Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
04.02.2019
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела «Человек и его здоровье».
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И Сонин, М.Р Сапин Биология 8 класс. - М.:М: Дрофа 2013, (УМК «Сфера жизни»)
Тема урока: Витамины.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
образовательная: углубить знания о многообразии и значении витаминов, о их роли в обмене веществ;
развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом и, данными в учебнике, логически мыслить и оформлять результаты в письменной и устной форме;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов
Человек.docx
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела
«Человек и его здоровье».
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.И Сонин, М.Р Сапин Биология 8 класс. М.:М: Дрофа 2013,
(УМК «Сфера жизни»)
№
Название разделов и тем уроков
Всего часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема 1. Человек как биологический вид
Место человека в системе органического мира
Особенности человека
Тема 2. Происхождение человека
Эволюция человека.
Расы человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке.
Науки, изучающие организм человека
История развития знаний о строении и функциях
организма человека
Тема 4. Общий обзор организма человека
Клеточное строение организма
Ткани и органы. Л/р №1 « Изучение микроскопического
строения тканей»
Органы. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем
органов
П/р №1 « Распознавание на таблицах органов и систем
органов человека. Взаимосвязь органов и систем органов
Тема 5. Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека,
его особенности
Строение и функции желёз внутренней секреции.
Роль гормонов в обменных процессах. Нервно –
гуморальная регуляция, её нарушения.
2
1
1
2
1
1
1
1
4
1
1
1
1
11
1
1
1 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Нервная регуляция. Строение и значение нервной
системы
Спинной мозг
Строение и функции головного мозга. Л/р №2 « Изучение
головного мозга человека»
Полушария большого мозга.
Зрительный анализатор. П/р №2 «Изучение изменения
размера зрачка»
Анализаторы слуха и равновесия
Кожномышечная чувствительность. Обоняние. Вкус
Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость,
обобщение знаний об органах чувств и анализаторах
Тема 6. Опора и движение
Аппарат опоры и движения, его функции.
Строение, свойства костей, типы их соединений. Л/р №3
«Изучение внешнего строения костей»
Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов, переломах костей
Мышцы, их строение и функции
Работа мышц. П/р №3 «Измерение массы и роста своего
организма»
Значение физических упражнений для формирования
аппарата опоры и движения
Взаимосвязь строения и функций опорнодвигательного
аппарата.
Обобщение по теме «Опора и движение».
Тема 7. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма и ее значение
Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их
строение и функции. Л/р №4 « Изучение
микроскопического строения крови»
Иммунитет
Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус
фактор
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1 Тема 8. Транспорт веществ
Движение крови и лимфы в организме. Органы
кровообращения
Работа сердца. Л/р №5 « Измерение кровяного давления»
Движение крови и лимфы по сосудам. П/р №4 «
Определения пульса и подсчёт сердечных сокращений»
Заболевания сердечнососудистой системы, их
предупреждение. Первая помощь при кровотечениях
Тема 9. Дыхание
Потребности организма человека в кислороде. Строение
органов дыхания
Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения, Жизненная ёмкость лёгких.
Регуляция дыхания. П/р №5 « Определение частоты
дыхания»
Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Первая помощь при нарушении дыхания и
кровообращения
Обобщение по теме « Дыхание».
Тема 10. Пищеварение
Пищевые продукты. П/р №6 « Определение норм
рационального питания».
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке. Л/р №6 «Изучение действия
желудочного сока на белки, слюны на крахмал»
Пищеварение в кишечнике
Гигиена питания и предупреждение желудочнокишечных
заболеваний
Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины
Пластический и энергетический обмен.
Витамины
Тема 12. Выделение
Выделение. Строение и работа почек
Заболевания почек, их предупреждение
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1 52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Тема 13. Покровы тела
Строение и функции кожи
Роль кожи в терморегуляции организма
Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви
Тема 14. Размножение и развитие
Половая система человека
Возрастные процессы
Обобщение по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и
энергии. витамины», «Выделение», «Покровы тела»,
«Размножение и развитие»
Тема 15. Высшая нервная деятельность
Рефлекторная деятельность нервной системы.
Торможение, его виды и значение
Сон, его значение. Гигиена сна
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Познавательные процессы
Типы нервной системы
Человек и его здоровье
Здоровье и влияющие на него факторы.
Вредные привычки, Заболевания человека.
Двигательная активность и здоровье человека.
Закаливание, Гигиена человека.
Л/р №7 « Анализ и оценка влияния факторов
окружающей среды, факторов риска на здоровье»
Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»
Итого:
3
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
68
8 класс 28.01.2019 г биология
Тема урока: Витамины.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цели урока: образовательная: углубить знания о многообразии и значении витаминов, о их
роли в обмене веществ;
развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с
текстом и, данными в учебнике, логически мыслить и оформлять результаты в
письменной и устной форме;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.
Оборудование: презентация «Витамины», учебник, рабочие тетради
Ход урока
Организацион
Деятельность учителя
Приветствует учащихся,
Деятельность учащихся
приветствуют учителя,
ный момент
отмечает отсутствующих
обучающихся, проверяет
визуально контролируют
свою готовность к уроку
готовности обучающихся к
уроку
рассаживаются на рабочие
места.
Проверка
домашнего
задания
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
Предлагает открыть
параграф 37 , отвечать на
Читают вопросы и
отвечают на них
вопросы после него
(фронтальная проверка
домашнего задания)
Сегодня
мы
Слушают учителя,
познакомимся с особыми
веществами.
Мудрецы
отгадывают загадки,
решают кроссворд
называли эти вещества
эликсиром жизни. Людям
деятельности
издавна было известно, что учащихся.
некоторых
отсутствие
продуктов в рационе может
быть причиной тяжелых
заболеваний, так как эти
вещества влияют на обмен
веществ. Как вы думаете, о
чём мы сегодня с вами будем
говорить?
Ребята, тема нашего урока
зашифрована в кроссворде из
загадок.
Какое ключевое слово
получилось в выделенных
клетках кроссворда?
Внимательно посмотрите на
тему урока, записи на доске
и выделите
понятия урока.
основные
Сформулируйте цель урока.
Витамины
Витамины,
гиповитаминоз,
авитаминоз,
гипервитаминоз.
Знать основные группы
витаминов и продукты, в
которых они содержатся.
Характеризовать роль
витаминов в организме.
Актуализация Побуждающий диалог
Отвечают на вопросы знаний.
1.Что такое обмен веществ?
Обмен веществ – это
поглощения
процесс
сложных
соединений,
органических
их
расщепления на более
легко
простые,
всасываемые в кровь и
лимфу вещества.
2.Какие виды обмена
существуют, каковы их
особенности?
3.Какова роль обменных
процессов для
Различают два вида обмена
и
пластический
энергетический.
В
результате пластического
в
обмена
организм
поступают питательные
вещества,
используются
которые
для
формирования
«строительного материала»
клеток организма.
В
процессе энергетического
обмена организм получает,
а в дальнейшем расходует
или запасает (в виде АТФ)
необходимую энергию.
В организм человека с
пищей поступает огромное
количество питательных веществ, таких как: белки,
углеводы,
жиры,
соли,
минеральные
витамины. Большинство из
них в нашем организме не
синтезируются. Как уже
говорилось, органические
соединения в процессе
биохимических реакций
расщепляются на простые,
которые всасываются в
кровь и лимфу через
ворсинки
кишечника,
а
тонкого
затем
разносятся по клеткам
вещества
тела.
Эти
обеспечивают
развитие клеток,
рост,
их
дыхание, размножение и
функциональную работу
органов
Определяют, каких знаний
нам не хватает, где и как их
добыть (открыть).
жизнедеятельности
организма?
4.Среди веществ,
участвующих в обмене
веществ вы назвали
витамины. Что такое
витамины? Первичное
Объяснение
учителя
с
усвоение
новых знаний.
элементами
демонстрацией презентации.
рассказа,
Учитель предлагает историю
экспериментов Н. И. Лунина
с кормлением разной пищей
мышей. Почему во второй
группе
Какие
погибли
вещества
мыши?
не
мышей
содержала
второй группы? Вот на этот
пища
вопрос нам и предстоит
ответить
Используя учебник,
дополнительную
информацию, поясните
основные понятия урока:
витамины, как они
обозначаются?
авитаминоз.
Работа в группах с учебником
Обучающиеся
пытаются
выдвинуть гипотезу и ее
обосновать
Витамины органические
вещества,
необходимые
для регуляции обмена
веществ
течения
и нормального
процессов
жизнедеятельности
организма.
Авитаминоз – недостаток
витаминов.
группах,
Работают в
извлекают информацию, по плану (приложение 2)
оформляю в таблицу
Название витамина
Обозначение
Основные источники
Функции
1 группа – жирорастворимые
витамины
2 группа – водораствормые
витамины
Для проверки первичного
понимания материала,
организует индивидуальную
работу по тесту,
взаимопроверку, обсуждение
результатов
Приложение 3
Приложение 2
Слушают объяснения и
инструкцию учителя
Выполняют задания.
Проводят взаимопроверку.
Обсуждают возникшие
разногласия.
Делают вывод
Ответы учащихся
(Приложение 3)
Первичная
проверка
понимания
Первичное
закрепление
Побуждает к обобщению
изученного материала
Проанализируйте текст
Учитель
предлагает
проанализировать следующий
эпизод из книги Ю. Никулина
“Почти
серьезно”.
Он произошел с автором во
время блокады Ленинграда.
Ответ: у бойцов батареи
возникла куриная слепота
“Как только наступали
сумерки, многие слепли и
изза недостатка витамина
А. Отвар сосновых игл
только смутно, с трудом
различали границу между
содержит большое
количество витамина С.
землей и небом… Ктото
предложил сделать отвар из
Он не мог заменить
витамин А. В рыбьем жире
сосновых игл. К сожалению,
это не помогло. Лишь когда
этот витамин
присутствовал. Витамин А
на батарею выдали бутыль
рыбьего жира и каждый
– жирорастворимый
витамин, и он особенно
этого
принял вечером
лекарства и получил такую
легко усваивается вместе с
жирной пищей
же порцию утром, зрение тут
же начало возвращаться”.
Информация
Формулирует задание,
Воспринимают
о домашнем
задании,
инструктаж
по его
выполнению
комментируя и отвечая на
вопросы учащихся.
информацию, фиксируют
задание.
Изучить текст § 38 учебника,
подготовить сообщения по
теме «Витамины»
Рефлексия
(подведение
Предлагает
оценить
деятельность на уроке и
Дают оценку своей
деятельности на уроке и
итогов
занятия)
достигнутых
обучения.
результатов
достигнутых результатов
обучения.
Организует беседу с классом по вопросам:
Что было главным на уроке?
Какие затруднения у вас
возникли на уроке?
Что нового вы узнали?
Что было интересно?
Чему научились?
Просит заполнить карту
оценки деятельности на уроке
и поставить самооценку в
виде отметки по критериям,
выведенным на экран.
Приложение 1
Загадки
1. Гдето в чаще дремучей,
За оградою колючей,
У заветного местечка Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник)
2. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
3. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а десять.
Как его названье? (Картофель)
4. Лето целое старалась
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотни одежонок Сложим мы в бочонок. (Капуста)
5. Черных ягод пышен куст
Хороши они на вкус. (Черная смородина)
6. Яркий, сладкий, налитой.
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки (Апельсин).
7. Весной зелена,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы (Рябина)
8. Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика, Только шея тонка.
(Тыква).
Вопрос:
Какое ключевое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?
щ
е
р
и
п
к
л
я
п
о
а
ь
б
о
м
р
к
В
И
Т
А
н
д
о
п
и
о
ф
у
к
р
е
с
с
М о
р
о
с
и
т
И
Н
ы
н
а
к
в
а
а
п
л
т
д
ь
а
и
н
а
Приложение 2
Витамины
витамин
Обозначен
ие
Название
Основные источники
Функции
Ж и р о р а с т в о р и м ы е в и т а.м и н ы
А
Ретинол Рыбий жир,
печень,
молоко, шпинат, кресс
салат, морковь
Необходим
для нормального роста
и
формирования эпителиальных Е
Токоферо
л
Зародыши
ржаная мука,
пшеницы,
печень,
Участвует в формировании и
деятельности
регуляции
D
Кальцифе
рол
зеленые овощи
Пивные дрожжи, рыбий
жир, яичный желток
кровеносной системы, в работе
Регулирует всасывание из пищи
печени
кальция,
необходим для
В о д о р а с т в о р и м ы е в и т а м и н ы
Тиамин Зародыши
пшеницы,
зубов,
образования костей,
усвоению
способствует
Участвует в тканевом дыхании
В1
В2
Рибофлав
субпродукты, дрожжи
Мясные,
молочные
ин
продукты, яичный желток
С
Аскорбин
Картофель,
цитрусовые,
Поддерживает
зрительную
функцию, участвует в синтезе
гемоглобина
Участвует в метаболизме
овая
томаты, зеленые овощи
соединительной ткани
кислота
Приложение 3
Вставьте пропущенные слова в предложениях:
«При длительном отсутствии в пище витамина… развивается цинга. Витамин
… антирахитический, участвует в обмене кальция и фосфора. Витамины
группы … в значительных количествах содержатся в оболочке семян ржи,
риса, бобовых. Ранним проявлением недостатка витамина … в организме
является «куриная слепота». В значительных количествах витамин …
содержится в плодах шиповника, чёрной смородине, капусте, помидорах,
моркови, картофеле. Витамин … входит в состав зрительного пигмента. При
отсутствии в пище витамина … развиваются поражения нервной системы,
расстройство двигательной активности, параличи, способные привести к
смерти. Витамин … образуется в коже человека под влиянием
ультрафиолетовых лучей. Витамин … регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани. По химическому строению витамин … близок к
веществу каротину, содержащемуся в моркови, абрикосах, шпинате».
Список литературы:
1. Программа « Биология: 59 классы. «– М.: Вентанаграф, 2013г. Авторы:
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко
В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.
2.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И Сонин, М.Р
Сапин Биология 8 класс. М.:М: Дрофа 2013, (УМК «Сфера жизни»)
3. Витамины – Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki
4.Витамины и минеральные вещества, их роль и значение, где содержатся,
недостаток и переизбыток. http://www.inflora.ru/directory/vitaminsandminerals
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.