КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности), методы тренинга (активного социально - психологического воздействия в процессе обучения), методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии (внушения).
Иконка файла материала Классификация методов обучения и воспитания.doc
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют (лекция,   рассказ,   показ­демонстрация, на  методы   преподавания  объяснение,   беседа   и   др.),  методы   учения  (слушание,   осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе   практические   работы,   учебное   исследование   и   др.)   и   методы контроля  (опрос,   контрольная,   коллоквиум,   зачет,   экзамен,   защита проекта и др.) (Низамов Р.А. ­ 1975; Харламов И.Ф. ­ 1990 и др.) По источникам и способам передачи информации выделяют словесные, наглядные   и   практические   методы.   В   зависимости   от   характера дидактических задач выделяют  методы приобретения знаний, методы формирования   умений   и   навыков,   методы   формирования   творческой деятельности   и   методы   контроля   знаний,   умений   и   навыков (Педагогика   ­   1988).   В   соответствии   с   характером   познавательной деятельности   учащихся   выделяют  объяснительно­иллюстративные, репродуктивные,   проблемные,   эвристические   и   иследовательские методы (Лернер И.Я. ­ 1980; Скаткин М.Н. ­ 1984 и др.) В последнее время все большее распространение  получают игровые методы обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе   имитационного   моделирования   ситуаций   реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и   совместной   деятельности),  методы   тренинга  (активного   социально   ­ психологического   воздействия   в   процессе   обучения),  методы интенсивного   изучения   иностранных   языков   с   использованием элементов   суггестии  (внушения).   Иногда   ряд   перечисленных   выше методов объединяют в группу с условным названием “Активные методы обучения”,   подразумевая   предполагаемое   ими   более   активное   участие обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия[9].  годах   методы программированного обучения с жестким пошаговым контролем действий учащегося   уступил   свое   место   гораздо   более   гибким  методам компьютеризированного   обучения,   основанного   на   использовании автоматизированных обучающих систем обучения (АСУ). Получившие   интенсивное   развитие   в   60­ч Популярные в свое время  методы гипнопедии  (обучения во сне) не оправдали   возлагавшихся   на   них   надежд   и   отвергнуты   современной дидактикой,   в   частности,   из­за   прямой   угрозы   психическому   здоровью человека,   возникающей   в   следствие   некритического   усвоения   часто чужеродного   материала   без   активной   переработки   его   на   уровне сознательной деятельности.Методы воспитания (в узком смысле) как самостоятельные методы в практике   профессиональной   школы   с   трудом   поддаются   выделению   и классификации,   ибо   воспитание   должно   быть   органически   включено   в процесс   обучения.   К   ним   можно   отнести  метод   личного   примера  в поведении   преподавателя,  метод   доверительного   межличностного общения,    проведение   мероприятий   за   рамками   учебного   плана (культурные   мероприятия,   социально   значимые   акты,   участие   в общественной жизни и т.п.). Процесс   обучения   и   воспитания   основан   на   теории   поэтапного формирования   умственных   действий   и   умений   (П.Я.   Гальперин).   В условиях   компьютеризации   учебного   процесса   и   создание   рейтинговой системы контроля знаний эта теория имеет первостепенное значение. Компьютерные   технологии   обучения   позволяют   осуществить разработку   экспертно­обучающих   систем   оценки   знаний,   умений   и навыков,   в   основу   таких   экспертных   систем   должны   быть   положены принципы   теории   поэтапного   формирования   умственных   действий   и умений. Среди этих принципов выделяю следующие: Переход   к   планированию   учебного   процесса   в   соответствии   с   уровнем усвоения знаний. Введение   в   учебный   процесс   количественного   измерителя   степени законченности процесса обучения в виде коэффициента усвоения. Экспертно­обучающая   система   оценки   знаний,   умений,   навыков   должна создаваться с учетом двух выше названных принципов.