Классификация методов активного социально - психологического обучения. Неимитационные методы: активные (проблемные) лекции, дисскусия, круглый стол, пресс- конференция, конференция, мозговая атака, выездные занятия с дискуссией, программированное обучение, выпускная квалификационная

  • docx
  • 22.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кр1.docx

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Методы активного социально - психологического обучения»

на тему:

«Классификация методов активного социально - психологического обучения. Неимитационные методы:  активные (проблемные) лекции, дисскусия, круглый стол, пресс- конференция, конференция, мозговая атака, выездные занятия с дискуссией, программированное обучение, выпускная квалификационная (дипломная) работа с защитой, стажировка  без выполнения должностной роли. Имитационные методы: игровые и неигровые. Игровые методы: игровое проектирование, стажировка с выполнением должностной роли, разыгрывание ролей, паратеатр, психодрама, деловая игра, тренинги. Неигровые методы: анализ конкретных ситуаций, разбор корреспонденции, действие по инструкции (алгоритму), решение ситуативных и производственных задач»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

1 Классификация методов активного социально - психологического обучения……………………………………………………………………….

 

4

2 Неимитационные методы:  активные (проблемные) лекции, дисскусия, круглый стол, пресс-конференция, конференция, мозговая атака, выездные занятия с дискуссией, программированное обучение, выпускная квалификационная (дипломная) работа с защитой, стажировка  без выполнения должностной роли…………………………………………

 

 

 

 

6

3 Имитационные методы……………………………………………………...

11

4 Игровые методы: игровое проектирование, стажировка с выполнением должностной роли, разыгрывание ролей, паратеатр, психодрама, деловая игра, тренинги………………………………………………………………..

 

 

13

5 Неигровые методы: анализ конкретных ситуаций, разбор корреспонденции, действие по инструкции (алгоритму), решение ситуативных и производственных задач……………………………………

 

 

15

Заключение……………………………………………………………………

17

Список использованных источников………………………………………...

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существуют разные классификации методов активного социально-психологического обучения. Скажем о некоторых из них. Н. В. Матяш предлагает выделить три основных типа методов активного социально-психологического обучения: социально-психологический тренинг; групповая дискуссия; игровые методы. Деление на группы методов в определенной степени условно, поскольку они «взаимно проникают друг в друга, например в игровом моделировании деятельности часто используется метод анализа конкретных ситуаций или различные тренинговые методы. Трудно определить границы разделения этих методов».

Поэтому в классификации методов активного социально-психологического обучения можно выделить два основных подхода. Согласно первому подходу, групповое активное социально-психологическое обучение использует в качестве базовых средств социально-психологический тренинг, групповую дискуссию и имитационные игры как отдельные самостоятельные методы, имеющие собственные качественные особенности и правила применения. Причем на практике все указанные методы могут задействоваться как порознь, так и одновременно.

Во втором подходе к классификации социально-психологический тренинг акцентируется в качестве базового метода, а групповая дискуссия и имитационные игры рассматриваются как его методические приемы, не имеющие самостоятельной значимости; их независимое применение ограничено.

 

 

 

 

 

 

1 Классификация методов активного социально - психологического обучения.

 

Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова к методам интерактивного обучения относят: эвристическую беседу, презентации, дискуссии, «мозговую атаку», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод, практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов, групповую работу с авторскими пособиями, обсуждение специальных видеозаписей; педагогическую студию, встречи с приглашенными специалистами и др.

С. В. Яремчук предлагает следующую классификацию:

1) активные методы, направленные на формирование знаний: «активные лекции», кооперативные методы обучения;

2) активные методы, направленные на формирование представлений и установок: дискуссии, метод анализа конкретных ситуаций;

3) активные методы, направленные на формирование и совершенствование умений и навыков: ролевые игры, имитационные игры, большие игры.

В учебно-методическом пособии речь пойдет о таких методах активного социально-психологического обучения, как:

– групповая дискуссия;

– игровые методы;

– кейс-метод;

– кооперативные методы обучения;

– проектный метод;

– социально-психологический тренинг.

Указанные методы работы психолога относятся к методам активного социального-психологического обучения, поскольку они направлены на усвоение набора знаний, умений и навыков, хотя и имеющих свою специфику для каждого из перечисленных базовых методов.

Методы активного социально-психологического обучения (АСПО) в общем смысле связаны с изучением теории и практики социально-психологического воздействия на личность, закономерностей межличностных отношений и путей повышения эффективности совместной работы в малых группах. При этом методы АСПО обладают рядом качественных особенностей, отличающих их от других способов направленной передачи знаний. В процессе усвоения специфических социально-психологических знаний и умений происходит обязательное взаимодействие обучаемых.

Это взаимодействие носит не эпизодический, а постоянный характер, поскольку составляет основное содержание тренингового занятия. В таких условиях сама группа, включая ее руководителя, психолога, становится натурной моделью для изучения социально-психологических явлений и формирования коммуникативных умений.

К преимуществам методов активного социального-психологического обучения относят:

– высокий уровень активности участников в ходе всего занятия;

– формирование у них новых ценностных ориентаций и установок в общении, способствующих самораскрытию и самореализации личности;

– приобретение участниками навыков работы в группе;

– развитие у них активной социально-психологической позиции, собственного отношения к проблемам или излагаемому материалу, способности производить значимые преобразования в сфере не только межличностных, но и официальных, деловых отношений;

– выработку «психологического иммунитета» к различным трудным, проблемным ситуациям.

 

2 Неимитационные методы:  активные (проблемные) лекции, дисскусия, круглый стол, пресс-конференция, конференция, мозговая атака, выездные занятия с дискуссией, программированное обучение, выпускная квалификационная (дипломная) работа с защитой, стажировка  без выполнения должностной роли

 

Неимитационные методы обучения характеризуются: отсутствием модели изучаемого процесса, коммуникациями в режиме «вопрос–ответ». Неимитационные методы включают в себя следующие:

-беседа (интеллектуальная, эвристическая, проблемная);

-лекция (бинарная, лекция–консультация, лекция–«провокация», микропреподавание и др.);

-семинар (интеллектуальный штурм, взаимообучение, «чистая страница», «дискуссия» и др.).

Лекция-беседа предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией, при этом используются вопросы к аудитории (озадачивание), которые предназначены для выяснения мнений и уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию материала. Вопросы могут быть простыми (фактологическими) или проблемными, требующими аргументации ответа.

Дискуссионные методы – это вид методов активного социально-психологического обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников «дискуссии».

Групповая дискуссия (от лат. «discussion» – рассмотрение, исследование) – метод организации совместной деятельности, позволяющий воздействовать на мнения и установки участников в процессе непосредственного общения и обмена информацией.

«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.

Приём «пресс-конференция» позволяет нам найти более эффективный способ педагогического общения. Этот приём педагогической техники кратко описан А.А. Гином.  Для приёма «пресс-конференция» не требуется ни предварительной подготовки учеников, ни дополнительного оборудования. Лозунг этого приёма – «здесь и сейчас». Мы наглядно убеждаемся, что педагогический приём – это особым образом организованное педагогическое общение. Учитель в течение 4-5 минут представляет развернутый план изучения нового материала, знакомит учеников, о чём сегодня пойдёт речь. Затем, предлагает устроить своеобразную пресс-конференцию.

Конференции имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными семинарами и тренингами. Самое важное, из которых то, что выступление участников на похожие темы, позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон, исчезает однобокость, присущая при обучении одним преподавателем. 

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

• творческое усвоение школьниками учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требовани­ем, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для моз­гового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

• определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

• планирование общего хода занятия, определение времени каж­дого этапа занятия;

• подбор вопросов для разминки;

• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести ана­лиз и обобщение итогов занятия.

В ходе выездного занятия слушатели работают по опросным листам (карточкам, анкетам). Опросный лист необходимо заранее спланировать: точно определите, что группа будет анализировать.  Не оставляйте дискуссию о визите незавершенной. Это даст возможность каждому слушателю определить, что ему надо конкретно сделать по возвращении домой. Похвалите ответы и подведите итоги. Обобщите результаты.  Выездное занятие – инновационный метод действенного обучения. Данный вид занятия позволяет показать будущую специальность на практике. Студенты не только знакомятся с предприятием, но и дают свою оценку по предложенному преподавателем опросному листу. 

Программированное обучение — обучение по специально разработанной обучающей программе, которое представляет собой определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность педагога и учащихся.

Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, и, в случае необходимости, регулированию программных действий. Учение осуществляется как четко управляемый процесс, изучаемый материал разбивается на небольшие блоки. Они постепенно усваиваются учеником. После изучения каждого блока следует проверка. Если блок усвоен, то происходит переход к следующему. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов.

Дидактические принципы программированного обучения:

1) последовательность;

2) доступность;

3) систематичность;

4) самостоятельность.

Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:

- малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;

- низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой.

- открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов».

- немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;

- индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;

- дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;

- единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа (ВКР) – один из наиболее ответственных, объемных и глубоких по содержанию видов самостоятельной работы студентов, главной целью и содержанием, которого является научное исследование по одному из новых вопросов теоретического или практического характера по профилю специальности. Выполнение выпускной квалификационной работы – заключительный этап обучения в вузе. Студент должен проявить свое умение самостоятельно решать поставленные перед ним научно-методические задачи, используя знания и навыки, приобретенные за время обучения.

Стажировка – обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.

 

3 Имитационные методы

 

Имитационные методы ведущий использует для создания значимых для целей тренинга и конкретных участников ситуаций, в которых члены группы получают возможность апробировать новые способы поведения и деятельности, расширить ролевой репертуар, осознать особенности принятых ими ролевых идентификаций. К имитационным методам относят психогимнастику, ролевые игры, деловые игры, анализ конкретных случаев, медитацию, мозговой штурм, проективное рисование.

Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Их высокий эффект состоит в том, что при усвоении материала достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и не игровые. При этом к не игровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на:

• деловые игры;

• дидактические или учебные игры;

• игровые ситуации;

• игровые приемы и процедуры;

• выделяют ручные (без использования ВТ);

• компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

При этом к игровым процедурам и приемам относят средства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лекцию, творческую задачу - реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию - дискуссию, лекцию - беседу - реализующие принцип диалогового общения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценки, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реализующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для методов активного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Игровые методы: игровое проектирование, стажировка с выполнением должностной роли, разыгрывание ролей, паратеатр, психодрама, деловая игра, тренинги

 

Игровое проектирование - это игровое моделирование процесса решения сложных организационно-экономических задач, имеющих разные варианты решений; с распределением функций между участниками. Этот метод ориентируется на отработку методических решений, плановых заданий, которые требуют много времени.

Специфика игрового проектирования заключается в том, что это интерактивный метод, т. е. все проекты, разрабатываются в рамках группового игрового взаимодействия, а результаты проектирования защищают на межгрупповой дискуссии, по итогам которой можно определить лучший проект и т. д. Методы, используемые в игровом проектировании, выполняют следующие задачи: применение и развитие знаний, умений, навыков в технологии игры; открытие, осознание и демонстрация поведенческих реакций, манер, индивидуального стиля коммуникации и т. д.

Стажировка с выполнением должностной роли – форма и метод активного обучения контекстного типа, при котором "моделью" выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки - выполнение под контролем ее организатора определенных действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения. Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.

Разыгрывание ролей – имитационный игровой метод обучения, характеризующийся следующими основными признаками: наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения (например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание).

Технология паратеатра предусматривает исполнение ведущим трех ролей: сценариста, режиссера и менеджера. Как сценарист ведущий выстраивает сцены в спектакле, соединяя в них различные персонажи в конкретных ситуациях. Актеры (слушатели – участники паратеатра) вольны поступать так, как считают нужным, и текст реплик сочиняют сами.

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы, и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Деловая игра как метод исследования в психологии. Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах.

Тренинг – это психологическое воздействие, основанное на методах активной групповой работы; форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и личностные проблемы участников.

 

5 Неигровые методы: анализ конкретных ситуаций, разбор корреспонденции, действие по инструкции (алгоритму), решение ситуативных и производственных задач

 

Анализ конкретных ситуаций

Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения.

Отличительные черты:

¾              наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;

¾              разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;

¾              обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;

¾              подведение итогов и оценка результатов педагогом.

Другой разновидностью ситуационного анализа является метод разбора деловой корреспонденции, или метод «папки с входящими документами». По-другому его называют «информационным лабиринтом» или «баскет-методом». Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к повседневной деятельности сотрудников. 

Решение ситуационных производственных задач. Этот метод используется для формирования у учащихся профессиональных умений. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед учащимися. Ситуационная задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные. Учащиеся, как правило, получают для решения, так называемые типовые задачи, т. е. характерные для отрасли, производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога и активно усваивает социально-культурный опыт, имеющий форму теоретического знания. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Активное социально-психологическое обучение — психолого-педагогическая форма выработки и совершенствования различных умений и навыков поведения работников, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Активное обучение применяется как для формирования специфических коммуникативных умений у представителей профессий, работающих с людьми, так и в целях повышения общей психологической компетентности, упорядочения культуры психической деятельности организации. В активном социально-психологическом обучении можно выделить три основных методических блока:

а) дискуссионные методы (различные варианты «мозгового штурма»: групповая дискуссия, разбор практических ситуаций, анализ сконструированных ситуаций и т.п.);

б) игровые методы (деловые игры, дидактические и управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др.);
в) социально-психологические тренинги (коммуникативные — постановка поведенческих навыков; сенситивные — тренировка межличностной чувствительности; тренинги личностного роста — преодоление личностных комплексов и барьеров в общении; бизнес-тренинги — техники продаж, ведение переговоров, решение конфликтных ситуаций и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.                 Еромасова, А. А.  Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06613-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471670 (дата обращения: 03.12.2021).

2.                 Зельдович, Б. З.  Активные методы обучения : учебное пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11754-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476277 (дата обращения: 03.12.2021).

3.                 Зельдович, Б. З.  Активные методы преподавания управленческих дисциплин. Ситуационное обучение : учебное пособие для вузов / Б. З. Зельдович. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12568-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476219 (дата обращения: 03.12.2021).

4.                 Кругликов, В. Н.  Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02930-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472338 (дата обращения: 03.12.2021).

5.                 Лапыгин, Ю. Н.  Методы активного обучения : учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02216-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469395 (дата обращения: 03.12.2021).

6.                 Штроо, В. А.  Методы активного социально-психологического обучения : учебник и практикум для вузов / В. А. Штроо. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 277 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02451-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469275 (дата обращения: 03.12.2021).


 

Скачано с www.znanio.ru