Цели и задачи:
1. Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая биологические факты и понятия в целостную картину.
2. Формирование открытого биологического и экологического мышления: умение видеть развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
прогр биолог 8 кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1
_____________Вяземского района Смоленской области________________
215131 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д. 1 тел.8(48131) 32668
Рассмотрено
Руководитель ШМО
___________ /Янченкова Н.Г./
Протокол № ___
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________ / Янченкова Н.Г. /
Утверждено
Директор школы
__________/ Бардова И.А./
Приказ № _____
От «____» августа 2018 г
«____» августа 2018 г
от «____» августа 2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
8 класс
Составитель программы
Бальчус И.М. 20182019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании следующих нормативно
правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г
№1897;
3. Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1
4. Календарного учебного графика на текущий учебный год;
5. Основной образовательной программы ООО школы
6. Положения о рабочей программе учителя;
7. Авторской программы по по биологии И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г.
Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 59 классы: программа. М.: ВентанаГраф, 2012. 304
Учебно – методический комплект:
Программы по биологии И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.
Сухова. Биология: 59 классы: программа. М.: ВентанаГраф, 2012. 304;(концентрический курс).
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой
и учебника Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4е изд., перераб. – М.: ВентанаГраф, 2015. – 288 с
Цели и задачи:
1. Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая
биологические факты и понятия в целостную картину.
2. Формирование открытого биологического и экологического мышления: умение видеть
развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать
следствия).
3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на
выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
4. Гражданскопатриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков,
определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми,
кто сделал такой же или другой выбор.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся
представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции,
человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного
подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для
формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей
среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»
обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
2 •овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать
полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости
концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования,
проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно
обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Методическая система достижения целей направлена на:
• формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании
взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта
эволюции живой природы;
• формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе
умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
• приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и
самопознания в процессе изучения окружающего мира;
• воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и
инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую
деятельность;
• создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной
траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с
индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе,
строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических
процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставит целью
развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к
природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету
биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию. Для этого в содержании
каждой темы, особенно в разделе «Биология 6», предложена тематика двухтрех экскурсий по
выбору учителя.
Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для
детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению
элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией
предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
Данная программа построена с учетом межпредметных связей и полностью соответствует
требованиям Стандартов второго поколения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа разработана в соответствии с учебным планом школы для ступени основного общего
образования. Число учебных часов, отведённых на изучение предмета биология в 8 классе составляет
68ч (из расчёта 2 ч в неделю)
3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков здоровьесбережения;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
работать с различными источниками информации.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных отличительных признаков человека как представителя царства
Животные; процессов, протекающих в организме человека (обмен веществ и превращение энергии,
питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция
жизнедеятельности организма);
указание систематического положения человека — определение принадлежности к определенной
систематической группе (тип, класс, отряд, семейство, род, вид);
сравнение человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам;
приведение доказательств взаимосвязи особенностей органов человека и их функций;
необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животнымипаразитами и
другими факторами;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей: выработка и соблюдение
гигиенических требований в целях профилактики инфекционных и глистных заболеваний, пищевых
инфекций; осуществление функциональных проб, разработка рекомендаций для проведения
тренировок, закаливающих процедур;
различение на таблицах и микропрепаратах частей и органоидов клетки человека; на муляжах,
таблицах и иллюстрациях тканей, органов и систем органов;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание органов, животной клетки и
тканей; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностноориентационной сфере.
знание основ здорового образа жизни;
знание, анализ и оценка последствий вредных привычек и асоциального поведения человека;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природных сообществах, влияния
антропогенных факторов на здоровья человека;
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
4
освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи при различных травмах: кровотечениях,
повреждении скелета, остановке дыхания, утоплении, ожогах, обморожении, переохлаждении,
тепловом и солнечном ударе;
освоение приемов оказания первой помощи при контактах с ядовитыми животными и растениями;
рациональной организации труда и отдыха;
проведения наблюдений за состоянием своего организма.
Ученик научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека
Ученик получит возможность научится: использовать на практике приёмы оказания первой
помощи при простудных заболеваниях, отравлениях, ожогах, обморожении;
Находить в научной и учебной литературе информацию об организме человека, оформлять её в
виде докладов, сообщений, презентаций;
Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Общий обзор организма человека
Человек и окружающая среда. Природная и социальная сущность человека. Общие
сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира, черты сходства и
различия человека и животных. Методы изучения организма человека.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Рефлекс и
рефлекторная дуга. Нервная и гуморальная регуляция. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент.
Входной контроль
Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода»
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение»
Тема 2. Опорнодвигательная система
Опора и движение. Опорнодвигательная система. Общая характеристика и значение
скелета. Типы костей, строение костей, типы соединения костей.
Отделы черепа. Отделы позвоночника, строение позвонка, строение грудной клетки. Пояса
конечностей, строение, значение. Свободные нижние и верхние конечности.
Виды травм, затрагивающих скелет (вывихи, растяжения связок, переломы). Необходимые
меры первой помощи при травмах.
Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетных мышц, основные группы скелетных
мышц. Работа мышц, мышцы синергисты и антагонисты.
Осанка, причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления
позвоночника, плоскостопие.
Развитие опорнодвигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной
активности и мышечных нагрузок, физическая подготовка. Статические и динамические
физические упражнения.
Лабораторная работа № 34 «Строение костной ткани. Состав костей»
Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
Практическая работы № 3 «Изучение расположения мышц головы»
Практическая работа № 4 «Проверка правильности осанки. Выявление
плоскостопия. Оценка гибкости позвоночника»
Тема 3. Кровь. Кровообращение
Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека. Функции крови в
организме, состав плазмы крови, форменные элементы крови.
5 Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере иммунитета. Работы И.И.
Мечникова, Луи Пастера, Э. Дженнера. Механизм формирования и виды иммунитета, прививки и
сыворотки. Причины несовместимости тканей и крови. Резусфактор, правила переливания крови.
Лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Роль лимфы в организме. Строение и работа
сердца. Круги кровообращения. Движение крови в сосудах. Кровяное давление, скорость
кровотока, пульс. Перераспределение крови в работающих органах.
Регуляция работы сердца и сосудов, автоматизм сердца. Физические нагрузки и здоровье
сердечнососудистой системы. Влияние алкоголя и курения на состояние сердечнососудистой
системы. Виды кровотечений и первая помощь.
Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Практическая работа № 5 «Изучение явления кислородного голодания»
Практическая работа № 6 «Определение ЧСС, скорости кровотока. Исследование
рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»
Практическая работа № 7 «Доказательства вреда табакокурения»
Практическая работа № 8 «Функциональная сердечнососудистая проба»
Тема 4. Дыхательная система
Общая характеристика дыхания и органов дыхательной системы. Связь дыхательной и
кровеносной системы. Органы дыхания и их функции. Строение лёгких. Процесс поступления
кислорода в кровь и транспорт его от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе
кислорода.
Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние
курения на функции лёгких. Регуляция дыхания, рефлексы кашля и чихания.
Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз, ОРВИ). Рак
лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических
упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.
Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении,
удушении, электротравмах. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».
Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»
Практическая работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки»
Практическая работа № 10 «Определение запылённости воздуха»
Тема 5. Пищеварительная система
Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы, пищеварительные железы.
Строение зубного ряда человека. Смена зубов, значение зубов. Уход за зубами.
Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке.
Строение стенок желудка. Тонкий кишечник: строение, химическая обработка и всасывание пищи.
Строение кишечной ворсинки. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их значение.
Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения
рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения. Правильное питание. Питательные вещества
пищи. Правильная подготовка пищи к употреблению
Инфекционные и глистные заболевания желудочнокишечного тракта, способы заражения,
профилактические меры. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь.
Лабораторная работа № 8. «Действие ферментов слюны на крахмал»
Практическая работа № 11 «Определение местоположения слюнных желёз»
Тема 6. Обмен веществ и энергии
Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Расхож энергии в
организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания.
Калорийность пищи.
Роль витаминов в организме. Гипер и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины,
их значение. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению.
6 Практическая работа № 12 «Определение тренированности организма по функциональной
пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»
Тема 7. Мочевыделительная система
Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм
фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках.
Причины заболевания почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена
питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка
воды. ПДК...
Тема 8. Кожа
Функции кожных покровов. Строение кожи причины нарушения кожных покровов. Первая
помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания, чесотка. Участие кожи в
терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Тема 9. Эндокринная система
Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Особенности
железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма.
Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития.
Роль гормонов поджелудочной железы в организме, сахарный диабет. Роль надпочечников.
Тема 10. Нервная система
Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы.
Центральная и периферическая НС, соматический и вегетативный отдел. Прямые и обратные
связи.
Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Парасимпатический и
симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Согласование гуморальной и
нервной регуляции в организме.
Строение спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.
Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного
мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий.
Практическая работа № 13 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Практическая работа № 14 «Штриховое раздражение кожи»
Практическая работа № 15 «Изучение функций отделов головного мозга»
Тема 11. Органы чувств. анализаторы
Понятие анализатора. Принцип работы органов чувств и анализаторов. Расположение,
функции и особенности работы анализаторов. Развитость органов чувств. Иллюзии.
Зрительный анализатор. Значение органа зрения. Строение глаза. Слёзные железы.
Заболевания и повреждения органа зрения. Дальнозоркость и близорукость. Дальтонизм. Первая
помощь при повреждении глаз.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции отделов уха. Шум как фактор,
вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органов равновесия.
Органы обоняния, осязания и вкуса. Значение, расположение и устройство органов
осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса.
Практическая работа № 16 «Исследование реакции зрачка на освещённость.
исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна"
Практическая работа № 17 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»
Практическая работа № 18 «Исследование тактильных рецепторов»
Тема 12. Поведение и психика
Врождённые и приобретённые формы поведения. Инстинкты. Навыки. Явление
запечатления. Безусловные и условные рефлексы, торможение рефлексов. Принцип доминанты.
Динамический стереотип.
Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в онтогенезе и эволюции
человека. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и впечатление.
Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление.
7 Волевые качества личности. Побудительные и тормозные функции воли. Внушаемость и
негативизм. Эмоциональные реакции и состояния. Непроизвольное и произвольное внимание.
Рассеянность внимания.
Стадии работоспособности. Значение и состав правильного режима дня. Сон как
составляющая суточных биоритмов. Фазы сна. Природа сновидений. Значение и гигиена сна.
Практическая работа № 19 «Перестройка динамического стереотипа»
Практическая работа № 20 «Изучение внимания»
Тема 13. Индивидуальное развитие организма
Половая система человека. Факторы, определяющие пол человека. Строение женской и
мужской половой системы. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных
заболеваний. Врождённые заболевания, ИППП.
Эмбриональное развитие. Оплодотворение, созревание зародыша. Закономерности роста и
развития ребёнка. Календарный и биологический возраст.
Вред наркогенных веществ. Процесс привыкания к курению. Опасность привыкания к
наркотикам и токсичным веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.
Психологические особенности личности. Типы темперамента. Экстраверты и интроверты.
Способности. Выбор будущей профессии.
Форма промежуточной аттестации итоговое контрольное тестирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Общий обзор организма человека. Входной
контроль.
Опорнодвигательная система
Кровь. Кровообращение
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии
Мочевыделительная система
Кожа
Эндокринная система
Нервная система
Органы чувств. анализаторы
Поведение и психика
Индивидуальное развитие организма.
Промежуточная аттестация в форме
контрольного тестирования
итого
Общее
число
часов
5
8
9
6
7
3
2
3
2
5
5
7
6
Теоретическая
часть
Практическая
часть
2
4
4
2
5
2
2
3
2
2
2
5
5
3
4
5
4
2
1
3
3
2
1
68
40
28
8 9
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.