Рабочая программа по биологии 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 8 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
06.03.2019
Рабочая программа по биологии 8 класс
Цели и задачи: 1. Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая биологические факты и понятия в целостную картину. 2. Формирование открытого биологического и экологического мышления: умение видеть развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать следствия). 3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. 4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
прогр биолог 8 кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1 _____________Вяземского района Смоленской области________________ 215131 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д. 1 тел.8(48131) 3­26­68 Рассмотрено Руководитель  ШМО ___________ /Янченкова Н.Г./ Протокол № ___ Согласовано Заместитель директора по УВР __________ / Янченкова Н.Г. / Утверждено Директор школы  __________/ Бардова И.А./ Приказ № _____ От «____» августа 2018 г  «____»   августа 2018 г от «____»   августа 2018 г                                                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 8 класс Составитель программы Бальчус И.М. 2018­2019 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании следующих нормативно­ правовых документов: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273­ФЗ; 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (ФГОС  ООО), утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г  №1897; 3. Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1  4. Календарного учебного графика на текущий учебный год; 5. Основной образовательной программы ООО школы  6. Положения о рабочей программе учителя; 7. Авторской  программы по по биологии И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5­9 классы: программа. ­ М.: Вентана­Граф, 2012. ­ 304   Учебно – методический комплект: ­ Программы по биологии И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5­9 классы: программа. ­ М.: Вентана­Граф, 2012. ­ 304;(концентрический курс).    ­ Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и   учебника   Драгомилов   А.Г.   Биология:   8   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных организаций/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4­е изд., перераб. – М.: Вентана­Граф, 2015. – 288 с Цели и задачи: 1. Овладение   биологической   картиной   мира: умение   объяснять   современный   мир,   связывая биологические факты и понятия в целостную картину. 2. Формирование   открытого   биологического   и   экологического   мышления: умение   видеть развитие   биологических   и   экологических   процессов   (определять   причины   и   прогнозировать следствия). 3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. 4. Гражданско­патриотическое   самоопределение   личности: умение,   опираясь   на   опыт   предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений   об   отличительных   особенностях   живой   природы,   ее   многообразии   и   эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода,   в   соответствии   с   которым   учащиеся   должны   освоить   содержание,   значимое   для формирования   познавательной,   нравственной   и   эстетической   культуры,   сохранения   окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Биология   как   учебная   дисциплина   предметной   области   «Естественнонаучные   предметы» обеспечивает: •формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; •овладение научным подходом к решению различных задач; 2 •овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; •овладение   умением   сопоставлять   экспериментальные   и   теоретические   знания   с   объективными реалиями жизни; •воспитание   ответственного   и   бережного   отношения   к   окружающей   среде,   осознание   значимости концепции устойчивого развития; •формирование   умений   безопасного   и   эффективного   использования   лабораторного   оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач. Методическая система достижения целей направлена на: •   формирование   у   школьников   естественнонаучного   мировоззрения,   основанного   на   понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы; • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности; •  приобретение  школьниками  опыта  разнообразной  практической  деятельности,  опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира; •   воспитание   гражданской   ответственности   и   правового   самосознания,   самостоятельности   и инициативности   учащихся   через   включение   их   в   позитивную   созидательную   экологическую деятельность; •   создание   условий   для   возможности   осознанного   выбора   индивидуальной   образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона. В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении   человеческого   организма,   процессах   жизнедеятельности,   особенностях   психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде. Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставит целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным   объектам,   воспитание   патриотизма,   любви   к   природе,   к   родине,   а   также   к   предмету биологии   как   важному   естественнонаучному   и   культурному   наследию.   Для   этого   в   содержании каждой   темы,   особенно   в   разделе   «Биология   ­6»,   предложена   тематика   двух­трех   экскурсий   по выбору учителя. Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных   исторических   терминов   и   понятий.   Для   детей   с   повышенной   мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой. Данная   программа   построена   с   учетом   межпредметных   связей   и   полностью   соответствует требованиям Стандартов второго поколения.  ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Программа   разработана  в  соответствии  с  учебным  планом  школы  для   ступени  основного  общего образования.  Число учебных часов, отведённых на изучение предмета биология в 8 классе составляет 68ч (из расчёта 2 ч в неделю)  3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков здоровьесбережения; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры. Метапредметные: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности; организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности; работать с различными источниками информации. Предметные:  В познавательной (интеллектуальной) сфере. выделение   существенных  отличительных   признаков   человека   как   представителя   царства Животные; процессов, протекающих в организме человека (обмен веществ и превращение энергии, питание   и  дыхание,   выделение,   транспорт   веществ,   рост  и   развитие,   размножение   и   регуляция жизнедеятельности организма);   указание систематического положения человека — определение принадлежности к определенной систематической группе (тип, класс, отряд, семейство, род, вид);  сравнение человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам; приведение   доказательств  взаимосвязи   особенностей   органов   человека   и   их   функций; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными­паразитами и другими факторами; объяснение   роли   биологии   в   практической   деятельности   людей:   выработка   и   соблюдение гигиенических требований в целях профилактики инфекционных и глистных заболеваний, пищевых инфекций;   осуществление   функциональных   проб,   разработка   рекомендаций   для   проведения тренировок, закаливающих процедур; различение на таблицах и микропрепаратах частей и органоидов клетки человека; на муляжах, таблицах и иллюстрациях тканей, органов и систем органов;  овладение методами биологической науки:  наблюдение и описание органов, животной клетки и тканей; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно­ориентационной сфере. знание основ здорового образа жизни; знание, анализ и оценка последствий вредных привычек и асоциального поведения человека; анализ   и   оценка   последствий   деятельности   человека   в   природных   сообществах,   влияния антропогенных факторов на здоровья человека; В сфере трудовой деятельности. знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). В сфере физической деятельности.                             4         освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи при различных травмах: кровотечениях, повреждении   скелета,   остановке   дыхания,   утоплении,   ожогах,   обморожении,   переохлаждении, тепловом и  солнечном ударе; освоение приемов оказания первой помощи при контактах с ядовитыми животными и растениями; рациональной организации труда и отдыха;  проведения наблюдений за состоянием своего организма. Ученик научится: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека Ученик получит возможность научится:  использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, отравлениях, ожогах, обморожении; Находить в научной и учебной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде докладов, сообщений, презентаций; Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тема 1. Общий обзор организма человека  Человек   и   окружающая   среда.   Природная   и   социальная   сущность   человека.   Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира, черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека. Строение   организма   человека:   клетки,   ткани,   органы,   системы   органов.   Рефлекс   и рефлекторная   дуга.   Нервная   и   гуморальная   регуляция.   Методы   изучения   живых   организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Входной контроль  Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение» Тема 2. Опорно­двигательная система  Опора   и   движение.   Опорно­двигательная   система.   Общая   характеристика   и   значение скелета. Типы костей, строение костей, типы соединения костей. Отделы черепа. Отделы позвоночника, строение позвонка, строение грудной клетки. Пояса конечностей, строение, значение. Свободные нижние и верхние конечности. Виды травм, затрагивающих скелет (вывихи, растяжения связок, переломы). Необходимые меры первой помощи при травмах. Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетных мышц, основные группы скелетных мышц. Работа мышц, мышцы синергисты и антагонисты.  Осанка,   причины   и   последствия   неправильной   осанки.   Предупреждение   искривления позвоночника, плоскостопие. Развитие   опорно­двигательной   системы   в   ходе   взросления.   Значение   двигательной активности   и   мышечных   нагрузок,   физическая   подготовка.   Статические   и   динамические физические упражнения. Лабораторная работа № 3­4 «Строение костной ткани. Состав костей» Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» Практическая работы № 3 «Изучение расположения мышц головы» Практическая работа № 4 «Проверка правильности осанки. Выявление плоскостопия. Оценка     гибкости позвоночника» Тема 3. Кровь. Кровообращение  Жидкости,   образующие   внутреннюю   среду   организма   человека.   Функции   крови   в организме, состав плазмы крови, форменные элементы крови. 5 Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере иммунитета. Работы И.И. Мечникова, Луи Пастера, Э. Дженнера. Механизм формирования и виды иммунитета, прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей и крови. Резус­фактор, правила переливания крови. Лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Роль лимфы в организме. Строение и работа сердца.   Круги   кровообращения.   Движение   крови   в   сосудах.   Кровяное   давление,   скорость кровотока, пульс. Перераспределение крови в работающих органах. Регуляция работы сердца и сосудов, автоматизм сердца. Физические нагрузки и здоровье сердечно­сосудистой системы. Влияние алкоголя и курения на состояние сердечно­сосудистой системы. Виды кровотечений и первая помощь. Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Практическая работа № 5 «Изучение явления кислородного голодания» Практическая работа № 6 «Определение ЧСС, скорости кровотока. Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» Практическая работа № 7 «Доказательства вреда табакокурения» Практическая работа № 8 «Функциональная сердечно­сосудистая проба» Тема 4. Дыхательная система  Общая   характеристика   дыхания   и   органов   дыхательной   системы.   Связь   дыхательной   и кровеносной системы. Органы дыхания и их функции. Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт его от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода. Механизм   вдоха   и   выдоха.   Органы,   участвующие   в   дыхательных   движениях.   Влияние курения на функции лёгких. Регуляция дыхания, рефлексы кашля и чихания. Болезни   органов   дыхания,   передающиеся   через   воздух   (грипп,   туберкулёз,   ОРВИ).   Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека. Первая   помощь   при   попадании   инородных   тел   в   дыхательные   пути,   при   утоплении, удушении, электротравмах. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» Практическая работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки» Практическая работа № 10 «Определение запылённости воздуха» Тема 5. Пищеварительная система  Значение   пищеварения.   Органы   пищеварительной   системы,   пищеварительные   железы. Строение зубного ряда человека. Смена зубов, значение зубов. Уход за зубами. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка. Тонкий кишечник: строение, химическая обработка и всасывание пищи. Строение кишечной ворсинки. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их значение. Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов.   Гуморальная   регуляция   пищеварения.   Правильное   питание.   Питательные   вещества пищи. Правильная подготовка пищи к употреблению Инфекционные и глистные заболевания желудочно­кишечного тракта, способы заражения, профилактические меры. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь. Лабораторная работа № 8. «Действие ферментов слюны на крахмал» Практическая работа № 11 «Определение местоположения слюнных желёз» Тема 6. Обмен веществ и энергии  Стадии   обмена   веществ.   Пластический   и   энергетический   обмен.   Расхож   энергии   в организме.   Факторы,   влияющие   на   основной   и   общий   обмен   организма.   Нормы   питания. Калорийность пищи.  Роль витаминов в организме. Гипер­ и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению.  6 Практическая работа № 12 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» Тема 7. Мочевыделительная система  Строение   мочевыделительной   системы.   Функции   почек.   Строение   нефрона.   Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках. Причины заболевания почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды. ПДК... Тема 8. Кожа  Функции кожных покровов. Строение кожи причины нарушения кожных покровов. Первая помощь   при   ожогах   и   обморожениях.   Грибковые   заболевания,   чесотка.   Участие   кожи   в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Тема 9. Эндокринная система  Среда   обитания   и   строение   тела   земноводных.   Общая   характеристика.   Особенности железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма.  Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль гормонов поджелудочной железы в организме, сахарный диабет. Роль надпочечников. Тема 10. Нервная система  Общая   характеристика   роли   нервной   системы.   Части   и   отделы   нервной   системы. Центральная и периферическая НС, соматический и вегетативный отдел. Прямые и обратные связи. Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Согласование гуморальной и нервной регуляции в организме. Строение   спинного   мозга.   Рефлекторная   и   проводниковая   функции   спинного   мозга. Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий. Практическая работа № 13 «Изучение действия прямых и обратных связей» Практическая работа № 14 «Штриховое раздражение кожи»  Практическая работа № 15 «Изучение функций отделов головного мозга» Тема 11. Органы чувств. анализаторы  Понятие   анализатора.   Принцип   работы   органов   чувств   и   анализаторов.   Расположение, функции и особенности работы анализаторов. Развитость органов чувств. Иллюзии. Зрительный   анализатор.   Значение   органа   зрения.   Строение   глаза.   Слёзные   железы. Заболевания и повреждения органа зрения. Дальнозоркость и близорукость. Дальтонизм. Первая помощь при повреждении глаз. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции отделов уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органов равновесия. Органы   обоняния,   осязания   и   вкуса.   Значение,   расположение   и   устройство   органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса. Практическая работа № 16 «Исследование реакции зрачка на освещённость. исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна"  Практическая работа № 17 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»  Практическая работа № 18 «Исследование тактильных рецепторов» Тема 12. Поведение и психика  Врождённые   и   приобретённые   формы   поведения.   Инстинкты.   Навыки.   Явление запечатления. Безусловные и условные рефлексы, торможение рефлексов. Принцип доминанты. Динамический стереотип. Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в онтогенезе и эволюции человека.   Внутренняя   и   внешняя   речь.   Познавательные   процессы.   Восприятие   и   впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление.  7 Волевые качества личности. Побудительные и тормозные функции воли. Внушаемость и негативизм.   Эмоциональные   реакции   и   состояния.   Непроизвольное   и   произвольное   внимание. Рассеянность внимания. Стадии   работоспособности.   Значение   и   состав   правильного   режима   дня.   Сон   как составляющая суточных биоритмов. Фазы сна. Природа сновидений. Значение и гигиена сна. Практическая работа № 19 «Перестройка динамического стереотипа» Практическая работа № 20 «Изучение внимания» Тема 13. Индивидуальное развитие организма  Половая система человека. Факторы, определяющие пол человека. Строение женской и мужской   половой   системы.   Гигиена   внешних   половых   органов.   Причины   наследственных заболеваний. Врождённые заболевания, ИППП. Эмбриональное развитие. Оплодотворение, созревание зародыша. Закономерности роста и развития ребёнка. Календарный и биологический возраст. Вред   наркогенных   веществ.   Процесс   привыкания   к   курению.   Опасность   привыкания   к наркотикам и токсичным веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм. Психологические особенности личности. Типы темперамента. Экстраверты и интроверты. Способности. Выбор будущей профессии. Форма промежуточной аттестации итоговое контрольное тестирование ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Общий обзор организма человека. Входной контроль. Опорно­двигательная система Кровь. Кровообращение Дыхательная система Пищеварительная система Обмен веществ и энергии Мочевыделительная система Кожа  Эндокринная система  Нервная система  Органы чувств. анализаторы Поведение и психика Индивидуальное   развитие   организма. Промежуточная   аттестация   в   форме контрольного тестирования итого Общее число часов 5 8 9 6 7 3 2 3 2 5 5 7 6 Теоретическая часть Практическая часть 2 4 4 2 5 2 2 3 2 2 2 5 5 3 4 5 4 2 1 ­ ­ ­ 3 3 2 1 68 40 28 8 9

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019