Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Оценка 4.6

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
04.02.2019
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела «Человек и его здоровье». Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И Сонин, М.Р Сапин Биология 8 класс. - М.:М: Дрофа 2013, (УМК «Сфера жизни») Тема урока: Витамины. Тип урока: изучение нового материала Вид урока: комбинированный Цели урока: образовательная: углубить знания о многообразии и значении витаминов, о их роли в обмене веществ; развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом и, данными в учебнике, логически мыслить и оформлять результаты в письменной и устной форме; воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов
Человек.docx
Тематическое и поурочное планирование школьного раздела  «Человек и его здоровье». Биология:   8   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных учреждений  / Н.И Сонин, М.Р Сапин Биология 8 класс. ­ М.:М: Дрофа 2013, (УМК «Сфера жизни») № Название разделов и тем уроков Всего часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема 1. Человек как биологический вид Место человека в системе органического мира Особенности человека Тема 2. Происхождение человека Эволюция человека. Расы человека. Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке.  Науки, изучающие организм человека История   развития   знаний   о   строении   и   функциях организма человека Тема 4. Общий обзор организма человека Клеточное строение организма Ткани и органы. Л/р №1 « Изучение микроскопического  строения тканей» Органы. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем  органов П/р №1 « Распознавание на таблицах органов и систем  органов человека. Взаимосвязь органов и систем органов Тема 5. Координация и регуляция Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека,  его особенности Строение и функции желёз внутренней секреции. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно –  гуморальная регуляция, её нарушения. 2 1 1 2 1 1 1 1 4 1 1 1 1 11 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Нервная регуляция. Строение и значение нервной  системы Спинной мозг Строение и функции головного мозга. Л/р №2 « Изучение  головного мозга человека» Полушария большого мозга. Зрительный анализатор. П/р №2 «Изучение изменения  размера зрачка» Анализаторы слуха и равновесия Кожно­мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус  Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость,  обобщение знаний об органах чувств и анализаторах Тема 6. Опора и движение Аппарат опоры и движения, его функции. Строение, свойства костей, типы их соединений. Л/р №3  «Изучение внешнего строения костей» Первая помощь при растяжении связок, вывихах  суставов, переломах костей Мышцы, их строение и функции Работа мышц. П/р №3 «Измерение массы и роста своего  организма» Значение физических упражнений для формирования  аппарата опоры и движения Взаимосвязь строения и функций опорно­двигательного  аппарата. Обобщение  по теме «Опора и движение». Тема 7. Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма и ее значение Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их  строение и функции. Л/р №4 « Изучение  микроскопического строения крови» Иммунитет Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус­ фактор 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 Тема 8. Транспорт веществ Движение крови и лимфы в организме. Органы  кровообращения Работа сердца. Л/р №5 « Измерение кровяного давления» Движение крови и лимфы по сосудам. П/р №4 «  Определения  пульса и подсчёт сердечных сокращений» Заболевания сердечнососудистой системы, их  предупреждение. Первая помощь при кровотечениях Тема 9. Дыхание Потребности организма человека в кислороде. Строение  органов дыхания Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения, Жизненная ёмкость лёгких. Регуляция дыхания. П/р №5 « Определение частоты  дыхания» Заболевания органов дыхания, их предупреждение.  Первая помощь при нарушении дыхания и  кровообращения Обобщение по теме « Дыхание». Тема 10. Пищеварение Пищевые продукты. П/р №6 « Определение норм  рационального питания». Пищеварение в ротовой полости Пищеварение в желудке. Л/р №6 «Изучение действия  желудочного сока на белки, слюны на крахмал» Пищеварение в кишечнике Гигиена питания и предупреждение желудочно­кишечных  заболеваний Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины Пластический и энергетический обмен. Витамины Тема 12. Выделение Выделение. Строение и работа почек Заболевания почек, их предупреждение 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Тема 13. Покровы тела Строение и функции кожи Роль кожи в терморегуляции организма Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви Тема 14. Размножение и развитие Половая система человека Возрастные процессы Обобщение по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и  энергии. витамины», «Выделение», «Покровы тела»,  «Размножение и развитие» Тема 15. Высшая нервная деятельность Рефлекторная деятельность нервной системы. Торможение, его виды и значение Сон, его значение. Гигиена сна Особенности высшей нервной деятельности человека.  Познавательные процессы Типы нервной системы Человек и его здоровье Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки, Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание, Гигиена человека. Л/р  №7 « Анализ и оценка влияния факторов  окружающей среды, факторов риска на здоровье» Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»                             Итого: 3 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 68 8 класс        28.01.2019 г    биология  Тема урока: Витамины. Тип урока:  изучение нового материала Вид урока: комбинированный Цели урока: образовательная: углубить знания о многообразии и значении витаминов, о их  роли в обмене веществ; развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с  текстом и, данными в учебнике, логически мыслить и оформлять результаты в  письменной и устной форме; воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.  Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Оборудование: презентация «Витамины», учебник, рабочие тетради Ход урока Организацион Деятельность учителя Приветствует учащихся,  Деятельность учащихся ­ приветствуют учителя,  ный момент отмечает отсутствующих  обучающихся, проверяет  визуально контролируют  свою готовность к уроку готовности обучающихся  к  уроку  ­ рассаживаются на рабочие места. Проверка  домашнего  задания Постановка  цели и задач  урока.  Мотивация  учебной  Предлагает открыть  параграф 37 , отвечать на  Читают вопросы и  отвечают на них  вопросы после него (фронтальная проверка  домашнего задания) Сегодня   мы Слушают учителя,  познакомимся   с   особыми веществами.   Мудрецы отгадывают загадки,  решают кроссворд называли   эти   вещества эликсиром   жизни.   Людям деятельности  издавна   было   известно,   что учащихся. некоторых отсутствие продуктов   в   рационе   может   быть   причиной   тяжелых заболеваний,   так   как   эти вещества   влияют   на   обмен веществ.   Как   вы   думаете,   о чём мы сегодня с вами будем говорить?  Ребята,   тема   нашего   урока зашифрована в кроссворде из загадок. ­Какое   ключевое   слово получилось   в   выделенных клетках кроссворда?  Внимательно  посмотрите  на тему  урока, записи  на  доске и   выделите   понятия  урока.   основные Сформулируйте  цель  урока. Витамины Витамины, гиповитаминоз,   авитаминоз, гипервитаминоз. Знать основные группы  витаминов и продукты, в  которых  они  содержатся.  Характеризовать  роль   витаминов  в  организме. Актуализация Побуждающий  диалог Отвечают на вопросы знаний. 1.Что такое обмен веществ?    Обмен   веществ   –   это   поглощения процесс     сложных соединений, органических их   расщепления   на   более легко простые,   всасываемые   в   кровь   и лимфу вещества. 2.Какие виды обмена  существуют, каковы их  особенности?           3.Какова роль обменных  процессов для  Различают два вида обмена и ­ пластический     энергетический. В результате   пластического     в обмена организм поступают   питательные   вещества, используются   которые для   формирования «строительного материала» клеток   организма.   В процессе   энергетического обмена организм получает, а   в   дальнейшем   расходует или запасает (в виде АТФ) необходимую энергию.         В организм человека с пищей поступает огромное количество   питательных веществ, таких как: белки, углеводы, жиры,   соли, минеральные витамины.  Большинство  из   них   в  нашем  организме   не синтезируются.   Как   уже говорилось,   органические соединения   в   процессе биохимических   реакций расщепляются   на   простые, которые   всасываются   в кровь   и   лимфу   через ворсинки кишечника,     а тонкого затем   разносятся   по   клеткам вещества тела.   Эти   обеспечивают развитие   клеток,   рост,   их дыхание,   размножение   и функциональную   работу органов  Определяют, каких знаний  нам не хватает, где и как их добыть (открыть).  жизнедеятельности  организма? 4.Среди  веществ,  участвующих  в обмене  веществ  вы  назвали   витамины. Что  такое   витамины? Первичное  Объяснение   учителя   с усвоение  новых знаний. элементами демонстрацией презентации.  рассказа,   Учитель предлагает  историю экспериментов  Н. И. Лунина с кормлением  разной  пищей мышей.   Почему     во     второй группе   Какие     погибли     вещества     мыши?   не   мышей содержала   второй  группы? Вот  на  этот   пища   вопрос     нам     и   предстоит ответить Используя учебник,  дополнительную   информацию, поясните   основные  понятия  урока:   витамины, как  они  обозначаются?  авитаминоз. Работа в группах с учебником Обучающиеся     пытаются выдвинуть   гипотезу   и   ее обосновать Витамины   ­   органические вещества,   необходимые для       регуляции     обмена веществ   течения     и   нормального   процессов жизнедеятельности организма. Авитаминоз   –   недостаток витаминов. группах, Работают   в   извлекают   информацию, по плану (приложение 2) оформляю в таблицу  Название  витамина  Обозначение  Основные источники  Функции 1 группа – жирорастворимые  витамины 2 группа – водораствормые  витамины Для проверки первичного  понимания материала,  организует индивидуальную  работу по тесту,  взаимопроверку, обсуждение  результатов Приложение 3  Приложение 2 Слушают  объяснения и  инструкцию учителя  Выполняют задания. Проводят взаимопроверку. Обсуждают возникшие  разногласия. Делают вывод Ответы учащихся  (Приложение 3) Первичная  проверка  понимания Первичное  закрепление Побуждает   к   обобщению изученного материала Проанализируйте  текст  Учитель   предлагает проанализировать   следующий эпизод из книги Ю. Никулина “Почти   серьезно”.   Он произошел   с   автором   во время   блокады   Ленинграда. Ответ: у бойцов батареи  возникла куриная слепота  “Как   только   наступали сумерки,   многие   слепли   и из­за недостатка витамина  А. Отвар сосновых игл  только   смутно,   с   трудом различали   границу   между содержит большое  количество витамина С.   землей   и   небом…   Кто­то предложил   сделать   отвар   из Он не мог заменить  витамин А. В рыбьем жире  сосновых   игл.   К   сожалению, это   не   помогло.   Лишь   когда этот витамин  присутствовал. Витамин А  на   батарею   выдали   бутыль рыбьего   жира   и   каждый – жирорастворимый  витамин, и он особенно  этого принял   вечером   лекарства   и   получил   такую легко усваивается вместе с  жирной пищей же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться”. Информация  Формулирует   задание, Воспринимают  о домашнем  задании,  инструктаж  по его  выполнению комментируя   и   отвечая   на вопросы учащихся.  информацию,  фиксируют  задание. Изучить текст § 38 учебника, подготовить   сообщения   по теме «Витамины» Рефлексия  (подведение  Предлагает оценить деятельность   на   уроке   и   Дают оценку своей  деятельности на уроке и  итогов  занятия) достигнутых обучения.   результатов достигнутых результатов  обучения.  Организует  беседу с классом по вопросам: ­ Что было главным на уроке? ­Какие затруднения у вас  возникли на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Просит заполнить карту  оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в  виде отметки по критериям,  выведенным на экран.  Приложение 1 Загадки 1. Где­то в чаще дремучей,      За оградою колючей,       У заветного местечка Есть волшебная аптечка.      Там красные таблетки      Развешаны на ветке.               (Шиповник)  2. В огороде вырастаю,      А когда я созреваю      Варят из меня томат,      В щи кладут и так едят.         (Помидор) 3. Закопали в землю в мае     И сто дней не вынимали,     А копать под осень стали,     Не одну нашли, а десять.     Как его названье?                    (Картофель) 4. Лето целое старалась­     Одевалась, одевалась…     А как осень подошла,     Нам одежки отдала.     Сотни одежонок Сложим мы в бочонок.            (Капуста)  5. Черных ягод пышен куст­       Хороши они на вкус.              (Черная смородина) 6. Яркий, сладкий, налитой.     Весь в обложке золотой.     Не с конфетной фабрики –     Из далекой Африки                   (Апельсин). 7. Весной зелена,       Летом загорала,     Осенью надела      Красные кораллы                          (Рябина) 8. Золотая голова    Велика, тяжела.    Золотая голова     Отдохнуть прилегла.    Голова велика, Только шея тонка.                            (Тыква). Вопрос:  ­Какое ключевое слово получилось в выделенных клетках кроссворда? щ е р и п к л я п о а ь б о м р к В И Т А н д о п и о ф у к р е с с   М о р о с и т И Н ы н а к в а а п л т д ь а и н а  Приложение 2 Витамины витамин Обозначен ие Название Основные источники Функции Ж и р о р а с т в о р и м ы е     в и т а.м и н ы А Ретинол Рыбий   жир,   печень, молоко,   шпинат,   кресс­ салат, морковь Необходим для   нормального   роста  и формирования  эпителиальных Е Токоферо л Зародыши ржаная   мука,   пшеницы,   печень, Участвует   в   формировании   и деятельности регуляции   D Кальцифе рол зеленые овощи Пивные   дрожжи,   рыбий жир, яичный желток кровеносной системы, в работе Регулирует всасывание из пищи печени кальция,   необходим   для В о д о р а с т в о р и м ы е    в и т а м и н ы Тиамин Зародыши пшеницы,     зубов, образования   костей, усвоению способствует Участвует в тканевом дыхании   В1 В2 Рибофлав субпродукты, дрожжи Мясные,   молочные ин продукты, яичный желток С Аскорбин Картофель,  цитрусовые, Поддерживает   зрительную функцию,   участвует  в   синтезе гемоглобина Участвует   в   метаболизме овая томаты, зеленые овощи соединительной ткани кислота Приложение 3 Вставьте пропущенные слова в предложениях:  «При длительном отсутствии в пище витамина… развивается цинга. Витамин …   антирахитический,   участвует   в   обмене   кальция   и   фосфора.   Витамины группы … в значительных количествах содержатся в оболочке семян ржи, риса,   бобовых.   Ранним   проявлением   недостатка   витамина   …   в   организме является   «куриная   слепота».   В   значительных   количествах   витамин   … содержится   в   плодах   шиповника,   чёрной   смородине,   капусте,   помидорах, моркови, картофеле. Витамин … входит в состав зрительного пигмента. При отсутствии в пище витамина … развиваются поражения нервной системы, расстройство   двигательной   активности,   параличи,   способные   привести   к смерти.   Витамин   …   образуется   в   коже   человека   под   влиянием ультрафиолетовых  лучей.  Витамин  …  регулирует кроветворную  функцию, рост   нервной   ткани.   По   химическому   строению   витамин   …   близок   к веществу каротину, содержащемуся в моркови, абрикосах, шпинате». Список литературы: 1. Программа  « Биология: 5­9 классы. «– М.: Вентана­граф, 2013г. Авторы:  Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко  В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. 2.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / Н.И Сонин, М.Р Сапин Биология 8 класс. ­ М.:М: Дрофа 2013, (УМК «Сфера жизни») 3. Витамины – Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki  4.Витамины и минеральные вещества, их роль и значение, где содержатся,  недостаток и переизбыток. http://www.inflora.ru/directory/vitamins­and­minerals

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"

Тематическое и поурочное планирование школьного раздела "Человек и его здоровье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019