Классификация простых задач.
1. Простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий:
- нахождение суммы двух чисел: Девочка вымыла 3 глубокие тарелки и 2 мелкие. Сколько всего тарелок вымыла девочка?
- нахождение остатка: На санках с горы катались 7 детей. Трое ушли домой. Сколько детей осталось?
- нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения): Змей Горыныч приказал кузнецу сделать для его дворца 3 замка и к каждому замку 3 ключа – медный, серебряный и золотой. Сколько ключей должен сделать кузнец?
- деление на равные части: В цирке было 12 собачек. Половина всех собачек были белыми. Сколько белых собачек выступало в цирке?
- деление по содержанию: Каждая бригада школьников вскопала по 12 грядок, а всего они вскопали 48 грядок. Сколько бригад выполняли эту работу?
2. Простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. К ним относятся задачи на нахождение неизвестных компонентов:
- нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому: Девочка вымыла несколько глубоких тарелок и 2 мелкие, а всего она вымыла 5 тарелок. Сколько глубоких тарелок вымыла девочка?
- нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому: Лена собрала 40 съедобных грибов и несколько червивых. Всего она собрала 50 грибов. Сколько червивых грибов собрала Лена?
- нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности: Еж нес несколько яблок. По дороге он потерял 5 яблок, и у него осталось только 3 яблока. Сколько яблок нес ежик?
- нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности: Ребята сделали 6 скворечников. Когда несколько скворечников они повесили на дерево, у них еще осталось 4 скворечника. Сколько скворечников ребята повесили на дерево?
- нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю: Неизвестное число умножили на 8 и получили 32. Найти неизвестное число.
- нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю: 9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.
- нахождение делимого по известным делителю и частному: Неизвестное число разделили на 9 и получили 4. Найти неизвестное число.
- нахождение делителя по известному делимому и частному: 24 разделили на неизвестное число и получили 6. Найти неизвестное число.
3. Задачи, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения. Простые задачи, связанные с понятием разности (6 видов):
- разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел
(2 вида): Оле 5 лет, а брату 3 года. На сколько лет Оля старше брата? (1 вид),
Одна белочка заготовила на зиму 4 десятка орехов, а другая – 5 десятков. На сколько меньше орехов заготовила первая белочка? (2 вид);
- увеличение числа на несколько единиц (прямая и косвенная форма): Вини-Пух собрал 3 стаканчика черники, а малины – на 4 стакана больше. Сколько стаканов малины собрал Вини-Пух? (прямая форма); На чемпионате школы по футболу Ваня забил 5 голов, это на 2 гола меньше, чем забил Дима. Сколько голов забил Дима? (косвенная форма);
- уменьшение числа на несколько единиц (прямая и косвенная форма): На строительство 1 дома затратили 10 недель, а другой построили на 2 недели быстрее. Сколько недель строили второй дом? (прямая форма); Капризуля наплакала за день 10 ковшей слез. Это на 2 ковша больше, чем наплакала Несмеяна. Сколько слез наплакала Несмеяна? (косвенная форма).
Простые задачи, связанные с понятием кратного отношения (6 видов):
- кратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения двух чисел (2 вида): На одной полке 16 книг, а на другой – 8. Во сколько раз больше книг на первой полке, чем на второй? (1 вид); Маша купила 12 карандашей и 3 ручки. Во сколько раз меньше Маша купила ручек, чем карандашей? (2 вид);
-увеличение числа в несколько раз (прямая и косвенная форма): У Вити 4 солдатика, а у Саши в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Саши? (прямая форма); У Пети 6 значков, это в 2 раза меньше, чем у Тани. Сколько значков у Тани? (косвенная форма);
- уменьшение числа в несколько раз (прямая и косвенная форма): В первый день турист прошел 20 км, а во второй день – в 2 раза меньше. Сколько километров прошел турист во второй день? (прямая форма); Один метр шелка стоит 90 рублей, в 3 раза дороже, чем один метр ситца. Сколько стоит один метр ситца? (косвенная форма).
Это основные виды простых задач, они не исчерпывают всего многообразия задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.