Классификации нарушения слуха
Оценка 5

Классификации нарушения слуха

Оценка 5
docx
21.04.2020
Классификации нарушения слуха
Классификации нарушения слуха.docx

Диагностика нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация лиц с нарушенным слухом.

 

Среди детей с проблемами развития значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Ежегодно по стране выделяются 1000 детей с патологией слуха. Ухудшение функции слуха, возникшие в детском возрасте, в большей степени отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Более 85% нарушений слуха наступают на первом – втором годах жизни, т.е. до развития речи и в период ее формирования. Существует несколько классификаций нарушения слуха.

 

Классификация Б.С. Преображенского (1955 г.)

В предложенной отоларингологом Б.С. Преображенским классификации тугоухости определены степени стойкого понижения слуха, при которых возникают затруднения в речевом общении с окружающими. Рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1– Классификация Б.С. Преображенского

Степень

Расстояние, на котором воспринимается речь

Разговорная

Шёпот

Лёгкая

6-8 м

От 3 м

Умеренная

4-6 м

1-3 м

Значительная

2-4 м

У ушной раковины – 1 м

Тяжёлая

Ушная раковина – 2 м

0 м или не воспринимается

 

Классификация Л.В.Неймана (1961 г.; по тугоухости и глухоте)

     В России популярна классификация Льва Владимировача Неймана. Слух детей исследуется с помощью речи и метода тональной аудио-метрии. В результате о разделил нарушения слуха на два вида: тугоухость и глухоту. Тугоухость – снижение слуха, при котором восприятие речи и самостоятельное овладение ей затруднено, но возможно. Степень тугоухости зависят от снижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ – ребёнок воспринимает разговорную речь на расстоянии 1-2 метра.

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ - ребёнок слышит речь на расстоянии до 1 м, общение затруднено.

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ – речевое общение практически невозможно, ребёнок плохо воспринимает речь у самого уха.

Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

Глухота - степень снижения слуха, при которой самостоятельное формирование речи происходить не может. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц (гудок паровоза).

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц (громкий крик).

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц (музыкальные инструменты, бытовые шумы).

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше (громкие короткие слова).

 

Четыре концептуальные основы классификации Р.М. Боскис

     Автором психолого-педагогической классификации является Рахиль Марковна Боскис (1902–1976), д.п.н., профессор, ученица Л. С. Выготского. При создании своей классификации Р.М. Боскис опиралась на учение Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии ребенка с нарушениями слуха.

Критерии психолого-педагогической типологии Р.М. Боскис:

1.                 Нарушение слухового анализатора у ребенка (влияет на ход психического развития, вызывает вторичные отклонения в развитии, прежде всего – нарушение формирования речи) необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых(приводит к проблемам устного общения). Критерии, лежащие в основе педагогической типологии детей с нарушениями слуха:

2.                 Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения).

3.                 Слух и речь тесно связаны между собой: с одной стороны, нарушение слуха препятствует развитию речи, с другой – нормальное использование слуха зависит от уровня развития речи. Отсутствие или недоразвитие устной речи препятствует овладению письменной формой речи: затруднено понимание читаемого, изложение на письме собственных мыслей.

4.                 Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития (степень нарушения слуха, время потери слуха психолого-педагогические условия сопровождения ребенка после обозначившегося нарушения, индивидуальные особенности ребѐнка).

      Опираясь на выше перечисленные положения, Р.М. Боскис выделила две группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.

Глухие – дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). Глухие делятся на две категории:

 1-я категория – дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух-трѐх лет) – это ранооглохшие дети. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) или к ее грубому недоразвитию.  Недостаточность вестибулярного аппарата – связана с задержкой прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации.  При поражении в школьном возрасте – речь ребенка сформирована, имеются лишь недостатки произношения.

2-я категория – дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, – это позднооглохшие дети.

Возрастная граница между ранней и поздней глухотой не может быть четко установлена и зависит от социальных предпосылок. «Позднооглохшие» – это общепринятый термин, но носит условный характер, т.к. данную группу характеризует не наступление глухоты, а наличие речи при отсутствии слуха.

Глухие – дети с полным выпадением слуха – у 4% – абсолютная глухота, у остальных сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные резкие и громкие звуки (транспорт, метро, шум самолета, поезда), но разборчивое восприятие речи невозможно.

Слабослышащие  – дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Также можно выделить 2 категории.

1-я категория – слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи).

2-я категория – слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

Единая Международная классификация степеней тугоухости

Единая Международная классификация степеней тугоухости, была утверждена в 1997 году Всемирной организацией здравоохранения. Рассмотрим данную классификацию в таблице 2.

Таблица 2 – Международная классификация степеней тугоухости

Степень тугоухости

Среднее значение порогов слышимости по воздуху на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц (дБ)

I

26-40

II

41-55

III

56-70

IV

71-90

Глухота

≥91

 

Для определения степени тугоухости учитываются усреднённые значения порогов звуковосприятия на четырёх частотах: 0,5; 1; 2 и 4 кГц.

Асимметричное нарушение классифицируется по лучше слышащему уху. У взрослых людей дефектом слуха считается повышение порогов на 40 дБ и более, и это состояние приравнивается к нарушению трудоспособности. У детей нарушением слуха считается повышение порогов на 30 дБ и более.

Таким образом, Международная классификация слуховой недостаточности ВОЗ является основной для медико-социальной экспертизы, присвоения группы инвалидности.

.

 Классификация по группам детей с кохлеарной имплантацией из «Ноттингемской программы реабилитации детей с кохлеарной имплантацией» (1998)

    В России на основе обобщения материалов «Ноттингемской программы реабилитации детей с кохлеарной имплантацией» (1998) были выделены несколько групп глухих: долингвальные, прелингвальные и постлингвальные. Основу их дифференциации составляют такие критерии, как учет времени потери слуха, со­стояния речи, особенностей слухоречевого поведения к моменту проведения кохлеарной имплантации. Знание указанных особен­ностей влияет на выбор тактики последующей слухоречевой реа­билитации.

Долингвальные имплантированные дети — это те, кто имел врожденную глухоту или потерял слух в период до года, т.е. до овладения речью. Внутри этой группы между детьми существуют определенные различия. Во-первых, они касаются времени про­ведения кохлеарной имплантации (в раннем, дошкольном или школьном возрасте). Во-вторых, они обусловлены особенностями формирования ранней коммуникации и созданными для нее ус­ловиями, включая такие, как пользование слуховыми аппарата­ми, оказание ранней педагогической помощи. В связи с этим у одних детей уже на ранних этапах развития речевого поведения наблюдается опора на вокализации как символ общения, на под­держание контакта «глаза в глаза», а также соблюдение в речевой ситуации последовательности голосовых реакций. Однако подоб­ные тенденции выявляются лишь у тех, кто был слухопротезиро^ ван сразу же после обнаружения слухового дефекта и кому оказы­валась ранняя помощь. У других детей, не имеющих этих ведущих предпосылок развития общения, отмечаются двигательно-голо-совые реакции, часто воспроизводимые ими без связи с комму­никативными намерениями. Кроме того, у них появляются есте­ственные жесты, к которым затем присоединяются конвенцио­нальные обозначения, что впоследствии меняет характер разви­тия их мыслительной деятельности.

И наконец, последнее — всем детям необходим разный по продолжительности период восстановления слухоречевого восприятия и произносительной стороны речи.

К прелингвальным относятся имплантированные дети, имею­щие слуховой опыт и потерявшие слух в прелингвальный период, т.е. в возрасте от 1,5 до 5 лет. К моменту кохлеарной имплантации они в большинстве своем уже владеют устной речью и опираются ' на нее как средство общения. При этом характер их устных выска­зываний может быть разным: у одних — это развернутые синтак­сические конструкции, а у других — лишь одно- или двусловные предложения. Часть из них с раннего возраста пользовались слухо­выми аппаратами и эффективно занимались с сурдопедагогом. Дли­тельность слухоречевой реабилитации таких детей зависит от воз­раста, в котором произошла потеря слуха, и интервала времени между возникновением глухоты и имплантацией. Чем он короче, тем меньше времени и усилий требуется на восстановление слу­хоречевого поведения.

Постлингвальные пациенты — это те, кто потерял слух и был имплантирован, владея нормальной речью. У них сформированы слухоречевые центры мозга и мозговые процессы обработки рече­вой информации, сохранна собственная речь. После введения кохлеарного импланта у них достаточно быстро восстанавливаются понимание устной речи окружающих людей и собственная речь.

Другая классификация оформилась в верботональном методе. Она представлена в материалах Международного симпозиума по верботональной системе (Хорватия, 1991) и обеспечивает учет возможностей развития слуха, речи и коммуникативных способ­ностей детей с нарушенным слухом. Эта классификация  основывается на критериях, устанавливающих взаимосвязь между дефектом слуха и разборчивостью речи, а также на данных, опре­деляющих значимость применения слухового аппарата для разви­тия речи при разной степени потери слуха.

При «легком» слуховом дефекте выявляются такие показатели: потеря слуха 25 —40 дБ при разборчивости речи на расстоянии от 6 до 4 м, внятность речи хорошая. Дети не полностью и неточно слышат обращенную к ним речь, при нарушении слуха на грани­це 40 дБ страдают вербальным дефицитом, т. е. обладают неболь­шим словарным запасом, неверно усваивают понятия и их значе­ния.

При «мягкой» потере слуха: 41 — 55 дБ, с разборчивостью речи на расстоянии от 4 до 1 м, выявляются нарушения во внятности речи: звукопроизношении (замена одних звуков другими, отсут­ствие отдельных звуков), изменении тембра голоса, частичном искажении синтаксической структуры речи (например, неправиль­ные согласования слов). Все это обязывает ребенка пользоваться слуховым аппаратом.

При «заметной» тугоухости: 56 — 70 дБ, восприятие речи на расстоянии от 1 до 0,5 м, возрастают проблемы разборчивости независимо от усиления голоса, более выражены нарушения внят­ности: оглушение звуков, отсутствие аффрикат, перестановка зву­ков, слогов в слове. Слуховые аппараты необходимы как при об­щении, так и в обучении.

При «тяжелой» тугоухости: 71 — 90 дБ, восприятие речи на рас­стоянии от 0,5 м до ушной раковины, понимание речевого материала возможно только в условиях специального обучения и це­ленаправленных занятий. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов.

При «крайнем» проявлении слухового дефекта: 91 дБ и более, отсутствие восприятия речи, характерна врожденная и доязыко­вая глухота. Слуховые аппараты оказывают относительную помощь в общении при чтении с губ

 

Определение адекватного образовательного маршрута ребёнка с недостатками слуха с опорой на классификации.

    В XVIII в. Открываются первые образователь­ные учреждения для глухих детей и детей с нару­шениями слуха. Система индивидуального обу­чения детей с нарушениями слуха преобразуется в систему школьного обучения. Принятие рядом стран законов, закрепляющих права человека, приводит общество к мысли, что люди с нарушениями развития не только способны, но и должны обучаться. Происходит становление и раз­витие системы специального обучения с созда­нием и расширением сети образовательных заведений для глухих и слабослышащих детей в контексте так называемого процесса институционализации специального образования.

Середина XX в. стала особым периодом в раз­витии сурдопедагогики. Под влиянием постав­ленной цели всеобщего обучения целый ряд уче­ных создавал оригинальную советскую систему воспитания детей с нарушениями слуха. Впо­следствии было признано мировое значение этой системы обучения, мы пользуемся, ее пло­дами и эта система используется, разумеется, с применением инноваций, и сейчас.

В конце XX в. возникает широкое распрос­транение интеграционных идей, идей ранней диагностики и оказания ранней помощи детям с нарушениями развития, слухопротезирова­ние делает большой шаг вперед. Под влиянием всех этих предпосылок количество специали­зированных образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей сокращается, дети с нарушениями слуха начинают обучаться в общеобразовательных школах.

Во все время существования и развития сур­допедагогики стоял и стоит вопрос о выборе средства обучения — жестовом или же языко­вом. В различные времена то одно, то другое из этих направлений считались преобладающими.

Современная общеобразовательная школа для глухих детей руководствуется системой ди­дактических принципов, обоснованных в общей педагогике: доступности, наглядности, научно­сти, индивидуального подхода, систематично­сти, связи теории и практики. При этом соблю­дается коррекционная направленность в обучении, единство обучения основам наук и словесной речи, интенсивного развития слухового восприя­тия, активизации речевого общения.

Системы специального образования для глухих детей построены на развитии речи. Чем раньше начинается применение такой систе­мы, тем лучше. Все современные учебные заве­дения оборудованы акустической аппаратурой.

Образование глухих детей происходит в спе­циализированных учреждениях (или классах) по двум основным педагогическим системам:

1.                 билингвистический подход — использо­вание двух равноправных и равноценных язы­ков — русского языка в устной, письменной или тактильной форме и русского жестового языка;

2.                 коммуникативная система — обучение глу­хих языку словесной речи, используемому впоследствии на всех этапах обучения и при социальном взаимодействии.

Кроме того, для улучшения педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха, российскими педагогами разработаны различ­ные классификации функционирования слуха. В основу педагогической классификации лег­ли критерии, разработанные школой известно­го российского педагога Л. С. Выготского:

1.                 степень поражения слуховой функции;

2.                 уровень развития речи;

3.                 время возникновения поражения слуха. Своеобразием современного процесса обу­чения детей с нарушениями слуха стало исполь­зование разнообразных технических средств, облегчающих передачу информации на зри­тельной основе. К ним относятся видеотехника, лазерные диски, кодирующие изображения или звуковые сигналы.

Незаменимым средством стал компьютер и разработанные программы для обучения де­тей с нарушениями слуха. Компьютерные программы, составлены таким образом, чтобы позволить сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, памяти, речи, внимания и ряда других психических про­цессов. Кроме того, уже используются програм­мы для развития артикуляционных умений, фор­мирования навыков чтения по губам, слухового восприятия слабослышащих и глухих, обучение жестовому и словесному языку и т.д.

Еще одной значимой стороной педагогиче­ских программ является их социальная направ­ленность, облегчающая адаптацию людей с на­рушениями слуха в обществе.

Рассмотрим основные компоненты образовательного процесса коррекционного образовательного учреждения I вида (школы для глухих), коррекционного образовательного учреждения II вида (школы для слабослышащих), которые имеют огромное значение для понимания психологической природы этих категорий детей и их возможностей, которые должны максимально развиваться в специально организованной учебной деятельности.

ЦЕЛЬ:

 Обучение и воспитание глухих детей, их всестороннее развитие в тесной связи с формированием словесной речи, как средство общения и мышления на слухозрительной основе, а также коррекция и компенсация отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

 

Обучение и воспитание слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи – слабослышащих и позднооглохших детей (в дошкольном возрасте), всестороннее их развитие на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:

У учащихся незначительные остатки слуха и полное его отсутствие, они не способны к самостоятельному овладению речью. Если есть остатки слуха, то слышат громкие, низкие, резкие звуки.

 

 

Учащиеся ходят с аппаратом, слышат.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

 Устная речь, дактильная речь, слухозрительное восприятие, жестовая речь – средство межличностного общения, мимико-жестовая речь.

 

Только устная речь.

 

Из выше изложенного становится ясным, что подходы к обучению глухих и слабослышащих отличаются, что обусловлено разным состоянием слуха и речи.

В связи с этим, как показала психолого-педагогическая типология Р.М. Боскис, эти дети должны учиться в разных видах образовательных учреждений, чтобы они могли успешно развиваться по специально разработанным современными учёными программам и учебникам


Диагностика нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация лиц с нарушенным слухом

Диагностика нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация лиц с нарушенным слухом

Гц). 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ – ребёнок воспринимает разговорную речь на расстоянии 1-2 метра

Гц). 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ – ребёнок воспринимает разговорную речь на расстоянии 1-2 метра

Нарушение слухового анализатора у ребенка (влияет на ход психического развития, вызывает вторичные отклонения в развитии, прежде всего – нарушение формирования речи) необходимо рассматривать в его…

Нарушение слухового анализатора у ребенка (влияет на ход психического развития, вызывает вторичные отклонения в развитии, прежде всего – нарушение формирования речи) необходимо рассматривать в его…

При поражении в школьном возрасте – речь ребенка сформирована, имеются лишь недостатки произношения

При поражении в школьном возрасте – речь ребенка сформирована, имеются лишь недостатки произношения

Таблица 2 – Международная классификация степеней тугоухости

Таблица 2 – Международная классификация степеней тугоухости

Знание указанных особен­ностей влияет на выбор тактики последующей слухоречевой реа­билитации

Знание указанных особен­ностей влияет на выбор тактики последующей слухоречевой реа­билитации

При этом характер их устных выска­зываний может быть разным: у одних — это развернутые синтак­сические конструкции, а у других — лишь одно- или двусловные предложения

При этом характер их устных выска­зываний может быть разным: у одних — это развернутые синтак­сические конструкции, а у других — лишь одно- или двусловные предложения

Все это обязывает ребенка пользоваться слуховым аппаратом

Все это обязывает ребенка пользоваться слуховым аппаратом

Середина XX в. стала особым периодом в раз­витии сурдопедагогики

Середина XX в. стала особым периодом в раз­витии сурдопедагогики

Кроме того, для улучшения педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха, российскими педагогами разработаны различ­ные классификации функционирования слуха

Кроме того, для улучшения педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха, российскими педагогами разработаны различ­ные классификации функционирования слуха

Рассмотрим основные компоненты образовательного процесса коррекционного образовательного учреждения

Рассмотрим основные компоненты образовательного процесса коррекционного образовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020