Диагностика нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация лиц с нарушенным слухом.
Среди детей с проблемами развития значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Ежегодно по стране выделяются 1000 детей с патологией слуха. Ухудшение функции слуха, возникшие в детском возрасте, в большей степени отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Более 85% нарушений слуха наступают на первом – втором годах жизни, т.е. до развития речи и в период ее формирования. Существует несколько классификаций нарушения слуха.
Классификация Б.С. Преображенского (1955 г.)
В предложенной отоларингологом Б.С. Преображенским классификации тугоухости определены степени стойкого понижения слуха, при которых возникают затруднения в речевом общении с окружающими. Рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1– Классификация Б.С. Преображенского
Степень |
Расстояние, на котором воспринимается речь |
|
Разговорная |
Шёпот |
|
Лёгкая |
6-8 м |
От 3 м |
Умеренная |
4-6 м |
1-3 м |
Значительная |
2-4 м |
У ушной раковины – 1 м |
Тяжёлая |
Ушная раковина – 2 м |
0 м или не воспринимается |
Классификация Л.В.Неймана (1961 г.; по тугоухости и глухоте)
В России популярна классификация Льва Владимировача Неймана. Слух детей исследуется с помощью речи и метода тональной аудио-метрии. В результате о разделил нарушения слуха на два вида: тугоухость и глухоту. Тугоухость – снижение слуха, при котором восприятие речи и самостоятельное овладение ей затруднено, но возможно. Степень тугоухости зависят от снижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).
1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ – ребёнок воспринимает разговорную речь на расстоянии 1-2 метра.
2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ - ребёнок слышит речь на расстоянии до 1 м, общение затруднено.
3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ – речевое общение практически невозможно, ребёнок плохо воспринимает речь у самого уха.
Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.
Глухота - степень снижения слуха, при которой самостоятельное формирование речи происходить не может. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:
1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц (гудок паровоза).
2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц (громкий крик).
3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц (музыкальные инструменты, бытовые шумы).
4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше (громкие короткие слова).
Четыре концептуальные основы классификации Р.М. Боскис
Автором психолого-педагогической классификации является Рахиль Марковна Боскис (1902–1976), д.п.н., профессор, ученица Л. С. Выготского. При создании своей классификации Р.М. Боскис опиралась на учение Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии ребенка с нарушениями слуха.
Критерии психолого-педагогической типологии Р.М. Боскис:
1. Нарушение слухового анализатора у ребенка (влияет на ход психического развития, вызывает вторичные отклонения в развитии, прежде всего – нарушение формирования речи) необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых(приводит к проблемам устного общения). Критерии, лежащие в основе педагогической типологии детей с нарушениями слуха:
2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения).
3. Слух и речь тесно связаны между собой: с одной стороны, нарушение слуха препятствует развитию речи, с другой – нормальное использование слуха зависит от уровня развития речи. Отсутствие или недоразвитие устной речи препятствует овладению письменной формой речи: затруднено понимание читаемого, изложение на письме собственных мыслей.
4. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития (степень нарушения слуха, время потери слуха психолого-педагогические условия сопровождения ребенка после обозначившегося нарушения, индивидуальные особенности ребѐнка).
Опираясь на выше перечисленные положения, Р.М. Боскис выделила две группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.
Глухие – дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). Глухие делятся на две категории:
1-я категория – дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух-трѐх лет) – это ранооглохшие дети. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) или к ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата – связана с задержкой прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. При поражении в школьном возрасте – речь ребенка сформирована, имеются лишь недостатки произношения.
2-я категория – дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, – это позднооглохшие дети.
Возрастная граница между ранней и поздней глухотой не может быть четко установлена и зависит от социальных предпосылок. «Позднооглохшие» – это общепринятый термин, но носит условный характер, т.к. данную группу характеризует не наступление глухоты, а наличие речи при отсутствии слуха.
Глухие – дети с полным выпадением слуха – у 4% – абсолютная глухота, у остальных сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные резкие и громкие звуки (транспорт, метро, шум самолета, поезда), но разборчивое восприятие речи невозможно.
Слабослышащие – дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Также можно выделить 2 категории.
1-я категория – слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи).
2-я категория – слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.
Единая Международная классификация степеней тугоухости
Единая Международная классификация степеней тугоухости, была утверждена в 1997 году Всемирной организацией здравоохранения. Рассмотрим данную классификацию в таблице 2.
Таблица 2 – Международная классификация степеней тугоухости
Степень тугоухости |
Среднее значение порогов слышимости по воздуху на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц (дБ) |
I |
26-40 |
II |
41-55 |
III |
56-70 |
IV |
71-90 |
Глухота |
≥91 |
Для определения степени тугоухости учитываются усреднённые значения порогов звуковосприятия на четырёх частотах: 0,5; 1; 2 и 4 кГц.
Асимметричное нарушение классифицируется по лучше слышащему уху. У взрослых людей дефектом слуха считается повышение порогов на 40 дБ и более, и это состояние приравнивается к нарушению трудоспособности. У детей нарушением слуха считается повышение порогов на 30 дБ и более.
Таким образом, Международная классификация слуховой недостаточности ВОЗ является основной для медико-социальной экспертизы, присвоения группы инвалидности.
.
Классификация по группам детей с кохлеарной имплантацией из «Ноттингемской программы реабилитации детей с кохлеарной имплантацией» (1998)
В России на основе обобщения материалов «Ноттингемской программы реабилитации детей с кохлеарной имплантацией» (1998) были выделены несколько групп глухих: долингвальные, прелингвальные и постлингвальные. Основу их дифференциации составляют такие критерии, как учет времени потери слуха, состояния речи, особенностей слухоречевого поведения к моменту проведения кохлеарной имплантации. Знание указанных особенностей влияет на выбор тактики последующей слухоречевой реабилитации.
Долингвальные имплантированные дети — это те, кто имел врожденную глухоту или потерял слух в период до года, т.е. до овладения речью. Внутри этой группы между детьми существуют определенные различия. Во-первых, они касаются времени проведения кохлеарной имплантации (в раннем, дошкольном или школьном возрасте). Во-вторых, они обусловлены особенностями формирования ранней коммуникации и созданными для нее условиями, включая такие, как пользование слуховыми аппаратами, оказание ранней педагогической помощи. В связи с этим у одних детей уже на ранних этапах развития речевого поведения наблюдается опора на вокализации как символ общения, на поддержание контакта «глаза в глаза», а также соблюдение в речевой ситуации последовательности голосовых реакций. Однако подобные тенденции выявляются лишь у тех, кто был слухопротезиро^ ван сразу же после обнаружения слухового дефекта и кому оказывалась ранняя помощь. У других детей, не имеющих этих ведущих предпосылок развития общения, отмечаются двигательно-голо-совые реакции, часто воспроизводимые ими без связи с коммуникативными намерениями. Кроме того, у них появляются естественные жесты, к которым затем присоединяются конвенциональные обозначения, что впоследствии меняет характер развития их мыслительной деятельности.
И наконец, последнее — всем детям необходим разный по продолжительности период восстановления слухоречевого восприятия и произносительной стороны речи.
К прелингвальным относятся имплантированные дети, имеющие слуховой опыт и потерявшие слух в прелингвальный период, т.е. в возрасте от 1,5 до 5 лет. К моменту кохлеарной имплантации они в большинстве своем уже владеют устной речью и опираются ' на нее как средство общения. При этом характер их устных высказываний может быть разным: у одних — это развернутые синтаксические конструкции, а у других — лишь одно- или двусловные предложения. Часть из них с раннего возраста пользовались слуховыми аппаратами и эффективно занимались с сурдопедагогом. Длительность слухоречевой реабилитации таких детей зависит от возраста, в котором произошла потеря слуха, и интервала времени между возникновением глухоты и имплантацией. Чем он короче, тем меньше времени и усилий требуется на восстановление слухоречевого поведения.
Постлингвальные пациенты — это те, кто потерял слух и был имплантирован, владея нормальной речью. У них сформированы слухоречевые центры мозга и мозговые процессы обработки речевой информации, сохранна собственная речь. После введения кохлеарного импланта у них достаточно быстро восстанавливаются понимание устной речи окружающих людей и собственная речь.
Другая классификация оформилась в верботональном методе. Она представлена в материалах Международного симпозиума по верботональной системе (Хорватия, 1991) и обеспечивает учет возможностей развития слуха, речи и коммуникативных способностей детей с нарушенным слухом. Эта классификация основывается на критериях, устанавливающих взаимосвязь между дефектом слуха и разборчивостью речи, а также на данных, определяющих значимость применения слухового аппарата для развития речи при разной степени потери слуха.
При «легком» слуховом дефекте выявляются такие показатели: потеря слуха 25 —40 дБ при разборчивости речи на расстоянии от 6 до 4 м, внятность речи хорошая. Дети не полностью и неточно слышат обращенную к ним речь, при нарушении слуха на границе 40 дБ страдают вербальным дефицитом, т. е. обладают небольшим словарным запасом, неверно усваивают понятия и их значения.
При «мягкой» потере слуха: 41 — 55 дБ, с разборчивостью речи на расстоянии от 4 до 1 м, выявляются нарушения во внятности речи: звукопроизношении (замена одних звуков другими, отсутствие отдельных звуков), изменении тембра голоса, частичном искажении синтаксической структуры речи (например, неправильные согласования слов). Все это обязывает ребенка пользоваться слуховым аппаратом.
При «заметной» тугоухости: 56 — 70 дБ, восприятие речи на расстоянии от 1 до 0,5 м, возрастают проблемы разборчивости независимо от усиления голоса, более выражены нарушения внятности: оглушение звуков, отсутствие аффрикат, перестановка звуков, слогов в слове. Слуховые аппараты необходимы как при общении, так и в обучении.
При «тяжелой» тугоухости: 71 — 90 дБ, восприятие речи на расстоянии от 0,5 м до ушной раковины, понимание речевого материала возможно только в условиях специального обучения и целенаправленных занятий. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов.
При «крайнем» проявлении слухового дефекта: 91 дБ и более, отсутствие восприятия речи, характерна врожденная и доязыковая глухота. Слуховые аппараты оказывают относительную помощь в общении при чтении с губ
Определение адекватного образовательного маршрута ребёнка с недостатками слуха с опорой на классификации.
В XVIII в. Открываются первые образовательные учреждения для глухих детей и детей с нарушениями слуха. Система индивидуального обучения детей с нарушениями слуха преобразуется в систему школьного обучения. Принятие рядом стран законов, закрепляющих права человека, приводит общество к мысли, что люди с нарушениями развития не только способны, но и должны обучаться. Происходит становление и развитие системы специального обучения с созданием и расширением сети образовательных заведений для глухих и слабослышащих детей в контексте так называемого процесса институционализации специального образования.
Середина XX в. стала особым периодом в развитии сурдопедагогики. Под влиянием поставленной цели всеобщего обучения целый ряд ученых создавал оригинальную советскую систему воспитания детей с нарушениями слуха. Впоследствии было признано мировое значение этой системы обучения, мы пользуемся, ее плодами и эта система используется, разумеется, с применением инноваций, и сейчас.
В конце XX в. возникает широкое распространение интеграционных идей, идей ранней диагностики и оказания ранней помощи детям с нарушениями развития, слухопротезирование делает большой шаг вперед. Под влиянием всех этих предпосылок количество специализированных образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей сокращается, дети с нарушениями слуха начинают обучаться в общеобразовательных школах.
Во все время существования и развития сурдопедагогики стоял и стоит вопрос о выборе средства обучения — жестовом или же языковом. В различные времена то одно, то другое из этих направлений считались преобладающими.
Современная общеобразовательная школа для глухих детей руководствуется системой дидактических принципов, обоснованных в общей педагогике: доступности, наглядности, научности, индивидуального подхода, систематичности, связи теории и практики. При этом соблюдается коррекционная направленность в обучении, единство обучения основам наук и словесной речи, интенсивного развития слухового восприятия, активизации речевого общения.
Системы специального образования для глухих детей построены на развитии речи. Чем раньше начинается применение такой системы, тем лучше. Все современные учебные заведения оборудованы акустической аппаратурой.
Образование глухих детей происходит в специализированных учреждениях (или классах) по двум основным педагогическим системам:
1. билингвистический подход — использование двух равноправных и равноценных языков — русского языка в устной, письменной или тактильной форме и русского жестового языка;
2. коммуникативная система — обучение глухих языку словесной речи, используемому впоследствии на всех этапах обучения и при социальном взаимодействии.
Кроме того, для улучшения педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха, российскими педагогами разработаны различные классификации функционирования слуха. В основу педагогической классификации легли критерии, разработанные школой известного российского педагога Л. С. Выготского:
1. степень поражения слуховой функции;
2. уровень развития речи;
3. время возникновения поражения слуха. Своеобразием современного процесса обучения детей с нарушениями слуха стало использование разнообразных технических средств, облегчающих передачу информации на зрительной основе. К ним относятся видеотехника, лазерные диски, кодирующие изображения или звуковые сигналы.
Незаменимым средством стал компьютер и разработанные программы для обучения детей с нарушениями слуха. Компьютерные программы, составлены таким образом, чтобы позволить сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, памяти, речи, внимания и ряда других психических процессов. Кроме того, уже используются программы для развития артикуляционных умений, формирования навыков чтения по губам, слухового восприятия слабослышащих и глухих, обучение жестовому и словесному языку и т.д.
Еще одной значимой стороной педагогических программ является их социальная направленность, облегчающая адаптацию людей с нарушениями слуха в обществе.
Рассмотрим основные компоненты образовательного процесса коррекционного образовательного учреждения I вида (школы для глухих), коррекционного образовательного учреждения II вида (школы для слабослышащих), которые имеют огромное значение для понимания психологической природы этих категорий детей и их возможностей, которые должны максимально развиваться в специально организованной учебной деятельности.
ЦЕЛЬ: Обучение и воспитание глухих детей, их всестороннее развитие в тесной связи с формированием словесной речи, как средство общения и мышления на слухозрительной основе, а также коррекция и компенсация отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. |
Обучение и воспитание слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи – слабослышащих и позднооглохших детей (в дошкольном возрасте), всестороннее их развитие на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ: У учащихся незначительные остатки слуха и полное его отсутствие, они не способны к самостоятельному овладению речью. Если есть остатки слуха, то слышат громкие, низкие, резкие звуки. |
Учащиеся ходят с аппаратом, слышат. |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Устная речь, дактильная речь, слухозрительное восприятие, жестовая речь – средство межличностного общения, мимико-жестовая речь. |
Только устная речь. |
Из выше изложенного становится ясным, что подходы к обучению глухих и слабослышащих отличаются, что обусловлено разным состоянием слуха и речи.
В связи с этим, как показала психолого-педагогическая типология Р.М. Боскис, эти дети должны учиться в разных видах образовательных учреждений, чтобы они могли успешно развиваться по специально разработанным современными учёными программам и учебникам
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.