ПРЕДМЕ «УСТРОЙСТВО,СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ»
ТЕМА №1: «Конструкция и устройство искусственных сооружений»
Занятие № 2 «Классификация мостов. Водный поток. Водопропускная способность мостов и труб.»
Преподаватель ДВ УЦПК
Комсомольского подразделения Черепанов А.С.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Общие понятия о классификации искусственных сооружениях
1. Классификация мостов по основным признакам
Назначение мостового перехода
3. Значение водопропускной способности мостов и труб
4. Закрепление нового материала
5. Домашнее задание
Мосты классифицируются по различным признакам:
- назначению;
- статической схеме и характеру работы под нагрузкой;
- виду преодолеваемого препятствия;
- расположению уровня проезда относительно несущей конструкции пролетного строения;
- материалу;
- длине моста;
- числу пролетов;
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
мост
назначению
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
железнодорожные, автодорожные, пешеходные, городские, совмещенные (для железнодорожного и автомобильного транспорта), специальные (для трубопроводов и других коммуникаций).
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
мост
По статической схеме и характеру работы под нагрузкой различают мосты: балочные (разрезные, консольные, неразрезные), рамные, арочные, висячие, вантовые, комбинированные
Разрезная система — состоит из ряда балок, причём одна балка перекрывает один пролёт
может применяться при любых типах грунтов.
Недостатки: большое количество деформационных швов и обязательное наличие двух опорных частей на каждой промежуточной опоре.
Неразрезная система — одна балка пролётного строения перекрывает несколько пролётов или сразу все.
Недостаток такой системы — чувствительность к деформации основания.
Консольная система — состоит из двух типов балок. Одни балки опираются на две опоры и имеют консольные свесы.
балочный мост
Мост со сплошными балками
пролётные строения могут изготавливаться как в виде сплошных балок различного сечения, так и в виде решётчатых конструкций, то есть ферм.
Мост со сквозными фермами
Ферменные — как правило, железнодорожные мосты с пролётом свыше 50 м. Преимущества фермы — лёгкая конструкция, позволяющая перекрывать достаточно большие пролёты (обычно от 40 до 150 м). Фермы изготавливают из стандартного стального проката.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост арочный
Арочные мосты — основными несущими конструкциями являются арки или своды
Арочные мосты характерны для горных условий, поскольку позволяют перекрыть больший пролёт, чем балки, а в условиях горного рельефа сооружение дополнительных опор не оправдано.
Арочные мосты могут быть с ездой поверху, понизу и посередине. Опоры арочных мостов всегда массивные, поскольку должны быть рассчитаны и на восприятие распора.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост висячий
мосты, в которых основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (канатов, цепей и т. д.), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост вантовый
несущую конструкцию выполняет вантовая ферма, выполненная из прямолинейных стальных канатов. Ванты прикреплены к пилонам — высоким стойкам, монтируемым непосредственно на опорах
Расчетная длина пролетного строения- расстояние между осями опорных частей пролетных строений.
Высота моста- измеряется от головки рельса до среза фундамента опоры.
Отверстие моста- суммарное расстояние в свету между всеми опорами на уровне расчетного горизонта вод.
Характерные размеры моста и его элементы.
Подмостовое русло и регуляционные сооружения
35.
Мостовым переходом принято называть комплекс инженерных сооружений, возводимых при пересечении дорогой водной преграды. В его состав входят мост, подходы к нему, регуляционные сооружения, берегоукрепительные устройства и ледорезы.
1 - насыпь подхода
2 - струенаправляющая дамба
3 - мост
4 - граница затопления поймы
5 - укрепление берега
б - траверса
Мостовой переход
Мостовым переходом называют комплекс инженерных сооружений, возводимых при пересечении дорогой водной преграды. В его состав входят мост, подходы к нему, регуляционные сооружения, берегоукрепительные устройства и ледорезы
Мостовой переход
Струенаправляющие дамбы сооружают у береговых опор в виде земляных насыпей с трапециевидным поперечным сечением, придавая им в плане очертание, способствующее плавному протеканию в отверстие моста водного потока с верховой части реки.
Мостовой переход
Дамбы– отводят поток воды от насыпи, предохраняют от подмыва береговые устои моста.
Траверсы – это короткие поперечные дамбы, препятствующие течению воды вдоль насыпи и предохраняющие её от разрыва.
Расходом считают количество воды в кубических метрах, протекающей через поперечное сечение водотока за 1 с. В трубах расход редко превышает 100 м3/с, а в мостах через большие реки он достигает десятков тысяч кубических метров в секунду.
Водопропускная способность мостов и труб
Водный поток, его расход и соответствующий уровень воды неодинаковы в разные годы. Для определения отверстия мостов и труб принимают расчетный расход (и расчетный уровень воды), который можно ожидать в среднем 1 раз за 100 лет (а на железнодорожных линиях III категории за 50 лет)
Водопропускная способность мостов и труб
Подмостовой габарит или Габарит приближения строений – это предельное перпендикулярное продольной оси проезжей части очертание подмостового пространства, предназначенного для пропуска судов и плотовых составов, внутрь которого не должны заходить элементы конструкций моста и расположенные на нем устройства, включая навигационные знаки.
Водопропускная способность мостов и труб
Для пропуска под путепроводом местной полевой дороги наименьшее отверстие должно составлять 6м в ширину и 4,5м в высоту, а для скотопрогонов, соответственно 4 и 2,5м.
Водопропускная способность мостов и труб
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.