. Поведение и психика. Тема 13. Индивидуальное развитие организма (6ч). 15 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. Итого: Размножение в органическом мире. Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. СПИД  и его профилактика. Беременность. Развитие зародыша и плода. Развитие человека после рождения. Индивидуальное развитие организма. Обобщение. Индивидуальное развитие организма. Тема 14.Здоровье человека и окружающая среда (4ч.) Здоровье человека – общественное и личное достояние. Влияние курения и алкоголя на организм человека. Нет – наркотикам! Решение биологических задач. Проверочная работа по курсу «Человек и его здоровье» 87 часов 16

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018