КЛАССИФИКАЦИИ АЛАЛИИ В.А. КОВШИКОВА, Б. Ф. СОБОТОВИЧ.
Психолингвистическая классификация Е.Ф. Соботович:
Ковшиков.
Критерий выделения: Анализирует нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности.
Выделяемые формы:
1) Алалия, с преимущественными
нарушениями усвоения парадигматической;
2) Алалия, с преимущественными нарушениями усвоения синтагматической систем языка.
Краткая характеристика форм алалии (основная симптоматика):
1) Алалия, с преимущественными
нарушениями усвоения парадигматической. Нарушается система отношений (в первую
очередь, противопоставлений), в которые вступают однородные элементы языка,
единиц одного порядка, одного уровня, то есть нарушается внутреннее строение
системы языка.
2) Алалия, с преимущественными нарушениями усвоения синтагматической систем языка. Нарушается синтагматическая система, отображающая закономерности сочетаемости знаков языка при построении речевых высказываний. Дети с данной формой не усваивают или тяжело усваивают систему правил, норм сочетаемости элементов языка (как однородных, так и разнородных), на основе которых осуществляется формирование и формулирование речевых высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Соботович.
Критерий выделения: По патогенетическому принципу, раскрывающему механизм нарушения.
Выделяемые формы:
1) Импрессивная (сенсорная)
алалия;
2) Экспрессивная (моторная) алалия.
Краткая характеристика форм алалии (основная симптоматика):
1)
Импрессивная (сенсорная) алалия. При наличии нормального слуха ребенок не понимает
обращенную к нему речь, а это значит, не говорит. Симптомы: нарушение
фонематического слуха, плохое внимание и память на устную речь (не развиваются
из-за непонимания словесной речи). В результате расплывчатость, неустойчивость
фонематических образцов. У сенсорных алаликов в той или иной мере нарушен слух,
что затрудняет восприятие звучащей речи.
2) Экспрессивная
(моторная) алалия - языковое расстройство, характеризующееся нарушением
усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в
невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при
относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций. Ребенок
своевременно начинает понимать чужую речь, но сам не говорит. Часто наблюдается
непонимание трудных слов и оборотов, сложных предложений. Обогащение
экспрессивной речи происходит ограниченно, т.к. с ним мало разговаривают,
полагая, что речь недоступна ему. Особенно сильно нарушена моторная речевая
подражательность (не могут повторять слова, которые уже научились говорить).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.