В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности), методы тренинга (активного социально - психологического воздействия в процессе обучения), методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии (внушения).
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют
(лекция, рассказ, показдемонстрация,
на
методы преподавания
объяснение, беседа и др.),
методы учения (слушание, осмысление,
упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том
числе практические работы, учебное исследование и др.) и методы
контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита
проекта и др.) (Низамов Р.А. 1975; Харламов И.Ф. 1990 и др.)
По источникам и способам передачи информации выделяют словесные,
наглядные и практические методы. В зависимости от характера
дидактических задач выделяют методы приобретения знаний, методы
формирования умений и навыков, методы формирования творческой
деятельности и методы контроля знаний, умений и навыков
(Педагогика 1988). В соответствии с характером познавательной
деятельности учащихся выделяют объяснительноиллюстративные,
репродуктивные, проблемные, эвристические и иследовательские
методы (Лернер И.Я. 1980; Скаткин М.Н. 1984 и др.)
В последнее время все большее распространение получают игровые
методы обучения (учебные деловые или деятельностные игры основаны на
принципе имитационного моделирования ситуаций реальной
профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности
и совместной деятельности), методы тренинга (активного социально
психологического воздействия в процессе обучения), методы
интенсивного изучения иностранных языков с использованием
элементов суггестии (внушения). Иногда ряд перечисленных выше
методов объединяют в группу с условным названием “Активные методы
обучения”, подразумевая предполагаемое ими более активное участие
обучаемого в планировании и проведении самого учебного мероприятия[9].
годах методы
программированного обучения с жестким пошаговым контролем действий
учащегося уступил свое место гораздо более гибким методам
компьютеризированного обучения, основанного на использовании
автоматизированных обучающих систем обучения (АСУ).
Получившие интенсивное развитие в 60ч
Популярные в свое время методы гипнопедии (обучения во сне) не
оправдали возлагавшихся на них надежд и отвергнуты современной
дидактикой, в частности, изза прямой угрозы психическому здоровью
человека, возникающей в следствие некритического усвоения часто
чужеродного материала без активной переработки его на уровне
сознательной деятельности.Методы воспитания (в узком смысле) как самостоятельные методы в
практике профессиональной школы с трудом поддаются выделению и
классификации, ибо воспитание должно быть органически включено в
процесс обучения. К ним можно отнести метод личного примера в
поведении преподавателя,
метод доверительного межличностного
общения,
проведение мероприятий за рамками учебного плана
(культурные мероприятия, социально значимые акты, участие в
общественной жизни и т.п.).
Процесс обучения и воспитания основан на теории поэтапного
формирования умственных действий и умений (П.Я. Гальперин). В
условиях компьютеризации учебного процесса и создание рейтинговой
системы контроля знаний эта теория имеет первостепенное значение.
Компьютерные технологии обучения позволяют осуществить
разработку экспертнообучающих систем оценки знаний, умений и
навыков, в основу таких экспертных систем должны быть положены
принципы теории поэтапного формирования умственных действий и
умений. Среди этих принципов выделяю следующие:
Переход к планированию учебного процесса в соответствии с уровнем
усвоения знаний.
Введение в учебный процесс количественного измерителя степени
законченности процесса обучения в виде коэффициента усвоения.
Экспертнообучающая система оценки знаний, умений, навыков должна
создаваться с учетом двух выше названных принципов.